Церковь св. и пр. Симеона Богоприимца и Анны пророчицы находится в Литейной части на левой стороне реки Фонтанки, на углу Моховой. Церковь, первоначально деревянная, была построена, по повелению императора Петра I, с двумя престолами: главный во имя св. и пр. Симеона Богоприимца и Анны Пророчицы, в честь тезоименитства старшей дочери Петра Великого цесаревны Анны Петровны, а придельный во имя Архистратига Михаила.
Основание первоначальной деревянной церкви, по существующим описаниям церквей столицы и по клировым ведомостям, относится к 1712 г.; но в доношении св. Синоду местных священников Иоанна Панова и Иоанна Иванова с причтом и приходскими людьми в ноябре месяце 1727 г. о крайнем обветшании этой церкви и необходимости построения на ее месте новой, построение первоначальной церкви отнесено к 1714 году. В том же доношении сказано, что сия церковь была построена тщанием и попечением государя цесаревича Алексея Петровича. Место, где стояла первоначальная Симеоновская церковь, было к востоку в 11 саженях от алтаря ныне существующей церкви. Она, как видно из некоторых документов, не отличалась ни поместительностью, ни прочностью, как и вообще церкви, воздвигнутые при основании Петербурга.
В октябре 1731 г. была заложена новая, ныне существующая, каменная церковь, с деревянными куполом и верхом колокольни, по повелению императрицы Анны Иоанновны, которой тезоименитство праздновалось тоже 3 февраля в день св. и прав. Симеона Богоприимца Анны пророчицы, и к приделу Архистратига Михаила прибавлен другой левый придел во имя преп. Ефрема Сирина, в память дня рождения высочайшей строительницы храма. Время основания храма означено на медной доске в западной стене храма - лето 1731 октября 5 дня.
Новая церковь устроена по плану архитектора Михаила Земцова и через 2 года была постройкою окончена. Проект иконостаса для оной приписывается сочинению высокопреосвященного Феофана, а образа в иконостас были писаны в количестве 20 московскими иконописцами Василием Васильевым, подпись которого и значится на нескольких образах, и Андреем Поспеловым, которые писали св. образа и в Петропавловскую церковь в С.-Петербурге, на дубовых досках из их материала, по договору, заключенному с ними в феврале 1731 г., по указу ее императорского величества на сумму 1040 рублей.
Освящение главного престола совершено 27 января 1734 г., с величайшею торжественностью, в присутствии самой императрицы. В освящении участвовали: Синодальные члены высокопреосвященные Феофан, архиепископ Великоновгородский и Великолуцкий, Питирим, архиепископ Нижегородский и Алаторский, преосвященные Иларион, архиепископ Казанский и Свияжский, Варлаам, архиепископ Псковский и Нарвский, Гавриил, епископ Суздальский и Юрьевский, грузинские - Роман, митрополит Самптаврийский и Горский, и Иосиф, архиепископ Самбельский. Кроме архиереев были: шесть архимандритов, 4 протоиерея, 8 иеромонахов и священников, 3 протодиакона, 36 иеродиаконов, диаконов, иподиаконов и певчих Синодальных и архиерейских с подъяками 91 человек.
Придел во имя пр. Ефрема Сирина был освящен 25 января 1734 г. Троицкого Сергиева монастыря архимандритом Варлаамом с Московского Благовещенского собора протопресвитером Иоанном Симеоновым и прочим духовенством, а придел во имя Архистратига Михаила освящен 8 ноября того же года Синодальными членами: Московского Чудова монастыря архимандритом Аароном и Благовещенского Собора протопресвитером Иоанном Симеоновым с прочим духовенством.
Императрица причислила новосозданный храм к придворным, часто его посещала сама и особенно заботилась о благолепии его. В высокоторжественные и царские дни здесь собиралось для молебствий духовенство столичных церквей до времени открытия храма Казанской Богоматери в 1737 году, а в дни рождения и тезоименитства императрицы, т.е. 28 января и 3 февраля, торжественные архиерейские богослужения были отправляемы и в последующие годы до кончины государыни.
