Стоит на бровке крутого правого берега р. Трубеж, у излучины рядом с кремлёвским холмом. Одноимённый деревянный храм с приделом Параскевы-Пятницы стоял здесь ещё в 1626 г. Он сгорел в 1685 г. и был заменён другой деревянной церковью. Нынешний каменный храм с колокольней построили в 1695 г. на средства стольника И.И. Вердеревского (одновременно на его же деньги возводились храмы Троицкого монастыря на окраине Рязани). Вероятно, в 1-й пол. 19 в. заложили южный вход в храм и расширили окна. Тогда же переложили карниз алтаря и сменили его покрытие на сфероидное. В кон. 19 в. церковь неоднократно поновляли. Вокруг территории храма в нач. 20 в. появилась металлическая сквозная ограда с кирпичными столбами. В 1904 г. был построен дом причта. В советское время храм был закрыт, ограда уничтожена. В 3-й четв. 20 в. фасадам храма вернули первоначальный облик с мелкими окнами в колончатых наличниках под килевидными очельями. В кон. 20 – нач. 21 вв. с запада к колокольне пристроили высокий кирпичный тамбур с килевидным фронтоном, стилизованный под русский стиль кон. 19 в. Тогда же храм был довольно грубо поновлён, на стенах появились мозаики, кровля и главы заменены титановыми. Кирпичные стены церкви оштукатурены и окрашены с выделением деталей тёмным тоном.
Одно из самых заметных допетровских сооружений, за пределами рязанского Кремля. Хорошо обозримая и с главной дороги в Кремль, и из долины реки Трубеж, церковь Спаса на Яру занимает исключительно выгодное место в городском ландшафте. Принадлежит к типу трёхчастных посадских церквей. Здание отличают выразительный силуэт и нарядный декор в духе узорочья. К западу от церкви (№14) сохранился дом причта (№12).
Главный объём храма и трапезная, вытянутые с севера на юг, равны по ширине полукруглому алтарю. На оси здания с запада возведена колокольня с высоким глухим восьмериком под арками звона и с изящным шатром, прорезанным в два ряда слухами. Двусветный четверик храма завершён пятиглавием. Глухие круглые барабаны пяти маковичных глав возведены на квадратных постаментах с кокошниками по странам света и украшены аркатурно-колончатым поясом. Ступенчатый карниз с поребриком в основании, венчающий трапезную и алтарь, переходит на четверик храм, разделяя окна 1-го и 2-го света. Под карнизом главного четверика на северной и южной сторонах – по три килевидных кокошника, на остальных – по четыре. Все кокошники – и в основании глав, и под венчающим карнизом четверика – декорированы поребриком по дуге. Кокошники, завершающие стену, опираются на высокий фриз с листовидными выемками в ширинках. В южную стену храма, рядом с нижним окном, вмурована каменная плита конца 1730-х гг. с поминальным текстом.
Четверика храма перекрыт сомкнутым сводом с растянутой шелыгой. Над простенком верхних окон по северной и южной сторонам три голосника размещены по вершинам равнобедренного треугольника. В конху алтаря и полулотковый свод короткой трапезной врезаны распалубки. Над боковыми объёмами колокольни – новейшие подшивные перекрытия: в южном помещении – пологая пирамида наподобие уплощённого сомкнутого свода, в более длинном северном – подобие зеркального свода с высокими плоскими падугами.
Всё убранство интерьера относится к кон. 20 в. Необычны для этого времени скульптурные изображения святых, главный иконостас, мозаичный пол в храме. Деревянные фигуры Николы Можайского и Параскевы-Пятницы, исполненные в традициях народного искусства 17 века, установлены в нишах между проходами через восточную стену трапезной. Главный иконостас, с очень тонкой резьбой по дереву повторяет приёмы русского прикладного искусства 16 в. Мозаичный пол со смальтой по цементной основе украшен полихромными орнаментами и фигурами в духе византийских мозаик сер. 1-го тысячелетия. Перед амвоном на полу изображён лев, перед южным клиросом – рыбы, перед северным – голубь.
У юго-западного угла трапезной на земле уложены фрагменты надгробных белокаменных плит с рельефными фрагментами декора конца 16 – сер. 17 вв. На одной плите – веерная розетка; на другой – аркады из больших и малых перспективных арок, ограниченные сверху и снизу жгутами с «бриллиантовыми» цепочками; плетение вдоль прямолинейных канавок, огибающее бусины и переходящее в 8-конечную звезду со скруглёнными концами и вихревой розеткой в центре.
Одноэтажный дом причта в духе эклектики, завершённый пологой вальмовой кровлей, сильно вытянут поперёк оси церковного здания. Здание кирпичное, побеленное по фасадам с деревянной пристройкой на южном торце. На северном фасаде дома 4 окна, на восточном – 14. Окна заключены в прямоугольные ниши между огибающих лопаток. В подкарнизном фризе метопы с гладким полем разделены упрощёнными аттическими пилястрами.
Библиография: Добролюбов И.В. Историко-статистическое описание монастырей Рязанской епархии, ныне существующих и упразднённых, со списками их настоятелей за XVII, XVIII и XIX ст. и библиогр. указаниями. Т. 1. Зарайск, 1884. С. 23, 35; Рязанские епархиальные ведомости. 1892. С.176; Данилевский В.В. Русская техника. Изд. 2-е. Л., 1949. С. 405; Ильин М.А. Рязань. М., 1954. С. 71, 72, 135; Михайловский Е., Ильенко И. Рязань. Касимов. М., 1969. С. 94–95, 120, 123; Вагнер Г.К. Рязань. М., 1971. С. 27; Солодовников Д.Д. Переяславль Рязанский. Прошлое Рязани в памятниках старины. Рязань, 1995. С. 96, 97. Архивные источники: ГАРО. Ф. 4. Оп. 575. д. 89. (1904 г.).
http://svodokn.ru/object/107908274?open=true