Это традиционный кирпичный, отштукатуренный, крестово-купольный четырехстолпный храм в псковско-новгородском стиле, с пониженными угловыми компартиментами, увенчанный луковичной главкой, крытой лемехом. Высота храма до подскрестного шара – 22 м.
В архитектурном решении и декоре церкви Казанского скита безусловно проявилось увлечение художников Мастерских А. Анисимова русским стилем начала ХХ века, когда очевидный ретроспективизм гармонично включал в себя элементы модерна.
Крупный барабан, украшенный сверху аркатурным пояском над рядами бегунца и поребрика, прорезанный узкими вытянутыми окнами с бровками над ними; нежный орнамент из бегунца и поребрика на фасадах и по верхнему краю алтарной апсиды; лопатки, соединенные ползучими трехлопастными арками; живописные кресты разной формы, украшающие плоскость стен, — все эти черты сразу относят нас к образу самого знаменитого новгородского храма XIV века — Преображения Господня на Ильине улице.
Использование в декоре резных элементов, выполненных из владимирского известняка напоминают Покровский храм Марфо-Мариинской обители в Москве, построенный в 1912 г. архитектором Щусевым.
Такие декоративные элементы оформляют входы в храм: на западе большая деисусная композиция, на юге — композиция и иконой Божией Матерью «Знамение». Под ними вязью вырезаны слова молитвы перед входом в храм: «Вниду в дом Твой, поклонюся ко храму святому Твоему в страсе Твоем» (Пс 5:7). На алтарной апсиде находится распятие Господне, на северной стене — образ Божией Матери Казанской с молитвой «Богородица Дево, радуйся…»
Также храм украшен накладными крестами на стенах. Цоколь храма облицован природным камнем.
Этот изысканный храм очень гармонично вписался в северный карельский пейзаж Тростяной бухты, придав ему подлинно русское звучание.
Внутреннее решение церкви Казанского скита необычно для русской традиции, сложившейся за последние 500 лет, и является своего рода реминисценцией к раннехристианским храмам (подобное решение А. Анисимов уже использовал на Валааме при восстановлении интерьера нижней церкви Воскресенского скита). В ней практически нет привычного иконостаса. На двух передних столпах, которые расположены на границе основного пространства храма и алтарной части, в киотах из резного камня помещены большие, вертикальные иконы Спасителя и Пресвятой Богородицы (иконы для храма выполнены известным московским иконописцем Дмитрием Лазаревым). Алтарная преграда же (выполнена из того же камня, что киоты, престол и жертвенник), идущая от столпов к стенам и Царским вратам, — совсем невысокая и носит символический характер. Таким образом, молящиеся не разделены глухой стеной иконостаса, и литургическое пространство не дробится, сохраняя единство.
В алтаре, на конхе, находится Образ Божией Матери «Знамение»; над престолом — подвесной семисвечник.
Слева и справа от престола на стенах начертаны молитвы из литургии свт. Иоанна Златоуста: «Господи, Боже Вседержителю, едине Святе, приемляй жертву хваления от призывающих Тя всем сердцем, прими и нас, грешных, моления и принеси ко святому Твоему жертвеннику, и удовли нас приносити Тебе Дары же и жертвы духовныя» (слева), «О наших гресех и о людских неведениих и сподоби нас обрести благодать пред Тобою, еже бдети Тебе благоприятней жертве нашей и вселиться духу благодати Твоея благому в нас, и на предлежащих дарех сих, и на всех людех Твоих» (справа).
Оригинальной находкой архитекторов в решении интерьера храма стало паникадило, напоминающее иконописное изображение сошествия «язычками» света (или пламени) Святого Духа на апостолов.
Стасидии вдоль стен храма и дверцы шкафов в притворе выполнены из дерева и затонированы под белый камень, использованный в декоре церкви (в разработке дизайна принял участие известный рязанский священник-архитектор о. Константин Камышанов).
Дополняют интерьер кованые подсвечники и очень деликатные витражи.
https://valamo.ru/kazan-skete/