Со времени же рождения великой княжны Анны Павловны, впоследствии королевы Нидерландской, и последовавшего затем присвоения Симеоновской церкви ордена св. Анны в царствование императора Павла I, архиерейские торжественные богослужения опять стали совершаться в ней 3 февраля в честь тезоименитства царственной особы, а также в честь кавалерского и храмового праздников.
В 1737 г., по указу ее величества, были перевезены из Петропавловской крепости для постановления на колокольне Симеоновской церкви часы с курантами, снятые с церкви Воскресения Христова, что на Васильевском острове, и для игры курантов было вылито мастером Петром Леклером 25 колоколов по данным моделям от колокольного мастера Ферстера. Часы эти в последствии времени, неизвестно когда именно, сняты и памятником их можно считать один разбитый колокол около 10 пудов весом с английскими надписями 1685 г., который тоже в последнюю перестройку храма за негодностью к употреблению снят с колокольни.
По кончине императрицы Анны Иоанновны, в Симеоновскую церковь был перенесен и поставлен над главным престолом балдахин, шитый по малиновому бархату золотом с бахромою и кистями золотыми, служивший при погребении тела государыни.
В 1772 г. устроен был в середине Симеоновской церкви и 16 февраля освящен третий придел во имя св. великомученика Евстафия Плакиды, в память рождения наследника престола цесаревича и великого князя Павла Петровича, которое случилось 20 сентября на день сего святого. Со времени устроения третьего придела церковь была разделена на холодную и теплую: в холодной было три престола, устроенные в начале все в ряд под одним иконостасом, а в теплой - один новопоставленный престол. Кроме того, при входе в церковь по обеим сторонам были сделаны женские места, отделявшиеся перегородками с возвышением пола.
В 1797 г. император Павел I присвоил Симеоновскую церковь ордену св. Анны и велел поставить над главным входом в нее с западной стороны деревянный знак сего ордена, прилично украшенный; а внутри храма у правой колонны, ближайшей к алтарю, устроить императорское место из малинового бархата с золотым позументом. В то же, вероятно, время была сделана на левой стороне, против Царского места, проповедническая кафедра.
В 1802 г. Симеоновская церковь была перечислена из придворного ведомства в епархиальное. С сего времени по 1808 г. произведены в ней значительные исправления и произошли некоторые изменения во внутренности ее при церковном старосте с.-петербургском купце Иване Васильевиче Тарасове. Так внутри церкви сделаны во всех окнах новые летние и зимние рамы, в двух боковых входах - большие железные двери, св. образа поновлены, все стены выкрашены, пересланы полы и в теплой церкви уничтожены возвышения для женских мест и перегородки, кроме тех стеклянных, которые отделяли холодную церковь от теплой, наконец, для большего распространения храма 3-й придел во имя вмч. Евстафия упразднен, и церковь сделана вся теплою.
Снаружи, к северной стене алтаря, подле придела пр. Ефрема Сирина, сделана каменная пристройка для ризницы, казнохранилища и разжигания угля; на углу ограды по Симеоновской и Моховой улицам построена, под один стиль с церковью, часовня для поставления снаружи образов, а внутри с тремя маленькими покоями, назначенными первоначально для жительства церковнослужителям и сторожам и для кладовой, ныне в среднем покое поставлена часовенка, иконы и выручка для продажи свеч, а в двух боковых помещаются сторожа; сама ограда церкви возвышена и починена.
При настоятеле церкви протоиерее Петре Вигилянском и при церковных старостах Павле Сутугине и Сильвестре Шишкине, отличавшемся особенною распорядительностью и ревностью к благолепию храма, церковь в течение нескольких лет, начиная с 1834 по 1839 гг., опять возобновлена снизу до верху и приведена в тот вид, в каком она существовала до ныне.
