Екатерининский горный собор (Собор во имя святой великомученицы Екатерины) в Екатеринбурге - православный храм, сооружённый при основании города в 1723 г. и разрушенный в 1930 г. Cтоял в центре города, на левом возвышенном берегу реки Исети, к востоку от Кафедрального собора, на Екатерининской площади (ныне площадь Труда).
1 октября 1723 г. в новом заводе-крепости начала строиться первая мазанковая церковь, которая открылась для прихожан в 1726 году. Пока шло строительство, жители Екатеринбурга были приписаны к приходу Преображенской церкви на Уктусе, которая находилась в 6 верстах от Екатеринбурга. Мазанковое здание представляло собой бревенчатый каркас, промежутки между брёвнами которого были заложены глиной — это был один из вариантов техники фахверка, который появился в Екатеринбурге благодаря европейским мастерам, работавшим на строительстве завода. Крыша церкви была накрыта белой жестью и была увенчана маковкой и небольшой звонницей. 26 сентября 1747 г. мазанковая церковь была уничтожена пожаром и вплоть до конца 1763 г. Екатерининский приход был закрыт - всё это время предпринимались попытки получить в Тобольской консистории разрешение на строительство новой, каменной церкви, но строительство не могло начаться без благословения Синода.
27 февраля 1726 г. архимандрит Тобольского Знаменского монастыря Филипп освятил церковь. Она была покрыта тесовой крышей, шпиц колокольни и глава белой жестью. Первые колокола отливал демидовский мастер, иконостас делали свои екатеринбургские мастера; облачения и книги куплены в Тобольске. Первым священником был вдовый протопоп Феодосий Васильев, служивший раньше в Невьянском заводе; его дети Иван и Кузьма составляли причт – первый был диаконом, а второй пономарем. Первым церковным старостой был выбран местный житель Михайло Суздальцев. Так как в новой церкви многого не доставало, то Генин обратился с просьбой к императрице о помощи. Это ходатайство не осталось без последствий, и немедленно из Петербурга с курьером было выслано необходимое "церковное одеяние: ризы штофныя (по пунцовой земле белыя травы), с золотым позументом, подложены красной китайкой; такой же стихарь, епитрахиль, поручи и воздухи; подризник тафтяной двуличный: желтый и красный шелк, подольник обшит красной ленточкой, а подложен китайкой лазоревой и т.д. Кроме того, из Москвы была выслана серебряная церковная утварь и богослужебныя книги".
По И.И. Симанов, Екатеринбург, 1889 г.
10 ноября 1757 г. из Синода в Тобольскую Консисторию последовал указ, дозволявший закладку в Екатеринбурге каменной соборной церкви. 16 августа 1758 г. по проекту архитектора Берг-коллегии Иоганна Миллера началось возведение здания. Храм строился совместно на казённые средства и пожертвования прихожан каменщиками из Соликамска Ионой Кремлёвым и братьями Татариновыми. В ходе строительства первоначальный проект был немного изменён главным межевщиком Горной канцелярии Афанасием Кичигиным. По новому проекту боковые приделы расположились в специальных пристроях, почти не сообщавшихся с центральным приделом, что более характерно для российских храмов (по проекту Миллера боковые приделы должны были располагаться внутри одного высокого корпуса — нефа). В результате главный придел стал «холодным» храмом, где службы проводились только с мая по октябрь, а боковые приделы «тёплыми», службы там проводились круглогодично. Южный Иоанно-Богословский придел был освящён 25 сентября 1763 г., а северный Симеоновский — 22 июля 1764 г. Главный Екатерининский придел был освящён в сентябре 1768 г. протоиереем Феодором Кочневым, с благословения митрополита Тобольского и Сибирского Павла. В ограде собора находились могилы известных горожан, в частности М.И. Башмакова - активного участника подавления пугачевского бунта.
Начиная с первой половины XIX века собор неоднократно перестраивался и утратил свой первозданный облик. В ходе реконструкции, проводимой М.П. Малаховым, боковые приделы были продлены в направлении колокольни и надстроены до двух этажей. Пристрои вышли за первоначальную линию фасада, внутри них были сооружены новые широкие лестницы на второй этаж. Но из-за этих пристроев собор утратил первоначальную стройность, фасад его стал несколько громоздким и уже не гармонировал с тонким шпилем колокольни. Кроме того, в ходе этой реконструкции к зданию были добавлены излюбленные Малаховым классицистические портики, что также нарушило единство его стиля.
