Вознесенский Печёрский монастырь начинался с нескольких пещер, выкопанных в крутом берегу Волги. К последней трети ХVI века это была уже дивно украшенная белокаменная обитель. Но стихия в одночасье уничтожила всё, что создавалось веками, и монастырю пришлось фактически "родиться заново". Но для этого стоит возвратиться на несколько веков назад.
В конце 1320-х годов в окрестностях Нижнего Новгорода появился монах Дионисий, пришедший из Киево-Печёрского монастыря. На крутом берегу Волги он решил обосноваться в выкопанной им пещере. Произошло это, вероятно, между 1228 и 1330 годами. В "Степенной книге" говорится: "В трёх поприщах от города, при брезе Волги, Дионисий в Нижнем Новеграде ископа пещеру, идеже трудолюбиво подвизася, и монастырь честен состави, зовомый Печерский монастырь". Монах Дионисий (в будущем - архиепископ Суздальский) продолжил традицию, заложенную ещё основателями Киево-Печёрского монастыря: его монастырь произрос из пещеры, почему и получил, как и киевская обитель, название "Печёрский". К Дионисию вскоре стала стягиваться братия. Поначалу насельники нового монастыря копали себе кельи неподалёку от Дионисиевой пещеры, но через некоторое время пещерное житьё пришлось оставить. Земляные помещения были тесны, сыроваты и холодны. Далеко не каждый мог существовать в таких условиях. И вот, выше по склону началось строительство деревянного монастыря с церковью в честь Вознесения Господня. Настоятель монастыря Дионисий был возведён в сан игумена, а затем - архимандрита.
Известно, что Вознесенский Печёрский монастырь чуть не с самого своего основания (то есть, вероятно, с момента постройки необходимых деревянных зданий) жил по общежительному уставу. Всё имущество было общим, иноки не имели ничего своего и не выходили за ворота обители без благословения игумена. Кормились насельники монастыря трудами рук своих. Общежительный устав способствовал процветанию Печёрского монастыря. Уже к последней трети ХIV века он стал одним из важнейших духовных и культурных центров "Низовского края", именно здесь - с благословения святителя Дионисия, чья резиденция с 1374 года находилась в Нижегородском кремле, - создавалась Лаврентьевская летопись.
Благосостояние монастыря укреплялось благодаря обильным вкладам и пожертвованиям. Ко второй половине ХV века он владел обширными земельными угодьями, приобрёл право на беспошлинную рыбную ловлю и провоз рыбы по Волге и к ХVI столетию уже крепко стоял на ногах. Если бы не бесконечные набеги и грабежи татар (летописи упоминают о татарских разорениях 1378, 1379 и 1550 годов, когда монастырские строения сжигались дотла). Печёрская обитель могла бы стать ещё более богатой, но взамен непрестанного и неуклонного накопления материальных богатств на её долю выпали испытания, способствовавшие накоплению богатства духовного.
После завоевания Иваном Грозным Казанского ханства в Вознесенском Печёрском монастыре началось каменное строительство. Увы древний архитектурный ансамбль обители не сохранился, уничтоженный оползнем. В летописях говорится, что в монастыре было пять храмов (в Нижнем Новгороде того времени - только три), из коих особым благолепием отличался пятиглавый Вознесенский собор. 18 июня 1597 года все здания Вознесенского Печёрского монастыря разрушил огромный оползень. Он не был неожиданностью для братии. Ещё за неделю до катастрофы в горе появилась трещина длиною около километра, а в самом монастыре стало "теснить" деревянную мостовую. Тогдашний настоятель монастыря архимандрит Трифон принял единственно возможное в этой ситуации решение: он вывел всех насельников из обители в безопасное место, а также приказал перенести из неё все монастырские святыни и утварь. Сам он оставался в стенах монастыря до последнего момента. Лишь тогда, когда выяснилась неотвратимость беды, настоятель взял крест, чудотворную Печёрскую икону Божией Матери и вышел за ограду. "И нача гора осыпаться, и бысть шум и треск велик по лесу, и нападе на людей страх и ужасть велика..." Со скорбью наблюдали монахи, как стихия стирала с лица земли обитель, ставшую для них родным домом: "В монастыре же означенною от горы оползиною храм каменный Вознесения Христова разрушило до основания... Каменная колокольня с колоколами свалилась на землю и рассыпалась, теплый храм Пресвятыя Богородицы (Покрова) разшатало на сторону и опустило в землю близ окошек олтарных". Сошедший в Волгу оползень образовал огромные волны, выбросившие далеко на землю лодки и суда, стоявшие у берега. Но и в этом грозном происшествии была явлена милость Божия: никто из людей не пострадал.