В эти годы, именно в 1834 г. была разобрана вся деревянная верхняя часть колокольни, где ветхое заменено новым, шпиль покрыт новым железом и крест вновь позолочен; на церкви повредившееся железо заменено новым и весь фасад церкви и колокольни, равно как и церковная ограда с часовнею, исправлены и выкрашены. Не видно однако ж, чтобы и деревянный купол на церкви был перестроен, на что дано было разрешение епархиальным начальством еще в 1825 году, если, сказано в указе, этот купол окажется ветхим и к починке негодным, не отступая, точно от прежнего фасада.
В 1838 г. была возобновлена и исправлена вся внутренность церкви: иконостас и все киоты для икон вызолочены лучшим червонным золотом и выкрашены, живопись в иконостасе и на стенах вычищена и исправлена, а в царских вратах придела Михаила Архангела 6 образов написаны вновь академиком Антонелли; иконостас местами починен и обшит досками с алтарной стороны, полы черные чистые насланы вновь с положением под ними новых балок, серебряные ризы на местных образах и лампады отбелены, все стены храма и купол окрашены голубою клеевою краскою, печи и окна исправлены, даже срачицы на престолах и жертвенниках сделаны новые; наружный фасад церкви с церковною оградою вновь окрашены, с исправлением штукатурки; орденский знак над входными западными дверьми вновь выбронзирован.
А чтобы во время производства работ богослужение в храме не прекращалось, для совершения оного были устроены посреди церкви временные алтари, отделявшиеся от главного иконостаса дощатою обшивкою. При этом общем возобновлении церкви царское место, балдахин над престолом и проповедническая кафедра за ветхостью упразднены. В 1839 г. переделано помещение для ризницы, с перенесением входа в алтарь с северной на восточную сторону. Стоимость всех исчисленных работ по колокольне, церкви и церковной ограде, как видно из приходо-расходных книг за показанные годы, простиралось до 14 600 руб. асс.
Надо заметить, что исправления и переделки в церкви были разрешаемы и производимы не иначе, как с сохранением прежнего стиля и без отступления от наружного фасада, а потому Симеоновская церковь сохранила доселе свой первоначальный вид. Небольшое отступление от прежнего фасада допущено только пристройкою к северной части алтаря, обращенной внутрь церковного двора, для удобнейшего помещения ризницы, казнохранилища, архива и библиотеки.
С 1839 г., в течение 30 лет, в Симеоновской церкви не было значительных исправлений, кроме необходимых ремонтировок, вследствие чего церковь пришла в крайнее обветшание и требовала не только полного реставрирования, но и капитальной перестройки в некоторых частях. К этому делу было приступлено в 1868 г.
Самое живое участие принимал в нем прихожанин, действительный статский советник, с.-петербургский 1-ой гильдии купец Василий Федулович Громов, который... пожертвовал на перестройку храма 30 000 руб. билетами государственного банка. По его поручению составлен был академиком архитектором Фомой Ивановичем Винтергальтером первый план перестройки, с значительными отступлениями от старого плана. Но план, составленный Винтергальтером, хотя соответствовал современным требованиям вкуса и искусства, а также желанию жертвователя, не был одобрен и утвержден с.-петербургским строительным отделением, в виду точного смысла ст. 207 том XII уст. строит., ограждающей все древние церковные постройки от произвольной переделки их в модном вкусе, а Симеоновская церковь есть самая старейшая из церковных построек прошлого столетия, единственная остающаяся до ныне без видоизменения; причем строительное отделение признало возможным реставрировать этот храм в первоначальном стиле.
Согласно этому журнальному постановлению строительного отделения, академиком Винтергальтером составлен был новый план на реставрирование Симеоновской церкви и при ней каменной часовни в первоначальном стиле, с возведением каменных пристроек, и устроением новой церковной ограды, с заменою прежней деревянной решетки железною. План этот был утвержден 11 апреля 1869 года и препровожден для исполнения с тем, чтобы: подвалы и передняя часть церкви были покрыты кирпичными сводами, оставляя каменные столбы внутри храма в существующем виде; чтобы ветхий деревянный портик у южного бокового входа был заменен каменным, с сохранением характера его архитектуры; чтобы при перестройке храм был снабжен хорошей системой отопления и вентиляции.
