ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Рязань. Церковь Усекновения главы Иоанна Предтечи при Архиерейском доме.

Дворец князя Олега


Рязань. Церковь Усекновения главы Иоанна Предтечи при Архиерейском доме
Церковь. Действует.  
Престолы:Усекновения главы Иоанна Предтечи
Архитектурный стиль:Нарышкинский
Год постройки:приблизительно 1650 - 1700.
Адрес:
г. Рязань, Кремль

Координаты: 54.636936, 39.749479
Проезд:Кремль ,"дворец Олега"





Сортировка:

Церковь Усекновения главы Иоанна Предтечи при Архиерейском доме, , Рязань, Рязань, город, Рязанская область
МОРПЕХ879
13 июня 2019
Церковь Усекновения главы Иоанна Предтечи при Архиерейском доме, , Рязань, Рязань, город, Рязанская область
Наталия
5 апреля 2014
Церковь Усекновения главы Иоанна Предтечи при Архиерейском доме, , Рязань, Рязань, город, Рязанская область
Наталия
5 апреля 2014
Церковь Усекновения главы Иоанна Предтечи при Архиерейском доме, , Рязань, Рязань, город, Рязанская область
Скалдин Виктор
10 сентября 2012
Церковь Усекновения главы Иоанна Предтечи при Архиерейском доме, , Рязань, Рязань, город, Рязанская область
Скалдин Виктор
10 сентября 2012
Церковь Усекновения главы Иоанна Предтечи при Архиерейском доме, вид с запада<br>, Рязань, Рязань, город, Рязанская область
вид с запада
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)uchazdneg
30 апреля 2012
Церковь Усекновения главы Иоанна Предтечи при Архиерейском доме, , Рязань, Рязань, город, Рязанская область
Андрей Агафонов
1 февраля 2003
Церковь Усекновения главы Иоанна Предтечи при Архиерейском доме, , Рязань, Рязань, город, Рязанская область
Андрей Агафонов
1 февраля 2003
Церковь Усекновения главы Иоанна Предтечи при Архиерейском доме, , Рязань, Рязань, город, Рязанская область
Андрей Агафонов
1 февраля 1993
Церковь Усекновения главы Иоанна Предтечи при Архиерейском доме, вход в домовую церковь Архиерейских палат<br>, Рязань, Рязань, город, Рязанская область
вход в домовую церковь Архиерейских палат
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Арсений Тюпин
29 августа 2021
Церковь Усекновения главы Иоанна Предтечи при Архиерейском доме, Крест на фронтоне  Архиерейского дома, указывающий на наличие домовой церкви в здании<br>, Рязань, Рязань, город, Рязанская область
Крест на фронтоне Архиерейского дома, указывающий на наличие домовой церкви в здании
Гранковский Владимир
12 июня 2017
Церковь Усекновения главы Иоанна Предтечи при Архиерейском доме, , Рязань, Рязань, город, Рязанская область
Игорь Герасимов
16 августа 2014
Церковь Усекновения главы Иоанна Предтечи при Архиерейском доме, Фрагмент фасада <br>, Рязань, Рязань, город, Рязанская область
Фрагмент фасада
Наталия
5 апреля 2014
Церковь Усекновения главы Иоанна Предтечи при Архиерейском доме, , Рязань, Рязань, город, Рязанская область
Наталия
5 апреля 2014
Церковь Усекновения главы Иоанна Предтечи при Архиерейском доме, наличники, северо-западный фасад<br>, Рязань, Рязань, город, Рязанская область
наличники, северо-западный фасад
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)uchazdneg
30 апреля 2012
Церковь Усекновения главы Иоанна Предтечи при Архиерейском доме, интерьер домовой церкви Архиерейских палат<br>, Рязань, Рязань, город, Рязанская область
интерьер домовой церкви Архиерейских палат
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Арсений Тюпин
29 августа 2021
Церковь Усекновения главы Иоанна Предтечи при Архиерейском доме, Архиерейский дом в Рязанском кремле<br>, Рязань, Рязань, город, Рязанская область
Архиерейский дом в Рязанском кремле
Елена Григорьева
1 июня 1954
Церковь Усекновения главы Иоанна Предтечи при Архиерейском доме, Наличник двери церкви Архиерейского дома, 1910 г.<br>, Рязань, Рязань, город, Рязанская область
Наличник двери церкви Архиерейского дома, 1910 г.
Елена Григорьева
1 июня 1910
Церковь Усекновения главы Иоанна Предтечи при Архиерейском доме, Окна церкви Архиерейского дома, 1910 г.<br>, Рязань, Рязань, город, Рязанская область
Окна церкви Архиерейского дома, 1910 г.
Елена Григорьева
1 июня 1910
Церковь Усекновения главы Иоанна Предтечи при Архиерейском доме, http://shpl.dlibrary.org/ru/nodes/161-t-2-srednerusskaya-chernozemnaya-oblast-kurskaya-orlovskaya-tulskaya-ryazanskaya-tambovskaya-voronezhskaya-i-penzenskaya-gub-1902#page/360/mode/grid/zoom/1<br>, Рязань, Рязань, город, Рязанская область
http://shpl.dlibrary.org/ru/nodes/161-t-2-srednerusskaya-chernozemnaya-oblast-kurskaya-orlovskaya-tulskaya-ryazanskaya-tambovskaya-voronezhskaya-i-penzenskaya-gub-1902#page/360/mode/grid/zoom/1
Андрей Агафонов
1 января 1902
Церковь Усекновения главы Иоанна Предтечи при Архиерейском доме, Архиерейский дом в Рязанском кремле (1880-1899 г.г.)<br>, Рязань, Рязань, город, Рязанская область
Архиерейский дом в Рязанском кремле (1880-1899 г.г.)
Елена Григорьева
1 июня 1890
Церковь Усекновения главы Иоанна Предтечи при Архиерейском доме, Фотоснимок с дореволюционной фотографии<br>, Рязань, Рязань, город, Рязанская область
Фотоснимок с дореволюционной фотографии
Алексей Кротов
??



