Далеко не всем нравится, когда к древнему собору пристраивают нечто, соответствующее моде и вкусам поздних эпох. Я не исключение из этого списка. Конечно, говорить об этом явлении только в негативных тонах было бы неправильно. Это в каком-то смысле - отражение эволюции архитектурной мысли, застывшая в камне история. Многие монастырские архитектурные ансамбли представляют теперь конгломерат различных архитектурных стилей и направлений. В московском Новоспасском монастыре, например, в конце XVIII века к собору пристроили Знаменскую церковь-усыпальниицу Шереметевых. Тоже храм в классическом стиле, с портиком и куполом, но его удалось так вписать в ансамбль, что он не выглядит в нем инородным элементом. Здесь же... Огромный классический портик в линии западного фасада Спасо-Преображенского собора выглядит странно и неуместно, и это самое мягкое, что я могу об этом сказать. Нечто аналогичное мне довелось наблюдать однажды в Швейцарии, в Женеве - собор св. Петра. Там такой же классический портик как огромная заплатка напрочь похоронил за собой все романское и готическое.
...И еще несколько слов в русле разговора о смене стилей и эпох. Церковь Ярославских Чудотворцев строилась не на пустом месте, а на фундаменте Входоиерусалимского храма 1618 года, который в свою очередь сменил постройку XIII века. Если зайти с востока, то у алтарных апсид можно увидеть фрагмент древней кладки. Это остатки Входоиерусалимской церкви, выявленные и выделенные реставраторами.