ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Углич. Воскресенский монастырь.


Углич. Воскресенский монастырь
Монастырь. Действует.  (все монастыри в каталоге →)
Год основания:Между 1674 и 1677.
Ссылки: Ссылка на temples.ru 
Адрес:
Россия, Ярославская область, г. Углич, ул. Спасская, 31/2а

Координаты: 57.526126, 38.30806



План Воскресенского монастыря в Угличе
Храмы монастыря:

1. Собор Воскресения Христова
2. Церковь Смоленской иконы Божией Матери
3. Звонница с церковью Марии Египетской

Другие постройки монастыря:

4. Святые ворота (2010 г.)
5. Келейный корпус
6. Монастырские постройки
7. Ограда с башнями (2010-е гг.)
8. Ворота ограды

Другие объекты:

9. Церковь Рождества Иоанна Предтечи
10. р. Волга



Воскресенский монастырь-Углич-Угличский район-Ярославская область
Автор: Юрий Верещагин
Снято: 23 апреля 2013 Добавлено: 27 апреля 2013
Условия использования фотографии нужно согласовать с автором.
Воскресенский монастырь-Углич-Угличский район-Ярославская область-Юрий Верещагин
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Юрий Верещагин
23 апреля 2013
Воскресенский монастырь-Углич-Угличский район-Ярославская область-Надежда Лаврова
Надежда Лаврова
22 октября 2011
Воскресенский монастырь-Углич-Угличский район-Ярославская область-Сергей Чернов
Сергей Чернов
24 ноября 2013
Воскресенский монастырь-Углич-Угличский район-Ярославская область-Юрий Верещагин
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Юрий Верещагин
26 февраля 2012
Воскресенский монастырь-Углич-Угличский район-Ярославская область-Илья "BIM" Бесхлебный
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Илья "BIM" Бесхлебный
24 сентября 2011
Воскресенский монастырь-Углич-Угличский район-Ярославская область-Денис Александрович
Из личного авторского собрания. автор Д.А.
Денис Александрович
17 августа 1999
Сортировка:

Воскресенский монастырь, , Углич, Угличский район, Ярославская область
Hramsohran
29 августа 2022
Воскресенский монастырь, , Углич, Угличский район, Ярославская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Юрий Верещагин
23 апреля 2013
Воскресенский монастырь, , Углич, Угличский район, Ярославская область
Надежда Лаврова
22 октября 2011
Воскресенский монастырь, , Углич, Угличский район, Ярославская область
МОРПЕХ879
30 августа 2018
Воскресенский монастырь, , Углич, Угличский район, Ярославская область
zoi4ik
28 июля 2014
Воскресенский монастырь, , Углич, Угличский район, Ярославская область
Алексей Кротов
28 апреля 2014
Воскресенский монастырь, , Углич, Угличский район, Ярославская область
Сергей Чернов
24 ноября 2013
Воскресенский монастырь, , Углич, Угличский район, Ярославская область
Борис Шмарковский
11 октября 2012
Воскресенский монастырь, , Углич, Угличский район, Ярославская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Юрий Верещагин
31 марта 2012
Воскресенский монастырь, , Углич, Угличский район, Ярославская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Юрий Верещагин
26 февраля 2012
Воскресенский монастырь, , Углич, Угличский район, Ярославская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Юрий Верещагин
26 февраля 2012
Воскресенский монастырь, , Углич, Угличский район, Ярославская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Илья "BIM" Бесхлебный
24 сентября 2011
Воскресенский монастырь, , Углич, Угличский район, Ярославская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Илья "BIM" Бесхлебный
24 сентября 2011
Воскресенский монастырь, , Углич, Угличский район, Ярославская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Юрий Булкин
29 февраля 2008
Воскресенский монастырь, , Углич, Угличский район, Ярославская область
JuNe
1 августа 2005
Воскресенский монастырь, , Углич, Угличский район, Ярославская область
JuNe
1 августа 2005
Воскресенский монастырь, , Углич, Угличский район, Ярославская область
JuNe
1 августа 2005
Воскресенский монастырь, , Углич, Угличский район, Ярославская область
Илья Смирнов
7 марта 2004
Воскресенский монастырь, , Углич, Угличский район, Ярославская область
Юрий Менделеев
12 октября 2002
Воскресенский монастырь, Из личного авторского собрания. автор Д.А. <br>, Углич, Угличский район, Ярославская область
Из личного авторского собрания. автор Д.А.
Денис Александрович
17 августа 1999
Воскресенский монастырь, Из личного авторского собрания. автор Д.А. <br>, Углич, Угличский район, Ярославская область
Из личного авторского собрания. автор Д.А.
Денис Александрович
17 августа 1999
Воскресенский монастырь, Мозайка над Святыми Вратами<br>, Углич, Угличский район, Ярославская область
Мозайка над Святыми Вратами
Андреева Ирина
24 июля 2016
Воскресенский монастырь, Воскрсенский монастырь.Святые ворота.<br>, Углич, Угличский район, Ярославская область
Воскрсенский монастырь.Святые ворота.
Александр Момент
16 июля 2014
Воскресенский монастырь, , Углич, Угличский район, Ярославская область
Михалыч
1 декабря 2005
Воскресенский монастырь, Углич. Воскресенский монастырь. Снятые старые купола.<br>, Углич, Угличский район, Ярославская область
Углич. Воскресенский монастырь. Снятые старые купола.
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Евгений Ермаков
11 августа 2013
Воскресенский монастырь, , Углич, Угличский район, Ярославская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Юрий Верещагин
26 февраля 2012
Воскресенский монастырь, Фотоснимок с дореволюционной фотографии.<br>, Углич, Угличский район, Ярославская область
Фотоснимок с дореволюционной фотографии.
Алексей Кротов
1 июля 1916
Воскресенский монастырь, Почтовая открытка, выпущенная в нач. ХХ века<br>, Углич, Угличский район, Ярославская область
Почтовая открытка, выпущенная в нач. ХХ века
Алексей Кротов
1 июля 1910
Воскресенский монастырь, Рис. из журнала "Зодчий"<br>, Углич, Угличский район, Ярославская область
Рис. из журнала "Зодчий"
Андрей Агафонов
1 января 1902
Воскресенский монастырь, Почтовая открытка с видом Воскресенского монастыря. Собств. издание М. Дмитриева. Н. Новгород. 1900-е годы.<br>, Углич, Угличский район, Ярославская область
Почтовая открытка с видом Воскресенского монастыря. Собств. издание М. Дмитриева. Н. Новгород. 1900-е годы.
Алексей Кротов
1 июля 1901
Воскресенский монастырь, Фото из книги Б. Эдинг "Ростов Великий. Углич" М. 1914.<br>, Углич, Угличский район, Ярославская область
Фото из книги Б. Эдинг "Ростов Великий. Углич" М. 1914.
Андрей Агафонов
1 января 1900
Воскресенский монастырь, Фото из книги Б. Эдинг "Ростов Великий. Углич" М. 1914.<br>, Углич, Угличский район, Ярославская область
Фото из книги Б. Эдинг "Ростов Великий. Углич" М. 1914.
Андрей Агафонов
1 января 1900
Воскресенский монастырь, Фото из книги Б. Эдинг "Ростов Великий. Углич" М. 1914.<br>, Углич, Угличский район, Ярославская область
Фото из книги Б. Эдинг "Ростов Великий. Углич" М. 1914.
Андрей Агафонов
1 января 1900
Воскресенский монастырь, Фото из книги Б. Эдинг "Ростов Великий. Углич" М. 1914.<br>, Углич, Угличский район, Ярославская область
Фото из книги Б. Эдинг "Ростов Великий. Углич" М. 1914.
Андрей Агафонов
1 января 1900
Воскресенский монастырь, Церковь Марии Египетской и Воскресенский собор. Фотография С.М. Прокудина-Горского, 1911 год, источник - сайт проекта "Наследие Прокудина-Горского"<br>, Углич, Угличский район, Ярославская область
Церковь Марии Египетской и Воскресенский собор. Фотография С.М. Прокудина-Горского, 1911 год, источник - сайт проекта "Наследие Прокудина-Горского"
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Валерий Долженко
??
Воскресенский монастырь, фото из книги Эдинг Б.Н. "Ростов Великий, Углич : Памятники худож. старины." М 1914<br>, Углич, Угличский район, Ярославская область
фото из книги Эдинг Б.Н. "Ростов Великий, Углич : Памятники худож. старины." М 1914
Андрей Агафонов
??
Воскресенский монастырь, , Углич, Угличский район, Ярославская область
Юрий Моченов
9 апреля 2017



Карта и ближайшие объекты


Приблизить
Отдалить
Развернуть



Статьи


Екатерина Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)  3 января 2011

Воскресенский мужской монастырь находится в г. Угличе, к западу от Кремля в районе совр. ул. Опарина (быв. Воскресенская) и ул. Спасской. Точная дата и обстоятельства основания неизвестны. Однако легендарные сведения относят время его возникновения к XIII в., возможно, к периоду княжения Романа Угличского. Первоначально располагался на берегу Волги, вблизи устья Троицкого ручья. Впервые упоминается во второй половине XV в.: архимандрит Нафанаил был современником угличского князя Андрея Большого, присутствовал на освящении Покровского собора в одноименном угличском монастыре в 1482 г. (Архимандрия сохранялась в монастыре до момента его закрытия в 1764 г.). По грамоте удельного князя Димитрия Жилки 1509 г. получил сельцо Синцово с деревнями, сельцо Олифннково. В 1609 г. поляки с боем взяли монастырь. Погибли архимандрит Лаврентий, около 60 монахов и около 500 граждан, защищавших обитель.