Карта и ближайшие объекты


Приблизить
Отдалить
Развернуть



Статьи


Марина Зуйкова  24 октября 2018

Архиерейский дом стоит, по преданию, на месте бывшаго княжескаго дворца. Епископ Рязанский Иона, поставленный на Рязань в 1522 г., «с посаду» от церкви Бориса и Глеба, бывшей дотоле святительскою кафедрою, «переведен», как замечено в книге списков с выписей и грамот жалованных, «служить в соборе Успения Богородицы», что ныне Рождественский теплый собор, и первый положил основание архиерейскому дому. В списке с сотной грамоты замечается уже «в городе Переславле двор Владычен, а на дворе церковь каменна Усекновенье Ивана Предтечи; поставил Владыка Иона две палаты каменны, а под ними подклеты хлебныя, да две поварни каменныя юстовыя».

Затем в Рязанских достопамятных встречаем известие, что «1553 г. октября в 23 день Рязанской Владыка Касьян говорил двутретним писцам князю Феодору Семеновичу Мезетскому с товарищи, что у него двор мал и хором поставити негде. И писцы придали к его двору Великаго Князя места, позади его двора…в длину 17 саж. без локтя, а поперек 19 с локтем. А у Владыки взяли в обмен Владычня места». В августе 1563 г. Владыка Филофей также говорил Рязанским писцам, «что у него двор конюшенный мал и конюшен устроити негде. И писцы дали к оному Великаго Князя места позади того конюшеннаго двора, что был двор Андрея Григорьева Аргамакова, да Алексея Кутукова, и то место позади Ивана Богослова, а длина тому месту пол-13 сажен, да поперек 8; а у Владыки взяли в обмен Владычне место, что был двор Архангельскаго попа да протопопа Данила». В 1597 г. декабря 8, по наказу Государя Феодора Ивановича Рязанской писец Третьяк Григорьевич Вельяминов с товарищи дали выписку письма своего и меры Архиепископу Митрофану «на пустое дворовое место, что придано к его двору под житницы в длину 27 сажен, а поперек 6».

К концу 16 ст. общий состав разнаго рода строений, находящихся при архиерейском доме, по выписи Рязанских писцов, данной в 1598 году архиеп. Митрофану, был следующий: «в городе Переславле Рязанском двор Архиепископа Митрофана, а на дворе церковь каменна благовернаго князя Владимира, да Ивана Предтечи Усекновение честныя его главы каменная ж с трапезою, да двор конюшенной, да житничный; да против оных сад». Но в пожар, случивший 3 сентября 1647 г., когда, по записи, сохранившейся на синодике Спасскаго монастыря, «город Переславль сгорел и монастыри и все церкви и мирския все церкви и торговые ряды, все лавки и дворы все сгорели, в то же время сгорел и двор Архиепископа Моисея».

