ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Рязань. Спасо–Преображенский монастырь. Церковь Богоявления Господня.

Богоявленская церковь


Рязань. Спасо–Преображенский монастырь. Церковь Богоявления Господня
Церковь. Не действует.  
Престолы:Богоявления Господня, Иоанна Богослова, Покрова Пресвятой Богородицы
Архитектурный стиль:Узорочье
Год постройки:приблизительно 1600 - 1700.
Адрес:
г. Рязань, Кремль, д. 1

Координаты: 54.63595, 39.74935





Сортировка:

Спасо–Преображенский монастырь. Церковь Богоявления Господня, , Рязань, Рязань, город, Рязанская область
Наталия
5 апреля 2014
Спасо–Преображенский монастырь. Церковь Богоявления Господня, , Рязань, Рязань, город, Рязанская область
Илья Смирнов
10 марта 2014
Спасо–Преображенский монастырь. Церковь Богоявления Господня, вид с юго-востока на фоне Успенского собора, справа - Консисторский корпус<br>, Рязань, Рязань, город, Рязанская область
вид с юго-востока на фоне Успенского собора, справа - Консисторский корпус
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)uchazdneg
30 апреля 2012
Спасо–Преображенский монастырь. Церковь Богоявления Господня, , Рязань, Рязань, город, Рязанская область
Иванов Дмитрий
29 августа 2008
Спасо–Преображенский монастырь. Церковь Богоявления Господня, , Рязань, Рязань, город, Рязанская область
Irina
8 июля 2005
Спасо–Преображенский монастырь. Церковь Богоявления Господня, Вид на церковь с крыльца Дворца Олега<br>, Рязань, Рязань, город, Рязанская область
Вид на церковь с крыльца Дворца Олега
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Егор Сельский
9 февраля 2024
Спасо–Преображенский монастырь. Церковь Богоявления Господня, , Рязань, Рязань, город, Рязанская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Юрий Булкин
17 мая 2020
Спасо–Преображенский монастырь. Церковь Богоявления Господня, , Рязань, Рязань, город, Рязанская область
МОРПЕХ879
13 июня 2019
Спасо–Преображенский монастырь. Церковь Богоявления Господня, , Рязань, Рязань, город, Рязанская область
МОРПЕХ879
13 июня 2019
Спасо–Преображенский монастырь. Церковь Богоявления Господня, вид с запада<br>, Рязань, Рязань, город, Рязанская область
вид с запада
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)uchazdneg
30 апреля 2012
Спасо–Преображенский монастырь. Церковь Богоявления Господня, , Рязань, Рязань, город, Рязанская область
Иванов Дмитрий
29 августа 2008
Спасо–Преображенский монастырь. Церковь Богоявления Господня, , Рязань, Рязань, город, Рязанская область
Иванов Дмитрий
29 августа 2008
Спасо–Преображенский монастырь. Церковь Богоявления Господня, , Рязань, Рязань, город, Рязанская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Юрий Булкин
17 мая 2008
Спасо–Преображенский монастырь. Церковь Богоявления Господня, , Рязань, Рязань, город, Рязанская область
strusto
19 января 2008
Спасо–Преображенский монастырь. Церковь Богоявления Господня, , Рязань, Рязань, город, Рязанская область
Андрей Агафонов
1 февраля 1993
Спасо–Преображенский монастырь. Церковь Богоявления Господня, , Рязань, Рязань, город, Рязанская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Юрий Булкин
17 мая 2020
Спасо–Преображенский монастырь. Церковь Богоявления Господня, , Рязань, Рязань, город, Рязанская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Турбаев Роман
6 ноября 2015
Спасо–Преображенский монастырь. Церковь Богоявления Господня, , Рязань, Рязань, город, Рязанская область
Илья Смирнов
10 марта 2014
Спасо–Преображенский монастырь. Церковь Богоявления Господня, , Рязань, Рязань, город, Рязанская область
Иванов Дмитрий
29 августа 2008
Спасо–Преображенский монастырь. Церковь Богоявления Господня, , Рязань, Рязань, город, Рязанская область
Иванов Дмитрий
29 августа 2008
Спасо–Преображенский монастырь. Церковь Богоявления Господня, , Рязань, Рязань, город, Рязанская область
Иванов Дмитрий
29 августа 2008
Спасо–Преображенский монастырь. Церковь Богоявления Господня, , Рязань, Рязань, город, Рязанская область
Иванов Дмитрий
29 августа 2008
Спасо–Преображенский монастырь. Церковь Богоявления Господня, , Рязань, Рязань, город, Рязанская область
Иванов Дмитрий
29 августа 2008
Спасо–Преображенский монастырь. Церковь Богоявления Господня, , Рязань, Рязань, город, Рязанская область
Alex
21 апреля 2003
Спасо–Преображенский монастырь. Церковь Богоявления Господня, , Рязань, Рязань, город, Рязанская область
Андрей Семенов
1 января 1940
Спасо–Преображенский монастырь. Церковь Богоявления Господня, , Рязань, Рязань, город, Рязанская область
Алексей Кротов
1 ноября 2012



