Церковь во имя Сошествия Святого Духа бывшего Духова монастыря в Рязани (Переяславле-Рязанском): историческое и архитектурное описание
Церковь во имя Сошествия Святого Духа (1642 год) в Рязани относится к тому числу церквей, которые столь же известны в силу красоты своего облика, сколь и мало изучены в плане подлинных исторических фактов. К сожалению, до настоящего времени не было создано ни одного исследования, которое было бы посвящено именно этому храму. О его архитектуре говорится лишь в работах Михаила Александровича Ильина [1, 10].
Основные сведения об истории храма Святого Духа, которыми мы располагаем в настоящее время, были опубликованы еще во второй половине XIX века. Согласно этим данным, храм имел статус соборного в заштатном мужском Духовом монастыре Переяславля-Рязанского (до 1788 года таким было официальное название города) [2]. Первые упоминания об этом монастыре относятся к 1505 году. Он назван в жалованной грамоте великой княгини Рязанской Агриппины на владение селом Затишье с деревнями [3]. В 1514 году все строения обители, в то время бывшие, скорее всего, деревянными, были уничтожены пожаром. Можно предположить, что к концу столетия благосостояние монастыря все еще не восстановилось, так как в Платежных книгах 1596 года он не упоминается. Длительный период восстановления объясняется крайне неблагоприятной для города политической и экономической обстановкой. Уже в 1503 году треть княжества отошла к Великому князю московскому Иоанну III, а в 1520 году оно полностью утратило самостоятельность [4]. После пожара данные о монастыре мы находим в Переписных и Окладных книгах Переяславля-Рязанского за 1677, а затем за 1696 годы. В этот период обитель уже имела «дворы» и «огороды» [5].
Новый ее расцвет наступил в середине XVII века. В 1642 году солигалический зодчий Василий Харитонов сын Зубов выстроил, как о том повествовала некогда надпись над входом (уничтоженная уже к 1884 году, но записанная перед уничтожением) единственный каменный храм монастыря во имя Сошествия Святого Духа. Текст надписи следующий: «Лета 7150 (1642) совершена была сия церква при архиепископе Моисее Рязанском, при игумене Севастиане. А мастер был Соли Галицкой Василий Харитонов сын Зубов» [3,6]. Собор необычайно украшал панораму города своим нарядным силуэтом. Этому способствовало и живописное его расположение в месте слияния рек Трубеж и Лыбедь, восточнее Архиерейских палат, на Кремлевском холме.
Благосостояние обители продолжалось до 1724 года, когда ее приписали к Скопинскому монастырю во имя Живоначальной Троицы. В 1727 году по прошению знатных вкладчиков – стольника Федора Ляпунова, князя Василия Волконского и других она опять стала самостоятельной, пока в 1781 году не была практически вся уничтожена пожаром и более не возобновлялась. Братию перевели в Троицкий Скопинский монастырь, с этого времени получивший название «Троицкий Духов». Из всех зданий обители сильно поврежденным уцелел только Духовской храм. В 1798 году его возобновила княгиня Александра Владимировна Козловская, урожденная Долгорукова [7]. Она же распорядилась пристроить к нему трапезную с престолом муч. Александры [6,7]. Почти веком позже – в 1864 году – с западной стороны трапезной возвели трехъярусную колокольню под шатром по проекту зарайского архитектора И.В. Стропычева. Она удачно дополнила храмовую композицию [8].
Сама церковь по праву считается одним из лучших творений русских зодчих XVII века. Ее строительство велось в чрезвычайно интересную эпоху развития русской культуры. Вторая четверть XVII столетия была временем пересечения двух тенденций: зарождения пышной декоративности, или как ее принято называть «русского узорочья», и последним этапом истории шатровой храмовой архитектуры, продолжавшимся всего около четверти века и давшей нам порядка двадцати церквей, увенчанных двумя или тремя шатрами. От обоих течений Василий Зубов сумел взять лучшие их особенности, хотя влияние «узорочья» в данном случае было весьма незначительным. Исследователи рязанской архитектуры указывают на воздействие московской художественной школы в творчестве этого мастера [10]. Однако о прямом воздействии московской архитектуры здесь говорить вряд ли можно, так как храм чрезвычайно самобытен. Весь его облик говорит о высоком профессиональном уровне. Прежде всего, он стал первой церковью, построенной из кирпича в Переяславле-Рязанском [1]. Кроме того, цельность его силуэта, безукоризненная соподчиненность объемов, гармоничные пропорции всех составляющих и благородная сдержанность декора, ставят церковь Святого Духа в один ряд с самыми прославленными храмами эпохи. Зодчий творчески переработал импульсы развития архитектуры своего времени, не копируя слепо ни один из образцов.
