ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Киев. Выдубицкий монастырь. Церковь Михаила Архангела.


Киев. Выдубицкий монастырь. Церковь Михаила Архангела
Церковь. Действует.  
Престолы:Михаила Архангела
Год постройки:Между 1070 и 1769.
Адрес:
Украина, Киев, ул. Выдубицкая, 40.

Координаты: 50.416777, 30.569083
Проезд:маршрутным такси № 193 до остановок "Выдубицкое озеро" или "улица Выдубицкая"





Сортировка:

Выдубицкий монастырь. Церковь Михаила Архангела, , Киев, Киев, город, Украина, Киевская область
Игорь Копица
25 июля 2011
Выдубицкий монастырь. Церковь Михаила Архангела, , Киев, Киев, город, Украина, Киевская область
Данко
1 мая 2008
Выдубицкий монастырь. Церковь Михаила Архангела, , Киев, Киев, город, Украина, Киевская область
Игорь Копица
25 июля 2011
Выдубицкий монастырь. Церковь Михаила Архангела, , Киев, Киев, город, Украина, Киевская область
Юлия
16 декабря 2009
Выдубицкий монастырь. Церковь Михаила Архангела, , Киев, Киев, город, Украина, Киевская область
Елена Громакова
1 февраля 2007
Выдубицкий монастырь. Церковь Михаила Архангела, Источник: Логвин Г.Н. «Украина и Молдавия». – М.: «Искусство», 1982 г.<br>, Киев, Киев, город, Украина, Киевская область
Источник: Логвин Г.Н. «Украина и Молдавия». – М.: «Искусство», 1982 г.
Елена Григорьева
1 июня 1960
Выдубицкий монастырь. Церковь Михаила Архангела, Фото 1943 г. с аукциона e-bay.de<br>, Киев, Киев, город, Украина, Киевская область
Фото 1943 г. с аукциона e-bay.de
Михаил Мещанинов
10 июня 1943
Выдубицкий монастырь. Церковь Михаила Архангела, Фото 1943 г. с аукциона e-bay.de<br>, Киев, Киев, город, Украина, Киевская область
Фото 1943 г. с аукциона e-bay.de
Михаил Мещанинов
16 января 1943
Выдубицкий монастырь. Церковь Михаила Архангела, Фрагмент южного фасада. Источник: Лукомский Г.К. «Киев: церковная архитектура XI–XIX века; византийское зодчество; украинское барокко». Мюнхен, 1923 г.<br>, Киев, Киев, город, Украина, Киевская область
Фрагмент южного фасада. Источник: Лукомский Г.К. «Киев: церковная архитектура XI–XIX века; византийское зодчество; украинское барокко». Мюнхен, 1923 г.
Елена Григорьева
1 июня 1900
Выдубицкий монастырь. Церковь Михаила Архангела, Купол. Источник: Лукомский Г.К. «Киев: церковная архитектура XI–XIX века; византийское зодчество; украинское барокко». Мюнхен, 1923 г.<br>, Киев, Киев, город, Украина, Киевская область
Купол. Источник: Лукомский Г.К. «Киев: церковная архитектура XI–XIX века; византийское зодчество; украинское барокко». Мюнхен, 1923 г.
Елена Григорьева
1 июня 1900



Карта и ближайшие объекты


Приблизить
Отдалить
Развернуть



Статьи


Т.  14 апреля 2014

Главным храмом монастыря была церковь Св. Михаила. Чтобы спасти монастырский храм от оползней, в 1199 г. мастер Милонег-Петр соорудил по заказу Рюрика Ростиславича грандиозную подпорную стену.

Старый монастырский собор Чуда архангела Михаила в Хонах все-таки обрушился в Днепр в середине XVI века. В 1555 году его отстроил игумен Климентий Старушич. В 1637 году Петр Могила возвратил монастырь православной митрополии и снова отреставрировал древнюю Михайловскую церковь.

Источник: Монастыри и храмы Киева


Елена Григорьева
 
Елена Григорьева  11 октября 2022

Церковь основана в 1071 г. Построенная на утёсе вблизи днепровского берега. Она, по преданию, в 1181 г. обрушилась, но была в скором времени восстановлена. Сохранились прекрасно стены древней кладки. В середине XVII в. обновлена и украшена митрополитом Петром Могилой.