В "Угличском летописце" имеется указание, что до разорения "монастырь Воскресенский строения был весь деревянного, и в нем церкви Воскресения Христова и Смоленския пресвятыя Богородицы, и собор Гавриила архангела и Марии египетской, и печерской Богородицы, со пределом апостола Иакова, брата Божия по плоти, и строение, кельи иноческие и житницы хлебные, деревянныя ж". Впоследствии, обитель была возобновлен на прежнем месте, которое, однако, не устраивало ее насельников, поскольку в весеннее время заливалось водой. При монастыре имелась промыслово-ремесленная слобода, в которой проживало 15 мастеров различных специальностей. В Тетериной слободке, находящейся на р.Корежечне, проживали "детеныши монастырские". С 1649 г. Воскресенскому монастырю стали отдавать деньги за содержание перевоза через Волгу. В 1654 г. вместо отобранных городских вотчин по торговым промыслам приписан Архангельский монастырь.

По свидетельству источников, в 1670-х гг. на территории монастыря имелись только деревянные постройки: соборный Воскресенский храм, церковь Смоленской Богоматери Одигитрии с трапезной, надвратный храм Марии Египетской, шатровая колокольня, жилые и хозяйственные помещения, ограда. В 1674-1677 гг. по указу ростовского митрополита Ионы Сысоевича, бывшего пострижеником обители, на новом месте, называемом "Лужицы", сооружен каменный ансамбль Воскресенского монастыря, представляющий собой замечательный образец ростовского зодчества второй половины XVII в. Он состоит из трех зданий, поставленных на высоких подклетах в одну линию и соединенных галереей. Крайним с северной стороны ансамбля является большой Воскресенский собор с двумя приделами (северный освящен в честь Архангела Михаила, южный - в честь Иакова). За ним следует трехпролетная звонница, в которой также имелся престол Марии Египетской. Завершается комплекс трапезной палатой и церковью Смоленской Богоматери. Над трапезной расположена часовая башня, где прежде находились часы. Стены памятников украшены поливными изразцами. Возможно, что работами по возведению монастыря руководил "подмастерье каменных дел" И.Сакуяин, а росписи выполняли костромские иконописцы во главе с О. Иониным (сохранилось лишь несколько небольших фрагментов).

Несомненно, что Воскресенский монастырь является одним из выдающихся творений русского ансамблевого зодчества XVII в. и не только для Углича, но и для России. В нем прорабатывались идеи, которые затем с еще большим размахом воплотились в комплексе метрополии в Ростове Великом. Сложная композиция памятника обусловливает при его обзоре большое число архитектурных картин, а значительные размеры делают его композиционным узлом юго-западной части старого города. Выверенность архитектурных форм, соотнесенность объемов различных сооружений, лаконичность и благородная простота декора, в насыщенности, характере и такте размещения которого учтено назначение каждой из частей ансамбля, говорит о незаурядном мастерстве строителей XVII в., что неоднократно отмечалось исследователями. В Воскресенском монастыре хранились замечательные произведения древнерусского и декоративно-прикладного искусства. Храмовая икона "Воскресение со страстями", написанная царскими изографами в первой трети XVII в., крест серебряный позолоченный, потир и звездица 1678 г., вложенные в монастырь Ростовским Митрополитом Ионою, Евангелие печати 1644 г., подаренное в обитель Н.Е. Протопоповым. Небольшая монастырская библиотека хранилась в Смоленском храме. При обители имелось древнее кладбище, на котором были похоронены многие знатные угличане. Например, предки К.И Шестовой, матери царя Михаила Романова. В 1736 г. к монастырю приписана Ламская Успенская мужская пустынь. По данным ревизии 1744 г. в вотчинах Воскресенского монастыря имелось 935 душ мужского пола.

В 1764 г. монастырь упразднен, преобразован в приходскую церковь, настоятелем которой назначается иеромонах Филофей. Находившиеся в нем иконы, утварь, предметы церковного быта были переданы в угличский Алексеевский монастырь, а потом частично возвращены назад для оборудования приходского храма. При устройстве прихода был упразднен престол Марии Египетской. Изменились названия приделов Воскресенского собора: северный (Архангельский) стал именоваться в честь Владимирской Богоматери, южный (Яковлевский) - Знаменским. В 1777-1778 гг. выездная комиссия духовной консистории произвела проверку каменных зданий упраздненного монастыря и вынесла решение о необходимости безотлагательных ремонтных работ. Большинство деревянных сооружений обители к этому времени также находилось в аварийном состоянии. С 80-х гг. XVIII в. в подклетном помещении трапезной располагалось уездное духовное училище. В начале XIX в. в Воскресенском монастыре начались восстановительные работы: ремонт крыши, укрепление стен и сводов соборного храма, возобновление ограды. К 1811 г. были полностью восстановлены кирпичные ворота. С 1814 г. начинаются работы по восстановлению живописного убранства во Владимирском и Знаменском приделах собора.

