Трапезная церковь во
имя Успения Пресвятой Богородицы (1649-1652 годы) в Нижегородском
Благовещенском монастыре
Благовещенский
мужской монастырь в Нижнем Новгороде, как и многие русские обители, уже самому
расположению своему обязан значительной частью своей красоты. Вот как о нем
пишет автор XIX столетия: « Монастырь находится прямо напротив ярмарки, при
слиянии Волги и Оки». По времени строительства он является одним из самых
древних в Средней Руси. Первые упоминания о нем относятся к 1221 и 1229 годам,
а основан он был Великим князем владимиро-суздальским Юрием Всеволодовичем [1,2]
Из-за
частых пожаров и набегов к середине XIV века монастырь совершенно обветшал и
лежал почти в руинах. Не способствовал его восстановлению и передел земель между
суздальско-нижегородским и московским князьями. Во время одной из своих поездок
в Орду в 1357 или в 1359 году монастырь посетил митрополит Московский святитель
Алексий. Его попечением уже в 1371 году происходит возобновление обители.
Святитель сам освятил первый каменный храм во имя Благовещения Пресвятой
Богородицы. По преданию, этот храм был изображен на одной из первых икон
святителя Алексия (вторая половина XV века). С этого времени обитель становится
домовой митрополичьей, а с 1589 патриаршей, что весьма способствовало ее
благосостоянию. До 1764 года она управлялась архимандритами, а после введения
штатов стала относиться к третьему классу и управляться игуменом [2, №6]. Период
этот продолжался недолго, и уже в 1797 году архимандричье управление
восстановилось [2, №9].
Новый
этап интенсивного каменного строительства в монастыре относится к середине XVII
века. В этот период здесь работала артель нижегородских «домовых монастырских
каменщиков» под руководством Вельямина Черсткина. Ведущими мастерами в ней
значились Данило и Григорий Тимофеевы, впоследствии «государевы записные
мастера», в 1660-е годы работавшие в Москве. Кроме того, известны еще мастера
Иван и Григорий Григорьевы дети. Артель заново отстроила ставший уже ветхим
Благовещенский собор, Успенскую трапезную церковь с колокольней, храм преп.
Сергия Радонежского архимандричьи палаты и кельи [3,4].
По
времени своего возведения Успенская церковь относится к последним годам
недолгой эпохи активного возведения многошатровых храмов. Впервые она
упоминается в надписи на нотной книге 1652 года: «7161 году, октября в 22 день,
положил в сию оби[тель] патриарша домового Благовещенского монастыря в дом Пречистаго
и Славнаго Ея Благовещения и Успения старец Па[исий]» [4]. Трапезная Успенская
церковь не обладает ни пышностью декора, как храм иконы Божией Матери
«Одигитрии» в вяземском Предтеченском монастыре (около 1650 года) и приходская
московская церковь во имя Рождества Пресвятой Богородицы в Путинках (1649-1652
годы), ни изяществом композиции, как соборная церковь во имя Соществия Святого Духа
в бывшем Духовском монастыре в Рязани (1642 год). Расположена она в
юго-западной части монастыря. План Успенского храма до 1826 года имел строго
«Г»-образную форму. С запада к ней примыкала только трапезная, с севера от
которой и сейчас возвышается единственная в монастыре шатровая трехъярусная
колокольня. В указанном году план этот претерпел некоторые искажения, так как к
трапезной тоже с северной стороны пристроили громоздкий придел во имя иконы
Божией Матери Толгской, нарушивший обозрение колокольни и загородивший ее
нижние ярусы. [2 - №6,4, 5].
Успенская
церковь является «зимней», поэтому службы в ней преимущественно совершаются в
холодное время года. Сама по себе она представляет собой, как и все
многошатровые храмы, четырехугольный объем, вытянутый по оси «север-юг». Всю
восточную его сторону занимает высокая апсида, поднимающаяся до самых
кокошников свода. И церковь, и апсида поставлены на высокий подклет, в разное
время использовавшийся по-разному. Первоначально в нем, скорее всего,
находились кладовая, хлебня и кухня [4]. По некоторым сведениям, в
подцерквовьях Благовещенского собора и Успенской церкви недолго хранились
библиотека и архив, а в конце XIX столетия помещения сдавались внаем [2 - №№ 6,
8].
