Пройдите по древней улице Москвы, Остоженке, мимо шумной суеты городской жизни и поверните во 2-й Зачатьевский переулок - вашему взору предстанет Зачатьевский женский монастырь, где с середины XIV века бьет родник живительной воды - монашеской жизни, совершаемой в послушании, смирении, молитве, посте и самоотверженном труде. Пасхальной радостью светится нарядный Надвратный храм, словно страж, стоящий при входе во святую обитель. Образуя с монастырской оградой единое целое, он надежно охраняет монастырь от мирских бурь и первым встречает всех притекающих под своды обители. Построенный в конце XVII в., Надвратный храм ныне является старейшим храмом Зачатьевского монастыря, сохранившимся до нашего времени. Много важных исторических событий, чудесных явлений, удивительных человеческих судеб связано с ним.
В царствование императора Петра I стольником Андреем Леонтьевичем Римским-Корсаковым, женатым на княжне Марии Федоровне Шаховской, с согласия игумении монастыря Александры и с разрешения епархиального начальства в 1696 г. над вратами монастыря воздвигнута церковь во имя Нерукотворного Образа Спасителя, вместо ветхой деревянной часовни Всемилостивого Спаса, стоявшей на том же месте со времен царя Алексея Михайловича. До 1775 г. церковь состояла в ведении Корсаковых, «снабжавших ее ризницей и всей прочей церковной утварию» и считавших ее своей домовой церковью. Богослужение здесь совершали монастырские священнослужители, по договору, «из известной руги» - годовой платы, получаемой от Римских-Корсаковых. В церковь было два входа: один, извне монастыря, - для семьи Корсаковых; другой, с внутренней стороны ограды, - для монашествующих. В нижней части была устроена усыпальница Римских-Корсаковых и Шаховских. В ее стенах с внутренней и наружной сторон были вмурованы плиты с именами погребенных. Особенно примечательным был надгробный памятник сына храмоздателя, выполненный из белого камня в виде гроба с изображением на нем двух ангелов и с надписью: «До страшного дня судного под сим гробным камнем кости лежат раба Божия Михаила Андреевича Римского-Корсакова, поживше во свете 32 года 10 месяцев 14 дней, преставшся же 1736 г. сентября 14 дня в 4 часу в 10 минут по полуночи. Прошу тя сие помолися ко Господу о душе моей да и то б за сие то дадеся от тоя милость во он же день страшный».
Среди благочестивых представителей дворянского рода Римских-Корсаковых и Шаховских были и насельницы Зачатьевской обители. Так, в монастырской описи 1763 года значится «указная белица вдова Ирина Ивановна Шаховская». В 1818 г., при игумении Митрополии, в обитель поступила девица Анна Петровна Римская-Корсакова, дочь полковника Петра Михайловича Римского-Корсакова, с намерением принять монашество, о чем сохранилось ее собственноручное прошение. Впоследствии она была пострижена в монашество с именем Афанасия. О ее жизни в обители сохранились сведения в воспоминаниях ее сестры Елизаветы Петровны Яньковой, урожденной Римской-Корсаковой (см.: Рассказы бабушки. Из воспоминаний пяти поколений, записанные и собранные ее внуком Д. Благово. Л.: «Наука». 1989 г.). «Она вела самую уединенную и монашескую жизнь: ходила в церковь постоянно ко всем службам, келий чужих не посещала, у себя занималась рукоделием, работала что-нибудь для церкви, и так как хорошо вышивала золотом, то вышила много для церкви…» - вспоминает о сестре Елизавета Петровна. Богоугодно прожив в обители, монахиня Афанасия скончалась 20 апреля 1829 г., во вторник Светлой седмицы. «Отпевали ее в пятницу, и так как это было на Святой неделе, то пели “Христос воскресе”, а мы, все родные, были в белом, и не похоже было на похороны», - вспоминает ее сестра.