В 1851 г. художником А.И. Ненастьевым был расписан купол Воскресенского собора, а в 1862-65 гг. живописец Д.Г. Буренин заново расписал стены этого храма. Фрагменты росписей сохранились до настоящего времени. Несмотря на интенсивные восстановительные работы в начале XX в. ансамбль Воскресенского монастыря оказался в аварийном состоянии. Слабый грунт не выдерживал тяжести огромных зданий, которые начинали разрушаться.

В 1918 г. монастырь был передан Угличскому музею древностей, в нем временно разместилась часть экспонатов из коллекции древнерусского искусства. В 1920-х гг. подклетные помещения использовались для устройства складов. В середине 1930-х гг. ансамбль Воскресенского монастыря попал в зону строительства Угличской ГЭС и использовался для нужд "Волгостроя" НКВД. В 1950-1970-х гг. была проведена комплексная реставрация архитектурного ансамбля монастыря, включавшая среди прочих мероприятий химическое укрепление грунта. Уникальный памятник был спасен от гибели. В конце 1980-х гг. началась музеефикация монастыря, которая была свернута по причине отсутствия средств.

Весной 1999 г. попечением и участием ныне покойного Архиепископа Ярославского и Ростовского Михея, комплекс зданий Воскресенского монастыря был передан Русской Православной Церкви и в нем возобновлена мужская обитель. Первым наместником стал игумен (ныне архимандрит) Виктор (Захаров). 6 июня 2000 г. состоялась первая Божественная Литургия, а 18 сентября того же года Преосвященнейшим Иосифом, епископом Угличским (ныне епископ Биробиджанский и Кульдурский), был освящен храм Смоленской иконы Божией Матери.

С сайта http://svyato-voskresenskiy.narod.ru/monastyr.html


Елена Григорьева
 

Воскресенский мужской монастырь – одна из самых древних православных обителей Углича, основанная на берегу Волги, предположительно, в XIII столетии и в середине XVII в.украсившаяся каменными строениями. Прошедший долгий путь от расцвета и упразднения до возрождения монастырь, в настоящее время является действующей обителью Рыбинской епархии и объектом культурного наследия РФ.

Устремляются ввысь купола храмов и звонниц, сверкают на солнце их кресты, льётся над окрестностями мелодичный перезвон колоколов, возносятся к Богу слова молитвы и благодарности – так выглядит старинный город Углич сейчас, таким он был и в далёкие времена своей истории, когда в начале XIII в. стал центром удельного Углицкого княжества. Именно к тому периоду относится появление в центре удела храмов и монастырей, одним из которых и стала Воскресенская обитель. Согласно преданиям, основал монастырь в честь Воскресения Христова князь Роман Владимирович, правивший княжеством во второй половине XIII в., но ни об ансамбле обители, ни о её насельниках тех времён сведений не сохранилось. Первые летописные упоминания о монастыре датируются 1482 годом в контексте с освящением Покровского собора в одноимённой обители – настоятель Воскресенского монастыря архимандрит Нафанаил принимал участие в освящении соборного храма.

До начала XVII в. больше никаких данных о монастыре в рукописях не встречается, а точное его описание было сделано в летописном своде «Угличский Летописец» после польско-литовского разорения 1609 г. Тогда, как пишет неизвестный автор, взявшие с боем укреплённый стенами монастырь поляки зверски убили настоятеля, более 50 иноков и без малого 500 угличан, оборонявшихся наравне с насельниками, а деревянные строения – соборный Воскресенский храм, церкви Смоленской и Печерской икон Божьей Матери, Архангела Гавриила и Марии Египетской, иноческие кельи и хозяйственные постройки – разграбили и предали огню.

С тех пор сведения о Воскресенском монастыре стали более подробно документироваться, поэтому известно, что после освобождения города от поляков первоначально расположенную у устья Троицкого ручья обитель достаточно быстро восстановили, в 1649 г. одной из статей её дохода стало содержание перевоза через Волгу, а в 1654 г. к ней приписали располагавшийся в пригороде Углича Архангельский монастырь. К 1670-м г.г. ансамбль Воскресенской обители состоял из одноимённого собора, Смоленского храма с трапезной, шатровой колокольни, иноческих келий и хозяйственных помещений, был огорожен деревянными стенами, а над воротами возвышалась церковь Марии Египетской.

Восстановленный после польского разорения монастырь не смог устоять против сил природы. Низина, на которой находились его строения, во время весенних паводков полностью заливалась водой, принося вред деревянным постройкам, а начавшееся обрушение берега Троицкого ручья рисовало мрачную картину обвала строений и верной смерти насельников.

