Данная заметка посвящена одному из малоизвестных памятников ярославского посадского зодчества XVII в. — церкви Никиты (не сохранилась). А.И. Суслов, Э.Д. Добровольская и некоторые другие исследователи ярославского зодчества XVII в. считают, что эта церковь была построена в 1641 г. и представляла собой бесстолпный храм с трапезной. С этим мнением, однако, невозможно согласиться.
В 1929 г. церковь Никиты, очевидно перед ее разборкой, была обмерена архитектором С. Жандармовым, который вычертил и чертежи храма (планы и продольный разрез). Судя по этим чертежам, церковь Никиты была не бесстолпным, а двустолпным храмом и трапезной не имела. Ее четверик, несколько вытянутый по оси север — юг, был перекрыт коробовыми сводами, опиравшимися на стены и на два подкупольных столпа, квадратных в сечении. Со столпов, сильно сдвинутых к западу и увенчанных двухступенчатыми импостами, перекинуты на стены разновеликие и находившиеся на разной высоте подпружные арки. Между собой столпы соединялись также аркой. Южный портал храма был смещен к востоку. С запада к четверику примыкала пониженная сводчатая паперть с крыльцом, а с востока возвышались три апсиды, различные по своему плановому решению. Подклет у церкви отсутствовал. Церковное здание было покрыто четырехскатной кровлей и венчалось одной главой на глухом, полом изнутри барабане. Такою была церковь Никиты, выстроенная, как считают, в 1641 г.
На чем основывалась такая датировка? На этот вопрос можно ответить точно — церковь датировали на основании тех сведений, которые содержались в работах А.П. Крылова, А.А. Титова, Г. Преображенского и других авторов. При этом почему-то игнорировали данные, приведенные в «записке» С. Миславского, где о церкви Никиты сказано: «Построена каменным строением тщанием и собственным иждивением подъячим Афанасьем Холмовым в 1684 году, а кем освящена, известий нет; внутри стенным письмом не росписана, а только выбелена; пол кирпичный; покрыта по железной решетке листовым железом под краской, а глава опаяна жестью». Не зная первоисточника, которым пользовался С. Миславский, когда писал о церкви Никиты, мы считаем, тем не менее, его сообщение верным.
В пользу новой датировки памятника (1684 г.) говорит и то обстоятельство, что не только вышеописанные конструктивно-планировочные особенности храма, но и его фасадный декор не позволяют считать церковь Никиты так называемым промежуточным звеном между церковью Николы Надеина 1620-1622 гг. и церковью Рождества Христова 1644 г. С постройкой в 1684 г. на месте деревянной церкви Никиты каменного (кирпичного) церковного здания можно связывать и поновление храмовой иконы «Никита мученик в житии» второй половины XVI в.
В 80-х годах XVII в., когда, по нашему мнению, была построена посадская церковь Никиты, ярославские зодчие окончательно встали на путь новых архитектурно-художественных исканий. В этот период ими (под руководством приезжего мастера?) была построена бесстолпная церковь Богоявления (1686-1693 гг.), открывшая собою целый ряд культовых построек этого архитектурного типа.
Несколько раньше — с 70-х годов XVII в. — мы сталкиваемся в работе ярославских мастеров и с пробудившимся у них интересом к двустолпной храмовой конструкции, о чем говорят выстроенные ими двустолпные церковь Дмитрия Солунского в Ярославле (1671-1673 гг.) и Благовещенский собор в селе Дунилове Суздальского уезда (1670-1675 гг.). Упомянем также двустолпную церковь в селе Пазушино под Ярославлем, построенную в конце XVII в. В этом ряду ярославских двустолпных храмов последней трети XVII в. находит себе место и посадская церковь Никиты — памятник весьма своеобразный и ставший теперь более известным.
Кудряшов Е.В. О церкви Никиты в Ярославле // Реставрация и исследование памятников культуры. Вып. 3, 1990 г., стр. 205-206