Неизвестные русские мастера создали благолепный храм, сочетавший в себе старинные русские традиции с западными веяниями. Ярусная композиция храма характерна для древнерусского зодчества, внешний декор близок к архитектурному стилю середины XVII века, а вот построение восьмерика на четверике - одна из ярких особенностей стиля, известного под названием «нарышкинское барокко». Изменение облика храма началось уже с 20-х г.г. XVIII в. В 1723–1724 г.г., согласно Указу Священного Синода о «затворении девичьих монастырей», в целях изоляции надвратных церквей женских обителей к храму с наружной стороны ограды были пристроены новая лестница и высокое крыльцо для прихожан. В дальнейшем внешний вид храма, в основном сохранивший свои черты, неоднократно претерпевал изменения в связи с необходимостью его ремонта после пожаров, а также по усмотрению монастырского начальства: менялось месторасположение лестницы, было пристроено южное гульбище, позднее гульбища с трех сторон были застеклены, реставрировалась и крыша с главкой. Первоначальная внешняя и внутренняя роспись храма, выполненная в древнерусском стиле, была утрачена в середине XVIII в. в результате пожаров. По окончании восстановительных работ, тщанием Андрея Николаева — «дворового человека Марфы Нарышкиной», усердного прихожанина и делопроизводителя игуменской канцелярии, Надвратный храм и Святые врата были заново расписаны. Во время войны 1812 г. храм снова сильно пострадал и роспись была утрачена. Согласно описи храма, внутренние стены в середине XIX столетия были окрашены в зеленый цвет, «без иконного писания и украшений», а к концу того же века их покрыли простой меловой краской. Лишь в начале XX века вновь были расписаны Святые врата и фасады храма, но и эта роспись сохранилась лишь до середины 20-х г.г., когда Надвратный храм - последний из всех храмов упраздненной советской властью Зачатьевской обители – был закрыт.
Внутреннее убранство храма соответствовало его архитектурному стилю. Наиболее характерным был трехъярусный деревянный иконостас «с золоченой резьбой в форме виноградной лозы по темнокрасному фону». Все образа были древнего иконного письма. Благоговейно почитался образ Спаса Нерукотворного «на деревянной доске, вставленный во внешней стене церкви, полукруглой формы, 4 аршина ширины и 2 аршина вышины, живописного писания. Вокруг доски надпись: «1752 г. возобновлен сей святый образ тщанием вдовы Федосьи Ивановны Стремоуховой в поминовение с детьми ея. 1822 г. июля… дня еще возобновлен старанием игумении Митрополии». С этим образом связано чудесное явление, происшедшее во время Отечественной войны 1812 г. Вот что об этом повествует монастырская летопись: «Во время неприятельского нашествия, когда монастырь был зажжен и пламя охватило галерею Спасской церкви, при этом совершилось достойное примечания чудесное событие от Нерукотворенного Спасова образа, написанного на деревянной доске, вставленной во внешней стене церкви. Находясь посредине пламени, стремительно обнявшего с трех сторон, Св. Образ не только сам остался от огня невредим, но даже часть стропил с железною крышею над образом, деревянная рама со стеклом и шнур, на коем висел фонарь пред образом, остались в совершенной целости, хотя церковь вся обгорела и железная крыша, раскалившись от огня, обвалилась». По окончании войны к 1816 г. церковь отреставрировали и заново освятили.
Первые 80 лет своего существования храм был тесным образом связан с жизнью семьи Римских-Корсаковых, приглашавших монастырских священнослужителей совершать богослужения. При храме жил дьячок, имевший ключ от церкви и поддерживавший в ней должный порядок. С 1775 г. церковь перешла полностью в ведение монастыря. Поскольку церковь была отчасти приходской, в ней совершались разные требы: крестины, отпевания и пр. Так, известно, что здесь были крещены дети великого русского певца Ф.И. Шаляпина, жившего на территории монастырской слободы (дом этот по 3му Зачатьевскому переулку сохранился до наших дней).
В трагические для монастыря 20е годы XX в. Надвратный храм числился приходским и не раз переходил от общины верующих к городским властям и обратно. Последним священнослужителем был духовник сестер монастыря протоиерей Михаил Ивановский, арестованный в 1930 г. и отправленный в ссылку, где и скончался от голода, завершив свое служение Церкви подвигом исповедничества.
