«…Церковь Успения Пресвятыя Богородицы находится по ярославской дороге в г. Углич на правой стороне, на Торговой площади, нсдоходя несколько саженъ до Казанской церкви.
Из рукописнаго сказания об освящении храма во имя Покрова Божией Матери, в Угличском Покровском монастыре, бывшем в 1483 г. при угличском князе Андрее Васнльевиче и ростовском архиепископе Тихоне (из этого сказания заимствована история о Покровском монастыре, напечатанная Ярослав. Епарх. вед. в 1861 г. стр. 457), видно, что в г. Угличе была в это время церковь во имя Успения Божией Матери. Между другими прибывшими в монастырь на освящение, сказано в рукописи, были: «первый протопоп ІІреображенскаго собора н Константино-Еленинский, второй протопоп Успенский и третий Благовещенский». Что же касается до мнения высказаннаго в истории г. Углича г. Кисселя (стр. 381), будто были три собора: Уснеиский, Преображенский и Благовещеиский, - что Усненский был старше Преображенскаго, основаннаго в XIII веке, то вероятно составитель истории г. Углича вывел заключение о бытии трех соборов до иольскаго раззорения, по одному наименованию трех священников, бывших па освящении Покровскаго монастыря «протопопами», если он только имел под руками означениую рукопись. Но могли называться «протопопами» и обыкновенных церквей священники, как и ныне, не одни протоиреи соборных церквей.
В каком месте города была Успенская церковь - неизвестно. В польский разгром въ1609 г., без сомнения, оная церковь разрушена. В царствование Алексея Михайловича устроены были в крепости дерсвянныя стены с двумя воротами - Спасскими и Никольскими; одне были на полдни (к Никольской церкви с городской стороны), а другия Спасския - на запад солнца, к Спасо-Преображенскому собору.
В актах Успенской церкви в 1701 году упоминается, вероятно, о церкви этого Николы-Подстеннаго, находившейся в царствование Алексея Михайловича под стеною крепости с городской стороны, близ нынешней Успенской церкви; а в 721 г. упоминается о церквви Успенской; по разобрании этих двух церквей в 1799 году отстроена настоящая Успенская церковь.
Престолов в сей церкви три: 1) Успения Пресвятыя Богородицы; 2) Святителей Иоанна Златоустаго и Николая чудотворца; 3) Священномученика Антипы и Преподобнаго Сергия Радонежскаго чудотворца.
В числе святыни, принадлежащей Успенской церкви, имеются два напрестольные креста:
1. В шести-вершковом, обложенном по дереву чеканным серебром, кресте заключены по надписи следующия части святых мощей: пр. Даниила, Андрея Первозваннаго, Василия Великаго, Григория Богослова, Иоанна Златоустаго, Феодора Тирона, Фсодора Стратилата, архидиакона Стефана, Игнатия Богоносца, царя Константина, князя Владимира, первомученицы Феклы, великомученицы Варвары и Феодосии.
2. В другом малом двух-вершковом кресте, также серебряном, значатся по надписи части святых мощей: великомученицы Варвары, св. Афанасия, Параскевы и Иоанна Милостиваго, часть камня гроба Господня.
3. Икона Иверской Божией Матери, двух-четвертная, квадратная, в коей за слюденными пластинками видны части св. мощей, по надписи: преподобнаго Иоанна, Иоанна Милостиваго, Иоанна Златоустаго, евангелиста Матфея, Ефрема Сирина, великомученика Прокопия, Иакова Персианина, Иоанна Воина, преподобнаго Пимена и Григория Декаполита. Она пожертвована прихожанином Русиновым в 1836 году.
4. Достопримечательна также в сей церкви по видимой древности, икона священномученика Антипы, котораго в откровении Господь назвал верным свидетелем (Апок. 2 гл. ст. 13); пред сею иконою нередко молебствуют для получения благодатнаго исцеления от зубной болезни.
5. Местная икона святителя и чудотворца Николая - видимо древняго письма, но поновлена.
6. Очень древний образ Усекновения честныя главы Иоанна Крестителя…»
Из книги Лаврова Н.Ф. «Путеводитель по церквам города Углича», Ярославль, 1869 г., стр. 70-73. Путеводитель_по_церквам_города_Углича.pdf (azbyka.ru)