Ныне существующий Архиерейский дом начат постройкою Архиепископом Мисаилом, вступившем на Рязанскую кафедру в 1651 г. Из расходных книг и других бумаг видно, что в 1653, 54 и 55 гг. «Архиепископ Мисаил в Архиерей рязанском дворе строил каменные палаты в длину 32 сажени, поперек 6 сажен с половиною 3-харшинных; на верху тех палат церковь Усекновения главы Иоанна Предтечи (что ныне старая крестовая), с трапезою. Подрятчиком был с Москвы каменных дел подмастерье Юрья Карнильев сын Яршов, Заягужской слободы теглец; на основании ж, где быть каменный новой Предтечинской церкви и кельям и службам, 160 (1652) года июля с 7 числа до 20 сентября 161 (1653) года за прошлые недели, как архиепископ поехал к Москве в другой раз, Архангельской священник Иван с дьяконом, по указу архиепископию, пели молебны, и по стенам, по всему основанию кропили святою водою, а от молебна давано им по 8 денег из домовой казны. А как за прошлые все недели молебны выпели, велено петь оные и впредь по воскресным по всем дням и водою святою также кропить; апреля ж 26 161 (1653) года на основании Предтечинской церкви пели молебен с соборными и приходские попы и дьяконы».

Из описи церквам соборным 7160 (1652) г. видно, что преемником Мисаила, первым митрополитом Рязанским, Иларионом в 1658 г. «среди архиерейскаго» дома построены каменные покои (что ныне называются, по замечанию составителей Достопамятностей Рязанских, экономскими) в длину 12, поперек 6 саж.; да от Архангельския церкви каменные палаты, где были духовный и казенный приказы, с сеньми и чуланами наверху.

«В 1681 г. митр. Иосиф построил в своем архиерейском доме каменныя ворота и от тех каменную ограду к собору и около палат, длина 45 сажен с аршином; да житейные палаты о двужитьях, длина 8 сажен с аршином. Да он же преосвященный Иосиф вновь сделал 2 каменныя поварни и квасоварню, разобрав прежния, Иларионом построенныя, и на верху тех кельи с сеньми».

В 1692 г. Костромскаго уезда села Здемирова крестьянин Григорий Леонтьев Мазухин и подрядился у преосвященнаго митр. Аврамия строить и строил каменныя палаты сверх крестовой и келей. Из свитка расходу видно, что в 1693, 4, 5 и в лето 1696 г. выстроены были «архиерейския конюшни каменныя и сараи». В 1697, 8 и 9 г. строены были архиерейския каменныя житницы и солодовенныя палаты.

Под 1739 г. в архиерейском доме значатся следующия строения: «4 кам. церкви, 1 деревянная, каменных палат 63, длины на 133 саженях на 3 четвертях, ширины 19 палат по 7, 13 по 6, 31 по 4 сажени и по 2 аршина. Древянных келей 18 длины на 29 саженях на 3 четвертях, ширины 2 кельи по 3 сажени и по 1 четверти, 1 – на 2 саженях на 1 четверти, 15 – по 4 сажени и 1 ½ аршина; магазинов каменных 13 длины на 42 саженях и на 2 аршинах, ширины по 4 сажени по 2 аршина; 8 магазинов деревянных длина на 22, ширины по 3 сажени; кухней каменных 3 длины на 11 саж. 2 аршина, ширины – 2 по 4 саж. по 2 аршина, третья на 3 саж. на 2 четв.; деревянных 2 – длины на 6 саж. на 2 четв., ширины одна на сажень на 2 арш., вторая на 2 саж. на 3 четв.; погребов каменных 2 – длины на 10 саж. на 2 арш., ширины один на 5, второй на 4 саженях на 2 аршинах; деревянных 2 ж длины на 6 саженях на 1 ½ аршин, ширины один на 3 саж. на 1 ½ арш., второй на 3 саженях на 2 четв.; 1 поварня каменная длина на 7, ширина на 5 саж.; 2 каменных ледника длины 8, ширины по 4 саж. по 2 аршина; выходов каменной 1 длины на 7, ширины на 3 саженях на 2 арш.; древяной 1 длины на 3 саж. на 1 ½ арш., ширины тож число; 1 кузница каменная длины на 6 саж. на 1 ½ аршин, ширины на 4 саж. на 2 арш.; конюшен каменных 2 длины на 22 саж. на 2 арш., ширины по 4 саж. по 2 арш.; древянных 1 длины на 7, ширины на 3 саж. на 2 арш.; школа деревянная, в ней покоев 9, длины на 40 саж. на 1 четв., ширины на 4 саж.».

С начала 18 ст. стали замечаться в стенах архиерейскаго дома разнаго рода повреждения и ветхости; в 1731 г. синодальнаго дома дворянину указом из коллегии экономии велено было осмотреть в архиерейском доме всякую ветхость; но, кажется, дело одним только осмотром на сей раз и ограничилось. В 1780 г. преосвящ. Симоном, на присланное из казны, по докладу наместника Кречетникова, пособие в количестве 10 тысяч руб. сделаны были новыя пристройки и поправки ветхостей в прежних зданиях. С того времени поправки и разного рода поделки в архиерейском доме не прекращаются и до ныне.

