Собор Рождества Пресвятой Богородицы имеет свое начало от св. равноапост. князя Владимира. Князь Владимир, положивши начало христианству в Суздальской стране и ревнуя о скорейшем распространении веры Христовой среди здешних язычников, построил в Суздале церковь в честь Рождества Пресвятой Богородицы, деревянную, из дубового леса, об одном верхе. В новопостроенную церковь св. Владимир пожертвовал некоторые церковные вещи, принесенные им по крещении в Херсоне. Собор с самого своего основания получил особенно важное значение для всей страны Суздальской. В нем новокрещенные суздальцы в первый раз увидели и услышали христианское богослужение.
Богородицерождественская церковь, созданная св. князем Владимиром, существовала в Суздале более 100 лет, а 1096 г. вместе с другими городскими строениями предана была огню Олегом Святославичем, сыном вел. князя Святослава Ярославича, князем Черниговским и Муромским, во время междоусобной войны его с родичем Мстиславом Владимировичем, сыном Мономаха, князем Новгородским и Ростовским.
Достоверное начало соборного храма каменного принадлежит княжению Георгия Владимировича Долгорукова. Этот благочестивый князь, построивший много церквей в Суздальской епархии, в 1150 г. соорудил в Суздале собор из белого камня в честь Рождества Богоматери, в кремле-городе, по подобию церкви Киево-Печерской. Этот собор был «об одном верхе и покрыт тесом». Собор этот устроен был весьма непрочно, так что в 1194 г. вел. князь Всеволод Юрьевич и епископ Иоанн должны были сделать в нем большие поправки, покрыть его оловом и поставить три больших верха с главами.
Работы были произведены русскими мастерами, но и этот собор существовал недолго: в 1222 г. вел. князь Георгий Всеволодович положил основание новому собору; через три года, в 1225 г., собор строением был окончен и освящен епископом Симоном. Через 8 лет, в 1233 г., соборная церковь была расписана внутри тщанием епископа Митрофана и вымощена красным разноличным мрамором.
В 1237 г., при нашествии на Суздаль орды Батыевой, собор Богородицы был разграблен. После него около 300 лет соборная церковь находилась в жалком положении. Уже в 1528 г. Геннадий, епископ Суздальский, получил позволение и пособие от вел. князя Василия Иоанновича для перестройки соборной церкви, которой своды и главы, бывшие долгое время без поддержки, совершенно обветшали и угрожали падением. Церковь была низменная, вел. князь приказал возвысить ее, поэтому на старых стенах, сделанных из белого камня, надстроены были новые кирпичные стены, и собор поднят почти вдвое выше прежнего; своды укреплены на 6 столпах; вместо трех глав поставлены пять; главы и вся церковь покрыты были оловом. Собор был вновь освящен 23 декабря 1530 г.
25 марта 1577 г. в Суздале произошел большой пожар, от которого сильно пострадал и собор. Из грамот Суздальского епископа Варлаама I видно, что «не только строение деревянное в соборной церкви и в доме архиерейском погорело без остатку, но и в каменных кладовых в доме архиерейском палатах древние грамоты и письма погибли». После пожара собор был восстановлен епископом Варлаамом I, но в возобновленном виде собор стоял весьма недолго: в начале ХVII ст. он был ограблен толпою поляков и литовцев, занявших Суздаль под предводительством Лисовского. В это тяжелое время, как свидетельствует Ананий Федоров, из Суздальской соборной церкви и из дома архиерейского «немало было похищение святым древним иконам и всякой церковной богатой утвари и ризницы». Собор стоял опустошенным более полугода, пока город не был очищен от неприятелей.
В 1635-36 гг. Серапион Суздальский, архиепископ, по повелению царя Михаила Федоровича, собор, обезображенный и разграбленный поляками, привел в прежнее положение; внутренность украсил лучшим в то время в России живописным художеством. Сей святитель устроил в соборе приделы во имя св. Федора и Иоанна, Суздальских чудотворцев…
Кроме сего, архиепископ Серапион близ собора соорудил каменную шатровую колокольню, с двумя в нижнем ярусе престолами: Благовещенским и во имя св. муч. Феодосия. Но архиепископ Серапион возобновил собор в древнем вкусе: он устроил малые окна и хоры, на которых, как значится в церковных описных книгах за 1628-29 гг., было до 5 престолов. Собор был мрачен: узкие окна, хоры, занимавшие половину верха, так мало пропускали света, что и в ясный день нельзя было читать без свеч. Кроме сего, в соборе было до 40 гробниц князей и епископов, надгробные камни коих, расставленные по храму, делали его весьма тесным.
Поэтому Суздальский митрополит Илларион (1682-1708 гг.), с разрешения царя Федора Алексеевича, произвел реставрацию собора: снял надгробные камни, стеснявшие собор, упразднил хоры и вместо узких окон устроил большие. В соборе стало просторно и светло. Тогда же митрополит Илларион устроил новый иконостас, в котором «все иконы обложены по краям сребропозлащенными окладами в роде бордюр».
Возобновленный собор митрополит Илларион обогатил церковными предметами как то: устроил большие хоругви, ходовые кресты, иконы, фонари к ним и еще медный, замечательный величиною фонарь в виде круглого храма о пяти золоченых главах с крестами. Церковь, устроенную архиепископом Серапионом внутри колокольни, митрополит Илларион перестроил: престол св. муч. Феодосия упразднил и церковь сделал теплою с одним Благовещенским престолом. В эту церковь в зимнее время митрополит Илларион ходил к церковной службе, а в воскресенье и праздничные дни совершал в ней литургию.
