ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Углич. Церковь Вознесения Господня.

Вознесенская церковь


Углич. Церковь Вознесения Господня
Церковь.  Утрачена.  
Престолы:Вознесения Господня, Николая Чудотворца, "Всех скорбящих Радость" иконы Божией Матери
Год постройки:Между 1740 и 1742. южный придел 1817.
Год утраты:1940
Адрес:
Ярославская область, Угличский район, Углич, перекресток современных улиц Ярославской и Ольги Берггольц

Координаты: 57.528161, 38.322645
Проезд:территория современного Парка Победы



Церковь Вознесения Господня, 1920-е г.  https://uglmus.yar.muzkult.ru/media/2018/09/25/1220172488/Po_uliczam_drevnego_Uglicha_dlya_sajta.pdf <br>, Углич, Угличский район, Ярославская область
1920-е г. https://uglmus.yar.muzkult.ru/media/2018/09/25/1220172488/Po_uliczam_drevnego_Uglicha_dlya_sajta.pdf
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Юрий Верещагин
1 августа 1920
Церковь Вознесения Господня, Фото нач. ХХ века.<br>, Углич, Угличский район, Ярославская область
Фото нач. ХХ века.
Алексей Кротов
1 июля 1905
Церковь Вознесения Господня, 1896—1899 с сайта https://pastvu.com/p/226691<br>, Углич, Угличский район, Ярославская область
1896—1899 с сайта https://pastvu.com/p/226691
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Александр Качалин
1 января 1899
Церковь Вознесения Господня, 1880 год фото с сайта https://pastvu.com/p/340936, Автор:Лопатин<br>, Углич, Угличский район, Ярославская область
1880 год фото с сайта https://pastvu.com/p/340936, Автор:Лопатин
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Александр Качалин
1 января 1880



Карта и ближайшие объекты


Приблизить
Отдалить
Развернуть



Статьи


Александр Качалин
 
Александр КачалинАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)  18 марта 2016

Кирпичная церковь, построенная в 1740-1742 гг. на средства Т.Г. Тарханова. Небольшое четырёхчастное здание с храмовой частью типа восьмерик на четверике, тёплой трапезной с северным приделом Николая Чудотворца и столпообразной семигранной колокольней над папертью. В 1817 г. к трапезной с южной стороны пристроен придел в честь иконы Божией Матери "Всех скорбящих радости".

Церковь закрыта в октябре 1938 г. и разобрана в 1938-1940 гг.

Источник: Соловьев Л.Ф. Краткая история города Углича. Изд. 3-е. - М., 2012


Марина Зуйкова  22 сентября 2020

Нынешний парк Победы помнит разные периоды своей истории. Десятилетия, столетия назад там располагались и рынок, и обширные храмовые площади, но исконно это была территория посада, тесно застроенная дворами торгового и ремесленного люда. Здесь от берегах Каменного ручья начинались две важные улицы – Конюшенная и Мостовая. Первая от устья ручья проходила вдоль берега Волги, а вторая являлась началом старой дорегулярной Ярославской улицы. Пересекавший ручей Большой Красный мост располагался существенно ближе к Кремлю.

На площадках у перекрёстка улиц издревле стояли деревянные церкви с прилегавшими богаделенными избами. Среди них был погост Рождества Христова и апостола Филиппа «на Могилицах», а также погост Алексия Митрополита Московского и Николая Чудотворца. Топоним «Могилицы», вероятно, относился к куда более ранним временам зарождения города, когда за ручьём могли располагаться древние курганные захоронения. Около храмов по исконной традиции находились приходские кладбища, где проводились погребения вплоть до второй половины XVIII века.

Поскольку нынешние строительные работы ведутся в восточной части парка, коснёмся только второго прихода – Алексия Митрополита и Николая Чудотворца. В Угличе бытовало предание, что обозначенную церковь посещал царевич Димитрий – по этой причине у более позднего каменного храма крест колокольни украшала корона. Деревянные церкви были восстановлены после разорения Смутного времени. Примерно в 1660-х годах туда перенесли иконы и утварь упразднённой Вознесенской церкви, стоявшей на месте древнего монастыря на юго-восточной окраине посада (возвышенность в районе перекрёстка современных улиц Пролетарской и Каменской). При этом было изменено посвящение главного престола – с тех пор храм у устья Каменного ручья стал именоваться Вознесенским. В тот же период церкви могли быть перестроены.

