Воспринимать Крестовоздвиженский собор вне его окружения, как минимум - без великолепной колокольни с её изысканной ордерностью, выверенными пропорциями, типично "питерским" шпилем и запоминающейся колоннадой, не то чтобы не имеет смысла, но весьма непросто. Архитектору Диммерту удалось очень органично вписать позднейшую постройку в уже существующую среду, создать по-настоящему целостный ансамбль, выстроить единый образ, сыграв на контрастах. Зодчий блестяще решил головоломку. Подумать только: собор середины ХIХ века должен имитировать постройку середины ХVIII века и при этом сочетаться с колокольней конца ХVIII - начала ХIХ века. Прошла ведь целая архитектурная эпоха! Одно неверное движение - и на ансамбле неизбежно легла бы печать дурновкусия. Но Диммерт, проанализировав архитекурные приёмы середины предшествующего столетия, остановил свой выбор на элементах даже не елизаветинского, а "аннинского" барокко. Стилизация архитектору вполне удалась.
Крестообразный план церкви, в отличие от плана храма-"корабля", более соответствовал эстетике как барокко, так и вошедшего в моду в то время русско-византийского стиля; украшение стен пилястрами с замысловатыми капителями подчеркнуло стилевую преемственность по отношению ко второй четверти ХVIII века, и этот эффект был усилен выразительным пятиглавием с намёком на криволинейность куполов. На самом деле купола - простые восьмигранные, чуть вытянутые в вертикальной проекции: Диммерт визуально усложнил их силуэт при помощи фигурных люкарн (у центрального купола - четыре по сторонам света, у боковых - целых восемь, на каждую грань!) и барочных "ярусных" главок сложного профиля. Характерное для Петербурга, стилистически близкое местной архитектурной среде сомкнутое барочное пятиглавие выразительно контрастирует с 60-метровой колокольней, своим шпилем напоминающей о других петербургских градостроительных ориентирах - Петропавловском соборе и Адмиралтействе. Указанный контраст не вызывает отторжения: храм и колокольня - это, если можно так выразиться, архитектурная диалектика, единство и борьба противоположностей, объёдинённых единым эстетическим началом. И шпиль колокольни, и её скульптурное убранство - дань петербургским традициям. Наверное, благодаря этой зримой преемственности форм колокольня, выстроенная в эпоху почти тотального господства зрелого "имперского" классицизма, не вступает в противоречие с храмом. Стройная колоннада, полукружьем связывающая колокольню с двумя соборными часовнями, прекрасно вписывается в храмовый ансамбль. Если колокольня - его организущая вертикаль, то колоннада - своего рода организующая горизонталь. Восприятие собора неотделимо от восприятия всего комплекса. Его объём раскрывается от входа на территорию ансамбля - из арки в нижнем ярусе колокольни. Узость проёма заставляет храм "вступать в игру" как бы по частям. Тон задаёт изысканное оформление дверей, затем в дело вступают купола с криволинейными люкарнами, а последним аккордом звучат сложные главки, исполненные в необарочном стиле.
Завершение Крестовоздвиженского храма - это отдельное произведение искусства, удачная стилизация под петербургское барокко ХVIII века. Неизбежные стилистические упрощения если и заметны, то далеко не сразу. Благодаря удачно подобранным пропорциям, изысканной игре прямых и извилистых линий завершение храма воспринимается прекрасно организованной архитектурной феерией; пирамидально восходя к небу, ажурные купола и главы перекликаются с облаками. К сожалению, варварская перепланировка середины ХХ века полностью лишила Крестовоздвиженский храм внутреннего убранства. За красотой фасадов, величественностью внешних форм - печальная пустота. Долгая, кропотливая и дорогостоящая реставрация, надо думать, вернёт церкви былое великолепие.
Интересны были и детали интерьера церкви, на которые обращали внимание старинные источники: среди них - "Цицарские" (австрийские) стёкла в окнах куполов, дубовый паркет в алтарях и каменный "из серой плиты" в самом храме, ограждающая солею железная решётка с бронзовыми и медными деталями. Отмечалось и об организации отопления храма: семь (на середину ХIХ века, а в начале ХХ века - уже пять) "аммосовских" (пневматических) печей на собственно храм, шесть изразцовых кафельных печей - на алтари и сторожку, две (позже четыре) железные печи - на хорах; ещё одна "ребровая" - в притворе.
Церковь расписывали как минимум дважды - вскоре после постройки и в 1877-1878 годах. Известны авторы росписей - мастера Я. Казаков и Е. Бушков. Эти росписи были забелены при перестройке храма в советские годы. Крестовоздвиженский храм в плане имеет вид латинского креста: его длина - 53 метра, ширина - 35 метров. Высота храма с крестом - 41 метр, колокольни - около 60 метров. Храм, помимо главного Крестовоздвиженского, имеет четыре придела - Рождества Иоанна Предтечи; святителя Николая Чудотворца; святых равноапостольных Константина и Елены; преподобного Сергия Радонежского, а также шестого в колокольне - в честь святых равноапостольных Кирилла и Мефодия.
Из журнала "Православные Храмы. Путешествие по Святым местам". Выпуск №117, 2014 г.