После образования в 1833 г. Екатеринбургского викариатства кафедральным сделали Богоявленский собор, но Екатерининский от этого не стал менее чтимым горожанами; престольный праздник собора — день святой Екатерины продолжал оставаться одним из главных городских праздников и нерабочим днём вплоть до революции. Увеличение числа прихожан поставило задачу сделать «тёплый» храм более вместительным. Для этого в 1848 г. была предпринята попытка соединить пространство боковых приделов с центральными при помощи устроения трёх арок в стене. Однако это не помогло разрешить проблему из-за узости и малой высоты сделанных проёмов. Только в 1896 г., когда три арки слили в одну, все приделы образовали единый объём.
С начала существования храма здесь давали присягу горные инженеры, а в XIX веке к этой традиции добавились военнослужащие новобранцы - в 1869 г. в храм было передано знамя Уральского горнозаводского батальона, пожалованное императором Александром II. Знамя хранилось за правым клиросом главного храма. В 1887 г. при храме открылась церковно-приходская школа, в которой поначалу было отделение только для мальчиков, а с 1894 г. и для девочек. Главной святыней храма была часть мощей святого Симеона Верхотурского, которая хранилась в Симеоновском приделе в посеребренной раке, пожертвованной в 1893 г. екатеринбургским купцом И.Ф. Чистяковым.
После всех достроек здание Екатерининского храма было самым вместительным в городе: площадь помещений составляла 325 квадратных саженей (около 1500 кв.м) - почти в два раза больше площади других крупных церквей. Здание имело 55,5 м в длину и 40,5 м в ширину. Колокольня Екатерининского храма, высотой около 58 м, была третьей по высоте в дореволюционном Екатеринбурге - выше её были только Кафедральный собор и Большой Златоуст. Здание храма было выкрашено в серый цвет.
В 1920 г. было произведено изъятие церковных ценностей из храма, всего было изъято 165,6 кг серебра и множество изделий из уральских драгоценных камней. Поскольку собор был очень богатый, все предметы для ведения служб были сделаны из золота или серебра после изъятия стало не с чем проводить службы. В 1925 г. власти передали собор обновленческой общине, которая сделала его кафедральным. В 1926 г. председателем местного союза безбожников З. Зегельманом была ликвидирована приходская библиотека как контрреволюционная. Всего в библиотеке было 1237 томов. В 1920 и 1929 гг. были произведены акты вскрытия мощей Симеона Верхотурского, причём после второго они были отобраны у церкви и переданы краеведческому музею, из которого были возвращены лишь в 1991 г. 19 января 1930 г. из собора был проведён последний крестный ход на Городской пруд.
В начале 1930 г. в городе на собраниях рабочих поднимается вопрос о снятии с церквей колоколов и передаче их на нужды индустриализации. 15 февраля 1930 г. Свердловский горсовет принял решение о закрытии храма. 17 февраля 1930 г. председатель горисполкома А.Н. Бычкова подписала решение о необходимости сноса собора для использования его в качестве строительного материала. 15 марта ключи от собора были переданы властям и в течение нескольких недель здание было взорвано. Образовавшуюся площадь назвали площадью Труда, на месте бывшего собора разбили сквер, где впоследствии был установлен фонтан «Каменный цветок». Архитектурный ансамль бывшего обкома партии и площади Труда является памятником конструктивизма.
18 августа 1991 г. на месте, где располагался алтарь бывшего собора, был установлен памятный крест, около которого ежегодно проводится молебен в честь праздника святой Екатерины. К 275-летию Екатеринбурга в 1998 г. рядом с памятным крестом по проекту архитектора А.В. Долгова была построена каменная часовня с 5 куполами.
18 марта 2010 г. Екатеринбургская епархия объявила о намерении восстановить Екатерининский собор на площади Труда: часовню предполагается оставить как пристрой к зданию храма, при этом должны быть снесены фонтан и зеленые насаждения, установлена каменная ограда по периметру храма, а под самим зданием организована подземная парковка.
По материалам сайта «Собор Святой Великомученицы Екатерины» http://ekbsobor.ru/about/history