По указу митрополита Ростовского и Ярославского Ионы Сысоевича, в бытность свою принявшего постриг в Воскресенской обители, в 1674 г. она была перенесена на новое место и к 1677 г. украсилась опоясанным стенами каменным ансамблем, в который вошли Воскресенский собор, трёхпролётная звонница, трапезная с церковью Одигитрии, келейные корпуса и хозяйственные строения.

Пик расцвета наделённого вотчинами Воскресенского монастыря пришёлся на вторую половину XVII – начало XVIII столетия. О его благоустроенности и богатстве говорит тот факт, что на вотчинных землях, согласно сохранившимся данным, жили без малого тысяча прихожан мужского пола, а в 1736 г. к обители приписали Успенско-Богородицкую Ламскую мужскую пустынь. Местность, на которую перенесли монастырь, также оказалась не слишком защищённой от природных воздействий и также затапливалась весенними водами, поэтому со временем каменные постройки начали разрушаться. В 1764 г., дабы избежать трагедии, монастырь упразднили, иноков расселили по другим обителям, а монастырские храмы преобразовали в приходские.

Издавна при монастыре существовало кладбище, где находили упокоение знатные горожане, а самыми известными захоронениями были могилы предков матери царя Михаила Фёдоровича Романова – Ксении Ивановны Шестовой. По прошествии некоторого времени кладбище было закрыто.

В 1776 г. в келейных корпусах и в подклетном этаже трапезной бывшего Воскресенского монастыря разместилось духовное училище Угличского уезда, функционировавшее до начала минувшего века. В 1777–1778 г.г. направленной в Углич выездной комиссией от духовной консистории были обследованы кирпичные и деревянные здания обители и принято решение о их капитальном ремонте, но сами работы начались в первые годы XIX в. К 1811 г. были укреплены стены и своды Воскресенского собора, произведён ремонт его крыши, восстановлены ограда и кирпичные ворота, а начиная с 1814 г. начались поэтапные работы по реставрации живописи интерьеров храмов, завершившиеся в 1865 г. К сожалению, ремонтные работы лишь на время приостановили разрушение зданий – слабый грунт не выдержал веса зданий и они снова оказались в аварийном состоянии.

После революции 1917 г. Воскресенский храм одним из первых в городе был закрыт и монастырский ансамбль передали в ведение тогдашнего Угличского музея древностей (сейчас – Угличский государственный историко-архитектурный и художественный музей), который разместил в зданиях экспозиции, посвящённые древнерусскому зодчеству, а подклетные этажи с 1920-х г.г. использовал как склады.

В 1935 г. началось строительство Угличской ГЭС и здания Воскресенского монастыря на время были переданы в пользование НКВД (строительство объекта велось, в основном, силами заключённых исправительно-трудовых учреждений ГУЛага). После запуска ГЭС здания бывшей обители вернули музею и в 1950–1970-х г.г. в них были проведены комплексные работы, включившие в себя, помимо ремонта строений, химическое укрепление грунта, что способствовало сохранению монастырского ансамбля.

В 1999 г., на пике возрождения православных святынь, Воскресенский монастырь был передан в ведение РПЦ и в нём возобновилась монашеская жизнь. В июне 2000 г. в обители было совершено первое после многолетнего перерыва богослужение, а в сентябре того же года торжественно освящена церковь Смоленской иконы Божьей Матери.

Сейчас монастырь является действующим, в его храмах совершаются богослужения и параллельно ведутся ремонтно-реставрационные работы зданий и строений. Уже восстановлена кирпичная ограда и ворота, отреставрированы фасады и покрыты позолотой луковичные главы Воскресенского собора.

Главными сооружениями архитектурного ансамбля Воскресенской обители являются три, поставленные на высокие подклеты в одну линию и соединённые галереей здания – собор Воскресения Господня, трёхпролётная звонница и трапезная с храмом Смоленской иконы Божьей Матери (Одигитрии), являющиеся ярким образцом ростовской школы зодчества второй половины XVII столетия. Спаянные воедино, разнообъёмные и разновысотные строения, украшенные поливными зелёными изразцами, имеют свою композиционную деталь, которая не противоречит соседним, а дополняет их.

Архитектурной доминантой ансамбля является двухъярусный Воскресенский собор с южным и северным приделами, соединёнными небольшой галереей, огибающей строение с запада, где устроено крыльцо и лестница, ведущая в храм и на галерею. Собор довольно разнообразно украшен снаружи – подклет здания прорезан арками, порталы декорированы кирпичом разной формы, аркада галереи – изразцами, стены выше галереи опоясаны декоративным фризом. Венчают храм пять луковичных глав на высоких тонких глухих барабанах, причём центральная глава намного больше боковых. До закрытия храма в нём хранились святыни обители: храмовая икона «Воскресение со страстями» I трети XVII в., серебряный с позолотой крест, звездица и потир 1678 г., Евангелие 1644 г.

