История строительства и реставрации Спасо-Преображенского собора. На низком берегу Которосли в самом центре древнего Ярославля раскинулся величественный ансамбль Спасо-Преображенского женского монастыря. Древнейшее его описание сохранилось в «Книге по Большому чертежу» - первом географическом описании Русского государства, составленном во времена Ивана Грозного: «Подле Ярославля на берегу Которосли монастырь Всемилостивейшего Спаса, строение церковное, и кельи и град, все каменное гораздо стройно». В самом сердце монастыря выситься Спасский собор, вокруг которого расположены все монастырские строение и храмы. Спасский монастырь – одна из древнейших и красивейших обителей Северо-Восточной Руси – был основан в начале XIII века. Лаврентьевская летопись под 1216 годом сообщает: «христоволюбимый князь великый Костянтин, сын Всевложь, заложи церковь камену и манастырь святаго Спаса Преображенья на Ярославли». Это событие было, вероятно, связано с готовившимся выделением Ярославля в удел сыну ростовского князя Константина – Всеволоду. В древней Руси столица княжества считалась не обустроенной, если в ней не было собора и княжеской обители. Успенский собор в Ярославле был заложен в 1215 году в Кремле, а княжеской обителью должен был стать Спасский монастырь, где сразу заложили каменный храм.
Примечательно, что уже через два года после закладки, когда строительство еще не было закончено, рядом с собором, «стена о стену», закладывается церковь Входа Господня в Иерусалим. Впоследствии, на протяжении всей истории существования Спасского монастыря соборный комплекс из двух храмов оставался неизменным. Строительство обоих храмов было закончено уже при Всеволоде Константиновиче, причем Входоиерусалимскую церковь освятили значительно раньше Спасо-Преображенского собора. Собор был завершен лишь в 1224 году, как сказано об этом в Лавреньевской летописи: «Священна бысть церкы святаго Спаса, на Ярославли, в манастыре юже бе заложил благоверный князь Константин, а сверши ю сын его Всеволод, и вящена бысть епископом Кириллом августа в 6». Столь продолжительный срок строительства Спасского собора был, по-видимому, связан с те, что в 1221 году в городе разразился сильнейший пожар, в котором только на посаде выгорело 17 деревянных церквей, что и могло приостановить работы в монастыре. Первый собор Спасского монастыря и Входоиерусалимская церковь до нашего времени не дошли. Исследователи древнерусской архитектуры неоднократно пытались выяснить, что же сохранилось от древних храмов. Начиная с 1959 года соборный комплекс Спасского монастыря изучали археологи и историки архитектуры М.К. Каргер и О.М. Иоанисян. Но на долю последнего пришлась большая часть открытий, которые позволили не только обнаружить остатки древних сооружений, но и составить предтавление об их первоначальном облике. Оказалось, что собор домонгольского времени имел вполне традиционный прямоугольный план с тремя полукружиями апсид, выступающих на восток. Галерей у храма не было. Своды и барабан здания опирались на стены и четыре подкупольных столпа, сложенные из плинфы – прямоугольного плоского кирпича, характерного для домонгольской эпохи. В декоре храма активно использовалась и лекальная плинфа, из которой, возможно, были выложены пучковые пилястры.
При раскопках были также обнаружены фрагменты белокаменной резьбы. В настоящее время установлено, что строителями обоих храмов XIII века были черниговские мастера из артели владимирского князя Всеволода Большое Гнездо, доставшейся по наследству его сыну Константину Всеволодовичу, который вел обширное строительство в разных городах Ростовского княжества. Та же артель строителей возвела и Входоиерусалимскую церковь, причем в ходе раскопок выяснилось, что это был не маленький одностолпный храм, как считали многие исследователи, а большая четырехстолпная церковь, превышавшая по размерам сам собор, и даже некоторое время, до окончания строительства, выполнявший его функции. В настоящее время остатки древних построек находятся в подклетах собора и церкви Ярославских Чудотворцев. На основании материалов, полученных в результате археологических исследований, сотрудника сектора архитектурной археологии был сделан макет-реконструкция соборного комплекса Спасского монастыря XIII века. Судя по результатам раскопок, ни один из храмов соборного комплекса не был украшен монументальной живописью и не имел майоликовых полов. У Константина Всеволодовича, видимо, не было мастеров, выполнявших такие работы. О.М. Иоанисян предположил, что монументальным украшением в домонгольском Спасском соборе была знаменитая икона начала XIII века «Богоматерь Великая Панагия», создание которой исследовательница Э.С. Смирнова связала с завершением строительства собора (в настоящее время икона хранится в Третьяковской галерее). Она могла находиться в алтаре собора, или служить его предалтарным образом. С первых дней своего существования Спасский монастырь был не только городовым моастырем, но также являлся княжеской обителью. Об этом свидетельствует, в частности, Житие святого благоверного князя Федора Черного, где сказано: «въ монастырь же всятаго Спаа всегда прежжаще и братию довольно кормяше и милостынею удовляше, и божественным книгам прилежаше день и нощь…». В монастыре ярославские князья находили не только духовную поддержку, но и обретали последний покой. Хоронили их в Спасо-Преображенском соборе или Входоиерусалимской церкви. В 1299 году там, в «притворе церковном» (точнее, в церкви Входа Господня в Иерусалим), был погребен сам князь Федор Черный, а затем и его два сына – Давид и Константин: «Во граде Ярославле, в монастыре Святаго Спаса, лежаху три книзи, князь великий Федоръ Ростиславичъ Смоленскый и Ярославский. Да сын его Кстянтинъ, да внук его Давыдъ (в летопись, видимо, вкралась ошибка, так как Давид тоже был сыном князя Федора). С почитанием трех князей теснейшим образом связана вся дальнейшая история монастырского соборного комплекса.