Настало тяжелое для монастыря время разорения и запустения. В период с 1930 по 1956 г. храм был лишен креста и главки, была разобрана просфорня, находившаяся за алтарной частью храма, разрушена южная (внутренняя) лестница, сбиты живопись, наличники и порталы, заложены окна восьмерика, подшиты своды, разобран иконостас, сделаны перегородки. Усыпальница в подклете подверглась разорению, надгробия были утрачены. С наружной стороны пристроили каменную лестницу. Храм был занят под коммунальное жилье, в закрытом проезде нижнего яруса размещался склад, а в усыпальнице Римских-Корсаковых – мастерская гаража Академии наук.
В 1957 г. по инициативе и под руководством архитектора И.И. Казакевич были начаты реставрационные работы по воссозданию древнего облика храма, признанного уникальным памятником архитектуры. В 70-е г.г. реставрация была завершена. Внешний облик церкви по возможности был приближен к первоначальному, на восстановленной главке засиял вызолоченный ажурный крест. Обновленные помещения заняли реставрационные мастерские.
В декабре 1992 г. в стенах Зачатьевской обители вновь затеплился огонек молитвы. Небольшая группа сестер Сестринства во имя Милостивой иконы Божией Матери из Обыденского храма, среди которых была будущая настоятельница обители, вошла в монастырские врата, чтобы остаться здесь навсегда. Началась новая жизнь Зачатьевской девичьей обители. Надвратный храм стал в этой жизни во всем «самым первым», ибо он один служил тогда непреложным свидетельством существования монастыря. 30 марта 1993 г. храм был освобожден арендаторами и передан Сестринству. Буквально за неделю нужно было приготовить его к освящению. Внутренние помещения очистили от мусора, перегородки разобрали, привели в порядок алтарную стену, принесли первые иконы, среди которых главными были старинные монастырские святыни: деревянное Распятие с Голгофой, иконы Зачатия, великомученика Феодора Стратилата, святителя Феодосия Черниговского. Долгие годы после закрытия обители они сохранялись в храме Св. пророка Илии в Обыденском переулке, дожидаясь своего возвращения в родной монастырь. Из Обыденского храма был также принесен список иконы Божией Матери «Милостивая», выполненный по благословению духовника последних сестер монастыря, подвизавшихся в Ильинском храме после закрытия обители, протоиерея Александра Егорова († 2000). 10 апреля 1993 г., в Лазареву субботу, совершили малое освящение храма, и после почти 70летнего запустения была отслужена первая Божественная Литургия.
В Великую Субботу 1993 г. обитель впервые посетил Святейший Патриарх Алексий II, с самого начала принимавший деятельнейшее участие в восстановлении святыни. 25 ноября 1993 года, в праздник иконы Божией Матери «Милостивая», Святейшим Патриархом Алексием было совершено великое освящение Надвратного храма. Первосвятитель в тот день передал сестрам на молитвенную память икону Воскресения Христова как символ воскресения обители. В 1994 г., в день памяти прп. Марии Египетской, Святейший Патриарх Алексий II совершил в Надвратном храме иноческий постриг старшей сестры Сестринства, будущей настоятельницы монастыря, Марии (Каледа). Это был первый иноческий постриг после закрытия обители. В 1996 г. Зачатьевский ставропигиальный монастырь, восстановивший свой статус Указом от 5 мая 1995 г., торжественно праздновал трехсотлетие Надвратного храма. 28 августа, в канун престольного праздника Нерукотворного Образа Спасителя, состоялось торжественное всенощное бдение, которое возглавил Святейший Патриарх Алексий.
В 1998–1999 г.г. в помещении под храмом, где изначально находилась усыпальница Римских-Корсаковых, была устроена часовня во имя святителя Алексия, Митрополита Московского, освященная 25 ноября 1999 г. Святейшим Патриархом Алексием II в день перенесения чудотворной иконы Божией Матери «Милостивая» из Обыденского храма в родную обитель.
Практически каждый год в день престольного праздника Надвратного храма Божественная Литургия в нем совершается архиерейским чином; по благословению Святейшего Патриарха богослужение совершали в разные годы архиепископ Истринский Арсений, архиепископ Орехово-Зуевский Алексий, епископ Дмитровский Александр, епископ ПавловоПосадский Кирилл. В Надвратном храме было совершено несколько хиротоний во пресвитеры и диаконы.
