Церковь вмц. Варвары при дворце гр. С. Д. Шереметева Государственный канцлер кн. Алексей Михайлович Черкасский (1680–1742) был одним из богатейших людей страны, владельцем 70 000 крепостных. Он жил первоначально на Городовом острове (Петроградской стороне), в доме на берегу М. Невы, где в 1723 была освящена „для немощи супруги его“ домовая церковь во имя святой, тезоименитой единственной дочери князя. Поскольку дом подлежал сносу, 12 мая 1738 церковь в нем упразднили, а антиминс 1711 года передали в Троицкий собор (собор ПРЕСВЯТОЙ ТРОИЦЫ, Троице-Петровский). Храм восстановили на Адмиралтейской стороне, в новом доме, проект которого князь заказал П. М. Еропкину. В 1741 церковь уже действовала, и в ней служил о. Леонтий Трофимов. Трехэтажный барочный особняк был окончен только в 1745, уже после смерти канцлера, и унаследован его второй женой – статс-дамой кн. Марией Юрьевной, урожд. Трубецкой, с кончиной которой в 1747 церковь была закрыта. Ее убранство перешло к дочери – Варваре Алексеевне в Шереметевский дворец (церковь вмц. ВАРВАРЫ при дворце гр. С. Д. Шереметева), где 26 октября 1750 состоялось новое освящение семейного храма.
Дом на Неве был в 1807–1809 перестроен Воронихиным для Департамента уделов, а в 1857–1861 – А. И. Штакеншнейдером во дворец вел. кн. Михаила Николаевича, тоже имевший свой храм (см. церковь МИХАИЛА АРХАНГЕЛА при дворце вел. кн. Николая Михайловича). Церковь вмц. ВАРВАРЫ при дворце гр. С. Д. Шереметева была в Петербурге самая старая и богатая домовая церковь, принадлежавшая частному лицу. Ее устроил в 1733 в своем деревянном „Фонтанном доме“ фельдмаршал Б. П. Шереметев, сподвижник Петра I, в память о покойной жене Варваре Алексеевне (урожд. кн. Черкасской). В октябре 1749 сюда из церкви в доме ее отца на Б. Невке (упраздненная церковь вмц. ВАРВАРЫ в доме кн. А. М. Черкасского) перенесли иконостас и утварь закрытого там храма. После того как в 1742–1750 дворец на Фонтанке, недалеко от Невского, был перестроен (арх. С. И. Чевакинский?) и принял нынешний барочный вид, храм переместили на второй этаж южной, садовой половины и 26 октября 1750 освятили. Здесь он оставался до своего закрытия 7 сентября 1918. Дважды за историю храма в нем производились переделки: в 1794–1795 (по проекту И. Е. Старова) и в 1859–1860 (акад. Д. В. Кабановым). Будучи большими любителями церковного пения, Шереметевы содержали прекрасный хор из крепостных, который особенного расцвета достиг в 1840–1860-е при гр. Д. Н. Шереметеве. В то время хором руководил известный духовный композитор Г. Я. Ломакин.
Много лет спустя предпоследний владелец дворца известный историк гр. С. Д. Шереметев вспоминал: «... начиналась дивная служба Великого четверга. Раздается стройное, чудное пение. Кто не плакал, слушая умилительный напев Львова „Вечери Твоея тайныя“. Такие минуты не забываются». Множество старинных икон украшало домовый храм, прежде всего „образную“ при нем: Феодоровская и Иерусалимская Божия Матерь, Благовещение, приписываемое Ф. Ушакову, Спас в золотом с бриллиантами окладе, Троица, написанная на куске мамрийского дуба, прпп. Антоний и Феодосий Печерские кисти В. Л. Боровиковского. В 1858 акад. П. Е. Заболоцкий исполнил иконы: св. Александра Невского, св. цар. Александры и свт. Митрофана Воронежского. В серебряном ковчеге работы известного ювелира Ф. А. Верховцева сохранялись мощи разных святых, в том числе вмц. Варвары. Мощи содержал также серебряный напрестольный крест 1699; в другом кресте 1694 хранились частицы Креста Господня и ризы Богоматери. Парчовые облачения, шитые золотом, серебром и жемчугом, согласно преданию, были сделаны по заказу Ермака. XVII веком датировалось Евангелие, хоругвь и целый ряд фамильных икон, среди них – свт. Димитрия Ростовского, с которым фельдмаршал учился вместе в Киеве.
Привлеченные уставной службой и пением, в храме любили бывать известные церковные деятели прошлого – А. С. Норов и А. Н. Муравьев, о чем сообщает в своих воспоминаниях гр. Сергей Дмитриевич Шереметев. В 1870–1909 здесь служил прот. Николай Алексеевич Лебедев, которого сменил прот. Александр Павлович Благовещенский. В 1900 граф основал при церкви попечительство, на которое пожертвовал 100 тыс. руб. Последняя служба в храме состоялась на Пасху 1917 года. В 1918 граф отдал свой дворец государству, которое открыло в нем музей, ликвидированный шесть лет спустя.
В 1932 в церкви устроили Арктический музей. Охраняемое государством здание долго было занято Научно-исследовательским институтом Арктики и Антарктики, но в 1990 передано музею музыки, и в нем сейчас ведется кропотливая реставрация.
В 2008г. администрация центрального района Петербурга объявила конкурс на его восстановление. Согласно техническому заданию, реконструкция пройдет в домовой церкви и комнате Прасковьи Жемчуговой - крепостной актрисы. На реставрацию комнаты будет затрачено более 5,6 млн. рублей. Консервация настенной живописи в храме и восстановление его интерьера обойдутся более чем в 4 млн. рублей. По условиям конкурса, все работы проходят с соблюдением технологий, предусмотренных для памятников истории и культуры. При этом музей закрываться не будет.
В марте 2009 г. в храме Святой Варвары заканчивается восстановление росписи купола, к середине мая будут отремонтированы окна и паркет. В дальнейшем предстоит реконструировать иконостас церкви, который будет воссоздаваться на средства спонсоров, сообщает Петербургская епархия. В мае 2009 г. должна была завершиться реставрация храма. Попасть сюда на службу можно будет только по пригласительным билетам. Избирательный подход к прихожанам имеет исторические корни. Храм никогда не был приходским, службы в нем проходили для узкого семейного круга.
Информация с сайтов: http://www.encspb.ru/article.php?kod=2804676370, http://www.encspb.ru/article.php?kod=2804678362, http://www.cnlnews.tv/2008/09/02/temple/ (по материалам: «Интерфакс-религия»), http://www.klikovo.ru/db/msg/15225