В настоящее время 3-хэтажный архиерейский дом имеет в длину 43 саж., в ширину 7 саж. С южной стороны дома в средине всего здания устроен народный подъезд, из коего чугунная лестница ведет во 2 и 3 этажи. В 3 этаже – в восточной половине дома находятся архиерейския комнаты, а в западной – помещается церковь во имя св. Иоанна Предтечи; в среднем этаже – к востоку находится церковь во имя св. архидиакона Стефана, а к западу 2 комнаты заняты ризницею; в нижнем этаже восточная половина занята братскими кельями, а западная – кладовыми и старым консисторским архивом. Весь дом с принадлежащими к нему хозяйственными пастройками и садом окружен каменною оградою.

Из памятников древности, сохраняющихся при архиерейском доме, заслуживают особеннаго внимания предметы, находящиеся в ризнице, из них более замечательны:

1) Большой воздух с изображением на нем тайной вечери, шитый разными шелками, золотом и серебром, мерою в длину 2 арш. 8 ½ вершк., в ширину 1 арш. 8 ½ вершк., устроенный Вел. Княгинею Рязанскою Анною Васильевной при благоверном царе Иоанне Васильевиче, при Епископе Симеоне Рязанском и Муромском лета от сотворения мира 6993 индикта 3-го 1485 г.

2) Панагия серебряная позлащенная, на лицевой ея стороне образ распятия Господня на финифти уже полинялый, а на другой тоже полинялый портрет Императора Петра Великаго на финифте вокруг той панагии и в верху в короне на одной стороне алмазных искр 55, яхонтовых червчатых 44, кроме их 2 крупных; цепь серебряная позлащенная кольчатая, в трех серебряных позлащеных подвесках 2 камня простых и 1 финис, в сребропозлащенных гнездах, обложенные стразами. Сия панагия пожалована Митрополиту Стефану Яворскому. Весу в ней и с цепочкою 53 золотн.

3) Митра, на коей 8 дробниц и 8 херувимов и венец золотые, на венце подписано чернию: «Лета 7162 г. при державе Великаго Государя и Великаго Князя Алексия Михайловича всея Великия и Белыя России Самодержца, при Великом Господине и Святейшем Никоне, Патриархе Московском и всея России, устроена сия шапка преосвященным Мисаилом Архиепископом Рязанским и Муромским на казенныя деньги». Она обнизана жемчугом крупным с камнями, в венце 2 яхонта больших лазоревых, 4 лала, 2 изумруда, да между дробниц и херувимов 8 яхонтов, 8 лалов да 8 изумрудов поменьше вышеписанных; у той же митры на верху дробница золотая на ней вырезан образ Знамения Пресвятые Богородицы, украшен разными финифтами. Вокруг той дробницы 4 камня: 1 яхонт красный, 2 изумруда зеленые, 1 лалик красный – все в золотых гнездах. Митра опушена горностаем, подложена красною тафтою; из жемчужин одного зерна нет, горностай вытерт и подкладка отласная ветхая и разодранная.

Саккос аксамитный по червчатой земле с круглыми красными разводами; нарукавники по атласу, передняя часть – красному, а задняя – молочному цвету, шитыя золотом с блестками; обложен весь кругом кружевною серебряною сеткою; на нем крест злато-серебряный шитый; пуговицы, коих числом 16, большия, гладкия, серебряныя, но в числе их 3 медныя, подложен желтою тафтою, а по краям атласом бледнорозовым. Саккос сей пожалован Рязанскому Митрополиту Илариону 1667 году за подвиги его против раскола Патриархами: Паисием Александрийским, Макарием Антиохийским и Иоасафом Московским, на что дана ему и преемникам его за подписом их Граммата при возведении его в сан Митрополита, которая хранится в Рязанском Архиерейском доме.

