Софийский собор возведен на средства царя Ивана Грозного в 1568–1570 годах. Построению собора предшествовало закладка в Вологде в 1566 году по воле и под личным надзором царя Ивана Грозного каменной крепости. Поскольку прежний деревянный Воскресенский собор оказывался за пределами новых укреплений, царь решил строить новый собор и архиерейский двор на новом месте – внутри кремля. Строительство собора интенсивно велось в 1568–1570 годах. Материалом для собора послужили материалы, заготовленные для строительства стен города: привезённый издалека булыжный и белый камень, кирпич. Летописец свидетельствует, что работали с особой тщательностью, на ночь кладка закрывалась лубьём для предохранения от дождя и холода. К 1571 году собор был достроен, но внимание Ивана Грозного оказалось отвлечено от работ в Вологде: в это время на Руси разразилась эпидемия, а на Москву напал крымский хан Девлет-Гирей. Последовавшая отмена опричнины полностью изменила замыслы царя в отношении своей северной резиденции. Существует ещё одна версия: согласно записанному в XVIII веке народному преданию, гнев царя будто бы вызвал кирпич, упавший на него из свода собора.
Вологодский кремль долго оставался недостроенным. Неизвестно, когда именно был освящён главный престол собора. На основании сообщений летописца Ивана Слободского считалось даже, что собор долго стоял неосвящённым, но недавно опубликована купчая грамота, датированная 12 августа 1577 года, в которой идёт речь о продаже двора в Вологде «Карпу Гаврилову сыну, софийскому звонарю» косвенно, но красноречиво свидетельствует о наличии при соборе звонницы и, соответственно, нормальном ведении служб в соборе уже вскоре после окончания его строительства. Главный престол собора был посвящён Софии – Премудрости Слова Божия. 1 октября 1587 года, через три года после смерти Ивана Грозного, святителем Антонием, епископом Вологодским и Великопермским, был освящён придел во имя Усекновения главы Иоанна Предтечи – небесного патрона Ивана Грозного; царь отмечал свои именины именно в день этого праздника. Таким образом собор стал своеобразным памятником своему создателю, единственно возможным для того времени. Третий престол собора позже был освящён в честь Феодора Стратилата – святого, на день памяти которого приходились именины царствовавшего тогда Фёдора Иоанновича.
Архитектурные особенности (описание) объекта
Эта старейшая каменная постройка города принадлежит к числу больших русских пятиглавых шестистолпных соборов, прототипом которых является Успенский собор Московского Кремля – главный храм Московской Руси. Вологодский собор отличается экономностью декора и достигнутой за счёт этого почти скульптурной целостностью облика. Софийский собор играет определяющую роль в ансамбле исторического центра Вологды. Он находится к северу от Архиерейского двора и расположен недалеко от реки Вологды. Необычной особенностью Софийского собора является его ориентировка в направлении юг–север, которую восприняли и строители всех соседних храмов. Это принято связывать с топографическими особенностями местности и изначальной включённостью собора в план ориентированной таким же образом крепости. Размеры собора впечатляют: длина – 38,5 м, ширина – 25,9 м, высота до верха сводов – 38,4 м, высота до вершины креста центральной главы – 59,65 м. Гладкие белёные стены собора практически лишены декора. Стены делятся мощными лопатками простого профиля на широкие гладкие прясла, завершённые полуциркульными закомарами. Собор имеет три входа: это перспективные порталы с характерным для северной архитектуры килевидным завершением. Пространство храма выглядит необычно для своего времени, как единый зал: это впечатление достигнуто устройством крестовых сводчатых перекрытий на одном уровне и отсутствием в интерьере членений стен карнизами и лопатками. Освещение храма осуществляется через узкие высокие окна, расположенные на втором и третьем ярусах собора строго по осям прясел; окна третьего яруса находятся в закомарах. Три алтарные апсиды освещаются узкими окнами во втором ярусе. Кровля собора позакомарная. Мощные луковичные главы установлены на высоких цилиндрических барабанах, центральный барабан шире и выше четырёх остальных. В каждом из барабанов имеется по восемь высоких узких окон.
