ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Москва. Церковь Воскресения Словущего на Остоженке.


Москва. Церковь Воскресения Словущего на Остоженке
Церковь.  Утрачена.  
Престолы:Воскресения Словущего (Обновления храма Воскресения Христова), Покрова Пресвятой Богородицы, Варвары великомученицы
Год постройки:1683. Колокольня и трапезная - 1831.
Год утраты:1935 (снесена)
Адрес:
Москва, ул. Остоженка, 15

Координаты: 55.741289, 37.599122



Церковь Воскресения Словущего на Остоженке, 1933 год с сайта http://www.retromap.ru/show_pid.php?pid=57939<br>, Москва, Центральный административный округ (ЦАО), г. Москва
1933 год с сайта http://www.retromap.ru/show_pid.php?pid=57939
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Александр Качалин
1 января 1933
Церковь Воскресения Словущего на Остоженке, Фото с сайта http://sontucio.livejournal.com<br>, Москва, Центральный административный округ (ЦАО), г. Москва
Фото с сайта http://sontucio.livejournal.com
Андрей Агафонов
1 января 1920
Церковь Воскресения Словущего на Остоженке, Фото с сайта http://sontucio.livejournal.com<br>, Москва, Центральный административный округ (ЦАО), г. Москва
Фото с сайта http://sontucio.livejournal.com
Андрей Агафонов
1 января 1920
Церковь Воскресения Словущего на Остоженке, Рис. из журнала "Нива"<br>, Москва, Центральный административный округ (ЦАО), г. Москва
Рис. из журнала "Нива"
Андрей Агафонов
1 января 1918
Церковь Воскресения Словущего на Остоженке, Фотоснимок с дореволюционной фотографии.<br>, Москва, Центральный административный округ (ЦАО), г. Москва
Фотоснимок с дореволюционной фотографии.
Алексей Кротов
1 февраля 1917
Церковь Воскресения Словущего на Остоженке, Фото с сайта https://pastvu.com<br>, Москва, Центральный административный округ (ЦАО), г. Москва
Фото с сайта https://pastvu.com
Андрей Агафонов
1 января 1910
Церковь Воскресения Словущего на Остоженке, Фото с сайта zachatevmon.ru<br>, Москва, Центральный административный округ (ЦАО), г. Москва
Фото с сайта zachatevmon.ru
Андрей Агафонов
1 января 1900
Церковь Воскресения Словущего на Остоженке, Фото с сайта zachatevmon.ru<br>, Москва, Центральный административный округ (ЦАО), г. Москва
Фото с сайта zachatevmon.ru
Андрей Агафонов
1 января 1900
Церковь Воскресения Словущего на Остоженке, Альбом Найденова<br>, Москва, Центральный административный округ (ЦАО), г. Москва
Альбом Найденова
Андрей Агафонов
1 января 1882



Карта и ближайшие объекты


Приблизить
Отдалить
Развернуть



Статьи


Александр Качалин
 
Александр КачалинАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)  12 сентября 2015

С XVI в. на землях Зачатьевской слободы существовал приписной храм Воскресения Словущего, в документах XVIII-XIX вв. значившийся как «церковь Воскресения Христова Новое». Впервые «Церковь Воскресения Христова зовомо Новое, у Зачатейского монастыря» упоминается в окладной книге Патриаршего приказа за 1624-1625 г.: «по окладу дани рубль 8 деньги платил поп Давид».

Основное население слободы в это время составляли монастырские священнослужители и причетники, а также монастырские крестьяне. Приходскими храмами слободы были церкви Воскресения Словущего на Остоженке и Николы в Киевцах. В правление Федора Алексеевича в монастыре ведется активное строительство, в 1670-1690 гг.перестраиваются в кирпиче остоженские церкви, среди которых и церковь Воскресения Нового (1683).

Храм стоял как бы на мысу, ограниченном Остоженкой и 1-м и 2-м Зачатьевскими переулками, его местоположение примерно совпадало с территорией современного сквера. Помимо самого церковного здания, на участке владения храма имелись и другие каменные и деревянные постройки. Все они, кроме дома № 17 по ул. Остоженка, также принадлежащего Воскресенской церкви, не сохранились. В конце XVII в. Воскресенский храм был кирпичным, пятиглавым, имел трапезную часть с приделом в честь Покрова Божией Матери и шатровой колокольней. Однако трапезная и колокольня, по-видимому, нуждались в перестройке.