Кроме того, замечательны по древности и ценности вещи из серебра, как то: Кубок серебряный чеканный с личины, золочен, с кровлею, на коей изоброжен воин со щитом и копьем, весом 1 фун. 59 золотн. Кружка серебряная золоченая в слоновой кости весу в ней 3 ф. 33 золотн., кость немного повреждена на коей вырезана история из мифологии. Кружка серебряная высокая узкая золоченая, местами с чеканными поясы, на крышке отлитой воин со щитом; весом оная 3 ф. 69 золотн. Кружка серебряная позолоченая чеканная, весом 1 ф. 72 зол. Братина серебряная лощатая с надписью: «Человеком пити на здравие» и проч., весом 50 золотн. Ковш – лебядь серебряный с подписью на венце: «Ковш боярина дворецкаго Григория Васильевича Годунова, кто изопьет из него и помыслит доброе, тому на здравие», весу в нем 1 ф. 9 зол.; оный ковш был продан и потом снова возвращен от купца Антонова, коему и выданы назад деньги 50 руб. в 1868 г. февр. 20 д. Кружка серебряная позлащеная с накладною белою срединою, на коей вылиты изображения: Рождества Христова, поклонения волхвов; кровля, поддонок и ручка изнутри все вызолочены, весом 4 ф. 71 золотн. Кружка серебрянная чеканная с притчами, на крышке изображены трое мужчин с двумя верблюдами; изнутри вся вызолочена, весом 2 ф. 84 зол. Братина серебряная золоченая большая чеканная, весом 1 ф. 74 зол. – была продана графу Строганову с разрешения преосвященнаго 20 мая 1864 года. Братина серебряная витая, венец и местами золочена, весом 94 золотн. возвращена от купца Антонова и деньги 50 р. ему выданы 1868 г. февр. 20 д. Братина серебряная золоченая с разными надписями, весом 93 золотн. возвращена от к. Антонова и деньги 50 р. обратно выданы февр. 20 дня. Судок штяной серебряный с двумя ручками и крышкою весом 2 ф. 75 зол. Кубок лощатый серебряный позолоченный с крышкою, на коей изображен цветок из серебра, весом 93 зол. Кубок лощатый серебряный без крышки, золочен на оба лица, весом 48 золотн. Кубок серебряный позолоченный с крышкою, на верху коей цветок из резнаго серебра весом 1 ф. 80 зол. Две четвертины серебряных, местами золочены с крышками, которыя привертываются и с ножками, весом 3 ф. 30 зол. Чарка небольшая серебряная на ножках с ручкою с эмалью, на ней впереди вставлен камень белый алмазный, в ручке 4 камня червчатых гладких, эмаль обломана, чарка эта местами золочена, ветха, весом 6 золотников.

Кроме того, заслуживает особенного внимания любителей христианских древностей находящееся в той же ризнице собрание древних антиминсов. Всех антиминсов в этом собрании насчитывается, как значится в описи их, составленной в 1842 году вследствие указа Св. Синода от 3 июня тогоже года, не более 27, один из них (значится в показанной описи под № 25) освящен при еп. Протасьи в 1499 г., 4 – в 16 ст. (значатся под № 1, 2, 26 и 27), а 22 антиминса принадлежат к 17 ст. Все они устроены из холста, квадратные, мерою в 4 вершка, с надписями, писанными на некоторых полууставом, а на некоторых скорописью.

До 1764 за архиерейским домом состояло 22 села с деревнями; в них пахатной земли было 17388 четв. в поле, а в дву потомуж, сенных покосов на 36642 копны и 4 десятины, лесу десятиннаго 187 дес., поверстнаго – в длину на 48 ¼, а поперек на 23 версты, в вотчинах по переписным книгам 1715 г. значится крестьянских и бобыльских 1802 дв., в коих по свидетельству Генералитета показано 7907 душ; а по переписи 1749 г. за архиерейским домом в вотчинах показано мужескаго пола 8786 душ.

Ныне во владении архиерейскаго дома имеется в Донковском у. близ с. Дуткина 191 дес. 240 кв. саж. пахатной земли и луговой, на берегу Оки 29 дес. 700 кв. саж. и за р. Трубежем 57 дес. 240 кв. саж. и водяная мельница близ с. Мервина. Кроме того, к архиерейскому дому принадлежит загородная Новопавловская дача, где находится дер. дом для летняго пребывания Рязанских Владык с церковью во имя св. Романа Кн. Рязанского, устроенный Рязанским арх. Смарагдом на сумму, собранную частию с духовенства Рязанской епархии, а частию из других источников. Земли под постройками находится в длину 27 саж., а в ширину 6 саж., под садом, огородом, лугами и лесом 22 дес. 1400 кв. сажен.

На Архиерейский дом по штату жалования положено: 1) местному архиерею 1500 р., на содержание его свиты и служителей 3100 р., на ремонт дома 100 р., всего 4700 р. Неокладной суммы за разнаго рода арендныя статьи и за мельницу получено за прошлый 1882 г. 5636 р. 26 коп.

И.В. Добролюбов. Историко-статистическое описание церквей и монастырей Рязанской епархии, ныне существующих и упраздненных, т. 1, 1884


Марина Зуйкова  9 октября 2020

Архиерейский дом (“дворец Олега”) поставлен на участке, где в 14 в. возможно находился дворец рязанского князя Олега Ивановича. При епископе Ионе в промежуток от 1530 до 1547 гг. на владычном дворе возвели храм Усекновения главы Иоанна Предтечи с трапезной на подклетах и хозяйственные сооружения. Длинный корпус с палатами, стоял не на месте нынешнего архиерейского дома, а южнее.

