Расположен в северо-восточной части города, при въезде в Рязань со стороны бывш. Владимирского почтового тракта. Изначально занимал большую часть квартала, ограниченного с севера и юга улицами Свободы (Владимирской) и Вознесенской, а с запада и востока Фурманова (Монастырской) и Затинной. Некоторые исследователи относят основание Казанского-Явленского девичьего монастыря в Переславле-Рязанском к нач. 16 в. Находившийся в Кремле близ Спасского монастыря на Явленской улице Казанский монастырь, впервые упоминается при архиепископе рязанском Антонии (1619-1637 гг.). Возникновение обители предание связывает с чудесным явлением на этом месте чудотворной иконы Казанской богоматери. В 1690-е гг. митрополитом Аврамием на месте деревянного Казанского храма была построена одноимённая каменная соборная церковь, в которой икона хранилась до перенесения монастыря на новое место.
До 1764 г., когда монастырь стал штатным и получил разряд 3-го класса, он пользовался «хлебной и денежной поддержкой дворцового приказа». В 1781 г. рязанским наместником М.Н. Кречетниковым было предложено перевести монастырь в Ямскую слободу к Никольской церкви. Но в 1786 г. его перенесли на северо-восточную окраину города к Вознесенской церкви в Новинках, которая была основана ещё в 1550 г. Сначала она была деревянная с успенским приделом, но незадолго до того, как сюда перевели монастырь, её перестроили в камне. Казанский и Харлампиевский приделы появились при Вознесенской церкви позднее. Активное каменное строительство на территории монастыря началось в 1 й четв. 19 в. Появились Святые ворота с церковью Варвары во втором ярусе, три однотипных двухэтажных келейных корпуса, каменная ограда с 4 угловыми башнями и дом эконома.
В 1856 г. при монастыре была учреждена община для престарелых и бедных сестёр, временно разместившаяся в одном из келейных корпусов, а в 1861 г. переведённая во вновь отстроенное здание. При общине открыли больницу на 6 кроватей и аптеку, на деньги купца второй гильдии С.А. Живаго и рязанской купчихи Осьмининой. На средства этого же купца здесь возвели двухэтажное каменное здание четырёхклассного училища для девочек. Автором проекта переустройства монастыря 1868 г. и проекта училища был архитектор Д.Г. Канищев. Тогда же на территории монастыря появился ещё один, северо-восточный келейный корпус.
В 1868-70 гг. на месте Вознесенской церкви на деньги купца Никанора Петровича Суворова и других прихожан построили новый соборный храм, с главным Казанским престолом и с приделами во имя Харлампия и Сергия Радонежского. Автором этого проекта был также Канищев. В 1870-72 гг. над Варваринской церковью по более раннему проекту губернского архитектора Н.И. Воронихина надстроили ярус звона колокольни, увенчанный главкой, при этом основной объём получил завершение из горки кокошников. В 1872 г. Казанский девичий необщежительный монастырь причислили к 1 классу.
По проекту 1876 г. архитектора И.В. Стопычева возвели гостиницу для богомольцев. В кон. 19 в. появились здания «свечного завода», богадельни и «рабочего дома» Примерно в это же время северный участок территории со всеми постройками был включён в общую монастырскую ограду. В нач. 20 в. возвели здание библиотеки. К этому времени в монастыре насчитывалось уже около 40 отдельных зданий, большинство из которых были деревянными.
В советское время все деревянные монастырские постройки, включая одноэтажный дом настоятельницы, были сломаны. Утрачены главы на храме и трапезной (воссозданы в 2000-х гг.), разобран верхний ярус колокольни. В разной степени переделаны корпуса келий. Практически полностью разрушена ограда и три из четырёх башен. Несмотря на значительные переделки и утрату важной градостроительной функции, монастырь представляет большой интерес как целостный комплекс разнородных построек в стиле зрелого классицизма и эклектики.
Прямоугольная территория монастыря имеет чёткую планировку и делится на две части. Более ранняя, южная зона окружена со всех сторон каменной оградой с башнями по углам. Центральное место в этой зоне занимает Казанский собор, к западу от него в линии ограды стоит крупный объём Святых ворот с церковью Варвары. К северу от них, с отступом в глубь участка, – западный келейный корпус. Вокруг собора расположены однотипные с западным северный и южный келейные корпуса. Рядом с южным корпусом стоит библиотека. К югу, за монастырским садом, рядом с юго-восточной башней находится дом эконома. К северу расположена более поздняя часть комплекса, также изначально обнесённая оградой. В восточную линию ограды включены училище и северо-восточный келейный корпус, между которыми устроен второй вход в монастырь, в западную линию ограды встроен «рабочий дом». На территории между северным келейным корпусом и новым корпусом общины появляются «свечной заводик» и богадельня. Вынесенная южнее основной территории гостиница поставлена на углу квартала, выходя главным западным фасадом на ул. Фурманова, а южным на ул.Вознесенскую.