В силу нескольких «возобновлений» церкви мы не можем судить о том, какой она была изначально, хотя есть упоминания о том, что при восстановлении после пожара 1781 года «был вполне сохранен характер древней архитектуры» [6]. Наиболее вероятно, что сохранилась ее основная композиция: вытянутый по оси север-юг кубический объем, небольшим карнизом зрительно разделенный на два яруса и увенчанный двумя шатрами. Такая ориентация плана не типична для православного зодчества, более привычным было бы его направление по оси восток-запад. Тем не менее, для двух- и трехшатровых церквей такая композиция была обычной, так как позволяла наиболее выигрышно показать их декоративное навершие [11].
Практически все исследователи отмечали характерную особенность интересующего нас храма – двойную апсиду. Эта особенность свидетельствует о существовании второго престола, но во имя какого праздника или святого он был освящен - пока не выяснено. В описаниях последних лет стало фигурировать двойное наименование: во имя Святого Духа и Всех Сил бесплотных, но источник такого уточнения не указывается [8]. В дореволюционных источниках встречается упоминание о престоле во имя преп. Сергия Радонежского, но не совсем понятно, был ли этот придел древним или тоже появился после пожара [3]. Два полукружья апсид мастерски скомпонованы с основным объемом. Они занимают восточный фасад храма по всей его длине и поднимаются точно на высоту нижнего яруса. Неизвестно, каким было их завершение в древности, но после реставрации (о ней еще пойдет речь ниже), каждая из них увенчана деревянным двускатным перекрытием с большой полицей. По высоте щипковые перекрытия достигают почти двух третей высоты церкви. Дополняет оформление апсид скромный декор, состоящий из разделяющего столбика, карниза и обрамлений четырех небольших вытянутых окон с полуциркульным завершением (по бокам обоих апсид и их выступах) под полукруглыми профилированными кокошниками.
Основной объем храма украшен тоже очень сдержанно. Второй ярус зрительно выделен аркатурным поясом на южной и северной стенах. В арочках размещены ромбики из фигурного кирпича, перекликающиеся с декором шатров и барабанов. Окна обрамляют скромные наличники с полукруглыми кокошниками, а входы в церковь - порталы «штучного набора». Все эти элементы не имеют даже намека на излишнюю пышность и дробность, и как нельзя лучше выявляют пластику самой архитектуры.
Наибольшую трудность для исследования представляет собой оформление сводов храма Святого Духа. В настоящее время оно представляет собой двухступенчатую «горку» кокошников. Они хорошо поддерживают силуэт церкви и придают ему дополнительную нарядность, но все же мы не располагаем теми данными, на основе которых стала возможна такая реконструкция, ведь на фотографиях начала ХХ века отчетливо видно плоское перекрытие храма (появившееся, скорее всего, в 1798 или 1864 году). Более того, на снимке 1950-х годов храм предстает перед нами с тем же перекрытием, под которым хорошо видны многопрофильные декоративные кокошники с раковинами в основании. Они вкомпонованы в кладку и опираются на раскрепованный карниз [1]. Для того, чтобы понять, каким вероятнее всего было изначально завершение церкви Святого Духа, обратимся к особенностям архитектуры многошатровых храмов. Уже в начале прошлого века было отмечено, что их существовало всего два типа: четверик под двумя или тремя главами или три четверика (центральный и придельные) каждый под своим шатром [11]. К последнему типу из ныне известных храмов второй четверти XVII века относится только церковь Святой Троицы в Троицком-Голенищеве (1644-1646 годы), мастера – Антипа Константинов и Михаил Ларионов. Она стоит несколько особняком в общем ряду и не имеет прямого отношения к нашей теме.