После разрушения Вознесенского Печёрского монастыря его возобновили на новом месте - на том же правом берегу Волги, но несколько выше по течению. Вскоре здесь были построены деревянные храмы и кельи, возведена рубленая ограда. После окончания Смуты начала ХVII века, монастырские власти озаботились благоустройством обители. Но на многочисленные просьбы о дозволении построить в монастыре каменные церкви московский приказ каменных дел неизменно отвечал отказом. Отчаявшись получить разрешение, настоятель монастыря архимандрит Рафаил без ведома Приказа пригласил в 1631 году артель костромских каменщиков, которые начали работу над Вознесенским собором. Надежды на то, что Приказ каменных дел не обратит внимание на "несанкционированную застройку", не оправдались. В 1632 году из Москвы пришло требование выслать в Москву работавших в монастыре каменщиков "для нашего Вяземскаго городоваго каменного дела". Снова и снова архимандрит Рафаил обращался с прошением "о благословенной грамоте воздвигнути каменну церковь во имя Вознесения Господня" и настойчивость его привела к положительным результатам: в 1640-е годы в Печёрской обители началось "официальное" каменное строительство.
Ко второй половине ХVII века архитектурный ансамбль монастыря уже был в целом завершён, а в 1765 году деревянную ограду заменили кирпичной. После поставления на Патриарший Престол митрополита Новгородского Никона, в молодые годы бывшего послушником в нижегородском Печёрском монастыре, обитель приобрела особое значение. Патриарх помнил обитель, где подвизался в юности, и не раз делал вклады в неё из собственной казны. Кроме того, он даровал печёрским архимандритам право служить литургию в митре, с рипидами, палицей и сулком, облачаться среди храма на ковре и держать осеняльную свечу, "якоже достоит епископу". Особое внимание на Вознесенскую обитель обращал и царь, и внимание это не иссякло после Никоновской опалы.
Упадок монастырского хозяйства относится, как легко можно догадаться, к 70-м годам ХVIII века. Всключённый в первый класс и "посаженный" на жалованье в две с небольшим тысячи рублей, монастырь пришёл в поистине бедственное положение. Если раньше он свободно распоряжался средствами, вырученными от своих вотчин, и мог не только поддерживать в сносном состоянии свои строения, но и благотворить нуждающимся, то теперь сам оказался на грани выживания. Храмы и корпуса приходили в запустение, братия была малочисленной. Положение переменилось в середине ХIХ столетия, когда настоятелями монастыря стали назначаться правящие архиреи (Нижегородские и Арзамасские, а с 1866 года - епископы Балахнинские, викарии Нижегородской епархии). К положительным последствиям этих перемен в управлении монастырём следует отнести ремонт каменных зданий, увеличение числа насельников и оживление благотворительной деятельности монастыря. К 1917 году Печёрский монастырь в полной мере вернул себе былую красу.
Советская власть быстро и очень "успешно" разорила древнюю обитель, уничтожив всё, что создавалось веками. И хотя в 1925 году архитектурный комплекс монастыря перешёл в ведение Губмузея, это не спасло ни монастырские здания от вселения в них посторонних людей, ни богатейшую ризницу от разграбления. В главном Вознесенском соборе, составлявшем основное украшение знаменитого монастыря, разместили столярную мастерскую, а в его подклете - овощехранилище. В архимандричьих палатах устроили кинотеатр "Колхозник", здание Успенской церкви передали под архив, а все остальные здания (и даже башни ограды) оборудовали под жильё. На протяжении многих лет, практически до возвращения монастырских зданий РПЦ, на внутренней стене висел огромный плакат с лозунгом "Да здравствует коммунизм, светлое будущее всего человечества". В 1960 году власти отчасти одумались и присвоили Вознесенскому Печёрскому монастырю статус архитектурного памятника республиканского значения. Но реставрационные работы начались здесь лишь в 1971 году. И ещё более двадцати лет должно было пройти, прежде чем монастырь передали Церкви.
В 1994 году открылась новая страница в истории обители. Первым храмом, освящённым в Печёрской обители, стала надвратная Евфимиевская церковь, а в 1999 году уже освятили больничный храм во имя святых первоверховных апостолов Петра и Павла. В 2000 году первая Божественная литургия прошла в Вознесенском соборе. Постепенно проводилась реставрация корпусов и монастырских стен.
Вознесенский Печёрский монастырь уже 25 лет является значимым духовным центром Нижнего Новгорода, одним из самых благолепных в епархии. Стоит добавить и его удачное местоположение, и то, что комплекс его зданий выдержан в едином стиле.
Из журнала "Православные монастыри. Путешествие по святым местам". Выпуск №39, 2009 г.