В 1686–1688 годах в соборе выпонено «стенное писание» в технике фрески с дополнительной прописью посуху (в частности, ликов) в технике темперной живописи. Эту работу осуществил за два года знаменитый ярославский иконописец Дмитрий Григорьевич Плеханов с тридцатью помощниками. Масштабные росписи исполнены в декоративной манере, свойственной ярославской стенописи второй половины XVII века. В куполах изображены Пантократор, Богоматерь Знамение, Иоанн Предтеча, Отечество; в барабанах – праотцы. Западную стену занимает «Страшный суд». На сводах и разделённых на шесть ярусов северной и южной стенах помещены росписи с евангельскими сюжетами и изображениями Вселенских соборов. На столпах изображены святые воины и князья. Стенопись алтаря состоит из четырёх ярусов.
В соборе сохранился третий по счёту иконостас, построенный в 1729–1736 годах мастером польского происхождения Арсением Борщевским, монахом Спасо-Прилуцкого монастыря. Это монументальное пятиярусное сооружение в стиле барокко завершено Распятием с предстоящими. С обратной стороны иконостаса устроены два скрытых деревянных клироса для размещения двух мужских хоров, входы на которые устроены по деревянным лестницам со стороны алтаря. Большая часть икон для нового иконостаса написана в 1736–1738 годах годах в технике масляной живописи на деревянных досках польским иконописцем Максимом Калининым сыном Искрицким (Skrzycki – Скрицкий, точная транскрипция – Скшицкий), меньшая часть икон была выполнена вологодскими мастерами. В местном ряду были оставлены чтимые древние образа. Среди икон местного ряда иконостаса выделялись художественными достоинствами хранящиеся ныне в Вологодском государственном музее-заповеднике крупные иконы «София Премудрость Божия» (Ждан Дементьев, Василий Новгородец, 1618 год) и «Христос Вседержитель с предстоящими и припадающими святыми» (1657 год).
Перестройки, утраты, реставрационные работы
Софийский собор восстанавливался в 1613–1616 годах после губительного пожара, произошедшего в дни Вологодского разорения в сентябре 1612 года. В 1688 году собор снаружи был отремонтирован, на главы собора установлены железные прорезные кресты, выкованные мастером Ульяном Омельяновым по образцу креста знаменитой в своё время, но не сохранившейся до наших дней церкви Николы Явленного в Москве.
После пожара 1698 года, уничтожившего кровлю и шлемовидные завершения глав, новые купола для собора были увеличены и сделаны уже в форме луковиц. Так они выглядят и сегодня: считается, что эта новация, заметно изменившая облик храма, пришлась собору «к лицу».
В ходе ремонтов XVIII–XIX веков собор окружили невысокой каменной оградой с кованой решёткой, позакомарное покрытие заменили на тяжеловесную четырёхскатную кровлю, ко всем входам пристроили тамбуры, растесали некоторые окна. Эти перестройки сделали силуэт собора приземистым. В 1765 году в соборе поверх кирпичного пола насыпали песчаную прослойку и настелили пол из чугунных плит. В интерьере собора по обе стороны южных дверей тогда же в стены были вделаны две чугунные плиты, скромно украшенные орнаментом. На одной отлито начало записи: «1765 года сей чугунный пол сделан тщанием Преосвященного Иосифа, епископа Вологодского и Белозерского», а на другой – продолжение: «вкладом боголюбивых сего града граждан и других доброхотных дателей. Весу в нём 5497 пуд. Лит на Терменском железном заводе содержателя Фёдора Колесова». В 1929 году чугунный пол был заменен деревянным. Несколько плиток чугунного пола сохранились на своих местах до наших дней: они расположены на солее, под иконостасом.
Иконы XVIII века в иконостасе собора неоднократно поновлялись: в 1766 году устюжанином Е.П. Шушниных, в 1825 году, в 1849–1850 годах – ярославцем А.М. Колчиным. В 1849–1850 годах поля иконостаса перекрашены из голубого в тёмно-зелёный цвет, а детали вновь вызолочены калязинцем Г.И. Шишкиным. В ходе ремонта 1848–1851 годов Предтеченский придел собора был упразднён. В 1852 году ярославский иконописец А.М. Колчин с артелью «поновил» стенопись, написав поверх фрески новую стенопись масляными красками.