Башня ограды. От первоначальной каменной ограды с 4 башнями уцелел лишь небольшой участок, в месте её примыкания к юго-восточной башне. Другой участок ограды, около восточного келейного корпуса, более позднего времени. Кирпичные стены ограды расчленены крупными плоскими нишами с лопатками в простенках. Невысокая, квадратная в плане, юго-восточная башня завершалась купольным покрытием с главкой (утрачено). Края объёма отмечены пилястрами с отступом от углов. На кирпичной кладке выделяются белокаменные детали. Внизу на восточной стене башни помещено ложное прямоугольное окно под треугольным сандриком. Верхняя часть стен украшена квадратными филёнками. Вход в расположен на её северном фасаде.
Кирпичное в лицевой кладке здание библиотеки выстроено в стилистически нейтральных формах. Внутренняя планировка изменена, частично переделан южный фасад. Двухэтажный с полуподвалом прямоугольный объём, вытянутый с востока на запад, покрыт вальмовой кровлей. Углы здания отмечены широкими лопатками. Междуэтажный и венчающий карнизы образованы простым напуском кирпичей. На восьмиосевых фасадах прямоугольные окна без наличников. На торцах по три окна. Вход в здание расположен на левом фланге главного северного фасада; сохранилась старая входная филёнчатая дверь. При входе в сенях устроена деревянная лестница на второй этаж. Комнаты на обоих этажах располагались по сторонам продольного коридора, разделённого арочными проёмами (заложены). Вход в подвал сделан в середине восточного фасада. Перекрытия в здании плоские.
Богадельня - скромное кирпичное оштукатуренное здание в формах эклектики. В результате капитального ремонта 1990-х гг. переделана внутренняя планировка, некоторые из окон заложены, другие растёсаны. Утрачен фасадный декор. Двухэтажный с подвалом прямоугольный объём под вальмовой кровлей вытянут по оси север-юг. Междуэтажное членение отмечено на фасадах карнизом. Стены прорезаны прямоугольными оконными проемами. Первоначально их было по 7 осей на протяжённых фасадах и по 4 на торцевых. Завершает стены простой карниз, образованный напуском кирпичей. Вход в здание расположен по оси восточного фасада.
Кирпичное оштукатуренное здание гостиницы выдержано в формах классицизирующей эклектики. В кон. 19 в. его объём был значительно увеличен в длину с южной стороны с воспроизведением первоначального фасадного декора на пристройке. В 1990-е гг. полностью изменена внутренняя планировка здания. С восточного фасада появились мощные ризалиты и застеклённые лоджии. Такие же лоджии были устроены на торцах. Поначалу гостиница была двухэтажной с поперечным мезонином над средним членением главного фасада. После увеличения здания в длину и возведения второго мезонина над пристройкой центр композиции сместился: на главном фасаде появилось два дополнительных членения и он стал пятичастным. Края и членения фасада акцентированы филёнчатыми лопатками. Такие же лопатки помещены на углах мезонинов. Между этажами проходит профилированный карниз с узким фризом и полочкой под ним. Прямоугольные окна в рамочных наличниках с сандриками и филёнками под подоконниками. В мезонинах и под ними окна сдвоены.
Дом эконома, выстроенный в формах классицизма рядом с юго-восточной башней, южным торцом почти вплотную примыкает к внутренней стороне ограды. Двухэтажное кирпичное здание первоначально не было оштукатурено, и белокаменные детали декора эффектно выделялись на красном фоне стен. Прямоугольный объём покрыт вальмовой кровлей. Углы здания акцентированы пилястрами. На северном и западном фасадах размещено по три прямоугольных окна в обоих этажах. На южном фасаде лишь одно маленькое окошко на втором этаже.
Западный келейный корпус (казначейский) выстроен в формах классицизма. Кирпичные стены здания оштукатурены. В настоящее время полуразрушен.
