Церковь прав. Лазаря находится на территории, на которой первоначально находились основные деревянные постройки основанного в 1712 году Александро-Невского монастыря, а теперь расположено Лазаревское кладбище ("Некрополь XVIII века"). Первоначально на этом месте находилась деревянная Благовещенская церковь - самый старый храм монастыря, построенный в 1712-1713 гг. В 1717 г. рядом с ней была построена маленькая каменная церковь ("палатка") прав. Лазаря над могилой царевны Натальи Алексеевны, сестры Петра I; в 1723 г. прах Натальи Алексеевны перенесли во вновь построенную каменную Благовещенскую церковь. В 1787-1790 гг. к Лазаревской церкви были пристроены трапезная, ризница, притвор, а старая церковь превратилась в алтарную часть нового храма. В результате этого расширения храм приобрел нынешние размеры.
В стенах нового храма оказались погребения первой половины - середины XVIII века, которые до этого были в деревянной Благовещенской церкви и рядом с ней. В их числе могилы соратников Петра I - генерал-фельдмаршала Б.П. Шереметева, И.Ю. Трубецкого, также одной из первых русских поэтесс А.Ф. Ржевской и др. Всего в храме около 50 захоронений.
Со времени Петра I Лазаревская церковь была семейной усыпальницей Шереметевых. В 1835 - 1836 по заказу Д.Н. Шереметева храм был капитально перестроен и приобрел нынешний вид. Автор проекта перестройки - архитектор Л.Я. Тиблен.
После революции церковь была закрыта. В 1923 г. здание было передано обществу "Старый Петербург", а с 1932 г. оно стало принадлежать вновь созданному "Музею-некрополю" (ныне Музей городской скульптуры). В 30-х годах в Лазаревскую усыпальницу перенесли некоторые надгробия из разгромленных Федоровской и Духовской церквей Александро-Невской лавры. Внутри церкви находится ценнейшее собрание старинных надгробий (которое, однако, практически недоступно посетителям Музея городской скульптуры; мне лично ни разу в жизни не довелось побывать в Лазаревской усыпальнице: каждый раз, когда я прихожу в Музей городской скульптуры, церковь оказывается закрыта.)
Церковь Лазаря Четверодневного в наше время по-прежнему не действует. Как видно на фотографиях, на ней даже нет креста.
ЛИТЕРАТУРА: 1. Александро-Невская Лавра. Архитектурный ансамбль и памятники некрополей. Л., "Художник РСФСР", 1986. 2. В.В. Антонов, А.В. Кобак. Святыни Санкт-Петербурга. Историко-церковная энциклопедия в трех томах. Том первый. Издательство Чернышева, СПб, 1994. 3. Архитекторы-строители Санкт-Петербурга середины XIX - начала XX века. Справочник. Под общей редакцией Б.М. Кирикова. "ПИЛИГРИМ", СПб, 1996