Каким
был первоначальный декор трапезного храма, сейчас уже трудно сказать. В течение
одного только XVIII века он трижды пострадал от пожаров: в 1715, 1722 и 1764
годы. Особенно разрушительным был последний из них [2 - №5]. В настоящее время
декор церкви очень скромен. Над окнами и входом нижнего яруса из фигурного
кирпича выложены кокошники сложного профиля с заостренным верхним концом. Окна
апсиды украшены простыми полуциркульными кокошниками и фронтонами. Также
оформлены и окна трапезной палаты. Карниз, разделяющий объем храма и
подцерковья, не сохранился (видны только его следы). Также частично утрачены и
лопатки, прорезавшие строгую гладь стен.
Над
верхним карнизом размещен ряд кокошников. Сейчас они вкомпонованы в кладку под
четырехскатной кровлей. Также они выглядели и в начале XIX столетия, что хорошо
заметно на литографии Андре Дюрана «Нижний Новгород. Вид на Благовещенский
монастырь» (1839 год). Тем не менее, можно предположить, что, как и в случае с
храмами Рождества Пресвятой Богородицы в Путинках (1649-1652 годы), Одигитрии в
Предтеченском монастыре в Вязьме (около 1650 года) и Святого Духа в Рязани
(1642 год), эта кровля – результат позднейших переделок (возможно, после пожара
1766 года). Косвенным аргументом, свидетельствующим в пользу этого
предположения, является позакомарное перекрытие Благовещенского собора
монастыря, возведенного той же артелью мастеров. Его восстановили во время
реставрации, осуществленной в 1870-1872 годы под руководством архитектора Л.Даля
[7]. В литературе уже неоднократно было отмечено сходство в архитектуре и
убранстве этих храмов [3-6]. Рисунок кокошников в верхней части обеих церквей
имеет много общего. Кроме того, один или два ряда кокошников под шатрами
гораздо лучше гармонировал бы с общим декоративным строем архитектурного
ансамбля, чем нынешняя безликая кровля.
Главным
украшением Успенской церкви, вне всякого сомнения, являются декоративные шатры,
венчающие ее своды. Украшены они даже с некоторой изысканностью. Стороны их
восьмигранных постаментов оформлены уступчатыми ширинками. От небольших шатров
барабаны отделены поясом мелких кокошников (по два на каждую грань). Сами грани
подчеркнуты с помощью декоративных тяг и прорезаны вытянутыми ложными
«окошками» с наличниками. Особенно хороши венчающие наличники кокошнички на
миниатюрных карнизах. Несмотря на незначительный размер, они настолько
пластичны и высоки, что кажутся скорее лепными, чем изготовленными из кирпича.
Маленькие главки шатров покоятся на восьмигранных «шейках», каждая из которых
как бы вставлена в граненую чашу из многопрофильного карниза и кокошников.
Первоначально главки покрывала поливная черепица, позднее ее заменили на железо
[2 - №6]. Сейчас уже сложно поверить, что вся эта красота – результат
кропотливой работы реставраторов В.Д. Лапина и В.Я. Чащина, восстановивших в 1980-е
годы шатры после урагана 1974 года. К счастью, сохранилось множество фотографий
и рисунков этих шатров, которые послужили основой для реставрации.
Несколько более подробно следует
остановиться на колокольне Успенской трапезной церкви. По своему внешнему
облику и конструкции она вполне типична для архитектуры Средней Руси середины -
второй половины XVII века. Нижние два яруса - четырехугольные в плане -
использовались, скорее всего, для хозяйственных целей и отдыха звонарей. Окна
второго яруса украшены точно такими же наличниками с фронтонами, что и
некоторые из окошек храма и трапезной. Третий ярус – ярус звона – представляет
собой высокий восьмигранник на небольшом основании, грани которого по
обыкновению того времени декорированы ширинками. Из восьми арок четыре в
настоящее время глухие. Проемы для колоколов фланкированы двойными колонками из
фигурного кирпича и увенчаны профилированными кокошниками. Особенно пышно
украшен шатер. Он не пострадал во время урагана 1974 года и послужил одной из
аналогий для восстановления шатров храма. Также как и на них, грани шатра
колокольни подчеркнуты декоративными тягами. Рисунок декоративных окошек на
гранях и обрамляющих их нарядных «лепных» наличников идентичен украшениям
церковных шатров. Сходную форму и оформление имеет и миниатюрная главка,
венчающая шатер. В конце XVII века с северной стороны к колокольне почти
вплотную примыкали Святые врата с надвратным храмом во имя св. Андрея
Первозванного (впоследствии церковь перестроена) [4].
О
колокольном подборе монастыря сохранились довольно скудные сведения. Согласно
им, вплоть до XIX века на колокольне не было благовестников значительного веса.