Следующее строение ансамбля – трёхпролётная звонница, продолжившая композиционную линию комплекса. В её нижней части раньше были устроены проездные ворота, средняя часть служит проходной галереей и в наши дни, а в верхнем ярусе располагалась церковь Марии Египетской (упразднена в 1764 г.) и аркада для колоколов. Венчает строение небольшая изящная луковичная главка на высоком тонком барабане.

Ещё одним элементом комплекса является трапезная палата с венчающей её башней, где раньше находились часы, а завершает ансамбль церковь Смоленской иконы Божьей Матери, примкнувшая к трапезной. Внешний декор трапезной и Смоленского храма более скромный по сравнению с убранством собора, оттеняя его своей простотой и лаконичностью.

Дополняют монастырский ансамбль келейный корпус и хозяйственные постройки, а белоснежные стены и Святые ворота, появившиеся уже в наши дни, придают нарядности древней угличской святыне.

http://www.bankgorodov.ru/sight/voskresenskii-monastir-yglich


Марина Зуйкова  29 мая 2019

Воскресенский монастырь в Угличе не сохранил сведений о времени своего основания. Известно лишь, что в конце XIV века на этом месте уже стоял мужской монастырь, состоявший целиком из деревянных построек и находившийся немного ближе к берегу, у впадения в Волгу Троицкого ручья, на том месте, где стоит сейчас церковь Рождества Иоанна Предтечи «что на Волге». В начале XVI века в монастыре были погребены богатые угличские помещики Грязные, из рода которых была Ксения Шестова, мать первого русского царя из династии Романовых − Михаила Федоровича. Частые половодья постоянно подмывали стены и здания, приводя их постепенно в негодность. И в 1674 году здесь, немного дальше от Волги, развернулось грандиозное каменное строительство. Средства на него пожертвовал митрополит Ростовский Иона Сысоевич, который принимал постриг именно в Воскресенском монастыре в Угличе и не забыл о первой своей монашеской обители.

В основу строительства нового каменного комплекса была заложена идея монастыря-города «во образ небесного горнего града», большим приверженцем которой был святитель Иона. Эта задача была выполнена виртуозно; созданный огромный комплекс поражал воображение современников. Ансамбль вытянут по одной линии с севера на юг и впечатляюще выглядит с любой точки. В его состав вошли: пятиглавый Воскресенский собор, звонница с церковью Марии Египетской и трапезная палата с церковью Одигитрии (Смоленской иконы Божией Матери). Весь комплекс был обнесен оградой со святыми воротами, позднее утраченной. Сейчас ограда восстановлена заново. Строительство длилось до 1677 года.

Главный храм монастыря − Воскресенский собор − по архитектуре своей близок к храмам Ростова Великого, строившимся примерно в то же время. Он пятиглавый, на высоком подклете, с мощным центральным барабаном, с двумя боковыми приделами − Михаила Архангела и Иакова. С запада к нему примыкает открытая галерея-гульбище, которая тянется вдоль собора и звонницы и ведет к трапезной, как бы подчеркивая единение всех построек комплекса. Со стороны западного входа в собор на галерею ведет шатровое крыльцо. Стены собора, центральный барабан и галерея украшают поливные изразцы; они же вкраплены в стены звонницы монастыря. На изразцах изображены животные, птицы, батальные сцены. В соборе сохранился иконостас, по-видимому, позднейший, но в него включены несколько древних икон. За иконостасом сохранились небольшие фрагменты первоначальных росписей XVII века; прочие же росписи были выполнены в XIX веке местным живописцем Д. Бурениным.

Звонница монастыря также близка по композиции к ростовской. В составе всего ансамбля она кажется не очень большой, но на самом деле в ней целых четыре яруса. В нижнем были сделаны ворота, служившие для въезда на монастырский двор. Второй ярус − служебный, к нему пристроена открытая галерея, ведущая от собора. В третьем ярусе располагается церковь «под колоколы», посвященная преподобной Марии Египетской. И, наконец, четвертый ярус – это ярус звона, с тройными арочными пролетами на фасадах и с двойными, полукруглой формы − на торцах.

Третья составляющая монастырского комплекса − трапезная палата с церковью Смоленской иконы Божией Матери, или Одигитриевской. На ней поставлена часовая башня, на которой когда-то были часы с колокольным боем. Изначально над башенкой стоял шатер, но в XIX веке он был заменен на более простое покрытие.
Новое место для монастыря тоже оказалось не слишком удачным. Слабый песчаный грунт, к тому же подмываемый подземными водами, плохо держал фундаменты, и монастырские здания начали обрушаться. В 1764 году монастырь был упразднен, а комплекс зданий передан приходу как обычная приходская церковь. Ограду монастыря и Святые ворота разобрали…

К началу XX века бывший монастырь подошел в чудовищно плачевном состоянии. Перестройки, делавшиеся силами прихода, сильно исказили его облик, расползающиеся фундаменты грозили обрушением всех зданий комплекса, и исследователи всерьез опасались, что вскоре на месте великолепного ансамбля останется груда щебня и обломки стен.