Карта и ближайшие объекты


Приблизить
Отдалить
Развернуть



Статьи


Богоявленский пятиглавый каменный храм, построен был в XVII веке. Из документов известно, что « в 1757 году, вместе с устройством монастырской ограды вход в церковь Богоявленскую был «закладен». В 1763 года церковь эта сгорела, но как видно не полностью, так как средства собирались только на иконостас, который был возобновлен в 1848 году иждивенцем рязанского купца Феодора Прокопьевича Филатова.

В этой церкви и как считал С.Д.Яхонтов, сохранившим Московскую архитектуру, и колокольню с «слухами», в трапезной было два придела: Покрова Пресвятыя Богородицы и св. евангелиста Иоанна Богослова. Первый был устроен в 1647 году и 14 июля освящен преосвященным Моисеем. В Покровском приделе был произведен ремонт пола, а возобновлен придел был в 1848 году на средства купца И.В.Осьминина.

Второй придел был устроен в 1779 году статским советником и кавалером М.К.Васильевым, и освящен преосвященным Симоном (Лаговым).
В 1855 г. губернскому архитектору Воронихину было предложено осмотреть новый иконостас в приделе апостола и евангелиста Иоанно Богослова, устроенный на кошт (на средства) надворной советницы госпожи Почтеновой рязанским цеховым Василием Любомировым. Воронихин в своем рапорте указал, что хотя иконостас устроен с отступлением от утвержденного святителем Гавриилом (Городковым), архиепископом Рязанским планом, но «вся работа и устройство иконостаса достигает вполне благолепию храма и местности его». Говоря современным языком, иконостас был хорош, и отступления были сделаны по просьбе устроительницы иконостаса. Все было хорошо, только образ Марии Магдалины был сделан несоответственно условиям церковных изображений св. икон. К XX веку этот придел не сохранился.

В 1888 г. Рязанские епархиальные ведомости в хронике сообщали об освящении возобновленного Богоявленского храма Спасского мужского монастыря. Это событие происходило 16 октября. Божественную литургию совершал высокопреосвященный Феоктист, архиепископ Рязанский и Зарайский и Феодосий – викарий, епископ Михайловский.

В связи с храмом находится шатровая колокольня, на котором было 6 колоколов. На двух из них были надписи. На одном: «лета 7155 (1647) слит сей колокол, при державе государя царя и великого князя Алексея Михайловича, Всея России, и лил тот колокол ко Всемилостивому Спасу, что на Рязани, в городе, коломенский епископ Рафаил, по своим родителям в вечной помин, с своим сыном тоя же обители Архимандритом Боголепом». Эта надпись была на самом большом колоколе, который, как говорят, отличался особенной звонкостью. На втором среднем колоколе надпись гласила « лета 7149 (1641) приложил сей колокол в монастырь Спасу Вседержителю старец Иона, прозвище Журавль». Эти колокола были сняты после революции 1917 года. Стал их звон якобы мешать трудовому люду в беспокойном XX веке.

Мало кто знает, что в монастыре во второй половине XVII века была еще церковь над монастырскими вратами во имя Варлаама Хутынского, Новгородского чудотворца, которая была освящена 17 июня 1679 года митрополитом московским Иосифом. Существовала она недолго, так, как из истории известно, что когда в 1692 году обрушился Успенский собор, то пострадала и Варлаамовская церковь. И уже более не возобновлялась.
После революции в Богоявленском храме находились различные организации, а с 60-годов там размещается архив ЗАГС.

В 2007 году были монастырю возвращены Спасо-Преображенский собор и Богоявленский храм, но располагавшиеся архивы в этих храмах реально покинули эти помещения год спустя. Богоявленский храм, переданный церкви в аварийном разрушающемся состоянии, пока еще находится в стадии аварийно-спасательных реставрационных работ.

http://www.ryazeparh.ru


Елена Григорьева
 
Елена Григорьева  15 августа 2020

Между Успенским и Спасо-Преображенским соборами стоит изящная Богоявленская церковь, около 1647 года постройки. Она выполнена в типе посадского пятиглавого, бесстолпного храма с трапезной и шатровой колокольней и представляет собой образец раннего московского барокко. В XVIII в. её главы были изменены.