Наиболее старинные из колоколов датировались 1545 годом, что свидетельствует о
наличие в монастыре звонницы, вероятно, деревянной, еще до возведения Успенской
церкви с колокольней. Надпись на одном из колоколов была следующей: «лета 7053
(1545) дал в дом Пречистые Богородицы и чудотворца Алексия колокол благовестной
20 пуд пол 2 пуда старец Андроник Горбатый да два колокола зазвонных». Еще один
колокол 1615 года весил около 100 пудов [4,8]. Более поздний благовестник XVII
века имел вес 194 пуда 28 фунтов.
К
началу XVIII столетия подбор состоял из шести колоколов. Гордостью монастыря
были часы, отбивавшие каждый час и перечасья. К сожалению, в пожар 1722 года
все старинные колокола и часы погибли или были повреждены [4, 8]. В 1724 году
колокол 1615 года, треснувший во время пожара, перелили, после чего он получил
название «Горелый». Его украшали литые изображения: «Благовещение с
предстоящими свт. Алексием и Гурием, Тихоном и Германом», «Распятие с
предстоящими» и «Великомученик Георгий» [2 - №9]. Имя мастера источники не отмечают,
ограничившись замечанием, что это имя было отлито в надписи. Возможно, речь
здесь идет о литейщике Иване Матвеевиче Лодыгине, брате Михаила
Матвеевича Лодыгина [9, 10]. В 1716 году он работал в Нижнем Новгороде и
переливал поврежденный 200-пудовый благовестник для колокольни
Спасо-Преображенского собора [5]. Что же касается его брата, Михаила Лодыгина,
то можно предположить, что он упомянут как «мастер Михаил, Матвеев сын» в
надписи на втором колоколе в подборе Спасо-Преображенского собора,
датированного 7199 (1691) годом [5]. Имя Иван Матвеевича «Иван, Матвеев
сын» также было в надписи на колоколе Благовещенского собора Нижегородского Кремля,
отлитого в 1699 году и весившего 100 пудов 28 фунтов. На протяжении XVIII-XIX
веков число колоколов в подборе колебалось от восьми до одиннадцати [4, 5].
Самый поздний из них - весом в 344 пуда изготовили в 1895 году. Второй колокол
при этом весил 123 пуда (скорее всего, упомянутый «Горелый»), а весь подбор –
600 пудов [2 - №6].
При
исследовании колокольного подбора мы вынуждены опираться на подчас
противоречивые сведения описей, так как в начале ХХ столетия монастырь был
практически разграблен. В 1918 году обитель закрыли, а 1922 году реквизировали
колокола, церковную утварь и вещи обихода. Не избежали этой участи и резные золоченые
врата Успенского трапезного храма. Только в 1974-1983 годы началась реставрация
всех монастырских зданий после урагана, о котором уже шла речь выше [11]. В
1993 году обитель вернули Православной церкви.
Библиография:
[1]
Зверинский В.В. Материал для историко-топографического исследования о
православных монастырях в Российской империи. Спб., 1892. Т.2. № 635 . С.: 66
[2] Нижегородский Благовещенский мужской
монастырь в его прошлом и настоящем
состоянии (историко-статистический очерк) // Нижегородские епархиальные
ведомости. 1896 год (часть неофиц.). № 5 С.: 173-182; №6 С.: 227-238; №7 С.:
274-282; №8 С.: 299-312; №9 С.: 339-352; №10 С.:377-383.
[3] Филатов Н.Ф. Нижегородские мастера.
Горький, 1988. С.: 187
[4] Филатов Н.Ф.Нижний Новгород.
Архитектура XIV – начала ХХ века. Нижний Новгород, 1994. С.: 29, 30.
[5] Добровольский М.В. Путеводитель по
святыням и церковным достопамятностям города Нижний Новгород. Нижний Новгород,
1912. С.: 150-155
[6] Описание Нижегородского
Благовещенского третьеклассного мужского монастыря. Нижний Новгород, 1884. С.:
8
[7] Даль Л.В. Историческое исследование
памятников русского зодчества // Зодчий. 1873. № 1. С.: 5-6
[8] Архим. Макарий. Памятники церковной
древности в Нижегородской губернии. Нижегородский Благовещенский монастырь. С.:
145-238 // Записки Императорского археологического общества. Спб., 1857. Т.Х.
С.: 158, 171, 173
[9] Азарова О.В.
Михаил Ладыгин // Сайт Общества церковных звонарей zvon.ru: История колоколов
[10] Азарова О.В. Церковь святителя Николая в Варзугском приходе
[11] Дегтярева О.В. Алексеевская церковь
Нижегородского Благовещенского монастыря. Н.-Новгород, 2009. С.: 67, 131