В Писцовых книгах города Углича 1674-1676 годов значатся летний одноглавый храм Вознесения Господня с приделом Обретения честной главы Иоанна Предтечи и зимний с трапезной, двумя шатровыми главами и рубленой колокольней – Собора Архангела Михаила с приделом Алексия Митрополита. Был описан и приходской погост, имевший следующие размеры и расположение: «Кладбища от улицы возле дворов сорок шесть сажен, да в ту ж сторону по улице к протодьяконову двору двадцать две сажени, а от большой улицы возле проезжева переулка к посадским дворам сорок одна сажень с полусаженью». Из описания можно понять, что с восточной стороны, выходившей к посадской застройке, протяжённость была 46 саженей, с северной стороны – 22 сажени. Вдоль переулка, тянувшегося от Конюшенной к Мостовой улице, – 41,5 сажень. Сторона вдоль Мостовой улицы не была измерена. Кладбище, судя по планам города XVIII века, имело примерно прямоугольную форму. В XIX веке сохранялись сведения, что оно располагалось ближе к дому городского врача Алексея Максимовича Истомина (1832-1901), где ныне расположена южная часть гостиницы «Вознесенская».

В таком виде храмы прихода оставались в течение нескольких десятилетий. В 1739 году от пожара находившегося поблизости винокуренного завода сгорел летний храм. Его иконы и утварь были спасены от огня и размещены в тёплой церкви. После случившегося прихожане решают возвести каменную. Основным жертвователем стала супруга секретаря (подьячего) Угличской провинциальной канцелярии Тимофея Гавриловича Тарханова Мария Петровна, в девичестве Сарнацкая, давшая обещание построить церковь, «ежели Бог спасёт мужа ея от беды и напасти».

Основные строительные работы были завершены в 1741 году, а 16 декабря 1742 года церковь освящена игуменом Николо-Улейминского монастыря Иосифом по благословению ростовского митрополита Арсения. Кроме главного престола в новом храме устроен придел во имя Николая Чудотворца, находившийся в трапезной по левой стороне. Другие прежде бывшие престолы были упразднены из-за недостатка места. Деревянное здание зимнего храма после постройки каменной церкви продано в село Чурьяково, где его поставили вместо сгоревшей церкви Священномученика Власия.

Вознесенская церковь была скромным и небольшим посадским храмом. Здание получило традиционный осевой план и упрощённую ярусную структуру. Основной объём – летний храм – имел низкое четырёхгранное основание, завершённое большим по высоте и равным по ширине восьмериком. Декор составляли угловые лопатки, узкий городчатый карниз и типичные для стиля «нарышкинское барокко» наличники с вогнутыми разорванными сандриками. Над куполообразной крышей возвышался малый восьмерик, завершённый чашевидной главой на вытянутом фигурном основании.

С востока к храмовой части примыкал алтарь, имевший полукруглую форму, с запада – трапезная, которая, вероятно, была квадратной в плане и соответствовала по площади летнему храму. Придел Николая Чудотворца примыкал с северной стороны. С запада располагались крыльцо на каменных столбах и небольшое помещение паперти, над которой возвышалась столпообразная колокольня, имевшая оригинальную семигранную форму. Углы колокольни были обработаны лопатками, под ярусом звона и арочными проемами проходили пояски поребрика, парапеты оформлены прямоугольными нишами. Верхний объём в уменьшенном виде повторял ярус звона. Завершением служили фигурная кровля и небольшой шпиль с яблоком и крестом.

Вознесенский храм был типичным образцом провинциального зодчества в его самом простом выражении. Строившие храм мастера компоновали необходимые объёмы, не задумываясь о пропорциях и чистоте форм. Если здание было лишено изящества, то в избытке наделено другими качествами – в его облике чувствуются природная живописность, мягкость и теплота, неуловимая выразительность. Внутреннее убранство составляли золочёные иконостасы с резьбой и деревянными скульптурами. В них находилось немало древних икон, происходивших из прежних деревянных церквей.

В последующее время облик здания подвергался изменениям. Так, в 1816 году с южной стороны пристроен придел в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих радость», расширивший пространство зимнего храма. Вероятно, тогда же были растёсаны оконные проёмы. Упоминавшаяся чашевидная глава так же являлась более поздним дополнением – изготовлена в 1813-1814 годах подрядчиком кровельных и кузнечных работ ярославским посадским Василием Яковлевым Рыбниковым. Тогда же изначальная тесовая кровля заменена железной. В начале ХХ века вокруг церкви была сооружена невысокая ограда с железными столбиками и решётками.