В 1959–1970 годах по проекту архитектора В.С. Баниге произведена коплексная архитектурная реставрация собора. Удалены поздние пристройки-тамбуры к северному и южному входам и каменная ограда, восстановлено позакомарное покрытие собора и первоначальные размеры окон, восстановлен один упавший крест, главы обиты оцинкованным железом. В 1962–1978 годах под руководством художника-реставратора Н.В. Перцева группой специалистов произведена реставрация фресок собора и живописи иконостаса. В 1999–2007 годах проведена реставрация стен и кровли, для обеспечения сохранности стенописи проведён дренаж и нормализована температура и влажность путём устройства тёплого пола и регулируемой приточно-вытяжной вентиляции. В образовавшемся подпольном этаже были расчищены от земли и восстановлены кирпичные своды склепов 12 архиереев, а на новом полу в интерьере собора над ними установлены деревянные надгробия. В 2016–2017 годах на двух главах собора произведена полная замена деревянной опорной конструкции подкрестных столбов, выполнена реставрация крестов. В 2020-х годах ппроведены масштабные работы по реставрации стенописи и иконостаса.
События и лица, связанные с объектом
Софийский собор обладает мемориальной функцией, обусловленной упокоением в его стенах вологодских архиереев. Начало традиции было положено в XVI веке епископом Антонием. Он приказал перенести в Софийский собор из деревянной Воскресенской соборной церкви, что стояла в Вологде у старого архиерейского двора на Ленивом торгу, гроб с телом епископа Пермского и Вологодского Киприана. Киприан был торжественно перезахоронен внутри собора, у северной стены, рядом с северным входом. Вторым погребенным здесь архиереем (18 ноября 1587 года) стал скончавшийся вскоре сам Антоний, почитающийся с XVII века как святитель Антоний Вологодский. К середине XIX века в храме было двенадцать архиерейских захоронений. Захоронения производились в перекрытых цилиндрическим сводом кирпичных склепах, размещенных вдоль северной и южной стен в земле ниже уровня пола. Вдоль стен собора над склепами были устроены деревянные надгробия-раки. Захоронения располагались в описанном ниже порядке.
Вдоль северной стены собора (с востока на запад): Киприан, епископ Пермский и Вологодский (1547–1558, перезахоронен здесь в 1587 году); святитель Антоний, епископ Вологодский и Великопермский (правил в 1585–1587 годах, скончался 26 октября 1587 года); Иоасаф II, архиепископ Вологодский и Великопермский (правил в 1603–1609 годах, скончался 3 июня 1609 года); Корнилий, архиепископ Вологодский и Великопермский (правил в 1620–1625 годах, скончался 17 марта 1625 года); Нектарий, архиепископ Вологодский и Великопермский (правил в 1613–1617, 1625–1626 годах, скончался 3 июня 1626 года), похоронен на северной стороне последним.
Вдоль южной стены собора (с востока на запад): Гавриил (Кичигин), архиепископ Вологодский и Белозерский (правил в 1685–1707 годах, скончался 30 марта 1707 года); Павел, епископ Вологодский и Белозерский (правил в 1716–1725 годах); Пимен II (Савелов), епископ Вологодский и Белозерский (правил в 1740–1753 годах, скончался 26 мая 1753 года); Серапион (Лятушевич), епископ Вологодский и Белозерский (правил в 1753–1761 годах, скончался 22 апреля 1762 года); Иосиф II (Золотой), епископ Вологодский и Белозерский (правил в 1761–1774 годах, скончался 25 декабря 1774 года); Ириней (Братанович), епископ Вологодский и Белозерский, с 1788 года – епископ Вологодский и Устюжский (правил в 1775–1796 годах, скончался 23 апреля 1796 года); Арсений (Тодорский), епископ Вологодский и Устюжский (правил в 1796–1802 годах, скончался 15 июня 1802 года).