Для исполнения работ епархиальным начальством учреждена временная строительная комиссия в составе местного настоятеля, протоиерея Н.П. Содальского с прочими священнослужителями, церковного старосты, купца Ф.В. Романова и прихожан. По составлении и утверждении надлежащих смет, к работам было приступлено в мае 1870 г., а для производства отправления богослужения была выстроена в том же месяце мае временная деревянная церковь внутри церковной ограды с двумя престолами.
Все работы вполне были окончены через два года к октябрю 1872 г. Они заключались в следующем:
- По колокольне: два верхних деревянных яруса заменены новыми каменными, а для укрепления двух нижних ярусов выведены внутри колокольни стенки по цементу под двумя арками; шпиль деревянный устроен вновь, крест над шпилем с шаром вызолочены под огонь; под колокольнею сторожка и кладовая перестроены. Но только лишь колокольня была отстроена и леса сняты, как ударом молнии во время сильной грозы, разразившейся над местностью церкви, 26 июля 1871 г., произведены были значительные наружные повреждения в двух верхних ярусах колокольни, каковые вновь исправлены с надлежащею прочностью.
- По церкви: вновь устроены под всею церковью кирпичные своды, полы настланы новые - в церкви из соснового паркета, а в алтарях и на предалтарной солеи - из дубового; верхние своды над переднею частью церкви в замен прежних потолков, и в алтаре устроены новые деревянные, под штукатуркою, с возвышением передней части; в главном куполе повредившиеся части заменены новыми; рамы как в куполе, так и во всей церкви поставлены новые, с железными решетками по новому рисунку; печи с вентиляциею сложены новые по системе пиротехника Давыдова; вся церковь покрыта новым железом, а по низу обложена новым цоколем; стены как наружные, так и внутренние снова оштукатурены и выкрашены; корона над главным куполом и шар с крестом вновь вызолочены. К северной стороне алтаря сделана новая пристройка для ризницы и входа. Над ризницею, по особому разрешению св. Синода,устроен новый 4-й придел в честь местно чтимого образа Божией Матери, именуемой Троеручицею, для отправления заказных служб. Внутреннее устройство этого придела и снабжение изящною и благолепною утварью произведено членом строительной комиссии, статским советником Климовым. В главной церкви иконостас устроен новый, по рисунку академика Винтергальтера, с удержанием стиля прежнего иконостаса. Живопись в иконостасе и стенных образах возобновлена художником Емельяновым; рамы и киоты вызолочены вновь; утварь и серебряные ризы выбелены с новою позолотою, где следует с исправлением их и добавкою серебра. С западной, северной и южной сторон храма устроены новые крыльца со входами; над первым поставлен железный зонтик, над южным - портик, вместо деревянного, устроен каменный по прежнему рисунку, а над северным крыльцом сделан каменный тамбур со входом в главную церковь и лестницею для входа в новый малый придел. Одним словом, церковь вся перестроена заново, с сохранением только каменного ее остова и верхних частей главного деревянного купола и с удержанием прежнего архитектурного характера.
- По церковной ограде: она вся сложена вновь из цоколя и обнесена железною бронзированною решеткою с тремя воротами, железными же; часовня на углу ограды перестроена, вновь покрыта листовым железом и крест над нею вызолочен, иконостас внутри возобновлен с позолотою по местам; в церковной ограде проложены подземные трубы для стока воды и устроен сад; кругом церкви для крестных ходов настланы широкие плитные тротуары, таковые же тротуары положены и по наружной стороне ограды.
Стоимость всех этих работ: капитальных, художественных и земляных - простирается до 70 000 руб. сер., не считая внутренней отделки нового придела и пожертвований вещами на украшение храма. Капитал приобретен от усердствующих к храму Божию прихожан и частью от обычных церковных доходов.
