Георгиевский собор занимает доминантное положение в центре архитектурного комплекса. Храм заложен в 1696 г. на средства ктитора монастыря – Стародубского полковника Михаила Миклашевского, а в 1701 г. завершен и освящен митрополитом Варлаамом Ясинским.
По архивным данным, ремонтные работы проводились в 1780, 1784, 1811, 1842 г.г. во время последнего ремонта восстановлена позолота на банях и, очевидно, закончена частичная раскраска интерьера (иконописец – священник И. Жолтонозский). Ремонт производился и в 1891 г., когда по проекту архитектора В. Николаева переделано завершение храма. В начале 1900-х годов центральная баня позолочена, а боковые покрыты голубой краской, поверх которой нанесены золотые звезды; стены внутри побелены. К входам пристроены тамбуры, из которых главный (западный) выполнен в металле.
В 1918 г. от взрыва на Печерске в алтарной стене появилась трещина, а в 1919 г. во время наступления на Киев красных войск Муравьева, была разбита снарядом треть свода главного купола. Баня была полностью переложена под руководством архимандрита Варлаама (Цивенко), последнего игумена в советское время.
25 ноября 1968 г. произошел крупный пожар, который уничтожил деревянные конструкции сооружения, кровлю и бани. Восстановление храма проведено в течение 1968-1969 г.г. под руководством Р. Быковой и при участии М. Говденко. Но, к сожалению, ремонтно-реставрационные работы не учитывали прошлого опыта, в частности, связанного с насыщением цветом фасадов (розетки) и позолотой (херувимы капителей), что обогащало архитектуру храма и соответствовало барочной традиции.
Выполнен в стиле барокко, Георгиевский собор представляет собой самый классический тип каменного крестообразного в плане храма. Пятиглавый девятикамерный храм с тремя входами и размещением в углах ветвей одноэтажных пристроек (кроме северо-западной двухэтажной пристройки, предназначенной для лестницы на верх храма). Объемно-пространственная структура собора состоит из пяти тесно поставленных граненных башен, высота которых намного больше ширины сооружения, что способствует созданию возвышенной вертикальной композиции. Основной объем плавно переходит в высокие, тесно поставленные бани, которые заканчиваются грушевидными с перехватом по низу верхами. Главный двенадцатигранный (с таким же количеством окон) подбанник установлен на подпружных арках и перекрыт сомкнутыми сводами. Высокие боковые подбанники – восьмигранные и поставлены на сомкнутом пирамидальном своде, выполненном в кирпиче по типу так называемых псевдосводов, сформированных напуском каждого из горизонтальных рядов кладки над предыдущим. По своему объемно-пространственному строению каменный Георгиевский собор приближен к формам украинской монументальной деревянной архитектуры.
Фасадные плоскости стен всех рукавов декорированы одинаково, их грани подчеркнуты пилястрами с раскрытым многоступенчатым карнизом. Пилястры завершены оригинальными капителями с "обратными" волютами и херувимами, которые во 2-й половине XIX в. были позолоченными.
Пространство собора хорошо освещается высокими, изящными по форме окнами, расположенными в боковых гранях рукавов. Они обрамлены подвесными колонками, которые пересекаются внизу подоконными группами, а вверху поддерживают треугольные фронтоны.
В центре граней рукавов размещены окна в виде напрестольного креста, выше которых фигурная филенка – щит со звездой (во 2-й половине XIX в. была позолоченной). Над входными порталами западного, северного и южного фасадов – колонные обрамления, внутри которых иконописные (обновленные в XIX в.) изображения XVIII в. св. Георгия (западный фасад), Благовещение (северный фасад) и чудеса св. Архистратига Михаила (южный фасад). Ниже от окна-креста на восточном фасаде – плоская ниша в обрамлении, завершенная треугольным сандриком – местом прежнего расположения храмовой иконы.
Оригинальный характер барочного декора родственен с формами московской архитектуры того времени, что объясняется усилением в этот период украинско-российских связей.
Гармоничному изяществу фасадов соответствует интерьер храма, в котором поражает высота полностью открытого пространства, что является характерным признаком украинской церковной архитектуры.
В свое время главным акцентом интерьера был грандиозный пятиярусный позолоченный иконостас (не сохранился) – великолепный образец резьбы и живописи XVIII века, который эффектно контрастировал с белым цветом стен, лишенных сплошного рисования. На стенах размещались только большие иконы-картины в узких изящных позолоченных рамах, среди которых был и нарисован в монастыре известный портрет основателя храма – полковника М. Миклашевского.
Впечатление от наполненного светом, жизнерадостного по гамме отделки интерьера усиливалось светлым мраморным полом шахматного рисунка, составленного из светло-серых и белых плит.
За изяществом архитектурных форм, безукоризненной пропорциональностью соотношения частей и целого и мастерством пластического решения декора рядом с блестящей интерпретацией в камне исконных сугубо национальных форм церковной деревянной архитектуры Георгиевский собор не имеет себе равных и является шедевром не только украинского, но и мирового зодчества.
«Памятники архитектуры и градостроительства Украины». – К.: «Техника», 2000 г., , перевод с украинского.