ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Санкт-Петербург. Часовня Иверской иконы Божией Матери при соборе Воскресения Христова.


Санкт-Петербург. Часовня Иверской иконы Божией Матери при соборе Воскресения Христова
Часовня. Не действует.  
Освящена в честь: Иверской иконы Божией Матери
Архитектурные стили:Эклектика, Неовизантийский стиль
Год постройки:Между 1906 и 1908.
Архитектор:А.А. Парланд
Ссылки: Ссылка на temples.ru 
Адрес:
г. Санкт-Петербург, наб. канала Грибоедова (Екатерининского), д. 2А

Координаты: 59.94097, 30.3292
Проезд:напротив храма Спас-на-Крови



Сортировка:

Часовня Иверской иконы Божией Матери при соборе Воскресения Христова, , Санкт-Петербург, Санкт-Петербург, г. Санкт-Петербург
Андреева Ирина
8 марта 2008
Часовня Иверской иконы Божией Матери при соборе Воскресения Христова, , Санкт-Петербург, Санкт-Петербург, г. Санкт-Петербург
Манита Оксана
1 ноября 2005
Часовня Иверской иконы Божией Матери при соборе Воскресения Христова, , Санкт-Петербург, Санкт-Петербург, г. Санкт-Петербург
Altaets
6 октября 2020
Часовня Иверской иконы Божией Матери при соборе Воскресения Христова, , Санкт-Петербург, Санкт-Петербург, г. Санкт-Петербург
Андреева Ирина
8 марта 2008
Часовня Иверской иконы Божией Матери при соборе Воскресения Христова, Западный фасад. Вид с набережной Екатерининского канала<br>, Санкт-Петербург, Санкт-Петербург, г. Санкт-Петербург
Западный фасад. Вид с набережной Екатерининского канала
Наталия
11 октября 2007
Часовня Иверской иконы Божией Матери при соборе Воскресения Христова, Вид с юга<br>, Санкт-Петербург, Санкт-Петербург, г. Санкт-Петербург
Вид с юга
Наталия
11 октября 2007
Часовня Иверской иконы Божией Матери при соборе Воскресения Христова, , Санкт-Петербург, Санкт-Петербург, г. Санкт-Петербург
Андрей Агафонов
1 апреля 1997
Часовня Иверской иконы Божией Матери при соборе Воскресения Христова, , Санкт-Петербург, Санкт-Петербург, г. Санкт-Петербург
oldboy
18 августа 2015
Часовня Иверской иконы Божией Матери при соборе Воскресения Христова, Галерея вдоль южного фасада<br>, Санкт-Петербург, Санкт-Петербург, г. Санкт-Петербург
Галерея вдоль южного фасада
Наталия
19 февраля 2024
Часовня Иверской иконы Божией Матери при соборе Воскресения Христова, Подкупольное пространство<br>, Санкт-Петербург, Санкт-Петербург, г. Санкт-Петербург
Подкупольное пространство
Наталия
19 февраля 2024
Часовня Иверской иконы Божией Матери при соборе Воскресения Христова, Вид на вестибюль и вход в северную часть с образами св. Пантелеймона и св. Прокопия<br>, Санкт-Петербург, Санкт-Петербург, г. Санкт-Петербург
Вид на вестибюль и вход в северную часть с образами св. Пантелеймона и св. Прокопия
Наталия
19 февраля 2024
Часовня Иверской иконы Божией Матери при соборе Воскресения Христова, Дверь в восточную часть<br>, Санкт-Петербург, Санкт-Петербург, г. Санкт-Петербург
Дверь в восточную часть
Наталия
19 февраля 2024
Часовня Иверской иконы Божией Матери при соборе Воскресения Христова, Фрагмент двери<br>, Санкт-Петербург, Санкт-Петербург, г. Санкт-Петербург
Фрагмент двери
Наталия
19 февраля 2024
Часовня Иверской иконы Божией Матери при соборе Воскресения Христова, Центральный зал<br>, Санкт-Петербург, Санкт-Петербург, г. Санкт-Петербург
Центральный зал
Наталия
19 февраля 2024
Часовня Иверской иконы Божией Матери при соборе Воскресения Христова, Мозаичные образа свв. Бориса и Глеба над входом в южную галерею<br>, Санкт-Петербург, Санкт-Петербург, г. Санкт-Петербург
Мозаичные образа свв. Бориса и Глеба над входом в южную галерею
Наталия
19 февраля 2024
Часовня Иверской иконы Божией Матери при соборе Воскресения Христова, фото с сайта pastvu.com<br>, Санкт-Петербург, Санкт-Петербург, г. Санкт-Петербург
фото с сайта pastvu.com
Андрей Агафонов
??
Часовня Иверской иконы Божией Матери при соборе Воскресения Христова, Фото из Журнала "Русский паломник"<br>, Санкт-Петербург, Санкт-Петербург, г. Санкт-Петербург
Фото из Журнала "Русский паломник"
Андрей Агафонов
??
Часовня Иверской иконы Божией Матери при соборе Воскресения Христова, Фото из Журнала "Русский паломник"<br>, Санкт-Петербург, Санкт-Петербург, г. Санкт-Петербург
Фото из Журнала "Русский паломник"
Андрей Агафонов
??
Часовня Иверской иконы Божией Матери при соборе Воскресения Христова, Фото с сайта pastvu.ru Фото 1904-1908 гг.<br>, Санкт-Петербург, Санкт-Петербург, г. Санкт-Петербург
Фото с сайта pastvu.ru Фото 1904-1908 гг.
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Жукова Анна
??