Храм каменный, двухэтажный; в первом этаже – церковь чуда архистратига Михаила; во втором – Благовещения Пресвятой Богородицы.

Световой барабан купола начала XVIII века снаружи украшен тройными пилястрами с подчеркнутыми завитками ионических капителей; барочные фронтоны окон прекрасно заполняют свободное поле стены между пилястрами. Купол перекрыт железной кровлей, окрашенной в синий цвет с золочеными звездами.

Лестница на второй этаж древняя, каменная, винтовая, византийско-романского типа. Снаружи храм оштукатурен и обелен известью. С северной стороны, по древней штукатурке, надпись весьма слабого рельефа, неразборчивая. Живопись в храме подновленная, не представляющая интереса, мозаики нет.

Иконостасы и царские врата как в первом, так и во втором этаже – деревянные, резные, золоченые.

Лукомский Г.К. «Киев: церковная архитектура XI-XIX века; византийское зодчество; украинское барокко». Описание некоторых церквей (Составлено по материалам церковных описей выполненных архитектурной секцией «отдела искусств» Народного комиссариата просвещения в 1919 г.). - Мюнхен, 1923 г.


Елена Григорьева
 
Елена Григорьева  18 ноября 2022

Михайловская церковь сооружена в 1070-х г.г. князем Всеволодом, сыном Ярослава Мудрого. Сохранилась её западная часть с нартексом на высоту до начала сводов. Ленточные фундаменты шириной 1,7 м составлены из бутового камня на известково-песчаном растворе. В их нижней части было положено 2–3 ряда деревянных брусьев. Сверху фундаменты были покрыты слоем раствора и нанесены графией контуры, по которым строили стены толщиной 1,1 м. Кладка – «со скрытым рядом», в которой каждый второй ряд плинфы несколько углублен и закрыт известково-цемянковым строительным раствором. В кладке много камней небольшого размера, ряды его выходят и на поверхность стен. Снаружи постройка была покрыта светлой известково-цемянковой штукатуркой, остатки которой еще недавно можно было видеть на южной стене нартекса. Первоначальное было трехнавным крестовобанным сооружением с нартексом. В ходе исследований 1972–1973 г.г. был найден фрагмент фундаментов северной апсиды, что позволило реконструировать триапсидную восточную часть церкви. Она была такой же, как и в других киевских достопримечательностях, и не имела дополнительного поперечного членения, как предполагал М. Каргер.

Размеры древней церкви в плане – около 28х15 м, ширина среднего нефа 6,2 м, боковых – 2,5 м. Над нартексом и крайними западными частями боковых навысот ок. 7 м расположены хоры, открывающиеся в центральное пространство широкими арочными отверстиями. В северной части нартекса расположена лестничная башня. Поскольку ширина бокового нефа была недостаточной для устройства башни, мастер выдвинул ее объем за пределы нартекса двугранным ризалитом на северном фасаде. В южном участке нартекса была усыпальница. Между южным и западным рукавами пространственного архитектурного креста на хорах сохранился парус. Это позволяет считать, что церковь имела еще четыре меньших купола, то есть была, как и остальные великокняжеские церкви Киева 11 в., пятибанной. С севера и юга в церковь были пристроены две часовни-усыпальницы, из которых южная – одновременная с церковью, а северная построена чуть позже.

Интерьер храма был украшен фресковыми росписями, пол выложен шиферными плитами и смальтой зеленого, желтого, вишневого, черного и белого цветов, которые создавали геометрические орнаменты. Фасады храма украшали плоские уступчатые ниши, в которых, вероятно, были фресковые росписи, а на фоне светлой штукатурки выделялись горизонтальные линии шиферных карнизов, проходившие в пятках арочных проемов окон и в основе закомаров лестничной башни.

