ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Киев. Успенская Киево-Печерская лавра. Церковь Николая Чудотворца.


Киев. Успенская Киево-Печерская лавра. Церковь Николая Чудотворца
Церковь. Не действует.  
Престолы:Николая Чудотворца
Год постройки:приблизительно 1650 - 1750.
Адрес:
Киев, ул. Лаврская, 9, корп. 26

Координаты: 50.435108, 30.554979
Проезд:на метро до остановки "Арсенальная", далее автобусом № 24, 25, 38ТР, 55, троллейбус 38 и маршрутном такси №470 до остановки "Киево-Печерская Лавра"





Успенская Киево-Печерская лавра. Церковь Николая Чудотворца, Слева надвратная Троицкая церковь<br>, Киев, Киев, город, Украина, Киевская область
Слева надвратная Троицкая церковь
Алексей Александров
1 августа 2012
Успенская Киево-Печерская лавра. Церковь Николая Чудотворца, , Киев, Киев, город, Украина, Киевская область
Михаил Владимиров
27 августа 2005
Успенская Киево-Печерская лавра. Церковь Николая Чудотворца, Так выглядел Никольский храм до закрытия Лавры большевиками<br>, Киев, Киев, город, Украина, Киевская область
Так выглядел Никольский храм до закрытия Лавры большевиками
Евгений Карпухин
1 февраля 1912
Успенская Киево-Печерская лавра. Церковь Николая Чудотворца, Купол. Источник: Лукомский Г.К. «Киев: церковная архитектура XI–XIX века; византийское зодчество; украинское барокко». Мюнхен, 1923 г.<br>, Киев, Киев, город, Украина, Киевская область
Купол. Источник: Лукомский Г.К. «Киев: церковная архитектура XI–XIX века; византийское зодчество; украинское барокко». Мюнхен, 1923 г.
Елена Григорьева
1 июня 1900
Успенская Киево-Печерская лавра. Церковь Николая Чудотворца, Фасад. Источник: Лукомский Г.К. «Киев: церковная архитектура XI–XIX века; византийское зодчество; украинское барокко». Мюнхен, 1923 г.<br>, Киев, Киев, город, Украина, Киевская область
Фасад. Источник: Лукомский Г.К. «Киев: церковная архитектура XI–XIX века; византийское зодчество; украинское барокко». Мюнхен, 1923 г.
Елена Григорьева
1 июня 1900
Успенская Киево-Печерская лавра. Церковь Николая Чудотворца, , Киев, Киев, город, Украина, Киевская область
Алексей Кротов
5 января 2013
Успенская Киево-Печерская лавра. Церковь Николая Чудотворца, , Киев, Киев, город, Украина, Киевская область
Алексей Кротов
5 января 2013



Карта и ближайшие объекты


Приблизить
Отдалить
Развернуть



Статьи


Дмитрий Филиппов  15 июня 2008

Слева от главного входа в уютном дворике стоит небольшая церковь св.Николая. Основание ее также связано с именем Черниговского князя Святослава Давидовича (в 1106-1108 гг. на его средства была построена Троицкая надвратная церковь). Именно он основал в этот период больницу для больных монахов. Со временем эта больница вошла в состав Никольского монастыря (он в те времена назывался Троицким). Возможно, именно в этот период была построена деревянная Никольская церковь, однако свдений о времени ее сооружения, как и других деревянных построек, не сохранилось. Не известно, кто ее построил - или монахи Киево-Печерского монастыря, в честь их брата-благодетеля или сам князь в честь его святого покровителя - Николая Мирликийского.

Впервые о деревянной церкви упоминается в 1462 г. На ее месте в XVII ст. была построена каменная церковь, которая сохранилась по сей день. Ее стены украшены пилястрами, окна обрамлены профилированными наличниками. Небольшую башню - апсиду завершает двухъярусный грушевидной формы купол с золотыми звездами на синем фоне и с позолоченным литым голубем, сидящем на кресте. Барабан купола декорирован лепным растительным орнаментом и пояском из цветных керамических розеток. Крыша двухскатная, с заломом. Окон - 16, восемь в барабане, пять - в апсиде, три - на южной стене храма. В плане строение трехкамерное, состоит из церкви, притвора и трапезной. Все это предает церкви легких грациозных форм, типичных для украинского барокко. Высота церкви 16,5 м. Интерьер церкви украшал трехъярусный, вырезанный из липового дерева, позолоченный иконостас. Основным декоративным элементом был рокайль - художественно украшенная стилизованная черепашка. Иконостас выполнил в 1780 г. киевский сницарь А.С.Здарилковский. Иконы писали лаврские художники под руководством З.П.Голубовского.