С приходом советской власти этот приход был упразднен в числе первых, и им вовсе перестали заниматься. Когда же в 1930-х годах началось строительство Угличской ГЭС и уровень воды в Волге поднялся, зданиям монастыря, казалось, грозила неминуемая гибель. Однако творение зодчих XVII века выстояло и дождалось 1950-х годов, когда была проведена его реставрация. Благодаря новым технологиям укрепили грунт, чтобы предотвратить новую опасность обрушения (проект профессора химии Б.А.Ржаницына, специалиста по силикатированию грунтов).

В 1999 году монастырь был передан церкви, в нем снова возродилась мужская обитель. Постепенно он был отреставрирован, и сейчас величественный и грандиозный комплекс окружен новыми стенами с воротами, а в стенах его храмов снова ведутся богослужения.

https://uglichru.ru/Arhitect/voskresenskij_mon.htm


Юрий Верещагин
 
Юрий ВерещагинАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)  24 апреля 2024

"...Можно еще отметить бытовавшее в городе предание о том, что дом купцов Зиминых был возведен из кирпича от разобранной ограды упраздненного Воскресенского монастыря. И.Ф. Тюменев в своих путевых заметках «От Углича до Рыбинска» в 1896 г. со слов священника писал: «Громадная ограда монастыря давно уже сломана и продана одному местному купцу, который тут же на площади выстроил из нея каменный дом, в котором помещается трехклассное городское училище».

Приходо-расходные книги Воскресенской церкви «что был монастырь» позволяют прояснить этот вопрос. В них содержится несколько записей: 1 октября 1815 г. от купца М.И. Зимина за 250 возов мусора было получено 25 рублей. Мусором, по сведениям словаря В.И. Даля, прежде, в частности, именовались «остатки, сор от каменной кладки и печной работы; битый камень, кирпич, глина, известь». Это был достаточно ценный строительный материал, который мог использоваться при закладке фундамента, заполнении различных полостей.

В августе 1817 г. за 4500 кирпичей от ограды заплачено 45 рублей. 16 июля 1822 г. «за булыжныя из под бывшей монастырской ограды камения – 200 р.». Приведенные факты свидетельствуют, что М.И. Зимин материал от ограды действительно приобретал, но в небольших объемах. Например, в 1817 г. для колокольни села Спасского было продано двадцать тысяч кирпичей, другие поставки тоже оказались более значительными. Когда строился основной дом, монастырская ограда еще сохранялась и считалась необходимой – ее разобрали в 1810-х гг. при проведении новых улиц по генеральному плану. Приобретенный материал мог пойти на различные здания усадьбы и на кожевенный завод..."

Из статьи Е.А. Лиуконена "Старинная городская усадьба – «Зимин двор».

Старинная городская усадьба – «Зимин двор». Евгений Анатольевич Лиуконен (uglmus.ru)


Юрий Верещагин
 
Юрий ВерещагинАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)  5 мая 2024

«…В 1674-1677 гг. на средства ростовского митрополита Ионы Сысоевича возводится архитектурный ансамбль Воскресенского монастыря. Важно проследить, кто мог являться автором этого выдающегося сооружения. Можно отметить, что Воскресенский монастырь имеет мало общего со знаменитым митрополичьим двором (Ростовским кремлем) и другими ростовскими памятниками. Создававшие их мастера во многом ориентировались на формы Успенского собора начала XVI века. При этом в декоре храмов сравнительно редко применялись наличники, практически повсеместно присутствовали повторявшие детали Успенского собора ступенчато-сужающиеся лопатки, аркатурно-колончатый пояс, характерный декор барабанов. Заказчик и направляемые им зодчие сознательно стремились к созданию единого целостного ансамбля. В Угличе ситуация была иной – изначально возведенный Воскресенский собор композиционно близок ярославским храмам, также содержит черты московского зодчества.

А.Н. Горстка в Синодике Воскресенской обители выявил поминальные записи: «Род подмастерья каменных дел Ивана Саккулина да каменщика Стефана Иванова, да каменщика Ивана», «Род с Москвы каменных резных дел мастера Григорья Иванова Сына Устинова». Были просмотрены писцовые книги соседних с Угличем ведущих строительных центров – Ярославля и Ростова, – но в них не встретилось упоминаний об Иване Саккулине и Стефане Иванове. Не прослеживаются они и в местных документах. Не были ли они выходцами из Москвы? Относительно Устиновых можно отметить следующее: в 1670-х гг. на дворе Успенской церкви в Дурасовом переулке (восточная часть Успенской площади) проживал дьяк ростовского митрополита Алексей Устинов, при нем брат Иван и его сын Григорий тринадцати лет. Как справедливо было отмечено, дьяк Алексей Устинов состоял в Угличе доверенным лицом митрополита Ионы и явно руководил строительством Воскресенского монастыря. Г.И. Устинов – будущий известный архитектор петровского времени. При этом Устиновы едва ли были коренными угличанами – лишь временно направленными должностными лицами, чиновниками.