В 2008-2017 г.г. были проведены реставрационные работы по фасадам, барабанам и главкам.

Информация с сайта Министерства культуры Российской Федерации, http://www.mkrf.ru


Марина Зуйкова  9 октября 2020

Церковь Богоявления была построена до 1647 г. Она заменила сгоревший одноимённый храм, упоминавшийся ещё в 1626 г. Некоторые элементы этого более раннего каменного храма (в т. ч. подклет под трапезной, датируемый И.В. Ильенко 16 веком) были включены в существующую постройку. В 17 в. с северной стороны существовало каменное со сводами крыльцо, имевшее два лестничных марша: один вёл вниз в подклет, другой – вверх в трапезную (следы крыльца сохранились на северном фасаде). В 1647 г. в трапезной был освящен южный придел Покрова (ранее эта дата ошибочно считалась датой постройки храма). Первоначально придел имел полукруглую апсиду, был перекрыт коробовым сводом с конхой и, очевидно, имел свою главу (в 19 в. свод был полностью разобран и заменен на плоское перекрытие). В северо-западном углу трапезной была печь (заменена в 19 в.). Западный притвор храма также выстроен в 17 в. (западный вход – ныне главный, переложен в 19 в.). К южной стене притвора первоначально примыкали еще три хозяйственных помещения или палаты, неоднократно упоминаемые в монастырских ведомостях (хлебная, кухня и квасоварня), образуя в плане длинный выступ в южном направлении (разобраны в нач. 20 в.). От хлебной палаты на южном фасаде притвора видны заложенные стенные ниши, а на западном фасаде трапезной – следы примыкания сводов. В 1-й пол. 18 в. были переделаны главы церкви. В 1757 г., в связи с возведением монастырской ограды, заложен северный портал четверика.

В 1763 г. храм сильно пострадал от пожара, сгорел иконостас и вскоре был устроен новый. Стены трапезной во многих местах были переложены. В 1779 г. был устроен северный придел Иоанна Богослова (на средства статского советника Михаила Кирилловича Васильева). Позднее на его западной стене заложили выход наружу. В кон. 18 или нач. 19 в. северное крыльцо, ведшее в подклет и трапезную, разобрали и вместо него пристроили новый лестничный тамбур с односкатной крышей. В 1848 г. иконостас обновили на средства купца Фёдора Прокопьевича Филатова, тогда же на средства купца Ивана Васильевича Осминина перестроен Покровский придел. В 1853 г. перестроили придел Иоанна Богослова (на средства Аполлонии Осиповны Почтеновой). До 1893 г. этот придел был упразднён. В 19 в. разобрали свод трапезной (предположительно сомкнутый с распалубками над проемами) и коробовый свод западного притвора. Тогда же были почти полностью разобраны стена с порталом между трапезной и четвериком и алтарная стена с тремя арками. Вместо них устроили две большие подпружные арки. В советское время пространство храма было перегорожено, в стенах пробили новые проёмы. Реставрация нач. 21 в. (авторы проекта И.Д. Любимова, Е.Г. Одинец) устранила эти поздние искажения. Были также частично воссозданы наличники и фрагменты портала на северной стене.

Богоявленская церковь представляет большой интерес, как очень ранний и нетипичный для монастырских храмов тип трёхчастной церкви с осевой композицией (характерный для посадской архитектуры). Живописный силуэт храма оживляет панораму Кремля, оттеняя изяществом своих форм монументальность соседних построек. Несложный фасадный декор выполнен в духе узорочья. В объёмной композиции доминируют, дополняя друг друга, двусветный четверик с ложным пятиглавием и трёхъярусная шатровая колокольня. Глухие главки над четвериком, вытянутым по линии север-юг, опираются на постаменты из кокошников и увенчаны ажурными крестами на луковичках с перехватом. Мощные арки 8-гранного яруса звона колокольни над двумя четвериками несут высокий стройный шатёр с двумя рядами слухов в наличниках с треугольными фронтонами. Полукруглый алтарь и квадратная трапезная, расширенная к югу прямоугольным приделом, намного ниже четверика. Стены кубического объёма храма по углам закреплены лопатками и завершены кокошниками (по 3 с севера и юга, по 4 с запада и востока) с киотами. Все киоты прямоугольные, только в 3-м восточном и в среднем северном кокошниках – трёхлопастные. Наличники нижнего яруса окон завершает килевидное заострение над гладкими колонками по сторонам узкого арочного проёма. У верхних окон колонки наличников наборные. На северном фасаде окна разделяет лопатка, не доходящая вверху до карнизной тяги. Северный портал со сбитым архивольтом украшен на лицевой стороне и откосах филёнками, профилированными по краю.