Рост числа жителей в приходе также требовал расширения церкви. Священником Георгием Васильевым и прихожанами Воскресенской церкви был начат сбор средств на ремонт храма. Январем 1800 г. датировано дело московской консистории «По прошению священника и прихожан о дозволении перестроить внове трапезу при оной церкви». По просьбе прихожан, жертвовавших деньги на перестройку, в храме был устроен второй придел, в честь великомученицы Варвары.

После перестройки церковь приобрела симметричную в плане композицию. Была расширена трапезная часть с Покровским приделом, появились второй придел в честь великомученицы Варвары и красивая стройная колокольня в стиле классицизма. Все фасады церкви получили единую декоративную обработку также с элементами классицизма. Такая композиция плана приходской церкви при сохранении древнего основного объема значительно увеличивала ее площадь. Храм был разграблен французами в 1812 г. и пострадал от пожара, как почти вся застройка Зачатьевской слободы.

1825 г. датируется дело о разрешении священнику церкви Воскресения Христова Пречистенского сорока Георгию Васильеву (он был настоятелем этого храма более 25 лет) отремонтировать, покрасить и расписать церковь.

В 1853 г. в церкви был крещен русский философ Владимир Соловьев. Его родители некоторое время жили в доме № 16 по Остоженке, напротив храма.

В 1856 г. настоятелем храма стал протоиерей Григорий Смирнов-Платонов. Это был замечательный церковно-общественный деятель. При Воскресенском храме он основал Церковноприходское попечительство о бедных, одно из первых в Москве, учредил церковную школу, собрал богатую приходскую библиотеку. Человек энергичный, редких природных дарований и высокой учености, профессор Духовной академии, он также издавал один из лучших богословских журналов того времени «Православное обозрение».

В 1872 г. был устроен новый главный иконостас, трехъярусный, вызолоченный, с резными декоративными элементами в стиле эклектики. Иконы в иконостасе написаны были в живописной академической манере, характерной для того времени.

В 1900 г. в храме были проведены реставрация и капитальный ремонт. По почину одного из прихожан, Н.А. Цветкова, первым внесшего значительный вклад на обновление храма, был начат сбор средств, в котором принял участие весь приход. Суммы взносов были самыми разными – от 2-3 до 2500 руб.

2 февраля 1901 г. епископом Можайским Парфением, викарием Московской митрополии, вместе с ректором Московской семинарии архимандритом Трифоном (Туркестановым) в сослужении благочинного и настоятеля храма было совершено торжественное освящение.

В начале ноября 1917 г. Воскресенская церковь оказалась в эпицентре боев за Москву между красногвардейцами и юнкерами. У церкви Остоженку перегораживали баррикады. На колокольне храма была организована огневая точка, обстреливавшая штаб Московского военного округа на Пречистенке. В ходе боев были повреждены главы церкви.

21 марта 1925 г. в храме Воскресения на Остоженке, за несколько дней до кончины, Святейший Патриарх Московский и всея России Тихон служил всенощную с выносом Креста. Здесь в домах № 17-19 по Остоженке располагалась частная клиника А.И., Бакунина, где Патриарх Тихон проходил лечение с 13 января 1925 г. Святейший патриарх отошел ко господу в этой больнице 7 апреля 1925 г. С февраля по июль 1929 г. настоятелем храма был священномученик Павел Андреев, расстрелянный в 1937 г. на Бутовском полигоне.

С 1929 г. в Москве начинается массовое закрытие и снос храмов. Являясь частью кампании по борьбе с Русской православной Церковью, уничтожение храмов меняло и облик города, его культурно-историческую среду, а вместе с этим и людей. С закрытием церкви угасал один из очагов духовности, рвались старинные многообразные человеческие связи, исчезали целые пласты отечественной истории.