В 16 в. восточная часть церкви рухнула вместе с краем холма, на котором она стоит. В середине 17 в. церковь восстановили, к ней пристроили деревянный срубный алтарь с востока, вся она была оштукатурена и побелена. После пожара 1760 г. архитектор М. Юрасов частично достроил ее северную и южную стены и соорудил каменную апсиду, свод и верх. Изнутри церковь была поделена перекрытием на два яруса. На втором этаже была устроена Благовещенская церковь. Завершался храм одним куполом, расположенным в центре постройки между западной парой древних подбанных опор и восточной стеной нартекса. Над боковыми сводами устроена наклонная кровля. Фасады отстроенной церкви получили характерный для 18 в. барочный декор. Грани апсиды и подбанника декорированы пилястрами и капителями с волютами. Арочные оконные проемы апсиды и подбанника украшены наличниками и треугольными сандриками. Стены и подбанник завершены большими профилированными карнизами, а баня церкви имеет небольшую барочную макушку.

Основательные архитектурно-археологические исследования памятника проведены в 1945 г. под руководством М. Каргера, в 1972–1973 г.г. – И. Мовчана и Р. Быковой. В 1974–1981 г.г. осуществлена реставрация с раскрытием фрагментов первоначальной кладки на фасадах. Одновременно в интерьере реставрированы остатки фресковой живописи 11 в., росписи 18–20 в.в. Раскрыты орнаментальные фрагменты фрески с цветочно-лиственными мотивами (вьющиеся ростки с ответвлением стилизованных пальметок) в оконных лутках южной и северной стен. На северной стене притвора на уровне панели обнаружен орнаментальный фрагмент фрески, позволяющий установить отметку первоначального уровня пола. На южной стене под поздней композицией «Страшный суд» сохранилась тематическая фресковая роспись, очевидно, того же сюжета. На лестничной клетке в местах столкновения лестницы и лестничного столба обнаружены остатки древней штукатурки со следами пигментов. С наружной стороны северной стены уцелели два изображения зверей.

К древнерусскому времени относят также граффити – надписи и рисунки на штукатурку. В верхней части лестничного столба сохранились граффити в виде кипарисовых листьев и цветущего креста. Надпись на северном фасаде собора упоминает игумена Киево-Печерского монастыря Стефана, дающего право датировать его 1074–1094 г.г. На западном фасаде собора обнаружена надпись справа от входа – «ВСЕВОЛОЖЬЯ». Исследователи предполагают два варианта интерпретации надписи: либо имеется в виду жена Всеволода Ярославича, либо речь идет о соборе Михаила, принадлежавшем роду Всеволода. Скорее всего, надпись объясняет, что это вотчинный собор Всеволода Ярославича.

Настенная живопись первого этажа неоднократно переписывалась, под рисунками 19–20 в.в. оказались целые композиции и фрагменты росписей 18 в., которые во время реставрации были отчасти раскрыты и восстановлены. На стенах апсиды расположено изображение Богоматери и Иоанна Предтечи, над ними – архангелов Михаила и Гавриила; на южной стороне алтарной арки – «Князь Владимир», на северной – «Страдник в военном наряде». На арке, отделяющей притвор и центральную часть, с южной стороны – «Патриарх Иоаким», с северной – «Страдница Евдокия». На северной стене предалтарной части – «Успение», на южной – «Рождество Христово» и «Рождество Богоматери» в одной рамке. На восточной стене притвора – «Воскресение», на северной – «Воскресение Лазаря», на своде притвора – композиция «Бог-Отец». Под изображением Бога-Отца на своде алтарной конхи ранней росписи не обнаружено. Центральный оконный проем, апсиды, заложенный в 20 в., занят композицией «Иисус Христос на троне». Остальные живописи также относятся к 19–20 в.в. – «Пр. Феодосий Печерский», «Пр. Антоний Печерский», «Св. Василий Великий», «Иоанн Златоуст», «Печерская Богородица».

Роспись южной стены притвора – композиция «Страшный суд» – заметно отличается от остальной поздней масляной живописи собора как по композиции, так и по манере письма. Выполненный в технике темперы на фоне белого цвета, он неоднократно обновлялся масляными красками. Для росписи характерно условно-пространственное построение и мелкий масштаб изображений центральной части композиции. Очевидно, иконографическим образцом для живописцев было станковое произведение или гравюра.