Сверх того, митрополит Илларион построил при соборе обширный каменный архиерейский дом. Одновременно с реставрацией собора, по распоряжению митрополита произведена была опись собора, его внешнего и внутреннего вида и церковного имущества, ему принадлежащего. В описи сказано: «Соборная церковь Рождества Пресвятой Богородицы каменная, о пяти главах, кресты на главах обложены медью, позолочены, главы и верхи и алтари и паперти крыты белым железом. У церкви двери передние, да южные Корсунские, третьи двери обиты медью».
Внутренний вид собора: «В церкви писано стенным письмом. В церкви двери царские и сени и коруна и столбцы обложены серебром чеканным, по местам золочены, росписаны священными картинами, украшенными разными драгоценными каменьями». Св. иконы большею частью украшены золотом, серебром и драгоценным камнями. Утварью, ризницею, богослужебными книгами… собор был снабжен в достаточном количестве. На колокольне 21 колокол; самый большой колокол весом в 500 пудов. На той же колокольне часы боевые перечастье в 8 колоколов. Собор, устроенный митрополитом Илларионом, отличался величественностью и блестел внутренним богатством.
В 1719 г. 17 июля в Суздале произошел большой пожар, уничтоживший почти все церкви и дома обывателей. Пострадал и собор в этом пожаре: крыша и главы, сделанные из олова, растопились и верхний ярус в соборе обрушился, а главное – много погибло в пламени драгоценных вещей из церковной утвари, ризницы, а также драгоценных княжеских и царских вкладов. Пострадали также от огня ограда, колокольня с Благовещенскою церковью и архиерейский дом, так что епископу Варлааму, назначенному вскоре после пожара на Суздальскую кафедру, пришлось жить в домовом селе Красном, в 3 верстах от Суздаля.
Епископ Варлаам, донося о пожаре государю и прилагая подробную опись всего сгоревшего, а также смету на возобновление церквей и архиерейского дома, просил употребить на этот предмет накопившиеся у него с венечных памятей деньги 1936 руб. 22 алт. 14 ден., но по этому прошению не было сделано распоряжение и потому преосв. Варлаам, имея в своем распоряжении только синодскую сумму в количестве 1500 руб., ограничился возобновлением одного собора: епископ покрыл собор деревянною крышею и поставил на нем деревянные главы.
Окончательно собор был возобновлен преосв. Порфирием: он устроил на соборе и колокольне, вместо бывших деревянных, железные крыши, большую главу на соборе покрыл красным листовым золотом; внутри собора исправил стенную живопись; приделы св. Федора и Иоанна украсил вызолоченными иконостасами; по левую сторону собора построил теплую церковь в честь Благовещения Пресвятой Богородицы и возобновил каменную ограду. Украшения в соборе епископ Порфирий произвел большею частью на свои средства.
Из последующих епископов Суздальских особенною ревностью об украшении собора отличался епископ Виктор, вступивший на кафедру в 1788 г. При нем и его стараниями были обновлены образа в верхних ярусах иконостаса и около столпов; в нижнем ярусе местные образа украшены сребропозлащенными ризами с дорогими камнями. В алтаре против престола над горним местом устроен иконостас по стене и написаны вновь образа самым искусным художеством. В теплой Благовещенской церкви преосв. Виктор поставил гипсовый иконостас. В 1791 г. слит и 20 окт. повешен на соборной колокольне большой колокол весом 755 пудов.
С упразднением епископской кафедры в Суздале в 1798 г. о благолепии собора заботились граждане гор. Суздаля. В 1815 г. усердием соборного старосты с гражданами в теплой Благовещенской церкви устроен придел в честь Рождества Христова в память избавления России от французов в 1812 г. и приделана к собору новая паперть. В большом холодном соборе в 1818 г. возобновлено стенное письмо. В 1822 г., по благословению епископа Парфения, возобновлены на соборе кресты и главы.
В 1850 г. староста соборный, суздальский купец Назаров произвел значительные украшения в соборе: внутри возобновил стенное писание и сделал много новых икон с приличными украшениями; снаружи стены собора в среднем ярусе расписал иконною живописью, главы выкрасил голубою краскою и украсил их позолоченными звездами; кресты на главах вызолотил; также на колокольне поправлена им глава и вызолочен крест.
Престолов в соборе пять: в холодной – в честь Рождества Пресвятой Богородицы и два придельные: на правой стороне – во имя св. и чудотв. Суздальских Федора и Иоанна, на левой – в честь Вознесения Господня; в теплом соборе: в честь Благовещения Пресвятой Богородицы и придельный – в честь Рождества Христова.
При соборе штат причта состоит: из протоиерея, двух священников, диакона и двух псаломщиков. На содержание причта от Св. Синода жалования положено 1323 руб. серебром; за богослужения, молебны и поминовение усопших получается до 500 руб.; процентов с гос. бумаг получается 897 руб. 88 коп.; всего же причт получает до 2720 руб. сер. в год. Квартиры все члены причта имеют церковные. Собор не имеет ни прихода, на каких-либо оброчных статей, как то: домов, лавок, мельниц и т.п. Опись церковного имущества составлена в 1858 г. и хранится в соборе.
В.Г. Добронравов, В.Д. Березин «Историко-статистическое описание церквей и приходов Владимирской епархии», выпуск 3. Губ. гор. Владимир, Типо-Литография В.А. Паркова, 1896 г.