Троицкий собор – наиболее интересная из сохранившихся построек монастыря. Кирпичные стены здания оштукатурены. Несмотря на все искажения, церковь не утратила своего значения, так как принадлежит к одному из самых интересных этапов культового строительства на рязанской земле, связанного с распространением на её территории нарышкинского стиля.
Самая ранняя часть собора – восьмерик на четверике, с трёхчастной апсидой, возведёна в 1695 г. В 1879 г. в церкви подняли пол в алтаре и переложили свод, растесали окна, сделав их одинаковыми по размерам, на южной и северной стороне устроили входы, установили новый иконостас. Трапезная неоднократно перестраивалась. К концу 20 в. здание было сильно разрушено, почти полностью был срублен фасадный декор, заложены все проемы на северной стороне и уничтожено завершение храма. В настоящее время на восьмерике храма восстановлен глухой барабан с главкой. Примыкающая с западной стороны (одной ширины с храмом) сильно вытянутая в длину трапезная первоначально была значительно короче и одной высоты с четвериком храма. Из-за того, что южную стену восстановили не на всю высоту, трапезная получила односкатную кровлю. Некоторые исследователи предполагают, что трапезная была двухэтажной и в её верхнем (антресольном) этаже были устроены кельи, что весьма сомнительно. На старых фотографиях хорошо видно, что такие же не-большие окошки были на четверике храма и на его апсидах. Вероятно, все объемы нижнего яруса церкви были двусветными.
От первоначального декора на храме сохранились лишь отдельные элементы, характерные для нарышкинского стиля: лопатки на углах в нижней части четверика и сдвоенные колонки в верхней, тонкие, вытянутые колонки с изящными капителями на рёбрах восьмерика и его венчающий карниз с зубчиками. Обрамления окон храма в обоих ярусах повторяют первоначальную форму наличников, хотя в огрублённом виде. Их разорванные фронтончики опираются на витые колонки с перехватами, напоминающими декор Николодворянской церкви. Обновлённые фасады трапезной расчленены арочными окнами (без обрамлений) и лопатками, расположенными на стыках кирпичной кладки разного времени.
Внутри четверика восьмилотковый свод опирается на ступенчатые тромпы. Из основного пространства храма три арочных проёма ведут в трёхчастный алтарь, перекрытый цилиндрическими сводами с конхами, а широкая арка – в просторное помещение трапезной с деревянным наклонным перекрытием. От неоднократно прописанной масляной живописи 19в. в куполе сохранилась композиция – Новозаветная Троица в окружении херувимов, а на гранях восьмерика – растительный орнамент. В храме установлен новый иконостас.
http://svodokn.ru/object/107873744?open=true