После пожара 1647 года вместо прежних палат по заказу епископа Мисаила в 1653-1655 гг. построили новый одноэтажный архиерейский дом, включив в кладку подклет и часть двух ярусов белокаменной церкви Иоанна Предтечи. Это был узкий корпус (68 на 14 м) с двусветной домовой церковью в центре и с пониженной трапезной с запада. Вдоль южной стены корпуса к церкви шла двухмаршевая лестница, которую завершала площадка с колоколами в арочных проёмах. Верх стен четверика, увенчанного главой с крестом, украшали кокошники. Второй этаж здания в 1658 г. надстроил подмастерье каменных дел, “московской заягужной слободы теглец” Юрий Корнилович Ярушев (он же Яршов, Ершов, Юрий Корнильев). О том периоде дореволюционные рязанские исследователи писали: “Рязанский митрополит Илларион пристроил к дому каменные покои <…> на восток <…> и достроил неоконченные Мисаилом покои”. Третий этаж возводил в 1692 г. подрядчик каменных дел, из костромских крестьян, Григорий Леонтьевич Мазухин. Церковь была включена в единый прямоугольный объём, а здание целом приобрело черты новой «нарышкинской» архитектуры.

В 1778 г. Екатерина предоставила Синоду 1000 рублей на перестройку Архиерейского дома в Рязани. Корпус епископских палат в 1778-1780 гг. был значительно удлинён (на 27 м) к востоку – по проекту первого архитектора Рязанского наместничества Якова Ивановича Шнейдера, работавшего также и в Калуге. В это же время многие элементы первоначального убранства на древнем объёме были заменены новыми, в духе классицизма.

В 1865-1866 гг. первоначальную планировку Архиерейского дома существенно исказила новая домовая церковь во имя Архидиакона Стефана. В самом конце 19 в., перед 800-летним юбилеем города, фасады приобрели раскраску, не свойственную древней архитектуре: с сине-зелёно-красными наличниками на фоне розоватых стен. Тогда же внутри была частично переделана лестница. Богатое каменное крыльцо 17 века у главного входа, примыкавшее к средней части южного фасада, заменили ажурным кованным навесом. В поновлённых интерьерах собрали новые печи. Интерьер Предтечинской церкви был расписан. При ремонтах конца 19 в. выявился ход в подземелье, начинавшийся у ю.-з. входа в Архиерейский дом. Очень крутой спуск шириной 85 см был вымощен каменными ступенями и перекрыт “ползучим каменным сводом”. Рязанский архиепископ приказал “заделать дверь в сход”, после чего проход закрыли новым кирпичным контрфорсом.

Реставрация, проведённая под руководством И.В. Ильенко, а позднее Е.Г. Одинец, устранила многие позднейшие наслоения и вернула этому ценнейшему памятнику древнерусского гражданского зодчества ту внешность, которую он имел на исходе 17 в.

Стены здания в основных, наземных этажах сложены из кирпича и побелены по кладке. В подклете и в древних частях, вошедших в нынешнее здание, использован белый камень. Это оригинальное здание принадлежит к наиболее ярким архиерейским резиденциям в Древней Руси. Стилистически здание со сложной строительной историей сочетает в себе элементы узорочья с чертами «нарышкинского стиля». Более поздняя часть здания выдержана в стиле раннего классицизма. По архитектурному богатству фасадов и интерьеров Архиерейский дом сопоставим с Теремным дворцом в московском кремле. Длинный трёхэтажный корпус с двумя подвалами завершён двускатной кровлей, которую с торцов ограничивают фигурные фронтоны. Общий прямоугольник плана нарушают выступы лестничной клетки у ю.-з. угла и три ретирады (две на три этажа и одна на два) вдоль северной стены, замыкавшие изнутри тёплые сени.

Фасады здания хорошо иллюстрируют смену архитектурных вкусов в 17-18 вв. Наиболее представителен компактный западный торцевой фасад, обращённый к входу в Кремль из города. Три яруса разделены карнизами. Нарядность оформления усиливается от яруса к ярусу. Два более ранних нижних яруса декорированы более скупо. Углы отмечены лопатками, нерегулярно расположенные проёмы мало связаны между собой и подчинены более активному фону стены. Во втором ярусе справа выделяется крупное окно с трёхцентровой аркой и подоконным поясом ширинок. Слева окно заключено в наличник с коруной. В 3-м ярусе, с разукрашенными колонками на углах, видна уже почти регулярная система членений: четыре прямоугольных окна (правое – ложное) обрамлены единообразными наличниками с колонками на консолях, несущими пышные разорванные фронтоны.