Впервые вопрос о сносе церкви Воскресения на Остоженке был поднят властями города 26 ноября 1929 г., но снос был отсрочен. 11 сентября 1933 г. президиум исполкома Моссовета «в связи с началом строительных работ Усачевского радиуса метрополитена» под Остоженкой вынес постановление «о закрытии церквей, так называемых Воскресения и Успения». Верующие пытались отстоять хотя бы один из храмов – Воскресенский. Было составлено письмо во ВЦИК с просьбой не закрывать церковь, к этому времени собравшую под свои своды несколько общин из уже закрытых окрестных храмов. Прошение было оставлено без внимания, и в конце декабря 1933 г. Президиум ВЦИК утвердил постановление о закрытии и сносе обоих остоженских храмов.

В 1935 году храм был разобран.

Архитектор С.С. Чижов, фиксировавший разборку храма, составил машинописный «Дневник наблюдений над разборкой церкви Воскресения на Остоженке», выполнил схематичные обмеры четверика церкви, сделал зарисовки ее отдельных конструктивных элементов, вел фотофиксацию.

С возрождением Зачатьевского женского монастыря начинается новый этап в истории храма Воскресения Словущего. В настоящее время проводится сбор архивных и исторических материалов для восстановления храма, разработана проектная документация.

http://zachatevmon.ru/?page_id=2185


Александр Качалин
 
Александр КачалинАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)  7 октября 2016

Воскресения Словущего на Остоженке церковь

Остоженка – одна из главных радиальных улиц Москвы, идущих на юго-запад. В древности она начиналась от ворот Белого города, шла параллельно Москве-реке к Крымскому броду. Между рекой и улицей располагались заливные луга, на которых были хорошие покосы. От обилия стогов на берегу произошло историческое название улицы. В XVIII–XIX веках это была одна из улиц, где селилось в небольших уютных особнячках московское дворянство. От Остоженки к Зачатьевскому монастырю спускаются, красиво изгибаясь, Зачатьевские переулки. На стрелке, образованной Остоженкой и 1-м Зачатьевским переулком, до 1930-х гг. стояла церковь Воскресения Словущего Нового. Когда-то на другой стороне улицы, почти напротив этой церкви стояла еще одна церковь с тем же посвящением, которая называлась Воскресения Словущего Старого. Ее снесли еще в XVIII веке.

История церкви Воскресения Словущего Нового известна слабо. Построена она в XVII веке, судя по ее архитектуре, но документов об этом не сохранилось. Церковь завершалась пятиглавием, типичным для конца XVII века. Некоторые специалисты считают, что стены основного храма могли быть построены еще раньше, даже в конце XVI века. В XIX веке церковь подверглась перестройке. В 1831 г. выстроили изящную колокольню со шпилем, а также трапезную с приделами Покрова Пресвятой Богородицы и мученицы Варвары. Иконостас главного храма создали заново в 1872 г. Церковь обновляли в 1900–1901 гг., когда создали новые придельные иконостасы. В ноябрьские дни 1917 г. здание церкви пострадало от обстрела, рядом на улице шли бои. Купола храма были разбиты тяжелыми орудиями, в журнале «Нива» даже опубликовали фотографию этих разрушений.

Одно из замечательных событий произошло в храме 23 марта (5 апреля по новому стилю) 1925 г. За несколько дней до своей кончины, патриарх Тихон служил здесь литургию последнюю в своей земной жизни. В это время святитель находится в клинике Бакуниных, на Остоженке, где через два дня и умер.

Церковь закрыли в 1933 г. Решение о ее сносе приняли в связи со строительством первой линии метро. На Остоженке прокладка велась открытым способом, и это стало поводом для сноса церковного здания, которое, как тогда говорили, было «тяжелым», и туннель метро мог не выдержать нагрузки. Церковь снесли в январе-феврале 1935 г. В ГНИМА имени А.В. Щусева хранятся фотоснимки, на которых можно видеть церковь Воскресения Словущего в последние дни своего существования. Интересно, что фотографы зафиксировали не только общий вид, но и детали убранства XVII века, сохранившиеся на чердаке.

Михаил Вострышев "Москва православная. Все храмы и часовни"



Комментарии и обсуждение


Ваш комментарий будет первым.