Кирпичный оштукатуренный Северо-восточный келейный корпус в сдержанных формах эклектики первоначально был двухэтажным со сводчатыми подвалами, третий этаж надстроен позднее. На левом фланге уличного фасада заложены окна, внутри новые деревянные перегородки. Прямоугольный объём, вытянутый по оси север-юг, покрыт вальмовой кровлей. Первый этаж отделён кирпичным профилем, а его углы – рустованы. Во втором этаже на краях фасадов филёнчатые лопатки, над которыми проходит раскрепованный междуэтажный карниз. Под окнами с лучковыми перемычками и профилированными бровками помещены накладные доски с филёнками. На западном дворовом фасаде по оси здания устроен вход. В основе планировки лежит разделение здания двумя капитальными поперечными стенами. По сторонам центральных сеней (с лестницей ведущей на верхние этажи и в подвал), было по одному прямоугольному помещению. Здание отапливалось калориферными печами, размещавшимися в подвале. Двухэтажный прямоугольный в плане объём, первоначально завершавшийся поперечным мезонином, в настоящее время покрыт вальмовой кровлей. Междуэтажное членение корпуса отмечено профилированным поясом. Средняя часть фасадов (в ширину мезонина) подчёркнута раскреповкой. По оси главного восточного фасада сохранился арочный входной проём в плоской прямоугольной нише. Над ним во втором этаже – тройное окно. На флангах восточного фасада по три оконных проёма в каждом из этажей, а на флангах западного, как и на торцах здания, по два. Все окна прямоугольные без наличников. Завершает стены карниз с широким гладким фризом. Торцы мезонина были прорезаны большими полукруглыми окнами, пересекавшими линию разорванного карниза, проходившего в основании фронтона. Края мезонина выделялись филёнчатыми пилястрами. Внутренняя планировка в обоих этажах была образована двумя капитальными поперечными стенами с расположенными в середине здания сенями, по сторонам которых располагалось по одному помещению. В сенях была устроена лестница, поднимавшаяся на второй этаж и в мезонин.
Кирпичный оштукатуренный Северный келейный корпус возведён в формах позднего классицизма. С 1856 г. некоторое время в нём размещалась устроенная при монастыре община с больницей. В советское время здание надстроили третьим этажом, а в 1990-е гг. были полностью изменены планировка и внешний облик памятника. С севера пристроили два эркера, а с юга сделали тамбур при входе, над которым в уровне второго этажа заложили среднее окно. На западном торце здания уничтожили все проёмы. Белокаменные детали декора заштукатурили. Первоначально двухэтажный с мезонином прямоугольный объём имел трёхчастную структуру фасадов в девять осей. Середина фасадов была раскрепована. Внизу по оси был вход, вверху выделялись большие полукруглые окна мезонина. Между этажами проходил профилированный карниз с белокаменными вставками на углах. Первоначально внутренняя планировка была коридорной с поперечными сенями в центре и лестницей на второй этаж.
Южный келейный корпус, в нижнем этаже которого размещалась просфорная, – кирпичное оштукатуренное здание, в формах позднего классицизма, вероятно, по одному проекту с казначейским корпусом. Внутренняя планировка здания полностью переделана, заложена часть оконных проёмов. Двухэтажный с мезонином прямоугольный в плане объём, вытянутый по оси запад-восток, покрыт двухскатной кровлей на мезонине и трёхскатными на основном объёме. По периметру здания проходит профилированный междуэтажный карниз. Середина главного северного фасада выделена раскреповкой в ширину мезонина. По оси фасада в нижнем этаже сделан входной проём с узкими окнами по сторонам. Над ним было трёхчастное окно, боковые проёмы которого в настоящее время заложены. Завершающий стены карниз с гладким фризом раскрепован над средней частью фасада. В мезонине на месте большого полукруглого окна сделано прямоугольное. Внутренняя планировка была такой же, как в казначейском корпусе.
Полукаменный новый корпус общины выстроен в формах эклектики. При осуществлении проекта объём корпуса был увеличен с восточной стороны на одно членение вместо предполагавшейся здесь двухэтажной деревянной пристройки. В 1990-е гг. была заложена часть оконных проемов, главный вход с левого фланга южного фасада был перенесён на западный торец здания. Дополнительный вход устроен на правом фланге главного фасада рядом с угловым окном (заложено). Двухэтажный прямоугольный в плане объём, покрытый пологой вальмовой кровлей, вытянут с запада на восток. Фасадный декор по сравнению с проектом несколько упрощён. Средняя часть (в три окна) на южном фасаде в первом этаже выделена раскреповкой и квадровым рустом. Остальные стены нижнего этажа на всех фасадах покрыты ленточным рустом. Первоначально сдвоенные прямоугольные окна нижнего этажа в наличниках с сандриками на консолях объединены в единые широкие проёмы. Прямоугольные сдвоенные окна верхнего деревянного этажа обрамлены общим дощатым наличником. На углах и между секциями здания размещены филёнчатые пилястры. Венчающий карниз сильно выступает. Планировка коридорная в обоих этажах.
