«… Церковь Воскресения Христова, что был монастырь, находится в конце Ярославской дороги в г. Углич, в левой стороне дороги, на Пятницкой площади, на которой за Воскресенскою церковию в нескольких саженях находится и Пятницкая церковь. Монастырь Воскресенский, ныне приходская церковь, был первоначально построен на берегу Волги, вправо от Предтечевской церкви к Волге. При архимандрите Лаврентии с 60 братьями в нашествие Поляков 1609 г. июня 16 был сожжен «а братию Поляки, как говорит летописец, «таскаху в Волгу н тонляху.» После раззорения Воскресенскаго монастыря ІІоляками, он былъ сооружаем, вероятно деревянный, на прежнем месте, т. е. на берегу Волги, н был здесь до построения каменной церкви митрополитом Ионою Сысоевичем, в 1677 году, на Пятницкой площади. Митрополит Иона был первоначально иноком Воскресенскаго монастыря. Принявши в последствии высший святительский сан Ростовскаго митрополита, пожелал построить бывшую обитель свою Воскресенский монастырь - каменную на ІІятницкой площади, на том месте, которое в 1639 году первоначально отводимо было для построения Казанской церкви.
Начало строения Воскресенскаго монастыря относится к 1674 г., а окончено строение в 1677 году. - Земля около нынешняго перевоза чрез Волгу принадлежала Воскресенскому монастырю (указом Петра Великаго 1700 г. повелено архимандриту Воскресенскаго монастыря выдавать за перевоз через Волгу, принадлежащий монастырю, по 15 руб. Истор. г. Углича стр. 412.); были п оброчные крестьяне за монастырем; почему с того времени, когда отняты были у монастырей крестьяне и земли, монастырь сей, по скудости своих средств, и обращен в приходскую церковь.
Церковь Воскресения Христова поразительна своею огромностию и особым родом архитектуры. В одном огромном здании четыре церкви с колокольнями и галлереями. ІІрестолов в ней 4: 1) Воскресения Господня; 2) Владимирския Божия Матери; 3) Знамения Божия Матери и 4) Смоленския Богоматери.
Древняя святыня, принадлежащая Воскресенской церкви.
1. Крест. По подписи значится: «лета 7184 июня в 1 день построил сей благословящий крест преосвящ. Иона митрополит Ростовский и Ярославский, - сребренный, вызолоченный, чеканенный в Угличе, в Воскресенский монастырь.» Меры 2 четв. 2 верш.
Крест серебряный, вызолоченный, мерою 1 четв. 2 верш. В нем значатся по надписи части св. мощей: царевича Димитрия Угличскаго, князя Феодора и чад его Давида и Константина, св. Исаии и Игнатия Ростовских, князя Романа Угличскаго и Ярославских князей Василия и Константина. Внизу креста означен год (1761).
Сосуды серебряные, вызолоченные, пожертвованы митрополитом Ионою, с надписю своего имени, большаго веса и ценности.
Святое евангелие; оно по листам скреплено так: лета 1674 февраля в 13 день приложил в дом Воскресения Господа и Спаса нашего Иисуса Христа Никон Евстифеев Протопопов книгу святое евангелие напрестольное печати Московския оболочено бархатом красным евангелисты серебряные позолоченные с камением за свое здоровье и по своих родителех и ту сию книгу святое евангелие ни продать ни заложить ни по душе никуда не отдавать буде кто сию книгу святое евангелие изнесетъ из сея обители Воскресения Христова, продаст или заложит, или по душе отдаст и тот человек судится со мною на втором пришествии Христовом в день страшнаго суда, и приложена сия книга святое евангелие при архимандрите Серапионе иже о Христе с братиею.
Брачные венцы деревянные, резные, позлащенные, формы обыкновенной, но расклеились, и в нынешнее десятилетие вышли из употребления; по скудости же средств церковных, не имея других венцов при церкви, в случае браков священноцерковнослужители берут венцы из других церквей.
2. Святыня Воскресенской церкви, по распоряжению начальства, взятая из двух молелен купцов Выжиловых, в прошлое десятилетие, когда в Воскресенском храме возобновлялась находящаяся в нем Смоленская церковь:
1. Икона Спасителя медная, литая, мерою 1 четв. Спаситель изображен в средине, с крыльями опущенными вниз, сложивши на груди руки крестом, по сторонам изображены в очень малом виде разные св. угодники божии. Икона врезана в дску.
2. Икона Рождества Христова, - дска деревянная, мерою 1½ четв. Вверху по углам изображены ангелы - по правую сторону со свитком, а по левую с трубою, в средине иконы Божия Матерь и при боке ея левом Предвечный Младенец изображены лежащими, около них разныя животныя; по сторонам - с правой - пастырь с трубою; с левой - волхвы; внизу с правой стороны баба Соломия с младенцем Иисусом; к руке Соломии Анна ІІророчица подносит кувшинец с водою.
3. Икона Неопалимой Купины. На ней изображены: Божия Матерь, Иисус Христос и другия угодники - одни и те же в трех разных местах иконы.
4. Крест серебряный, вызолоченый, меры 2 четв. с надписью: 7164 приложил сей крест в монастырь Иоанна Богослова Переславля Резанскаго на Оке Москвитянин Андрей Рыбников, по Борисов по Георгиеве душе и по его родителех усопших. Наименования частей св. мощей в крест не означено.
5. Двои царския врата из тех же молелень, глухия, не более в высоту двух аршин, с обыкновенными изображениями евангелистов; в верху царских врат икона с полукруглой выемкой снизу, на иконе изображен Господь Саваоф, на
персях коего изображен Сын Божий, а на персях Сына Божия Дух Святый в виде голубя.
Примеч. Все означенныя священныя вещи, кроме животворящаго креста, находятся вне употребления…»
Из книги Лаврова Н.Ф. «Путеводитель по церквам города Углича», Ярославль, 1869 г., стр. 83-88.
Путеводитель_по_церквам_города_Углича.pdf (azbyka.ru)