22 сентября 1612 года на Вологду напали «польские и литовские люди, и черкасы, и козаки, и русские воры». В ходе Вологодского разорения город был разграблен и сожжён, сильно пострадал в огне и Софийский собор. Он восстанавливался на собранные с храмов епархии деньги в 1613–1616 годах. Главный престол собора был вновь освящён в декабре 1613 года, а Предтеченский придел – в июне 1614 года. В 1621–1622 годах был построен новый иконостас.
В соборе бывали приезжавшие в Вологду императоры Пётр I, Александр I и Александр II.
Советская власть, ставя задачу снижения роли Церкви в жизни общества, использовала любые поводы для закрытия храмов и поддержания противостояния внутри Церкви. 14 августа 1923 года постановлением губернского отдела управления договор на использование Софийского собора с общиной верующих патриаршего толка был расторгнут, и Софийский собор перешёл к общине обновленцев.
18 марта 1924 года храм был закрыт (поводом послужила неуплата общиной налогов) и передан Вологодскому объединённому музею. В соборе велись экскурсии и разместилась небольшая экспозиция, посвящённая истории религии и атеизма, центром которой несколько десятилетий являлся маятник Фуко, сооружённый в марте 1929 года в числе первых в СССР устройств такого рода и торжественно открытый 1 мая. Между тем устройство такой экспозиции гарантировало сохранение собора как объекта показа в условиях политики воинствующего атеизма. Так, в газете "Красный Север" за 1 мая 1929 года вслед за заметкой об открытии маятника Фуко было дано объявление "Госмузей в первомайские дни", где сообщалось, что "В эти дни будет открыт также быв[ший] Софийский собор для экскурсий и посещений к маятнику Фуко".
В 1923 году сооружения Вологодского архиерейского дома, где расположился музей, и действующий Софийский собор были включены в титульную ведомость учреждений и памятников архитектуры, находящихся в ведении и под охраной Главного управления научных и музейных учреждений Народного комиссариата просвещения.
В 1941–1942 годах собор (как и большая часть зданий кремля) был временно занят ветеринарным складом № 282 Народного комиссариата обороны.
В сентябре 1942 года в соборе возобновились экскурсии и была открыта выставка, посвящённая победам русского оружия. В дальнейшем до 1997 года собор использовался только музеем. Неотапливаемый собор открывался для посетителей в тёплое время года, здесь проводились экскурсии и устраивались концерты камерной хоровой капеллы.
В 1988 году в соборе после долгого перерыва начались праздничные службы. В августе 1992 года впервые в истории Вологды в соборе состоялось патриаршее богослужение. В июне 2007 года Патриарх Московский и всея Руси Алексий II вновь служил в обновлённом соборе. С 1997 года собор совместно используется Вологодским государственным музеем-заповедником и Вологодской епархией (ныне – митрополией) Русской Православной Церкви. 15 октября 2014 года Патриарх Кирилл подписал указ о присвоении храму статуса кафедрального собора. Летом 2018 года Софийский Успенский кафедральный собор стал одним из объектов, которые посетил Патриарх Московский и всея Руси Кирилл.
9 сентября 1998 года были обретены покоившиеся в Софийском соборе мощи святителя Антония и 26 сентября крестным ходом перенесены в действующую вологодскую городскую церковь Николая Чудотворца во Владычной слободе. С 4 декабря 2016 года мощи святителя Антония пребывают в Воскресенском кафедральном соборе, возвращённом Церкви.
Постановлением Совета Министров РСФСР от 30 августа 1960 года №1327 и в соответствии с Указом Президента РФ от 20 февраля 1995 года №176 собор стал объектом культурного наследия федерального значения в составе ансамбля Вологодского кремля. Согласно приказу Министерства культуры РФ от 2 июня 2015 года №477-р объект культурного наследия федерального значения «Софийский собор», XVI–XIX вв., входящий в состав объекта культурного наследия федерального значения «Ансамбль Вологодского кремля», зарегистрирован в едином государственном реестре объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации под отдельным регистрационным номером.
С сайта: ОКН Вологды – Софийский собор, XVI-XIX вв. (vologda-okn.ru)