Силуэтную выразительность фасаду придает фигурный фронтон с обелисками по краям и 4 хгранной главкой с крестом наверху. Завитки волют у постаментов обелисков созвучны маленьким круглым окнам в поле фронтона и овальному медальону на его оси, в котором прежде было изображение рязанского князя Олега Ивановича, что и закрепило в народной памяти его имя в названии здания. В примыкающем с юга выходе на архиерейский переход профилированная рамка в виде лежачего овала, заполняет большое прямоугольное поле над аркой входа. Рамка имеет характерные для «нарышкинского» декора перевязки сверху, снизу и с боков.

В протяжённых южном и северном фасадах ещё отчётливее проявилось членение на три яруса с постепенным усложнением декора. Первые два яруса с мелкими арочными окнами в скромных наличниках с лучковыми, треугольными и килевидными завершениями выдержаны в духе узорочья. По горизонтали два первых яруса расчленены лопатками. В первом ярусе выделяются своеобразные двойные наличники, объединяющие оконные проёмы первого этажа и подклета. Наличники второго яруса характерны усложнённой профилировкой, а также наборными боковыми стойками и подоконными консольками. Некоторые наличники завершены корунами. Наиболее нарядный 3-й ярус, подчиненный мерному ритму крупных прямоугольных окон в наличниках с коринфскими колонками и разорванными фронтонами выдержан в духе «нарышкинской» архитектуры. В отдельных местах этот ярус членят полуколонки, однако они не всегда совпадают с членениями нижних ярусов. Пластическое богатство северного фасада архиерейского дома оттеняется тремя вертикальными выступами ретирад.

Фасады восточной пристройки 18 века повторяют трёхъярусное членение более древней части здания. Нижний ярус с небольшими окнами в рамочных наличниках с ушами отделён карнизом. Между стройными окнами 2-ого и 3-его ярусов – лежачие накладные «бриллиантовые» доски. Показательно, что во время переделок, когда древнерусский декор заменяли новомодным и при этом даже смещали окна с прежних осей, восточный торец возводимой пристройки был сделан под несомненным влиянием древнего западного фасада. Окна здесь расположены по четырём осям (впрочем не очень равномерно), фигурный разорванный фронтон с овальными окнами в тимпане, хотя и несколько упрощённо, вторит прототипу.

На южном фасаде два входа ведут в сводчатые помещения подклета под средней частью корпуса. В западном помещении находилась приёмная епископа. Белокаменная кладка сводов и стен в палате, разделённой тремя квадратными пилонами, исполнена очень тщательно, с уступчатой рамкой по краю проёмов, и датируется 16 веком. Полы выложены ёлочкой из кирпичей, поставленных на ложок. В других помещениях подклета размещались хлебня и хлебодарня.

На 1-м основном этаже выделяются две палаты в западной части, у ю. з. крыльца с лестницей к домовой церкви. Эти крупные помещения, связанные одно с другим, перекрыты монастырскими сводами. Здесь, видимо, были жилые покои архиерея. Ряд помещений имеет коробовые или сомкнутые своды с резким преходом от плоской стены к вогнутой поверхности. В пристройке 18 века на первом этаже были братские кельи. Здесь всё пространство поделено на мелкие проходные помещения.

Наиболее интересные помещения 2-го этажа примыкают к западному торцу корпуса. Здесь до перестройки в конце 17 в. находилась церковь Усекновения главы Иоанна Предтечи. От входа в западном выступе южного фасада начинается крутая четырёхмаршевая лестница на сводах, с белокаменными ступенями и заглублённым в кладку каменным поручнем. На небольшую лестничную площадку 2-го этажа выходит богатый перспективный портал сер. 17 века, с витыми полуколоннами, килевидным верхом и многолопастной арочной перемычкой, раскрашенный по тонкому рельефному декору в зелёный, красный, золотистый и синий цвета. К широкой площадке перед входом в помещения 2-го этажа и лестницей на 3-й этаж обращён другой перспективный портал того же времени, ведущий в трапезную при домовой Иоанно-Предтеченской церкви. Над прямоугольным дверным проёмом здесь устроена изящная конха-раковина, окаймлённая мощными полуциркульными архивольтами. Оба портала явно навеяны прекрасными порталами итальянской работы в Архангельском и Благовещенском соборах Московского Кремля.