В 1463 году, при последнем удельном князе Александре Федоровиче Брюхатом, Ярославское княжество вошло в состав Московского государства. Почти одновременно с этим событием произошло чудесное обретение мощей ярославских князей Федора, Давида и Константина. Немного позднее, по заказу Ивана III и митрополита Филиппа, иероманахом Спасо-Ярославского монастыря Антонием было написано Житие Федора Черного. В 1469 году в соборе был погребен и сам князь Александр Федорович. В никоновской летописи упоминается, что первым из великих князей поклонился «гробу святых чудотворцев» московский князь Иван III. Он приезжал сюда осенью 1504 года со своими детьми. В это время Ярославль был довольно крупным и знаменитым в экономическом и политическом отношении городом и, поэтому не случайно в духовной грамоте Ивана III он был определен в удел старшему сыну: «а сыну же моему Василью даю… город Ярославль с волостьми, и с путми, и з селы, и со всеми пошлинами…». В дальнейшем точно так же передаст ярославский стол своему старшему сыну Федору и Иван Гроздный. В 1501 году, когда на ярославском престоле был князь Василий Иванович, в городе разразился грандиозный пожар, охвативший почти весь Ярославль, в том числе и Спасский монастырь. Во время пожара был сильно поврежден собор 1216 года, и на его месте по велению великого князя Ивана Васильевича, строится новый храм присланными из Москвы мастерами. Об этом строительстве повествует сохранившаяся над его западным порталом надпись: «Освящена бысть сия церковь в лето 7024 при благоверном Великом Князе Василие Ивановиче всея России при архиепископе Вассиане, а поставлена бысть архимандритом Ионою». Дата в надписи приведена от сотворения мира, и при переводе ее на современное летоисчисление от Рождества Христова получаются 1515-1516 годы. Как свидетельствуют летописи, великий князь Василий Иванович, будучи уже на московском престоле, побывал в Ярославле четыре раза: в 1511, 1516, 1528 и 1530 годах.
Скорее всего, новый собор был освящен в 1516 году в его присутствии. Новый собор по размерам был больше первоначального, благодаря галереям. К нему по-прежнему примыкала древняя Входоиерусалимская церковь 1218 года, правда, уже лишь с двумя алтарными апсидами, так как при пожаре 1501 года сопредельная с собором апсида церкви, видимо, рухнула, а восстанавливать ее уже не тали. Собор получил трехглаво завершение, его шлемовидные по форме главы были покрыты «белым луженым немецким железом», а позолочен был лишь крест центральной главы. На протяжении четырех веков Спасо-Преображенский собор жил обычной для монастырского храма жизнью: его неоднократно ремонтировали, перестраивали, убирали одни детали и достраивали другие. Самые первые переделки были, видимо, связаны с появление в храме монументальной живописи. В это время заложили круглые окна в закомарах – вероятно это было сделано для увеличения поверхности стен. Очевидно, росписи в соборе появились не без участия царского дома и самого царя Ивана Грозного, который неоднократно посещал Спасский монастырь и был к нему крайне благосклонен, о чем свидетельствуют многочисленные жалованные грамоты (сохранилось 55 грамот). В своей переписке с бежавшим в литву князем Андрее Курбским Иван Грозный вспоминает, что Курбский бл потомком святого благоверного князя Федора Черного, мощи которого хранились в соборе, и приводит пример заступничества ярославских праведников за царских род: «А яже бо нашу царицу Анастасию… како сопротив злаго вашего немилосерднаго умышления, сеи святые князь Федор Ростиславович молитвами сваими, по действию Святаго Духа, от врат смерных водвиг ея? И се убо наипаче явлено есть, яко не вам способствует, но нам недостойным милость свою простирает. Такожде и ныне уповае его способника бытии нам пче, нежели вам…»
Покровительство ярославских святых царь ценил высоко, о чем свидетельствует их изображения во всех соборах Московского Кремля. Интересно, что Житие Федора Черного вошло именно в царский список Мыней-Четьих (в новгородском макарьевском списке его не было). В 1617 году перестраивается стоящая радом со Спасским собором церковь Входа Господня в Иерусалим. Она делается значительно больше, а в диаконнике ее устраивается придел преподобного Михаила Малеина, посвященный небесному патрону первого царя династии Романовых Михаила. В ней также пристраивается придельная церковь в честь Ярославских чудотворцев – Федора Черного и его сыновей Давида и Константина. Царского покровителя Михаила Малеина вспомнили в монастыре не случайно, так как в Смутное время Ярославль сыграл очень заметную роль, по сути не недолго столицей Русского государства. В городе стояло ополчение К.Минина и Д.