В 1802 г. известным киевским мастером золотых дел С.И.Стрельбицким для иконостаса были сделаны серебряные царские врата. В 1878 г. для престола церкви Варшавская фирма Фраже изготовила мельхиоровый позолоченный оклад. С севера к церкви примыкают пристройки XVIII-XIX столетий: ризница, пономарня, диаконник. Тогда же к западной стене пристроили Трапезную. В 1768 г. возводится колокольня Никольского трапезного храма. И только с востока и юга церковь сохранила свой первоначальный вид. Над первым этажом в 1861 г. был надстроен второй этаж, где разместилась больничная церковь - "Утоли мои печали". Но это очень исказило вид сооружения. Такой церковь оставалась до немецко-фашистской оккупации Киева, во время которой она была разрушена. В 1958 г. по проекту архитектора Е.М.Пламеницкой памятник реставрирован, ему возвращены первоначальные архитектурные формы. В 1982 г. на фасаде церкви установлена бронзовая доска с барельефом прп. Агапита, на память о первом лекаре Киевской Руси. Сейчас здесь находится лекторий Национального Киево-Печерского историко-культурного заповедника.


Елена Григорьева
 
Елена Григорьева  24 августа 2020

Трапезная церковь Больничного монастыря в составе Киево-Печерской лавры. Памятник архитектуры конца XVII - начала XVIII в.в. Первым упоминанием о храме считают приписку Касиана в рукописи Киево-Печерского патерика 1462 г., но она может иметь и другое толкование. Более вероятно, что деревянная церковь была основана в начале XVII в. На плане 1638 г. она изображена вытянутым сооружением, состоящим из трех частей: церкви, трапезной палаты и больницы. Церковь завершена шатровым куполом, посредине крыши фронтон ступенчатых готических очертаний. Во время реставрации выяснилось, что одна из внутренних стен существующего здания стоит на фундаменте каменной монастырской ограды XII в.

Каменная церковь сооружена около 1700 г. по обычной схеме украинских трапезных - к трапезной палате с востока прилегает граненый алтарь, завершенный куполом, а с запада - притвор. После пожара 1718 г. с запада прибавили больничную палату, а с севера - граненый тамбур при входе в пономарню. Обработка фасадов характерна для "мазепинского" барокко, граненый барабан покрыт орнаментальной лепкой. Голубой купол покрыт золотыми звездами и увенчан крестом с золотым голубем на нем (символ Святого Духа).

1780 годом датировался не сохранившийся иконостас работы киевского резчика Андрея Здорилковского. Серебряные царские врата к нему выполнил в 1802 г. известный киевский ювелир Самсон Стрельбицкий. Оклад престола был изготовлен в 1878 г. Во второй половине XIX в. здание было искажено надстройкой второго этажа над палатой. Во время Второй мировой войны Никольская церковь очень пострадала от пожара. В 1956-1958 г.г. она отреставрирована архитектором Евгенией Пламеницкой в формах XVIII в., поздние надстройки разобраны.

Сейчас храм является составной частью Киево-Печерского заповедника.

http://churchs.kiev.ua


Елена Григорьева
 
Елена Григорьева  12 октября 2022

Церковь каменная, одноэтажная, является частью больничного корпуса. Главный купол образован сомкнутым восьмичастным сводом, завершается барочной грушеобразной главой. Живопись новая, мозаики нет. Иконостас деревянный, резной, крашеный и золоченый, в три яруса. Царские врата из серебра, на них шесть серебряных окон.

Лукомский Г.К. «Киев: церковная архитектура XI-XIX века; византийское зодчество; украинское барокко». Описание некоторых церквей (Составлено по материалам церковных описей выполненных архитектурной секцией «отдела искусств» Народного комиссариата просвещения в 1919 г.). - Мюнхен, 1923 г.


