«…Одним из немногих памятников архитектуры Угличского края, обстоятельства создания которых отражены в сохранившемся комплексе документов, является Смоленская церковь Богоявленского женского монастыря. Наиболее ценным источником является рядная запись, заключенная 18 марта 1689 г. между игуменией Еленой и артелью угличских мастеров, принявших обязательство за пятьсот рублей «зделать церковь каменную во имя чудного Богоявления Господня один престол». В документе приводится поименный список мастеров – угличане, посадские люди Артемий Данилов сын Птицын, Иван Иванов сын Русинов, Иван Елизарьев сын Кисельников, Устим да Клим Васильевы дети Шкурятевы, Степан Парфентьев сын Шапошник, Тимофей Федоров сын Братцов, Михайло да Филипп Васильевы дети Устюженцевы, Аника Ивлев сын Чупрунников, Дементий Патрикеев сын Булгаков.
Источники позволяют выявить дополнительные сведения о некоторых из перечисленных мастеров. Главой артели, несомненно, был Артемий Данилов сын Птицын, но о нем, к сожалению, не удалось встретить каких-либо других упоминаний.
Второй мастер – Иван Иванов сын Русинов – жил на Меньшой Панской улице, располагавшейся в районе перекрестка современных Первомайской и 9 Января. Позже, в начале XVIII века, тот двор принадлежал кирпичникам Ивану Малафееву и Ивану Иванову Братцовым. Третьим мастером, возможно, был Иван Елисеев сын Кисельников, живший на Сухом пруде, на улице Свистухе. Он родился примерно в 1665 году, в Переписной ландратской книге 1717 г. обозначен нищим. В местности Дурасова переулка, близ Каменного ручья, жил Стефан Парфентьев Шапошников. Он был сыном бобыля Парфентия Маркова. После его смерти двором владел младший брат – тоже Парфентий. Сын, Афанасий Степанов Шапошников, поселился по соседству – на Пашиной горе (местность над берегом речки Шелковки). И брат, и сын были каменщиками.
Тимофей Федоров Братцов, сын бобыля Федора Кириллова, жил на Панской улице (местность ул. 9 Января) – был кирпичником и значился еще в Переписных книгах 1709 г. У другого мастера, Аники Ивлева Чупрунникова, был сын Родион, тоже ставший каменщиком, в начале XVIII века поселившийся на Петровском берегу (местность начала ул. Ленина). И последний мастер – Дементий Патрикеев Булгаков – сын «пришлого человека» нищего Патрикея Фаддеева, выходца из села Прилуки, бывшего служки Троице-Сергиева монастыря. Отец в 1670-х гг. жил в слободе у Троицкого ручья.
Таковы немногочисленные сведения о мастерах, построивших каменный храм Богоявленской обители. Примечательно, что многие из них жили поблизости от монастыря, являлись выходцами из посадских низов. В период составления Писцовых книг 1674-1676 гг. они не значились в числе записных каменщиков и кирпичников. Можно предположить, что их становление прошло при строительстве Воскресенского монастыря. Такие масштабные работы помимо профессиональных мастеров неизбежно требовали привлечения большого числа рабочих. Конечно, у ремесленников не было принято делиться профессиональными знаниями, но участие в работах вполне позволяло многое увидеть и усвоить, сами здания становились примером для подражаний.
В рядной записи было конкретно указано – тесаный декор окон и дверей делать «как зделано у теплые церкви на Углече в Воскресенском монастыре и в спусках, и в закромах так же». В формах наличников, кокошников, поясов и карнизов, в самой композиции здания присутствует заметное сходство с трапезным храмом Воскресенской обители. Угличским мастерам, несомненно, удалось достичь гармонии и выразительности, создать живописный силуэт – лишь в проработке деталей местами чувствуются наивность и упрощенность.
Строительство храма Богоявленской обители было осуществлено в 1689-1691 гг. 7 апреля 1692 г. угличане посадские люди подрядчики Иван Иванов сын большой Русинов, Степан Парфеньев сын Шапошников, Иван Елизарьев сын Кисельников с товарищи дали игуменье Елене с сестрами расписку в том, что получили «по рядной своей записи от церковнаго каменнаго дела за работу четыреста шестьдесят рублев». В расписке фигурирует меньшее число мастеров, отсутствует А.Д. Птицын. На первом месте здесь значится И.И. Русинов, который также мог осуществлять руководство строительством. Смоленская церковь обычно датируется 1700 г., – возможно, в небольшом бедном монастыре немало времени потребовали завершение каких-либо работ, создание убранства, подготовка храма к освящению…»
По материалам статьи Е.А. Лиуконена "К вопросу о каменном строительстве в Угличском крае в XVII - нач. XVIII вв." https://uglmus.ru/about/publics/Liukonen_stroitelstvo/