Сегодня в Москве восстановлен древний храм Усекновения главы Святого Крестителя и Предтечи Господня Иоанна на Девичьем поле. Этот храм - современник Новодевичьего монастыря. Как и весь монастырь, его возведение стало исполнением обета великого князя за присоединение Смоленска, древней отчины русских князей.
Концепция возрождения Иоанно-Предтеченского храма
В 1525 году храм был построен деревянным для жителей подмонастырской слободы, которых в нем крестили, венчали и отпевали. Во второй половине XVI века на месте деревянной церкви построили новую из кирпича высотой около 35 м. Она была шатровой, подобно церкви Никиты Мученика в селе Елизарово и церкви Рождества Христова в селе Беседы. В конце XVII века в связи с увеличившимся числом прихожан рядом с кирпичной шатровой церковью построили ее придел - небольшой пятиглавый храм во имя святителя Николая Чудотворца. Храмовый ансамбль просуществовал до 1812 года. Во время французской оккупации Москвы церковь Усекновения главы Иоанна Предтечи с приделом святителя Николая стала одним из немногих московских храмов, взорванных по приказу Наполеона.
В 1816 году на другом месте была построена новая церковь для жителей слободы у Девичьего поля, освященная во имя Отцов Седьмого Вселенского Собора, которые поминаются в день, когда войска Наполеона покинули Москву. В 1930-е годы и этот храм был уничтожен, но уже по приказу безбожной власти. Пустующее место церкви Усекновения главы Иоанна Предтечи на протяжении двух столетий оставалось раной, нанесенной Москве нашествием «двунадесяти языков». В 2012 году, в год 200-летия победы в Отечественной войне 1812 года, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл благословил восстановление церкви как храма-памятника подвигу российского народа, освободившего Европу от тирана.
Однако для дословного восстановления облика взорванной церкви отсутствовали научные и методические основания, так как до 1812 года не было, да и быть не могло фиксационных чертежей. Не обладая данными о профилировке, о точных высотных отметках, о соотношении частей, можно было лишь создать усредненное подобие утраченного произведения шатрового зодчества, не обладающее его индивидуальными особенностями, которые остаются нам неизвестными. Поэтому авторы проекта отказались от попыток буквального воспроизведения форм взорванного здания. При всей фрагментарности данных об облике разрушенного в 1812 году храма, его типологическая принадлежность не вызывала сомнений. Поэтому авторы обоснованно выбрали тип шатрового храма. Таким образом, устанавливается преемственная связь с предшествующим сооружением.
Место утраченного храма находится в буферной зоне объекта ЮНЕСКО, и поэтому новое здание не должно было изменить ценностные характеристики градостроительного окружения монастырского ансамбля, что делало необходимым ограничить его высоту 19 метрами. Другая сложность состояла в том, что парк, разбитый на месте церкви, является объектом культурного наследия. Предстояло вписать новое здание в границы территории, свободной от древесных насаждений парка. Планировка парка и общая градостроительная ситуация делали предпочтительным расположение новой церкви по оси север-восток, т. е. параллельно трассе и стенам монастыря. Подобная практика была хорошо известна в Москве, где храмы, поставленные на участках вдоль уже существующих улиц, часто ставились в соответствии с их направленностью.
Так, у храма Алексиевского монастыря и вслед за ним Храма Христа Спасителя ось алтаря направлена вдоль дороги и реки, на северо-восток, и так у многих церквей на трассе Царицыной (Б. Пироговской) улицы, например, у храма святого Димитрия Прилуцкого. Подобную ориентацию имел и ближайший к Новодевичьему монастырю храм Отцов Седьмого Вселенского Собора (сохранились даже документы, в которых ктитор возобновляемого храма просил разрешения заложить новую церковь в направлении весенне-летнего востока). В результате в отличие от церкви Усекновения главы Иоанна Предтечи 1560-х годов, стоявшей у стен монастыря на обширном поле новый храм с тем же посвящением должен был восстанавливаться в иных условиях, при уже существующей городской трассе вдоль восточной стены Новодевичьего монастыря. Поэтому было решено поставить его по оси север-восток, придерживаясь направления на Кремль, в соответствии со старомосковской традицией.
До начала строительства, в 2013 и 2015 годах, Институт археологии РАН в рамках программы Департамента культурного наследия города Москвы провел научные раскопки на избранном участке. Был раскрыт юго-западныйугол и место южной апсиды храма XVI века, часть стены трапезной и фундаменты колокольни XVII века. Хотя фундаменты стен храма целиком выбрали еще в конце 1810-х годов для строительства храма Отцов Семи Вселенских Соборов, археологи уверенно восстановили план по следам рвов и пятнам вбитых в их дно свай. Все находки, включая прекрасную коллекцию надгробий с именами известных и неизвестных прихожан храма середины XVI–XVII веков, были тщательно изучены и подготовлены к экспонированию в будущем музее церкви Усекновения главы Иоанна Предтечи.
В основу композиции нового храма положена схема, традиционная для шатровых церквей середины второй половины XVI столетия, - четверик, переход от которого к восьмерику декорируется кокошниками. Ребра шатра, опирающегося на четверик, выделены гуртами. Венчает шатер круглый барабан с небольшой луковичной главой. Конструктивная схема перехода от четверика к восьмерику выявлена в интерьере храма. С запада к четверику примыкает небольшой притвор, на котором устроена однопролетная звонница. Апсида церкви имеет граненую форму. Под всем зданием церкви устроен подвал, предназначенный для размещения археологического музея.
Авторы проекта создали новый облик шатрового храма начала XXI века, призванный напомнить об образе храма XVI века, взорванного в 1812 году. Поэтому иконостас в новопостроенной церкви связан с обликом тябловых иконостасов XVI столетия, но при этом представляет новое произведение, стилистически увязанное со всей постройкой. Новая иконопись следует средневековой традиции, но при этом иконописцы не копировали известные образцы, придерживаясь иконографии и стилистических особенностей русского искусства XVI столетия.
Иконы в местном ряду иконостаса связаны с памятью о посвящениях престолов во взорванном храме, а также о событиях Отечественной войны 1812 года. Так, местный образ святителя Николая устроен в память посвящения престола взорванного Никольского придела, а образ «Торжества Православия», связанный с деяниями Седьмого Вселенского Собора, - с памятью о дне изгнания войск Наполеона из Москвы, а также о храме, построенном в память этого события. Образ святого благоверного князя Александра Невского связан с памятью об императоре Александре Благословенном, молившемся своему патрональному святому об изгнании врага из пределов Российского государства. Местный образ Спасителя - «Спас Смоленский» - напоминает и о чуде изгнания войск Магмет-Гирея в 1521 году из Москвы, и о взятии Смоленска в 1524 году - о событии, ставшим причиной создания Новодевичьего монастыря.
А.Л. Баталов, проф., доктор искусств. https://mepar.ru/library/vedomosti/97/2360/