Церковь Богоявления была построена до 1647 г. Она заменила сгоревший одноимённый храм, упоминавшийся ещё в 1626 г. Некоторые элементы этого более раннего каменного храма (в т. ч. подклет под трапезной, датируемый И.В. Ильенко 16 веком) были включены в существующую постройку. В 17 в. с северной стороны существовало каменное со сводами крыльцо, имевшее два лестничных марша: один вёл вниз в подклет, другой – вверх в трапезную (следы крыльца сохранились на северном фасаде). В 1647 г. в трапезной был освящен южный придел Покрова (ранее эта дата ошибочно считалась датой постройки храма). Первоначально придел имел полукруглую апсиду, был перекрыт коробовым сводом с конхой и, очевидно, имел свою главу (в 19 в. свод был полностью разобран и заменен на плоское перекрытие). В северо-западном углу трапезной была печь (заменена в 19 в.). Западный притвор храма также выстроен в 17 в. (западный вход – ныне главный, переложен в 19 в.). К южной стене притвора первоначально примыкали еще три хозяйственных помещения или палаты, неоднократно упоминаемые в монастырских ведомостях (хлебная, кухня и квасоварня), образуя в плане длинный выступ в южном направлении (разобраны в нач. 20 в.). От хлебной палаты на южном фасаде притвора видны заложенные стенные ниши, а на западном фасаде трапезной – следы примыкания сводов. В 1-й пол. 18 в. были переделаны главы церкви. В 1757 г., в связи с возведением монастырской ограды, заложен северный портал четверика.
В 1763 г. храм сильно пострадал от пожара, сгорел иконостас и вскоре был устроен новый. Стены трапезной во многих местах были переложены. В 1779 г. был устроен северный придел Иоанна Богослова (на средства статского советника Михаила Кирилловича Васильева). Позднее на его западной стене заложили выход наружу. В кон. 18 или нач. 19 в. северное крыльцо, ведшее в подклет и трапезную, разобрали и вместо него пристроили новый лестничный тамбур с односкатной крышей. В 1848 г. иконостас обновили на средства купца Фёдора Прокопьевича Филатова, тогда же на средства купца Ивана Васильевича Осминина перестроен Покровский придел. В 1853 г. перестроили придел Иоанна Богослова (на средства Аполлонии Осиповны Почтеновой). До 1893 г. этот придел был упразднён. В 19 в. разобрали свод трапезной (предположительно сомкнутый с распалубками над проемами) и коробовый свод западного притвора. Тогда же были почти полностью разобраны стена с порталом между трапезной и четвериком и алтарная стена с тремя арками. Вместо них устроили две большие подпружные арки. В советское время пространство храма было перегорожено, в стенах пробили новые проёмы. Реставрация нач. 21 в. (авторы проекта И.Д. Любимова, Е.Г. Одинец) устранила эти поздние искажения. Были также частично воссозданы наличники и фрагменты портала на северной стене.
Богоявленская церковь представляет большой интерес, как очень ранний и нетипичный для монастырских храмов тип трёхчастной церкви с осевой композицией (характерный для посадской архитектуры). Живописный силуэт храма оживляет панораму Кремля, оттеняя изяществом своих форм монументальность соседних построек. Несложный фасадный декор выполнен в духе узорочья. В объёмной композиции доминируют, дополняя друг друга, двусветный четверик с ложным пятиглавием и трёхъярусная шатровая колокольня. Глухие главки над четвериком, вытянутым по линии север-юг, опираются на постаменты из кокошников и увенчаны ажурными крестами на луковичках с перехватом. Мощные арки 8-гранного яруса звона колокольни над двумя четвериками несут высокий стройный шатёр с двумя рядами слухов в наличниках с треугольными фронтонами. Полукруглый алтарь и квадратная трапезная, расширенная к югу прямоугольным приделом, намного ниже четверика. Стены кубического объёма храма по углам закреплены лопатками и завершены кокошниками (по 3 с севера и юга, по 4 с запада и востока) с киотами. Все киоты прямоугольные, только в 3-м восточном и в среднем северном кокошниках – трёхлопастные. Наличники нижнего яруса окон завершает килевидное заострение над гладкими колонками по сторонам узкого арочного проёма. У верхних окон колонки наличников наборные. На северном фасаде окна разделяет лопатка, не доходящая вверху до карнизной тяги. Северный портал со сбитым архивольтом украшен на лицевой стороне и откосах филёнками, профилированными по краю.