Пожарского, собирая силы перед походом на Москву, а в Спасском соборе ополчение освящало знамена и служило молебен на успех освободительного похода. В 1613 году, перед венчанием на царство, Михаил Романов на долгое время останавливался в монастыре на своем пути из костромской ссылки в Москву. Здесь он дал грамоту с согласием быть русским царем и встречал праздник Пасхи. В самом соборе в начале XVII века также проводились ремонтные работы, поскольку он значительно пострадал при пожаре 1606 года. Возможно, в этот период здесь появляется северная галерея, которая была устроена в виде открытого гульбища. В галерее в разное время располагались и монастырская ризница, и часовня во имя Святого Духа, и книгохранилище. Существует мнение, что именно в книгохранилище собора и было обнаружено «Слово о Полку Игореве» - уникальный памятник русской книжности, первое поэтическое сочинение в русской литература.
Еще одна страница в истории Спасского собора заслуживает особого внимания. Семнадцатого августа 1681 года «в Спасский монастырь, в Преображенскую церковь принесено тело усопшего святейшаго Патриарха Никона». Патриарх Никон возвращался из ссылки и плыл на струге по Волге, направляясь в Ново-Иерусалимский монастырь, назначенные ему для покоя. Но тяжелая болезнь не позволила святейшему благополучно закончить свой путь. Недалеко от Ярославля он почувствовал себя плохо. Население города знало о прибытии патриарха, и на берегу Которосли собралось очень много людей, которые жаждали получить его благословение. Поэтому решено было больного патриарха вывезти на струге на середину Которосли возле Спасо-Преображенского монастыря (в этом струге он и скончался). «Во ожидании царского повеления тело усопшего Патриарха перенесено было в подобающими почестями в монастырскую церковь, где и пребывало до прибытия из Москвы колесницы и нарочитых особ для сопровождения. Затем при огромном стечении народа свершена по усопшем панихида и печальное шествие двинулось из Спасского Монастыря к Воскресенской Ново-Иерусалимской обители» - повествуют нам монастырские записи. В течение XVII и XVIII веков монастырь неоднократно страдал от многочисленных пожаров, после которых монастырские храмы ремонтировались и перестраивались. Наибольшим переделкам Спасский собор подвергся после пожара 1711 года: были растесаны некоторые окна, сломаны боковые главы, позакомарное перекрытие заменено на четырехскатное, а также изменена форма центральной главы из шлемовидной в луковичную. В результате проведенных работ были заделаны все трещины в алтарной части и по стенам и сводам, а также расширен ряд окон и пробита новая дверь из алтаря в ризницу, то есть в северную галерею. Кроме того, в соборе вместо слюдяных оконниц появились стеклянные. Пожары наносили уроны не только деревянным частям и каменной кладке, но и настенной живописи, о чем свидетельствуют сохранившиеся архивные записи того времени: «где прежде было писано стенным письмом двенадесятые праздники, обгорело, и подмазка обломилась, в окошках и над дверьми от жару великого учинились разседины, на папертях, на выходах и на ризничной и книгохранительской палатах кровли деревынные, в папертях и на лестнице двери деревянные сгорели».
В 1771 году монастырь был упразднен и на его территорию перевели Архиерейский Дом. Это произошло потому, что город Ярославль стал центром огромного наместничества, и резиденция главы Ростово-Ярославской епархии должна была располагаться в губернском городе, а не у уездном Ростове, где она находилась до этого. Если для сравнительно замкнутой жизни обители размеры главного монастырского храма были вполне достаточными, то для кафедрального архиерейского собора они явно не подходили. Спасский собор был увеличен за счет пристройки к нему с восточной стороны большой алтарной апсиды, которую соорудили в 1812 году. В первоначальных апсидах были пробиты дверные проемы, а иконостас перенесли к ним вплотную, придав ему вогнутую форму. Одновременно были заложены открытые проемы западной галереи, к которой пристроили большое крыльцо в классическом стиле. К северной галерее пристроили палатку, куда позднее перенесли книгохранилище. Самые тяжелые последствия для соборного комплекса имела перестройка Входоиерусалимской церкви при архиепископе Авраамии в 1830 году. В этому времени ничто уже не напоминало о первоначальном облике древнего храма: Спасский собор был одноглавым, с большой луковичной главой и золотыми звездами по куполу, в стенах были растесаны огромные окна, а западное крыльцо придавало ему вполне классический вид. Поэтому, когда ярославский губернский архитектор П.Я. Паньков приступил к перестройке Входоиерусалимской церкви, он, без всяких сомнений выбрал стиль провинциального классицизма (в этом стиле он к тому времени перестроил уже половину Ярославля).