В 2008 г. в обители праздновали 15-летие освящения Надвратной Спасской церкви. К этому времени были завершены реставрационные работы, и к Лазаревой субботе обновленный храм, с позолоченным крестом, покрашенный и побеленный, с восстановленной замечательной лестницей изнутри ограды, радостно встречал богомольцев. В этот праздничный день архиерейское богослужение совершал епископ Шатурский Никодим, девять лет проходивший служение в Зачатьевском монастыре в иерейском сане. В этом же году, в Неделю святых женмироносиц, в Надвратном храме состоялась хиротония во пресвитеры диакона Илии, с первых лет восстановления обители бывшего ее усердным прихожанином и помощником.
В 2013 г. Зачатьевский монастырь торжественно праздновал двадцатилетие возобновления богослужебной жизни в обители, и в Лазареву субботу – день совершения первой Божественной Литургии в Надвратном храме, в нем же была отслужена праздничная Литургия. К этому знаменательному событию храму был приготовлен драгоценный дар - новый благолепный иконостас.
Проект иконостаса разрабатывался с использованием архивных материалов монастыря (фотографий и описей), с целью по возможности наиболее полно воссоздать особенно важные структурные и художественные элементы иконостаса храма конца XVII – начала XVIII в. Было решено создать четырехъярусный иконостас в стиле, приближенном к раннему московскому барокко, но более сдержанном по декору. Милостью Божией за короткий срок мастерам-резчикам удалось воплотить замысел архитектора, и вышел прекрасный, исполненный внутреннего света, легкий и стройный иконостас в традиционном барочном красно-бордовом тоне с золотом. Иконы для него подобрались особенным Божиим Промыслом из старинных образов, хранившихся в монастыре. В середине 2000-х .г. эти иконы были пожертвованы монастырю для возможного поставления их в Соборный храм, воссоздание которого тогда только начиналось. Впоследствии оказалось очевидным, что они не подходят ни для одного из приделов собора, и иконы остались в ризнице ждать своего времени. И это время настало именно при создании иконостаса Надвратного храма, к которому они были близки по художественной стилистике, и проект иконостаса был выполнен с учетом этих старинных образов. Для заполнения иконостаса несколько икон были написаны в монастырской иконописной мастерской. Среди них есть образы, имеющие непосредственное отношение к истории монастыря, - это круглые маленькие иконы-таблетки прпп. Иулиании и Евпраксии, икона праздничного ряда – Воскрешение св. праведного Лазаря
Плодом совместного творчества архитектора, мастеров-резчиков и иконописцев стал новый иконостас, являющий собой гармоничное сочетание мягких насыщенных тонов, сдержанных линий и проникновенных образов. Отреставрированные иконы XIX в. словно получили новую жизнь, а вновь созданный иконостас приобрел благородный оттенок древности и стал достойным украшением старинного храма.
Еще одно удивительное событие, связанное с историей Надвратного храма, совершилось в июне 2013 г.: во время проведения работ по гидроизоляции фундамента храма в помещении бывшей усыпальницы была обнаружена надгробная плита Михаила Андреевича Римского-Корсакова вместе с постаментом, практически в полной сохранности.
Надвратный храм любим всеми - и сестрами, и прихожанами. Все, кто хоть раз побывал под его уютными сводами, единодушно утверждают, что здесь легко молиться, ощущается особое присутствие Божие и необъяснимая тихая радость. Службы в храме совершаются регулярно — летом чаще, зимой реже. Обязательно торжественное богослужение в престольный праздник 16/29 августа, а также на Светлой седмице, на святках и в особо памятные монастырские дни.
История продолжается. Она как чудесная книга. Многие ее страницы, истлевшие от времени или утерянные, вдруг неожиданно обновляются или обретаются, а время пишет новые и новые. Быть может, Надвратный храм поведает нам еще немало поучительного, того, что поможет возвести душу к мысли о непостижимых путях Божиих, всемогущем и всеблагом Его Промысле и неизреченной, всепобеждающей Любви.
Информация с официального сайта монастыря, http://zachatevmon.ru/?p=14538