В настоящее время храм имеет четыре престола в главной церкви и в пристройке над ризницею четвертый престол, вновь устроенный в честь Божией Матери, именуемой Троеручицею. Иконостас храма весь резной, вызолоченный; некоторые образа в иконостасе, а в нижнем ярусе почти все украшены серебряными ризами.
Стиль церкви римский, она расположена крестообразно, своды храма лежат на четырех каменных столбах, соединяющихся между собою и со стенами храма сверху арками. Пол в церкви паркетный, сосновый, а в алтарях дубовый. Наружные стены украшены пилястрами дорического ордера; вызолоченная глава над куполом имеет вид короны, поставленной на золотой подушке с 4-мя золочеными кистями; над короною утвержден позолоченный крест.
Окон по низу 18 и в куполе 7, в новом приделе Троеручицы и в ризнице под ним по 4 окна, а во входах с северной и восточной сторон по одному окну. Над папертью устроена каменная колокольня в виде четвероугольной башни в 4 яруса со шпилем значительной высоты; шпиль деревянный, крытый железом и выкрашенный зеленою масляною краскою; на нем вызолоченный крест утвержден в вызолоченный шар. Вышина колокольни от земли со шпилем 22 сажени. Колоколов на ней 7. Большой колокол в 3-м ярусе весит 267 пуд. 17 фунт., на нем вылита надпись: «В Симеоновскую церковь, лит в Валдае 1821 года старанием священнослужителей оной церкви и старосты, 1-ой гильдии купца Сутугина с благословения митрополита Михаила». Прочие колокола повешены во 2-м ярусе. Под колокольнею, при входе в церковь, по правую сторону паперти, устроена сторожка, а по левую - кладовая и лестница на колокольню.
Церковь обнесена оградою, фундамент которой устроен из плитного цоколя, а решетка железная, выкрашенная зеленою масляною краскою с бронзировкою. На углу ограды по Симеоновской и Моховой улицам находится каменная часовня, в римском стиле коринфского ордена, крытая железом и выкрашенная по кровле зеленою масляною краскою; земли под церковью и оградою состоит 8893 с тремя четвертями кв. саж.
При церкви имеется библиотека для употребления причта. В церковном архиве хранятся следующие церковные документы: метрические книги с 1777 года; исповедные росписи с 1808 года; обыскные книги с 1776 года; приходо-расходные книги с 1840 года и брачные документы с 1776 года. Причт первоначально состоял: из одного священника, диакона и дьячка. Ныне существующий причт составляют: протоиерей, три священника, два диакона штатных, один на причетнической вакансии и три дьячка. Причт Симеоновской церкви никогда не получал ни жалованья, ни руги, но содержался доходами от церковных служб и требоисправлений. К числу этих доходов следует отнести и плату, какая получалась от исправления церковных служб в домовых церквах, в особенности у графа Дмитрия Николаевича Шереметева; но со смертью его в 1871 г. службы в его церкви прекратились, и в последние годы этот источник доходов почти совсем иссяк, в следствие изменившихся обстоятельств.
Причт пользуется также незначительными процентами с государственного доходного билета на капитал 1280 руб., составившийся из взносов разных лиц на вечное поминовение, каковых процентов получается всего 51 руб. 20 коп. в год. Земля, принадлежащая церкви, заключается в пределах ее ограды, где находятся и три каменных церковных дома для жительства причта и сиротствующих духовного звания. Мерою земли под церковною оградою и домами считается 963 кв. саж. В церковных домах помещаются, сверх штатных членов причта и просфирни, две священнические и три причетнические вдовы с сиротами, а три квартиры отдаются в арендное содержание под магазины, от которых получается в пользу церкви до 2650 руб. в год.
«Историко-статистические сведения о С.-Петербургской епархии» Выпуск 3, Санкт-Петербург, 1873 г. Печатня В.И. Головина, Владимирская, д. № 15, кв. № 3.