Елена Григорьева
 
Елена Григорьева  29 декабря 2023

Больничный монастырь

В бытность свою князем Святослав Давидович, помимо церкви, основал Больничный монастырь в составе Киево-Печерской лавры, хотя и с собственным игуменом. Ранее нищие, больные и калеки находили приют в странноприимном доме с большой гостиницей, предназначенной для здоровых богомольцев. Устроенный Феодосием, он поглощал десятую часть монастырских доходов, хотя благотворительность братии этим не ограничивалась: каждую субботу из ворот Больничного монастыря выезжала повозка с хлебом для заключенных городских тюрем.

Больница лавры была одним из первых лечебных учреждений Древней Руси. Монахи ухаживали за пациентами, лечили которых лучшие врачи своего времени, владевшие методами греческой и восточной медицины. К сожалению, летописцы не сообщили имен даже самых знаменитых «лечцов». Первым наименованным русским врачом стал печерский инок Агапит (?–1095), «безмездно» исцелявший молитвой и зельем всех, кто смог добраться до ворот обители. Сам преподобный был родом из Киева, но никогда не покидал монастыря, исполняя обет, данный умирающему Антонию. Одновременно с ним в Киеве практиковал некий армянин, беглым взглядом определявший степень болезни и день кончины человека. Однажды он предсказал скорую смерть знатному боярину, но тот получил исцеление от Агапита. В житии печерского врача сказано, что «он претерпел много скорбей от завистливого армянина, который хотел его отравить, но Господь хранил своего угодника, и яд не вредил ему».

По преданию, Агапит сумел вылечить тяжелобольного Владимира Мономаха, которого армянин пользовал без малейшего успеха. Не чувствуя облегчения, тогда еще черниговский владыка послал гонца в лавру, но получил лишь «вареное былие», поскольку врач не мог выйти за ворота. После выздоровления князь пожелал лично отблагодарить спасителя, однако святой отец не вышел к князю и даже не принял даров. В старинных рукописях Агапита изображали стоящим на фоне лекарственных растений. Если заболевал кто-либо из братии, он приходил к хворому и самоотверженно ухаживал за ним, предлагая выпить отвары, которые готовил и принимал сам. К монастырскому лекарю обращались за помощью многие миряне. Рассказывали, что одному обреченному помогли преподнесенные с молитвой остатки монастырской трапезы.

После долгих лет бескорыстного труда Агапит Печерский мирно почил в своей келье, был погребен в Ближних пещерах и канонизирован по истечении положенного срока. После его смерти армянин обратился в православную веру и постригся в монахи. Этот безымянный медик упомянут в Киево-Печерском патерике наряду с Петром Сирианиным – личным врачом князя Николая Святоши. Судя по прозвищу, «лечец вельми хитрый» прибыл с востока, видимо, был образован и пользовал научными средствами.

В лаврской больнице лечили не только травами. Изначально медикаменты доставлялись из Египта, где в 990 году обучался княжеский медик Иоанн Смера. Помощь духовная снисходила на больных в Никольской церкви, устроенной на территории Больничного монастыря и впервые описанной в источниках 1462 года. Первоначальный вид храма неизвестен, поскольку нынешнее здание построено во второй половине XVII века. Его архитектура повторяет типичные формы своего времени: башнеобразная апсида, двухъярусный купол с золотыми звездами на синем фоне. Многогранный барабан купола украшен лепным узором и тонким поясом из цветных керамических розеток. Нижняя часть фасадов декорирована пилястрами, а окна по традиции обрамлены наличниками.

В 1780 году в Никольской церкви появился позолоченный иконостас, вырезанный из липы киевским мастером А.С. Здарилковским и расписанный иноком Захарием. Торжественность интерьеру придавали Царские врата из чистого серебра работы мастера С.И. Стрельбицкого. В конце XIX столетия в храме Больничного монастыря появилась новая драгоценность – оклад для престола из мельхиора с позолотой, изготовленный работниками фирмы Фраже по заказу игумена. В отличие от Успенского собора во время Второй мировой войны Никольская церковь почти не пострадала. Мелкие повреждения были исправлены достаточно быстро, здание предстало в первозданной красоте и остается таковым более двух столетий.

По материалам книги Елены Грицак «Памятники древнего Киева». - М.: «Вече», 2004 г.



Комментарии и обсуждение


Храм недействующий. Роспись и иконостас не сохранились. Доступа нет и используется как склад.
11 декабря 2011, Евгений Карпухин.