Отдельно стоит упомянуть и церковь во имя святого архидиакона Евпла, что на Мясницкой улице в Москве (до 1657 года). Год ее возведения на настоящий момент не выяснен, однако в Строельной книге церковных земель 1657 года она упоминается уже каменной. По контексту Строельной книги и Писцовых книг можно предположить, что ее возвели незадолго до 1638 года. Согласно приведенному описанию, сделанному для проведения ремонта в 1688 году (в котором храм именуется Троицким), она была увенчана шатром (или несколькими шатрами) и имела два шатровых придела. Один из них в ходе ремонта предписывалось разобрать [12]. Какой конструкции была сама церковь и приделы, напоминала ли она храм Святой Троицы в Троицком-Голенищеве, или представляла собой обычный приходской многошатровый храм этой эпохи, сейчас сказать не представляется возможным, так как иных описаний и изображений церкви пока не найдено. В 1750-1761 годы церковь разобрали и возвели на ее месте новый храм в стиле барокко.
К первому типу кроме интересующей нас церкви, относятся еще девятнадцать храмов (имеются ввиду храмы, выявленные на данный момент). Из них всего четыре имеют датировку ранее 1642 года и, могли бы послужить образцом для Духовской церкви. Наиболее ранняя в этом ряду (с той оговоркой, что датировка надвратной Благовещенской церкви в Спасо-Евфимиевом суздальском монастыре до сих пор остается под вопросом) - Успенская («Дивная») церковь Алексеевского монастыря в Угличе (1628 год, мастер – старец Мисаил). Далее это: церковь Димитрия Солунского у Тверских ворот в Москве (1625-1645 годы); собор во имя Алексия - человека Божия в Алексеевском монастыре (1634 год, мастера Антипа Константинов и Трифон Шарутинов) и церковь Успения Пресвятой Богородицы, что в Старой Певчей (1640 год), более известная как храм свв. Косьмы и Дамиана Ассийских в Старых Панех. Из этих храмов мы можем в той или иной степени судить о завершении трех, так как древний храм св. Дмитрия Солунского у Тверских ворот в 1791-1795 годы разобрали, и изображений его пока не найдено [13]. Собор Алексеевского монастыря известен нам по рисункам и акварелям (в частности, рисунок А. Мартынова), так как его также разобрали в 1837 году. Храм Успения Пресвятой Богородицы, что в Старой Певчей (1640 год) под двумя шатрами был сначала приделом церкви Космы и Дамиана Ассийских, что в Старых Панех (1564 год). Впоследствии он стал основным храмом. В 1926-1927 годы его реставрировал и восстановил в древних формах архитектор Д.П. Сухов. К сожалению, о результатах его работы мы можем говорить только очень опосредованно. Выявленные им данные до сих пор не опубликованы, а вскоре после реставрации храм был закрыт и совершенно обезображен. В 1995 году его возвратили Русской православной церкви, но качество проведенной реставрации северной части церкви, выходящей на Старопанский переулок, весьма спорно.
Во всех трех упомянутых случаях, насколько об этом позволяют судить имеющиеся данные, двухшатровые и трехшатровые храмы перекрывает (или перекрывал) сомкнутый свод. При этом Успенская церковь в Угличе имеет несколько выделенную центральную часть и декоративное обрамление в основании барабанов под каждым из шатров из одного ряда кокошников (проект реставрации подговлен и частично осуществлен в 1920-1924 годы П.Д. Барановским) [14]. Гипотетически можно предположить, что в силу усиливающейся тенденции к декоративности, один ряд кокошников в более поздних храмов мог получить дополнение в виде второго ряда, но точно утверждать этого нельзя из-за недостатка данных.