Трапезная церкви Иоанна Предтечи – одно из самых крупных и выразительных помещений древних Архиерейских палат. Два мощных восьмигранных столпа вдоль северной стены трапезной поддерживают мощный приземистый свод с длинными параболическими распалубками. На восточной стене трапезной расположен арочный перспективный портал, ведущий в церковь. В отличие от двух порталов на лестнице, он не раскрашен: декор его скромнее и состоит в основном из филёнок сложной формы и фигурных профилей. Ещё один портал в ярко выраженных «нарышкинских» формах, в 3-м этаже, ведёт в более позднюю домовую церковь Архидиакона Стефана. Её прямоугольный алтарь перекрыт сомкнутым сводом, а основное помещение церкви – полусомкнутым. На стенах и сводах этой церкви остались фрагменты росписи 19 в.

В восточной пристройке 18 века просторные и светлые помещения 2-го и 3-го этажей связаны анфиладами. Здесь были устроены епископские покои. На потолках насыщенная барочная лепка объединяет в орнаментальные композиции круги, квадраты с раскреповками на углах, многолучевые звёзды с волнистыми концами, прямоугольники с полукружиями на торцах и более сложные фигуры.

В интерьерах сохранились печи, собранные в кон. 19 в. и беспорядочно облицованные изразцами 18 в. Одна такая печь расположена в северо-западном углу трапезной церкви Иоанна Предтечи, а другая – на лестничной площадке 2-ого этажа. На стенах и сводах храма Иоанна Предтечи и трапезной в 2009 г. архитектором-реставратором Е.Г. Одинец и художником-реставратором В.Ф. Косушкиным были обнаружены масляные академические росписи двух периодов: 1870-х гг. (?) школы Н.В. Шумова и 1911-12 гг. (?), выполненные под влиянием стилистики В.М. Васнецова. Живопись первого этапа частично сохранилась на своде трапезной, остальные росписи относятся к началу 20 в. Классицистическая роспись шумовской мастерской отличается высоким техническим уровнем исполнения и анатомической точностью фигур в непринуждённых позах и сложных ракурсах. Стенописи начала 20 в., напротив, свойственно усиленное декоративное начало.

В центре сомкнутого свода четверика храма, который с 19 в. служит алтарём, написан Святой Дух в виде голубя, на северных и южных частях – головки херувимов, на восточной – три архангела по образцу фрагмента композиции Васнецова «Преддверие Рая» в барабане главного купола Владимирского собора в Киеве. Фон свода с изображением небес имеет серо-голубой оттенок, по которому написаны бело-серые облака. Переход от свода к стенам отмечен широкой полосой стилизованных графичных растительных орнаментов в светло-зелёной и голубой гамме на розово-охристом фоне, упрощённо трактующих декоративную васнецовскую роспись. Полосы подобных орнаментов служат рамой и отделяют центральную деисусную композицию на восточной стене от изображённых по сторонам от неё Василия Великого и Иоанна Златоуста. Фоном для ростовых фигур святителей служат изображения полукруглых неглубоких ниш, фланкированных полуколоннами. Фон стен тонирован светло-зелёным, цокольная часть – коричнево-красной охрой.

Центр цилиндрического свода трапезной занимает изображение Новозаветной Троицы (возможно школы Шумова). В росписи свободно переданы объёмные фигуры, и тонко прописаны умиротворённые лики. Христос правой рукой обхватывает большой крест, левая рука опущена в знак смирения и протянута к Богу-Отцу, который держит скипетр и державу. Светлый колорит построен на соотношении винно-красного гиматия Христа и изумрудно-зелёных одежд Саваофа.

Края свода трапезной и люнеты покрыты орнаментальными композициями на серо-голубых фонах. Центральным мотивом орнаментов служат небольшие Голгофы – восьмиконечные кресты с губкой и тростью, забранные в овальные обрамления. В углах свода расположены плоды наподобие лопнувших гранатов. На своде ленты оливковых ветвей, чередуются с медальонами с равноконечными крестами. На трёх стенах в широких простенках написаны фигурные композиции. Узкие простенки заняты орнаментальными вставками двух типов – с большими восьмиконечными крестами на красно-охристом фоне и с продолговатыми пальметтами наподобие дубовых листьев. Характерно, что фигурные композиции оказываются в подчинённом положении относительно орнаментального оформления. На южной стене размещён сюжет – «Усекновение главы Иоанна Предтечи», на западной – «Мученичество князя Романа Рязанского» (описанное в «Повести о разорении Рязани Батыем»); на северной – «Рождество Иоанна Предтечи» (по образцу гравюры Ю. Шнорра фон Карольсфельда).

К с. з. углу Архиерейского дома примыкают низкие служебные постройки и глухая кирпичная ограда на белокаменном основании (возведена на рубеже 18 и 19 вв.) со скромной отделкой в формах зрелого классицизма, в которой главный мотив – крупные прямоугольные ниши.

http://svodokn.ru/object/107865214?open=true



Комментарии и обсуждение


Ваш комментарий будет первым.