Воскресенский скит образовался не сразу. В 1846 году на его месте была построена часовня во имя апостола Андрея Первозванного с большим белым крестом. Видимый за 12 верст, этот крест служил хорошим ориентиром при подходе судов к Валааму с западной и юго-западной сторон. В 90-е годы XIX века монастырское начальство решило вместо часовни построить храм Андрея Первозванного. Один из крупнейших промышленников-меценатов Сибиряков, посетив в 1896 году Валаам, пожертвовал на его сооружение 10 тысяч рублей, и в 1901 году монастырь приступил к расчистке места для будущего храма. Это было совсем непросто: площадка, на которой намечалось возвести храм, представляла собой сплошную скалу. Для устройства фундамента пришлось прибегнуть к взрывным работам.
Летом 1902 года началось строительство храма, завершившееся в 1906 году. Интересно отметить, что еще в его процессе первоначальное название храма изменилось, и в отчетах сообщалось о «церкви во славу Воскресения Христова», а именем Андрея Первозванного был назван придел храма.
Воскресенский храм, возведенный по проекту В. И. Баранкеева, — одна из наиболее представительных валаамских построек. Ее образуют несколько объемов, расположенных на продольной оси в направлении с востока на запад: полукруглый в плане алтарь, почти квадратная в плане собственно церковь, узкая трапезная, трехъярусная колокольня такой же высоты, что и церковь, и закрытое крыльцо. Облик храма строг, сдержан и даже несколько суховат. Апсида, объемы церкви и трапезной, четверик нижнего яруса колокольни имеют одинаковую высоту. Второй ярус колокольни — невысокий четверик, который скорее может быть назван широким поясом. Третий ярус колокольни — также четверик, несколько меньшей высоты, чем в нижнем ярусе, с арочными проемами, ориентированными по сторонам света. Завершается колокольня куполом с четырьмя люкарнами и увенчана луковичной главкой на восьмигранной шее. Церковь перекрыта большим куполом со слуховыми окнами, на котором на высокой восьмигранной шее поставлена луковичная главка.
Поднимаясь в скит по лестнице, подводящей к западной стороне церкви, в первую очередь замечаешь вход в нее, а точнее, входы, потому что храм двухэтажный. В нижнюю подвальную церковь во имя апостола Андрея Первозванного ведут деревянные, украшенные резьбой двери. Сам вход выделен двумя гранитными, мастерски вытесанными колоннами, приставленными к стене, поддерживающими расчлененный, фигурной формы фронтон. Чтобы войти в верхнюю церковь во имя Воскресения Христова, нужно от площадки перед нижней церковью по гранитной лестнице подняться на скитский двор. А потом еще раз подняться, уже по ступеням выразительного по архитектуре крыльца. Привлекают внимание четыре его гранитные колонны с перекинутыми между ними арками, сложно прорисованный фронтон и небольшая висячая гирька между средними колоннами портика.
Первый объем церкви, куда мы попадаем с площадки крыльца — притвор, освещаемый с четырех сторон круглыми окнами. Над ним располагается ярус звона, где размещалось 8 колоколов — дар московских благотворителей. С колокольни открывается редкая по красоте панорама озера: острова, острова, разнообразные пейзажи. Видны церкви Предтеченского скита и Всех Святых, колокольня Преображенского собора.
Церковь производит впечатление богато декорированной постройки. Однако, несмотря на кажущуюся насыщенность фасадов архитектурными деталями, их немного. Плоскость стен здания расчленена пилястрами, подчеркивающими углы объемов. Полуциркульные окна обработаны наличниками арочной формы. Карнизы образованы постепенным напуском кирпичей — так появились многочисленные горизонтальные членения, уравновешивающие вертикализм пилястр.
Росписи и декоративное убранство храма полностью утрачены, поэтому ограничусь лишь констатацией того, что верхняя и нижняя церкви существенно отличались. Торжественная, поражавшая обилием света, богато украшенная иконами верхняя церковь — и нижняя, погруженная в таинственный полумрак с мерцающим светом лампады в помещении мраморного склепа («Кувуклии») с «подобием Гроба Господня». Перед склепом стоял кубический камень. Он должен был имитировать тот камень, «который был привален ко входу в пещеру гроба и был затем отвален ангелом в то время, когда Господь воскрес». На нем находились частицы «подлинного камня», доставленного из Иерусалима.
На скитском дворе напротив церкви стоит каменный двухэтажный дом с мезонином. В нем помещались кельи, кухня, трапезная и другие хозяйственные службы. Кроме того, в ансамбль скита входят еще два небольших каменных дома. Все эти постройки — произведения архитектора Н. Никонова. Скит обнесен массивной каменной оградой, с обращающими на себя внимание фигурными воротами.
Интересно, что в пределах ограды нет древесных посадок, здесь растет только кустарник. Это связано с особенностями восприятия скита. Стоящие на вершине горы постройки снизу рассмотреть довольно трудно, а при подъеме в скит по лестнице удается увидеть лишь колокольню, и то под таким углом зрения, что составить представление об ее истинных пропорциях практически невозможно. Только войдя на скитский двор, можно хорошо разглядеть церковь и келейные корпуса. Но если бы вдруг и здесь оказались деревья, непременно закрывшие бы при этом постройки (тесен скитский двор), для посетителя архитектура построек так и осталась бы непознанной. Поэтому-то создатели ансамбля отдали предпочтение невысоким посадкам сирени, шиповника, акцентирующим входы в церковь и жилые корпуса.
За оградой, вблизи скита был разведен фруктовый сад, а внизу, у пристани, там, где раньше грудились голые камни, разработан довольно большой участок под огород.
Воскресенский скит создавался по аналогии с храмом Воскресения Христова в Иерусалиме (в некоторых изданиях его даже называют Новый Иерусалим). Кстати, по этому поводу в рецензиях газет 1900-х годов на книгу «Воскресенский скит на Валааме и в нем Кувуклия с подобием Гроба Господня», где подробно описывается и сам скит, и путь из него в монастырь, содержится немало критических замечаний, суть которых сводится к тому, что нельзя подделать Гроб Господень.
Эта аналогия была полностью перенесена на весь путь от Воскресенского скита до монастыря. На Валааме, в Никоново, здания стоят на высокой горе, как и Воскресенский храм на горе Сион в Иерусалиме. Спускаясь с Сионской горы по направлению к горе Елеон, путник должен был переходить иссохший Кедронский поток, миновав который он видел Елеонскую гору, а у подножия ее — местность Гефсиманию. Так и здесь, спускаясь с Никоновой горы, нужно по мосту перейти через овраг, который напоминал богомольцам «Кедронский поток». За мостом, слева по направлению движения, — высокая гора, символизирующая собой Елеон. У подножия ее — местность, названная Гефсиманией по аналогии с Иерусалимом. Здесь и стоит Гефсиманский скит.
По материалам: http://valamo.ru/ryvkin-valaam-voskresenskij-skit/