Церковь Входа Господня в Иерусалим не только перестроили, но и переосвятили в память Ярославских Чудотворцев, а Входоиерусалимский престол перенесли во вновь пристроенную к Воскресенской трапезной церкви, так называемую малую походную церковь. Таким образом, к началу ХХ века соборный комплекс Спасского монастыря выглядел заурядной постройкой классического стиля. К тому же он был соединен почти со всеми монастырскими зданиями закрытыми переходными галереями. Можно было не выходя на улицу, из настоятельских покоев перейти в собор, затем в церковь Ярославских Чудотворцев, а из нее – в церковь Печерской Божьей Матери под монастырской звонницей. История Спасского собора в ХХ веке – это история изучения древнего памятника и возвращения ему первоначального облика. Работры по реставрации собора начались в 1919 году. Сразу после подавления белогвардейского восстания в Ярославле была создана Ярославская реставрационная комиссия, которую возглавил П.Д.Барановский. Он объединил под своим началом всех ведущих знатоков ярославской старины и специалистов строительного дела. Большая часть сотрудников реставрационной комиссии, после выселения из монастырских стен архиепископа Агафангела и Архиерейского дома, проживала на территории монастыря. Первыми исследователями и реставраторами собора стали И.А.Тихомиров – краевед и большой знаток ярославских памятников старины – и архитектор Д.М.Агафьин. Именно в это время И.А.Тихомиров писал о соборе: «… судьба этого памятника рисуется совершенно ясно. Он должен быть сохранен, восстановлении и выявлен в возможно полном виде, не считаясь при этом ни с какими сторонними соображениями. Ведь это тот образец, по которому ярославцы учились своему каменному делу, тот источник, от которого зародилось и развилось ярославское зодчество…».
Работы начались с удаления из собора иконостаса XIX века, за которым «открылась древняя роспись, покрытая толстым слоем черной пыли, копоти и паутины, а выше, в росписи по бокам большого пролета, пробитого для царских врат, слабо наметились абрисы арок, заложенных древних окон». И.А. Тихомиров оставил подробное описание всех работ, которые происходили во время изучения и реставрации собора, и благодаря его отчетам можно последовательно проследить этот процесс. Собор постепенно освобождался от всех поздник пристроек. Была разобрана апсида 1812 года и восстановлены древние окна на восточной и северной стенах, причем под закладками здесь открылась первоначальная живопись. В закомарах южной и северной стен обнаружились следы заложенных круглых окон, которые было решено восстановить, для чего пришлось снимать со стен два фрагмента композиции «Исцеление бесноватого в стране Гадаринской», а на южной – «Исцеление Петровой тещи» (технология перенесения монументальной живописи на новую основу в Ярославской реставрационной комиссии была отработана при снятии фресок со стен сносимых церквей. В процессе реставрации собора была также разобрана палатка в северо-западном углу северной галереи. В планах реставрационной комиссии, как известно из архивных источников, было решение и о сносе поздней церкви Ярославских Чудотворцев – с целью более полного восстановления южного фасада собора. Однако в процессе исследования были обнаружены значительные фрагменты древних стен церкви Входа в Иерусалим, в забутовке которых использовалась плинфа – традиционный строительный материал домонгольского времени, и это, видимо, способствовало сохранению церкви Чудотворцев. Комиссия наметила множество различных дел, но планам ее не суждено было осуществиться по причине ликвидации реставрационной мастерской в 1930 г.
Следующий этап реставрации собора связан с возобновлением деятельности мастерской. С 1951 по 1959 год здесь работали два архитектора-реставратора. Первоначальные работы проводил Е.Г. Ефремов: при нем была расчищена от закладок западная галерея и разобрано западное крыльцо, восстановлена профилировка междуэтажного пояска западной галереи и алтарной части. С 1957 года к работам в соборе приступила Е.М.Караваева. Ее исследования позволили максимально точно восстановить первоначальное покрытие центральной главы собора, а открытие меры, которой пользовался его архитектор (так называемой «маховой сажени»), дало возможность восстановить боковые главы. Таким образом, собор обрел свой первоначальный облик.
По книге Е.А.Анкудинова, А.Г. Мельник «Спасо-Преображенский собор в Ярославле», Издательство Северн