Успенский трапезный храм был построен в 1685-1687 гг. Архитектурный облик постоянно менялся: сначала храм и трапезную окружала открытая галерея, потом в начале 19 в. ее разобрали и у входов в храм и в трапезную были сделаны крытые пристройки с лестницами. Пятиглавие тоже не сохранилось, оно было заменено в 19 в. одной главою. Трапезный храм был освящен в 1687 г. В 1812 г. были устроены два придела: северный - во имя апостола Иакова Алфеева, в память об избавлении обители от взрыва французскими войсками; южный - во имя апостола Иоанна Богослова, в напоминание о существовавшем ранее одноименном храме в монастырской колокольне. В настоящее время оба придела упразднены. Убранство южного придела передано в храм Архангела Михаила в Тропарево.
После революции в монастыре был создан музей, все храмы были закрыты. Успенский храм возвращен церкви в 1945 г. С 1964 г. в храме находится кафедра митрополита Крутицкого и Коломенского. В 1988 г. в храме установлен иконостас из разрушенного храма Успения на Покровке. Главный престол храма освящен в честь Успения Пресвятой Богородицы, западный придел - во имя благоверного князя Даниила Московского, приставной придел - во имя апостола Иоанна Богослова.
Успенская церковь с трапезной палатой 1685-1687 гг. Это необычное по сути сооружение было построено в 1685-1687 гг. Это здание уникально для своего времени: помещение палат является бесстолпным, то есть свод не поддерживают столбы, а само здание стоит на высоком подклете. Эта церковь изначально выглядела немного не так, как сейчас. Храм был украшен величественным пятиглавием, которое погибло в пожаре 1796 года. Восстановительные работы XIX века преобразили верхнюю часть храма и заставили попрощаться с белокаменной галереей, окружавшей всё строение, – слишком уж она была ветхой. Успенский храм примечателен находящимся на втором его этаже приделом в честь Сошествия Святого Духа и хранящимся там древним иконостасом.
Успения Пресвятой Богородицы в Новодевичьем монастыре церковь (Новодевичий проезд, дом № 1).
Выстроена в трапезной обители в 1684–1687 гг. Сразу же после завершения строительства храм расписали снаружи и внутри. Одновременно под руководством мастера Оружейной палаты Карпа Золотарева был сооружен резной золоченый иконостас и написаны для него иконы. Белокаменный декор храма выполнил зодчий и резчик Кондратий Мымрин. Над декоративной росписью интерьера работали Богдан Дмитриев и Иван Масюков. К храму примыкают обширная трапезная и три палаты меньших размеров, одна из которых служила кухней. Все палаты были возведены на едином подклете.
Первоначально Успенская церковь была еще стройнее и наряднее, так как ее основной объем завершался кокошниками и пятиглавием (в настоящее время она представляет собой восьмерик, увенчанный барабаном с одной луковичной главкой; утрачена также открытая галерея, вместо которой возведены крытые пристройки с лестницами). Несмотря на поздние искажения, здание остается одним из значительных памятников того времени. Первоначальные росписи XVII века погибли при пожаре. Внутри храм расписал заново в 1870 г. художник Н.Ф. Федоров. В 1817 г. фасады трапезной окрасили «под кирпич».
Храм закрыли в 1922 г. В 1934 г. Новодевичий монастырь передали Историческому музею, и до сих пор он является его филиалом. Успенскую церковь освятили 29 декабря 1945 г. В ней установили деревянный иконостас XVII века из московской церкви Троицы в Хохлах. В 1980-е гг. его заменили отреставрированным иконостасом уничтоженной Успенской церкви на Покровке. В правой части трапезной в 1945 г. восстановили придел святителя Иоанна Богослова, для которого в 1956 г. создали новый иконостас. Роспись трапезной поновлялась в 1946 г. После разрушения в 1964 г. храма апостолов Петра и Павла на Преображенской площади в Успенскую церковь перевели кафедру митрополита Крутицкого и Коломенского. В 1982 г. в западной части трапезной создан крестильный храм во имя святого благоверного князя Даниила Московского. В верхнем этаже церкви – придел во имя Сошествия Святого Духа. В середине 1990-х гг. проводилась реставрация росписи свода трапезной. Чтимые святыни храма – Смоленская и Тихвинская иконы Божией Матери, написанные в XVI в.
Михаил Вострышев "Москва православная. Все храмы и часовни"
Справа от Успенской церкви находится небольшое аккуратное сооружение в стиле ампир, создание которого приписывают самому Доменико Жилярди – известнейшему московскому зодчему итальянского происхождения, снискавшему славу одного из главных ампирных мастеров Первопрестольной. А само здание – это мавзолей князей Волконских, где покоятся офицеры, князья Дмитрий Михайлович (1770-1835) и Сергей Александрович (1786-1838) Волконские. Как ни странно, но мавзолей на долгие годы затерялся за величием своих блистательных соседей – других памятников монастыря, и изучению его никто не уделял особого внимания. О его истории известно лишь, что архитектурный шедевр был возведён в 1830-х годах над могилой князя Дмитрия Михайловича, а оба родственника были героями Отечественной войны 1812 года.
http://novodev.ru/mavzoley-volkonskih/
4 сентября 1943 г. на встрече с тремя митрополитами Сталин наобещал Церкви всяческое содействие, но когда дошло дело до предоставления ей помещения для Богословского института и пастырских курсов, ни одно из многочисленных зданий духовно-учебных заведений Москвы не было возвращено. Летом 1944 г. Московские духовные школы открылись в здании, первоначально рассчитанном на проживание в нем одного человека - игумении Новодевичьего монастыря. Невозможная теснота заставило руководство института уже в следующем году добиваться дополнительных площадей, и оно остановила свой выбор на соседнем здании бывшей монастырской трапезной с Успенской церковью. 5 июля 1945 г. его передали в ведение Московской патриархии. Этим было убито множество зайцев. Православные москвичи получили новый действующий храм немалой площади. Студенты стали проходить в нем богослужебную практику, а преподаватели в священном сане - служить. В помещениях, примыкающих к трапезной с запада, оборудовали аудитории, общежитие, библиотеку, канцелярию (хорошо, что тогда не было нынешних норм противопожарной и пр. безопасности). В обширных подвалах устроили склады и мастерские по изготовлению свечей и церковной утвари.
В 1948 г. Московская духовная академия начала возвращаться в свои историческе стены в Троице-Сергиевой лавре, но до 1955 г. она не имела там своего храма: в помещении, где он прежде располагался, продолжал крутить фильмы Загорский дом культуры. Студенты и воспитанники все эти 7 лет по субботам-воскресеньям и праздникам ездили в Новодевичий монастырь обслуживать Успенский храм чтением и пением. Наконец, в 1955 г. трапезный храм бывш. Новодевичьего монастыря стал целиком приходским; западная пристройка к нему и часть подвалов достались Издательскому отделу Московской патриархии. В 1963 г. отдел возглавил епископ Питирим (Нечаев), и Успенский храм стал его постоянным местом служения. О том, как этот храм сделался кафедральным храмом митрополитов Крутицких и Коломенских, известно из его рассказа. В 1971 г. митрополитом Крутицким был назначен Серафим (Никитин), и новоизбранный патриарх Пимен "попросил меня уступить ему Новодевичий, потому что у него были больные ноги и ему трудно было ездить в какую-то другую церковь".
Русь уходящая. Рассказы митрополита Питирима. - СПб., 2007. С. 478
17 июня 2021.