Вопрос хронологии создания монастырского ансамбля редко входил в поле зрения исследователей, обычно воспринимавших комплекс зданий как единое целое. При этом натурное изучение позволяет выявить особенности, практически «лежащие на поверхности», видимые невооруженным глазом. В частности, в районе примыкания звонницы заметны введенные в ее объем целостные арки южной части галереи собора с характерным декором и разобранным парапетом. Арки, прилегающие к южному приделу, заложены и превращены в небольшие окна. «Профилированная тяга над подклетом», опоясывающая все здания монастыря, вопреки словам Б.М. Кирикова, вовсе не единая. На фасадах собора пояс помимо традиционного поребрика включает изящный профиль из лекального кирпича, а на фасадах звонницы, трапезной и церкви Одигитрии – простые трехступенчатые полочки.

Все перечисленное позволяет сделать однозначный вывод, что первоначально Воскресенский собор был отдельно стоящим зданием. Принятая датировка 1674-1677 гг., подтверждаемая Писцовыми книгами 1674-1676 гг. и прежде существовавшей надписью на тяблах иконостаса, определяет период строительства соборного храма. Лишь с течением времени возник оригинальный замысел свести воедино собор, монументальную звонницу и трапезную с церковью Одигитрии. Точная хронология событий неизвестна, не отражена в источниках, но, вероятно, новое строительство было осуществлено вскоре после завершения собора или в 1680-х гг. Так был сформирован один из наиболее необычных и величественных ансамблей в русском зодчестве XVII столетия. Именно сложная компоновка объемов, сведение в единый комплекс различных зданий позволяют многим исследователям видеть сходство со знаменитым ансамблем ростовского митрополичьего двора, но в структуре фасадов и деталях декора присутствует больше отличий, чем сходства.

Воскресенский собор композицией и четкой симметричной структурой близок ярославскому зодчеству. Это типичный пятиглавый четырехстолпный храм с арочной галереей и двумя приделами. При этом среди знаменитых ярославских церквей затруднительно найти точные аналоги. В ярославской традиции иначе трактовались оформление окон четверика, пластический декор фасадов, присутствовали крупные и высокие барабаны пятиглавия с частым аркатурно-колончатым поясом. Архитектурное решение храма ближе московской традиции. Не вызывает сомнений, что митрополит Иона для осуществления своих замыслов мог вызвать столичных мастеров. Важной чертой облика Воскресенского собора является его изысканный декор, включающий детали из лекального кирпича, разнообразные формы наличников. Декор органично соседствует с суровой мощью стен. Вплоть до строительства в начале XVIII века нового Спасо-Преображенского собора в Угличе не будет таких утонченности и многообразия.

Пристроенные несколько позднее к Воскресенскому храму звонница и трапезная с церковью Одигитрии имеют более простой декор, характеризующийся меньшим использованием фигурного кирпича. Они явно возведены другой артелью мастеров, склонных с более свободной композиции, иной трактовке деталей. Можно задаться вопросом: отмеченные в Синодике Иван Саккулин и Стефан Иванов на каком этапе могли принимать участие в создании монастырского ансамбля?

Можно предположить, что та же артель мастеров, после завершения трапезной и звонницы, в 1689-1700 гг. осуществила строительство расположенной по соседству церкви Рождества Иоанна Предтечи. В ее оформлении применен похожий декор, включающий наличники с парными килевидными и вогнутыми сандриками, миниатюрными двойными кубышками и жгутами, характерные Т-образные «городки» в составе карнизов. Храм также характеризуется умеренным использованием фигурного кирпича – лишь в оформлении колокольни присутствует насыщенный утонченный декор. По признанию большинства исследователей пятиглавый храм с бесстолпным четвериком и сложной свободной компоновкой объемов принадлежит московской школе зодчества.

Богатством и разнообразием убранства, включающего многочисленные изразцы, Предтеченский храм, конечно, превосходит трапезную и церковь Одигитрии, но такие отличия естественны для монастырских и приходских храмов.

В качестве итога можно отметить, что возведение ансамбля Воскресенского монастыря стало настоящей школой для угличских мастеров, позволило вновь сформировать кадры каменщиков и строительных артелей, сведения о которых появляются с конца 1680-х гг. Уникальный ансамбль стал примером и источником подражаний…»

По материалам статьи Е.А. Лиуконена "К вопросу о каменном строительстве в Угличском крае в XVII - нач. XVIII вв." https://uglmus.ru/about/publics/Liukonen_stroitelstvo/



Комментарии и обсуждение


Ваш комментарий будет первым.