Изменялось и внешнее окружение. Изначально это была типичная посадская среда с тесной застройкой. Писцовые книги 1674-1676 годов позволяют установить, что на Мостовой улице бытовала обработка металлов – там проживало несколько кузнецов и серебряник. Один из жителей имел фамилию Сабелкин – мог происходить из семьи оружейников. На Конюшенной улице находился двор Гаврилы Никифорова Шубникова – одного из трёх бывших в Угличе «лучших людей», наиболее состоятельных горожан.

С течением времени специализация менялась. В Переписной ландратской книге 1717 года упоминается, что многие жители Мостовой улицы занимались холщовым промыслом – скупкой и перепродажей тканей. Таким было занятие Гаврилы Гаврилова сына Шубникова. Другой наследник – Степан Гаврилов – поселился на Мостовой улице и занимался москательным промыслом. Возможно, Шубниковым принадлежал большой каменный дом, стоявший на повороте Конюшенной улицы.

На рубеже XVIII-XIX веков, в соответствии с генеральным планом 1784 года, жилая застройка была снесена, а местность преобразована в обширные Филипповскую и Вознесенскую площади, облик которых помимо храмов определяли монументальные здания с колонными портиками – пожарная каланча и дом Епифановых, Переславцевых.

В советский период, в 1937-1938 годах, Филипповская и Вознесенская церкви были разрушены. Проводимые ныне работы по благоустройству территории дают повод обратиться к истории этих мест – утраченным архитектурным памятникам, забытой средневековой посадской среде. Центр Углича – не только современность, но и значительные пласты исторической памяти.

https://uglmus.ru/about/publics/vspominai_voznesenskii_hramam_copy/


Юрий Верещагин
 
Юрий ВерещагинАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)  6 мая 2024

«…Церковь Вознесения Господня находится по ярославской дороге в г. Угличе вправо, по эту сторону Каменнаго ручья, к Волге, в нескольких саженях за церковь св. апостола Филиппа. Построена в 1742 г. Тимофеем Гавриловым Тархановым. Престолов в ней 3: 1) Вознесения Господня; 2) Пресвятыя Богородицы всех скорбящих радости; 3) святителя и чудотворца Николая.

В документах Вознесенской церкви записано:

Чрез приходских старожилых людей, живших 70 и 80 лет , и в наши лета умерших, и бывшаго священника Михайла детей, который был при сей церкви дьячком и священником 40 л ., из имеющейся надписи на корке евангелия, но рукописной истории о городе Угличе, и копии с грамоты Арсения митрополита ростовскаго и ярославскаго, известно:

«До раззорения города Углича от Поляков имелся мужской монастырь Вознесения Господня, деревяннаго строения, стоявший против Алексиевскаго монастыря, на возвышенности, где ныне живут мещане вознесенские на поле, и земля пустопорожная, владеемая ныне после купца Николая Гаврилова Вознесенскаго детьми, бывшая под монастырем. Во время раззорения игумен Иосиф с братиею избиты и монастырь сожжен, как явствует в рукописях. - После раззорения, можно думать, в царствование Михаила Фсодоровича, поселившимися в г. Угличе жителями, на месте монастыря воздвигнута была церковь Вознесения Господня деревянная, и иконы соблюденныя от раззорсния внесены в оную. Она была безприходная и стояла на сем месте по 1726 год. А где была и ныне знаки места церковнаго имеются, а на месте св. престола стоял крест до позднейших времен.

Ныне же где имеется церковь Вознесения Господня, не подалеку от нея, а именно, на погосте саженях в двадцати к Волге, имелась по раззорении города Углича, приходская церковь собора архистратига Михаила и прочих безплотных сид, с приделом Алексия митрополита, деревянная, прозывавшаяся, что на глинищах. Тогда по указу государя императора Петра Великаго, чтобы безприходныя церкви причислять к приходским, во исполнение указа, та безприходная церковь с монастырскаго места Вознссения Господня с приделом Обретения честныя главы Иоанна Крестителя, деревянная, с соблюденными древними иконами и утварию, принесена и поставлена на сем месте, где ныне каменная в 1726 г. и освящена апреля 25 дня, что видно иъ надписи на большом евангелии. Итак от сего времени вмесго приходския церкви собора архистратига Михаила, начала именоваться приходскою Вознесения Господня.