Карта и ближайшие объекты


Приблизить
Отдалить
Развернуть



Статьи


Екатерина Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)  11 марта 2011

Часовня-ризница Иверской иконы Божией Матери — часть комплекса храма Воскресения Христова (Спас на Крови) в Санкт-Петербурге. Памятник русской церковной архитектуры начала XX века. Расположена по адресу набережная канала Грибоедова, дом 2А. Похожие по исполнению на будущую часовню объекты можно видеть в проекте Спаса на Крови архимандрита Игнатия, созданном в 1883 году. По этому замыслу часовен должно было быть две и они являют собой угловые башенки на ограде храма. Данный проект был значительно изменён архитектором Альфредом Парландом, после чего утверждён в 1887 году. В конечном проекте часовня одна и является отдельно стоящей постройкой.

В год окончания работ по постройке храма Воскресения Христова, Альфред Александрович Парланд построил часовню-ризницу. 27 апреля 1908 г. она была освящена митрополитом Санкт-Петербургским и Ладожским Антонием II во имя Иверской иконы Божией Матери. В часовню поместили пожертвования, поступавшие со всех концов России во время постройки храма. Здесь хранились и экспонировались иконы, церковная утварь и другие пожертвования (среди прочих «Распятие», авторство которого приписывалось Боровиковскому), поднесённые в память о кончине Александра II. Также находились представленные на конкурс проекты храма Воскресения Христова, эскизы мозаик, образцы материалов, использованных в отделке.

В годы Советской власти часовня не функционировала по прямому назначению и использовалась под различные хозяйственные нужды. Были утрачены некоторые элементы убранства: в частности, мозаичная Иверская икона, находившаяся на восточной стене; а также хризма, венчавшая здание вместо креста.

В 1996 году часовня была впервые отреставрирована. На северной стене часовни установили мозаичные образа св. вмч. Пантелеймона и св. Прокопия, а на южной образ свв. мчч. блг. князей Бориса и Глеба. Иконы находились в храме Воскресения, после реставрации было принято решение установить их в ризнице. Вернулась на историческое место над входом мозаичная икона Спаса Нерукотворного, ее установили реставраторы ЗАО «Пикалов и сын». На восточной стене ранее находилась Иверская икона Божией Матери место нахождения которой сейчас неизвестно.

По фотографиям в архиве ЦГА КФФД в ноябре 2005 г. была воссоздана христограмма, установленная на куполе ризницы в 1907 г. Парландом, а впоследствии замененная шпилем. Этот знак представляет собой один из самых древних, а с константиновских времен и самый распространенный символ Спасителя – монограмму имени Христова, состоящую из двух греческих букв «хи» и «ро». Они дополнены греческими буквами «альфа» и «омега» и объединены в круг. По преданию, императору Константину перед битвой с Максенцием (312 г.) во сне явился Христос и, указав на небесное знамение, произнес: «Сим победиши». Ныне часовня-ризница используется в выставочных целях. Как часть комплекса Спаса на Крови, признана памятником истории и культуры федерального значения.

Инф. из статьи А. В. Квятковского «Часовня-ризница храма Воскресения Христова» в сборнике Кафедра Исаакиевского собора № 3 2007,  с сайта http://www.citywalls.ru/house1444.html


Наталия  23 февраля 2024

Мысль об устройстве рядом с храмом особого здания, доступного для обозрения всех желающих, была связана с тем, что вместе с денежными средствами на строительство храма в память об императоре Александре II в столицу со всей России поступали и другие пожертвования. Это были образа, живописные иконы, церковная утварь и другие предметы.

Сам А. А. Парланд в своем отчете по строительству писал: "За неимением возможности разместить все пожертвованные церковные вещи по разнообразности и многочисленности предметов в самом храме, где ризница не всегда бывает доступна посторонним лицам, и не настолько обширна, чтобы вместить жертвованные вещи, возникла мысль выстроить для хранения вех пожертвованных вещей отдельное здание-ризницу, которая была бы доступна для обозрения всех желающих. С тех же вещей, которые будут размещены в храме, в здании ризницы будут выставлены фотографии; предполагается также выставить чертежи постройки и образцы материалов из которых построен и украшен самый храм".

Ризница, или как ее называли в начале ХХ в. часовня-музей, была построена А. А. Парландом в 1906-1907 гг. на деньги, выделенные Государственным казначейством. Проект был одобрен председателем Комиссии по строительству храма великим князем Владимиром Александровичем.

Фактически здание было разделено на две зоны. Собственно сама часовня, освященная в 1908 г. во имя Иверской иконы Божие Матери, где и находилась икона, располагалось при входе со стороны канала. Музей, который занимал все остальное пространство в центральной части и по периметру, был отделен от часовни глухой стеной. Особое место в музее занимала мемориальная часть. Там находилась императорская корона, перенесенная из временной часовни, наряду с колоколами, кружкой для пожертвований и портретом императора Александра II в рамке из цветов.

Ризница-музей была ежедневно открыта для всех желающих.

Информаация со стенда в часовне-музее

В 2013 г. Государственный музей-памятник "Исаакиевский собор" после реконструкции и реставрации в бывшей ризнице храма Воскресения Христова открыл Музей камня. В новом выставочном пространстве были представлены образцы горных пород и произведения камнерезного декоративно-прикладного искусства из собрания музея.

Доминантой музейной экспозиции "Время собирать камни" стала янтарная модель Исаакиевского собора. В дальнейшем было принято решение о расширении тематики выставок и возвращения первоначального названия ризницы "Часовня-музей". Янтарная модель работы заслуженного художника России Александра Крылова по-прежнему является центральным экспонатом любой выставки.

Из аннотации к экспонату



Комментарии и обсуждение


Ваш комментарий будет первым.