Так называемый «рабочий дом» первоначально был меньших размеров и одноэтажным. Его внешняя глухая стена, как и стены ограды, была расчленена крупными плоскими нишами с лопатками между ними. В советское время дом был увеличен в длину, получив Г-образную форму плана, примкнул вплотную к казначейскому корпусу и был надстроен вторым этажом. В стенах пробиты большие оконные проёмы. Полностью переделана внутренняя планировка.
«Свечной завод» был выстроен в упрощенных формах эклектики. В настоящее время здание обстроено одноэтажными пристройками из силикатного кирпича с дополнительными входами. На западном фасаде окна нижнего этажа заложены. Изменена внутренняя планировка. Двухэтажный с подвалом кирпичный оштукатуренный прямоугольный объём, с выступом ретирады в центре западного фасада, покрыт вальмовой кровлей. Углы здания по всей высоте отмечены опирающимися на цоколь широкими лопатками, над которыми проходит венчающий карниз простого профиля. На восточном фасаде лопатки выделяют среднее членение с главным входом, по сторонам которого помещено по три окна в каждом этаже. Над окнами с лучковыми перемычками в рамочных профилированных наличниках, во втором этаже помещены профилированные полочки. Несмотря на все искажения, внутренняя планировка здания хорошо прослеживается. На поперечной оси сохранились сени со старой деревянной лестницей с балясинами, ведущей на второй этаж. Из сеней в продольные коридоры вели арочные проемы, на месте которых устроены двери.
Библиография: Ратшин А. Полное собрание исторических сведений о всех бывших в древности и ныне существующих монастырях и примечательных церквях в России. М. 1852. С. 463; Денисов И. Православные монастыри Российской империи. М. 1908. С. 724; Казанский-Явленский девичий монастырь. // Ряз. епархиальные ведомости.1866. С. 116; Токмаков И. Сборник материалов для церковно-исторического и археологического описания монастырей и церквей Рязанской епархии. // Ряз. епархиальные ведомости. 1883. № 15. С. 415-460; № 17. С. 471-475; № 18. С. 513-517; № 21. С. 574-576; Казанский-Явленский женский… монастырь в губ. г. Рязани. // Ряз. епархиальные ведомости.1884. № 1. С. 20-24; № 2. С. 45-49; № 5. С. 94-98; № 7. С.131-135; Казанский монастырь в г.Рязани.// Ряз. епархиальные ведомости. 1890. № 24. С. 1206; 1891. № 1. С. 29-33; Историко-статистическое описание Рязанского Казанского-Явленского женского монастыря. // Ряз. епархиальные ведомости. 1890. № 24. С.1204-1205; 1891. № 1. 29-33; Добролюбов И.В. Историко-статистическое описание церквей и монастырей Рязанской епархии. Т.I. Зарайск. 1884. С.53-55; Зверинский В.В. Преобразование старых и учреждённых новых монастырей с 1764-95 по 1 июля 1890. Т.1. Спб. 1890. С. 161. № 238; Арх. Иероним. Дополнительные сведения о Рязанской епархии. Рязань. 1891. С. 19; Павловский А.А. Всеобщий иллюстрированный путеводитель по монастырям и святым местам Российской империи и Афону. Ч. 2. Нижний Новгород. 1907. С. 376, 581; Солодовников Д.Д. Переславль Рязанский. Прошлое Рязани в памятниках старины. Рязань. 1922. (цит. По изданию Рязань. 1995. С. 62-64, 123); Вагнер Г.К., Чугунов С.В. Старые художники и архитекторы Рязани. Рязань. 1960. С. 44; Рязань Православная. Автор-составитель: Дегтев Ю.А. Рязань. 1999. С. 45-48; Журнал "Церковь", 1910, № 50; 1912, № 39 с. 945-949; Кусова И.Г. Рязанская община старообрядцев и предприниматели Масленниковы. // Материалы конференции. Старообрядчество. История. Культура. Современность. М. 1998. С. 142-144; Рязанская энциклопедия. Т. 2. Рязань. 2000. С. 457- 458; Аграмаков Н.Н. Каширин Е.Н. Прогулки по губернской Рязани. Рязань. 2000. с. 54-56, 66. Архивные источники: ГАРО Ф. 976. Оп. 1. Д. 10. 1801 г.; Д. 30. 1833 г.; Д. 31. 1833 г.; Д. 98. 1868 г.; РИАМЗ, научный архив, № 254.
http://svodokn.ru/object/107871040?open=true