В самом деле, из двадцати храмов этой группы, шесть были разобраны еще в конце XVIII – XIX веке. Кроме названных, это церкви Святителя Николая в Сапожках (1649 год – разобран в 1837 году); Воскресения Словущего возле Кузнецкого моста (около 1657 года, разобран в 1816 году, собор Усекновения главы Иоанна Предтечи в Казанском Иоанно-Предтеченском монастыре (1649-1652 годы, разобран в 1887 году) и церковь Рождества Христова Ново-Рождественского (более известного как Распятский) монастыря (1652 год, разобрана в 1718–1719 годах). Четыре храма уничтожены или обезображены в 1930-е годы. Кроме храма в Старых Панех, это церкви Воскресения Христова, что в Гончарах (1649 год); Илии Пророка на Воронцовом поле (1653-1654 годы) и Похвалы Пресвятой Богородицы в Иоанно-Предтеченском монастыре (позднее – Архиерейский двор) в Туле (первая половина XVII века). Судить об их сводах и, тем более, поздних их переделках мы можем только по рисункам и фотографиям, что явно недостаточно.
Надвратная Благовещенская церковь Спасо-Евфимиева монастыря в Суздале (между 1628 и 1653 годами) перестроена еще в конце XVII века. Церкви Владимирской иконы Божией Матери на Божедомке в Ярославле и Троицы Живоначальной в Александровой Чудовой пустыни в деревне Александровой Рыбинского района Ярославской области являются только поздними отголосками интересующего нас периода в архитектуре (обе – 1670-е годы).
Итак, мы располагаем более или менее достоверными данными о сводах только семи многошатровых храмов второй четверти XVII века (кроме храма в Троицком-Голенищеве). Из этих семи храмов три украшены двумя рядами декоративных кокошников. «Дивная» церковь в Угличе 1628 года, надвратный храм св. Ферапонта и Богоявления в Ферапонтовом монастыре 1649 года, трапезный Успенский храм в Благовещенском монастыре Нижнего Новгорода 1649-1652 годов и приходская церковь Рождества Пресвятой Богородицы в Путинках 1649-1652 годов, по крайней мере, в настоящее время, такого украшения не имеют. Во всех трех оставшихся случаях это нарядное завершение является результатом деятельности реставраторов. Так, храм во имя Введения во храм Пресвятой Богородицы в Спасо-Преображенском Воротынском женском монастыре в селе Спасском-на-Угре Перемышльского района Калужской области (около 1650 года) был закрыт и в частично разрушен 1930-х годах. Нынешний облик он приобрел только в 2000 году.
Храм Сошествия Святого Духа в Рязани (1642 год) дважды претерпевал серьезные изменения. Первый раз во время восстановления после пожара в конце XVIII века, о чем уже шла речь выше. Как мы помним, после этого восстановления (или более поздних переделок), он приобрел плоскую кровлю, как и большинство многошатровых храмов на старых фотографиях. В 1918 году храм закрыли. От его внутреннего убранства ничего не сохранилось, так как иконостас, иконы, утварь и колокола были реквизированы и уничтожены. С 1929 года в церкви разместился клуб работников водного транспорта. Первая научная реставрация храма (данные о которой не опубликованы), по всей вероятности, была проведена в 1960-е годы после того, как церковь передали в ведение Рязанского историко-культурного музея-заповедника в качестве помещения для музейной библиотеки. Точных данных о времени и характере проведенных работ найти пока не удалось, но по косвенным сведениям, именно в это время церковь приобрела тот вид, который стал уже привычным для нас. В силу недостатка сведений трудно судить, какие именно соображения легли в основу существующей реконструкции, тем не менее, она была очень органичной и, несомненно, украсила церковь. Теперь нам уже трудно себе представить ее с каким-либо иным завершением.
Третий храм с «горкой» кокошников на сводах – во имя иконы Божьей Матери «Одигитрии» в Предтеченском Вяземском монастыре Смоленской области (1650-е годы) тоже приобрел свой нынешний облик только во время реставрации в 1960-е – 1680-е годы. На фотографии 1950-х годов он имеет безликое четырехскатное перекрытие [15]. В основу реставрации были положены исследования Петра Дмитриевича Барановского, проведенные в 1912, 1920 и в 1943 годы [14]. Материалы эти все еще не опубликованы. В истории Одигитриевой церкви до настоящего времени остается немало вопросов. В частности, требуют дополнительного изучения данные о еще двух шатровых приделах, примыкавших к основному объему храма, и дата его возведения [15].