Внутри позднего западного притвора скрыт старый западный портал трапезной. Он фланкирован приставными колоннами на постаментах той же высоты, что и импосты на абаках. Пространство храма под сомкнутым сводом соединено широкой аркой с алтарём. Очевидно, из-за слабого грунта рядом с огромным Успенским собором конху над алтарем Богоявленской церковь асимметрично пронизывают крест-накрест железные воздушные связи. Окно апсиды по оси храма включено в полукруглую нишу горнего места. В древней части оконные решётки прямые впропуск; в перестроенном приделе, перекрытом коробовым сводом, – с характерным раннепетровским рисунком (раппорт – крест с заострениями по вертикали и дугами с боков). Внутристенная лестница колокольни проходит рядом с палатой, перекрытой сомкнутым сводом с распалубками. Во 2-м ярусе аналогичная палата под сомкнутым сводом связана проходом с узким помещением без окон, над которым свод коробовый. Под трапезной находится одностолпная палата с центральным квадратным столбом, к которому сходятся рёбра свода. Палату освещают окна с очень крутым отливом, помещённые в глубокие ниши.
В основном объёме и трапезной сохранилась масляная академическая живопись школы Н.В. Шумова сер. – 2-й пол. 19 в., поновлённая в нач. 20 в. Также обнаружены незначительные остатки первоначальных росписей кон. 17 в., и клеевых росписей, сер. 18 в. (?). Фигурные композиции школы Шумова отличаются мягкостью полутонов, объёмностью и приглушённым колоритом. Относящиеся ко второму периоду растительные орнаменты напротив подчеркнуто декоративны и графичны. Свод основного объёма занимает изображение небес серо-голубого оттенка. На этом фоне, на восточном лотке помещена фигура сидящего и благословляющего обеими руками Саваофа с херувимами у ног и двумя коленопреклонёнными ангелами по сторонам. Свод отделён гризайльным профилированным карнизом на кронштейнах, между которыми свисают изящные полихромные цветочные гирлянды. Композиции и фигуры на стенах четверика помещены на серый фон, оживлённый орнаментальными вставками на песочно-жёлных фонах. Полосы подобных орнаментов заполняют все свободные части стен, арок, откосы окон, как четверика, так и трапезной. По сторонам утраченного иконостаса на восточной стене фрагментарно сохранились изображения двух святых в рост (возможно, московских митрополитов Ионы и Филиппа).
В центре западной стены размещена большая композиция «Преображение» в раме со скруглённым верхом, по сторонам от которой написаны ростовые фигуры московских митрополитов Петра и Алексея. Изображения святых на восточной и западной стенах заключены в простые прямоугольные профилированные гризайльные рамы. На северной и южной стенах размещены по пять полуфигур: по два евангелиста (один над другим) в простенках окон второго света и ниже, над окнами первого света, три святых в ряд. На северной стерне: евангелисты Иоанн и Лука, под ними – Григорий Великий, Аарон и Иаков брат Господень; на южной – Матфей и Марк (остальные не сохр.). Изображения святых помещены в разнообразные по формам гризайльные профилированные рамы. На северной стене частично раскрыт заложенный портал, в откосах которого видны фрагменты клеевой росписи под серо-сиреневый мрамор с прожилками, выполненной до 1757 г. На западном откосе окна на северной стене виден фрагмент стенописи 17 в. с изображением «горок» или имитирующий камень – темпера по левкасу.
На западной стене трапезной сохранилось изображение в рост фигуры Василия Рязанского, плывущего на мантии, заключённое в профилированную арочную гризайльную раму. На серо-синем фоне потолка маслом написаны парящие в небесах головки херувимов. По периметру потолка проходит полоса золотисто-охристого обрамления с штукатурными тягами, расписанными светло-зелёным и розовым тонами. Над окнами трапезной в медальонах были написаны по две полуфигуры святых, из которых частично видно изображение князя Владимира. Между медальонами размещены полихромные декоративные вставки с растительными орнаментами на песочно-жёлтом фоне.
http://svodokn.ru/object/107868178?open=true