Сия церковь Вознесения Господня деревянная, от случившагося пожара винокуреннаго завода в 1739 г. сгорела, из которой, по стечении народа, хотя и были вынесены иконы и прочая утварь церковная в бывшую церковь архистратига Михаила; письменныя же доказательства пригорели. Потом, по обещанию жены секретаря угличской канцелярии Тимфея Гаврилова, бывшаго сына церкви Николая Чудотворца, что на сухих прудищах, свящ. ГавриилаТарханова, Марьи Петровой, дочери Сарнацкой, ежели Бог спасет мужа ея от беды и напасти, построит церковь, Бог выполнил прошение жены о муже. И они оба, в благодарность избавления своего, на месте погоревшия церкви, как прихожане, с прочими прихожанами и тщанием священика Луки поставили церковь каменную сию Вознесения Господня, с приделом святителя и чудотворца Николая 1741 г. Иконы, спасшияся от пожара, принесенныя из монастыря и утварь, внесли в церковь и освящена бысть по благословению преосвященнаго Арсения митрополита ростовскаго и ярославскаго, улейминскаго монастыря игуменом Иосифом 1742 г. декабря 16 дня. Украшено сребром евангелие и прочими снабжена иконами.

Церковь же деревянная св. архистратига Михаила с приделом Алексия митрополита, по вынесении из оной св. икон в новую Вознесения Господня церковь и прочей утвари, по грамоте Арсения митрополита ростовскаго и ярославскаго, бывшая твердою, продана в село Чурьявово стенами, и поставлена тамо вместо погоревшия церкви во имя священномученика Власия.

Святыня, принадлсжащая Вознесенской церкви.

1. В предалтарном иконостасе теплой церкви по правую сторону царских врат образ Возиесения Господня, на нем три венца и две цаты серебряные, безпробные, весу в них 10 золот. по 10 коп. за золот., стоющие 1 рубль.

2. Крест серебряный, безпробный, вызолоченный, со св. мощами, значущимися по надписи на оном, а именно: св. благоверных князей Константина, Феодора и чад его Давида и Константина Ярославских чудотворцев, святителя Арсения Тверскаго, преподобных отец: Илии Муромца, Захарии, Моисея, Логина вратаря, Романа сладкопевца, Василия, Константина, Елены , Иоанна Многострадальнаго н Евфремия схимника; весу в нем 25 зол. по 15 к. за золотник; - стоит 3 р. 75 к.

3. Крест малый серебряный, безпробный, вызолоченный, без рукоятия, с мощами: верхняя часть его, с изображением на ней Господа Саваофа, отъемная. Мощи в нем, значащияся по надписи, следующия: преподобнаго Макария, Алимпия, Евстратия, Дионисия, Пимена, Германа Свияжскаго, Гурия Казанскаго, апостола Андрея Первозваннаго, Игнатия Богоносца, Василия Великаго, Григория Богослова, Иоанна Златоустаго; мучеников: Георгия, Димитрия, Феодора Тирона, Никиты; преподобных: Иоанна Дамаскина, Ефрема Сирина, Антония Римлянина, святых благоверных князей: Феодора, Давида и Константина; мучениц: Варвары, Параскевы, Иулиты, Марины и Феодосии девицы, весу в нем 20 золотн., по 10 коп. за золотн. - стоит 2 р.

4. Крест малый серебряный, позолоченый, безпробный, без рукоятия, с мощами по надписи: Дионисия Глушицкаго, Лазаря друга Господня, Феодора Тирона, царя Константина и мученика Евстратия, весу в нем 5 золотн. по 10 коп. стоит 50 копеек.

В настоящем Вознесенском храме древния иконы суть: 1) Вознесения Господня, 2) Смоленской Богородицы, 3) Обретения честныя главы св. Иоанна Крестителя, 4) Святителя и чудотворца Николая.

Сия древняя икона в особом почитании у граждан, которые в тесных обстоятельствах жизни обращаются к угоднику и получают освобождение.

Все они перенесены из монастыря Вознесенскаго. А архистратига Михаила, Алексия митрополита - перенесены из Михайловской. Икона Спасителя, художества лучшаго, писанная 1719 г…»

Из книги: Лавров Н.Ф. «Путеводитель по церквам города Углича» - Ярославль, 1869 г., стр. 61-66.



Комментарии и обсуждение


Ваш комментарий будет первым.