Несмотря на недостаточную изученность вопроса и недостаток данных, двойной ряд кокошников на сводах некоторых многошатровых храмов можно назвать вполне вероятным. В пользу того, что у реставраторов были основания для воссоздания такого декора сводов, существуют несколько аргументов. Во-первых, еще в 1901 году профессор В.В. Суслов высказал предположение, что прославленная церковь во имя Рождества Пресвятой Богородицы в Путинках (1649-1652 годы), точнее, основной ее объем был оформлен именно так, а четырехскатное покрытие является поздним [12]. Об этом свидетельствует хотя бы тот факт, что форма кокошников, завершающих придел во имя Неопалимой Купины, и кокошников, расположенных ныне под перекрытием основного объема, совершенно идентична. Кроме того, существующее перекрытие слегка загораживает нижнюю часть шатров, что было бы вряд ли возможно, если бы оно существовало изначально, учитывая совершенство оформления церкви [12]. Во-вторых, нет оснований сомневаться в результатах исследования П.Д. Барановского, взятых за основу реставраторами церкви Одигитрии в Предтеченском Вяземском монастыре. Наконец, подобный декор, если он действительно существовал, мог вполне закономерно происходить от рядов кокошников купольных храмов начала XVII века, например, Казанского собора на Красной площади (1636 год) [14] и церкви Святой Троицы в Никитниках (1631-1634 годы). Это тем более возможно, что и упомянутые купольные и многошатровые храмы данной эпохи были перекрыты сомкнутыми сводами очень схожих конструкций и давали возможность использовать разные варианты декора и наверший. Остается надеяться, что тщательные исследования – натурные и архивные дадут более точные сведения об уже проведенной реставрации, основаниях для существующих реконструкций и об изначальном решении декора сводов многошатровых храмов, как сохранившихся, так и исчезнувших.
Библиография:
[1] Ильин М.А. Рязань: Историко-архитектурный очерк. М., 1954. Ч.1 (XI – начало ХХ века). С.: 65 (фото), 70
[2] Искусство Рязанских земель: Альбом-каталог. М., 1993. С.:9
[3] Воздвиженский Т. Историческое обозрение Рязанской иерархии и всех церковных дел сея епархии от учреждения ея до ныне. Спб.,1820. С.:328-330
[4] Рязань: Памятники архитектуры и искусства. М., 1985. С.:25
[5] Рязань: Материалы для истории города XVI-XVIII столетия. М., 1884. С.: 35, 41, 43, 45; Цепков А.И. Книги окладные по монастырям, церквям и часовням Рязанской епархии. Рязань, 2004. Кн.2. С.: 48
[6] о. Иоанн Добролюбов. Историко-статистическое описание церквей и монастырей Рязанской епархии. Зарайск, 1884. Т.1. С.: 35
[7] Зверинский В.В. Материал для историко-топографического исследования о православных монастырях в Российской империи. Спб., 1890. Т.1. № 180 . С.: 138-139
[8] Аргамаков Н.Н. Церкви Рязани: Исторический путеводитель. Рязань, 2010. С.: 154-155.
[9] Иероним, архим. Рязанские достопамятности. Рязань, 1889. Т.1. С.: 36
[10] Ильин М.А. Сокровища русского зодчества: Рязань (1045-1945 годы). М., 1945. С.:28
[11] Грабарь И.Э. История русского искусства. М., 1911. Т.2. С.: 82-91
[12] Забелин И.Е. Материалы для истории, археологии и статистики города Москвы. М., 1884. Ч.1. Стб. 473-475; Забелин И.Е. Материалы для истории, археологии и статистики города Москвы. М., 1891. Ч.2. Стб. 117 (Строельная книга церковных земель 1657 года. № 102)
[13] Красовский М.В. Очерк истории московского периода древнерусского церковного зодчества. М., 1911. С.: 199 -220; Суслов В.В. Памятники древнерусского зодчества. СПб.1901, Вып. 7, табл. 3.
[14] Петр Барановский: Труды, воспоминания современников. М., 1996. С.: 111, 112, 119
[15] Ильин М.А. Русское зодчество второй четверти XVII века // ИРИ. Т.4. М., 1959. С.: 136-138. Версия о датировке строительства 1938 года, высказанная автором данной работы, в настоящее время вызывает сомнения.