Вверху, в центре – изображение Христа, сидящего на престоле. Слева – коленопреклоненная Богоматерь, за ней – обращенные ко Христу архангелы и ангелы держат крест. Над крестом изображены херувимы. Слева от архангелов – группа апостолов, также обращенных ко Христу, с коленопреклоненным апостолом Петром на первом плане. Справа от Спаса – Иоанн Предтеча на коленях, одетый в волосеницу, за ним – группа апостолов, сверху – херувимы. Все персоналы верхней части композиции «Деисус» витают в облаках. Ниже, в центре, на фоне неба – престол, на нем – раскрыто Евангелие. Ниже престола – весы, на чаше которых – души умерших. Под чашами – маленькие человеческие фигуры и ангелы. Слева изображен рай с воротами на переднем плане, справа – бездна ада. У ворот рая налево стоит ангел, рядом с ним надпись: «Выйдет... в рай». Первые у входа – Адам и Ева. За ними – священнослужители, далее – группа в монашеских одеяниях и другие праведники. Правая сторона композиции с изображением мучений грешников частично потеряна. Под «Страшным судом» – широкая надпись, сохранившаяся фрагментарно. Колорит композиции обезображен многочисленными обновлениями.

В 1920–1930-х г.г. собор принадлежал УАПЦ, после ареста (1934) его последнего настоятеля отца Павла (Высочанского) храм был закрыт. Использовался как военный состав. После войны здесь находилась часть фондов ЦНБ АН УССР, с 1975 г. – фонды Института археологии АН УССР.

На западном фасаде церкви в 1982 г. установлена мемориальная доска, на которой горельефное изображение П. Милониг с моделью храма в руках и текст из Ипатьевской летописи (скульптор В. Борисенко, архитектор В. Савченко). В 1991 г. собор передан УПЦ Киевского патриархата.

Инна Дорофиенко, Наталья Логвин, Ольга Мамолат, Михаил Селивачов «Свод памятников Киева», 1999 г., перевод с украинского.


Елена Григорьева
 
Елена Григорьева  18 ноября 2022

От храмов шестистолпного типа отличаются два выдающихся каменных сооружения Киева, построенные в конце XI в. Это Михайловский собор Выдубицкого монастыря в Киеве и известный по раскопкам и летописному рассказу Борисоглебский собор в Вышгороде (М.К. Каргер «К истории киевского зодчества XI в. Храм-мавзолей Бориса и Глеба в Вышгороде». – «Советская археология», XVI, М., 1952 г.). В этих двух сооружениях был повторен тип черниговского Спасского собора с характерным для него восьмистолпным вытянутым планом. Некоторые исследователи древнерусского строительства считают, что Выдубицкий собор имеет не восьмистолпный, а шестистолпный план (М.И. Брунов, К.М. Афанасьев). Возможно, что здесь, как и в Спасском соборе, поперечные рукава креста были отгорожены аркадами, и это придавало крестово-купольному зданию определенные элементы базиликальности.

Во второй половине XI в. на южной окраине Киева, в живописной местности – Выдубичах, откуда шли пути на юг и юго-восток, Всеволод Ярославич построил свою летнюю резиденцию – Красный двор, а возле него – княжеский Выдубицкий монастырь. Красный двор разрушили половцы, а монастырь долгие годы играл роль вотчинного монастыря киевской династии Мономаховичей.

Сооружение Михайловского собора Выдубицкого монастыря было начато в 1070 г. и завершено в 1088 г. Сохранилась только западная его часть, восточная же была подмыта водами Днепра и упала (она известна нам по археологическим раскопкам). Размеры собора сравнительно невелики, особенно ширина. Как и в черниговском Спасском соборе, главный купол находился в центре здания. В западной части – широкий нартекс, слева, как и в Спасском соборе – башня, справа – крестная. Отличало эти постройки только то, что крещальня и башня были не рядом с собором, а непосредственно в нартексе. Башня одной стороной выходила из основного объема, образуя криволинейный в плане выступ на северном фасаде, и завершалась рядом полуциркульных арок, над которыми возвышался купол. Во время раскопок с юго-восточной стороны были найдены остатки какой-то прямоугольной в плане пристройки, которая, возможно, была башней. Как завершался Михайловский собор – неизвестно, потому что своды не сохранились. Фасады его украшали любопытные многоступенчатые перспективные ниши.

«История украинского искусства». – К.: «Научная мысль», 1966 г., т. 1, перевод с украинского.