Внутри позднего западного притвора скрыт старый западный портал трапезной. Он фланкирован приставными колоннами на постаментах той же высоты, что и импосты на абаках. Пространство храма под сомкнутым сводом соединено широкой аркой с алтарём. Очевидно, из-за слабого грунта рядом с огромным Успенским собором конху над алтарем Богоявленской церковь асимметрично пронизывают крест-накрест железные воздушные связи. Окно апсиды по оси храма включено в полукруглую нишу горнего места. В древней части оконные решётки прямые впропуск; в перестроенном приделе, перекрытом коробовым сводом, – с характерным раннепетровским рисунком (раппорт – крест с заострениями по вертикали и дугами с боков). Внутристенная лестница колокольни проходит рядом с палатой, перекрытой сомкнутым сводом с распалубками. Во 2-м ярусе аналогичная палата под сомкнутым сводом связана проходом с узким помещением без окон, над которым свод коробовый. Под трапезной находится одностолпная палата с центральным квадратным столбом, к которому сходятся рёбра свода. Палату освещают окна с очень крутым отливом, помещённые в глубокие ниши.

В основном объёме и трапезной сохранилась масляная академическая живопись школы Н.В. Шумова сер. – 2-й пол. 19 в., поновлённая в нач. 20 в. Также обнаружены незначительные остатки первоначальных росписей кон. 17 в., и клеевых росписей, сер. 18 в. (?). Фигурные композиции школы Шумова отличаются мягкостью полутонов, объёмностью и приглушённым колоритом. Относящиеся ко второму периоду растительные орнаменты напротив подчеркнуто декоративны и графичны. Свод основного объёма занимает изображение небес серо-голубого оттенка. На этом фоне, на восточном лотке помещена фигура сидящего и благословляющего обеими руками Саваофа с херувимами у ног и двумя коленопреклонёнными ангелами по сторонам. Свод отделён гризайльным профилированным карнизом на кронштейнах, между которыми свисают изящные полихромные цветочные гирлянды. Композиции и фигуры на стенах четверика помещены на серый фон, оживлённый орнаментальными вставками на песочно-жёлных фонах. Полосы подобных орнаментов заполняют все свободные части стен, арок, откосы окон, как четверика, так и трапезной. По сторонам утраченного иконостаса на восточной стене фрагментарно сохранились изображения двух святых в рост (возможно, московских митрополитов Ионы и Филиппа).

В центре западной стены размещена большая композиция «Преображение» в раме со скруглённым верхом, по сторонам от которой написаны ростовые фигуры московских митрополитов Петра и Алексея. Изображения святых на восточной и западной стенах заключены в простые прямоугольные профилированные гризайльные рамы. На северной и южной стенах размещены по пять полуфигур: по два евангелиста (один над другим) в простенках окон второго света и ниже, над окнами первого света, три святых в ряд. На северной стерне: евангелисты Иоанн и Лука, под ними – Григорий Великий, Аарон и Иаков брат Господень; на южной – Матфей и Марк (остальные не сохр.). Изображения святых помещены в разнообразные по формам гризайльные профилированные рамы. На северной стене частично раскрыт заложенный портал, в откосах которого видны фрагменты клеевой росписи под серо-сиреневый мрамор с прожилками, выполненной до 1757 г. На западном откосе окна на северной стене виден фрагмент стенописи 17 в. с изображением «горок» или имитирующий камень – темпера по левкасу.

На западной стене трапезной сохранилось изображение в рост фигуры Василия Рязанского, плывущего на мантии, заключённое в профилированную арочную гризайльную раму. На серо-синем фоне потолка маслом написаны парящие в небесах головки херувимов. По периметру потолка проходит полоса золотисто-охристого обрамления с штукатурными тягами, расписанными светло-зелёным и розовым тонами. Над окнами трапезной в медальонах были написаны по две полуфигуры святых, из которых частично видно изображение князя Владимира. Между медальонами размещены полихромные декоративные вставки с растительными орнаментами на песочно-жёлтом фоне.

http://svodokn.ru/object/107868178?open=true



Комментарии и обсуждение


На южном фасаде уже восстанавливают окна подклета.
8 сентября 2014.