Елена Григорьева
 
Елена Григорьева  18 ноября 2022

Михайловский собор XI в. был в плане (25х15,5 м) крестово-купольный, трехнефный, с шестью опорными столбами, которые несли систему сводов и, вероятно, одну главу. Четыре помещения между рукавами пространственного креста были перекрыты купольными сводами. Особенность этого плана состояла в том, что нартекс был не симметричен, на северном фасаде он выступал граненым объемом, так как здесь размещалась винтовая лестница на хоры.

В XVI в. подпорная стена во время паводка была подмыта и рухнула в Днепр, а вместе с нею обвалились апсиды и восточная пара подкуполных столбов храма. В 1635-1647 г.г. его восстановили, пристроив с восточной стороны деревянный рубленый алтарь. В 1766-1769 г.г. архитектор М. Юрасов заменил алтарь каменным, оформил фасады пилястрами с ионическими капителями, а окна – наличниками с лучковыми сандриками. Он же построил купол с барочным завершением.

Первоначальная архитектура Михайловского собора относится к тому этапу развития архитектуры Киева, когда в ней кристаллизуется новый тип храма без галерей.

Логвин Г.Н. «Украина и Молдавия». – М.: «Искусство», 1982 г., перевод с украинского.


Елена Григорьева
 
Елена Григорьева  18 ноября 2022

Выдающийся памятник древнерусского зодчества. Построен князем Всеволодом Ярославичем в характерной для XI в. технике смешанной кладки (opus mixtum). 0т собора сохранилась западная часть, восточная известна лишь по раскопкам фундаментов. По типу храм первоначально имел структуру шестистолпного крестовокупольного храма. Позже (около 1088 г.) с западной стороны к нему был пристроен нартекс с башней с северной стороны. Широкий нартекс вмещает с левой стороны башню с лестницей, ведущей на хоры. Башня включена в объем здания и выходит на северный фасад криволинейным в плане выступом.

Раскопками обнаружены остатки прямоугольной в плане пристройки, вероятно, терема или башни, примыкавшей к собору с юго-востока и усыпальницы с северной стороны. Древняя кладка стен сохранилась на высоте до нового карниза. Очертания и профилировка ниш и оконных проемов сохранили свои древние формы.

Восточная часть собора обрушилась в 80-х г.г. XVI в. Была восстановлена в дереве при митрополите Петре Могиле в первой половине XVII в. Деревянная алтарная пристройка просуществовала до 1760 г., когда Михайловский собор пострадал от пожара. Восстановление его было поручено архитектору М.И. Юрасову и продолжалось в течение 1766-1769 г.г. В это время частично отстроены северная и южная стены, заново возведены восточная стена с тремя апсидами; тогда же были сделаны новые своды и купол, устроен второй этаж, на который вела лестница древней северной башни. Достройки XVIII в. придали формам здания барочный характер.

Архитектурно-археологические исследования памятника произведены А.Д. Эртелем, В.П. Песчанским (1916 г.), М.К. Каргером (1945 г.), И.И. Мовчаном (1972-1973 г.г.). В 1974-1981 г.г. проведены реставрационные работы памятника. Во время реставрации в интерьере были обнаружены фресковая живопись XI в., а также живопись XVIII-XIX в.в. С южной стороны Михайловского собора находится небольшое здание отпевальни, судя по формам, построенное в середине XVIII в. Постройка редкая для монастырских ансамблей. В плане однонефная, углубленная в землю. Украшенный нишами и полуколоннами фасад завершен треугольным щипцом-фронтоном. Формы здания просты и несколько грубоваты, но вместе с тем весьма живописны.

«Памятники градостроительства и архитектуры УССР». – К.: «Будівельник», 1983 г., т. 1.


Елена Григорьева
 
Елена Григорьева  19 ноября 2022

Построен в 1070-1088 г.г. на краю крутого берега р. Днепра в восточной части живописного урочища. Первоначально представлял собой шестистолпный крестцово-банный одноверхий храм с очень узкими боковыми навами (меньшими центральной в 2,5 раза). Необычным для древнерусской архитектуры было размещение подбанного квадрата не в третьем, а во втором членении, то есть перемещение центральной бани на одно членение к западу.

Фундаменты постройки шириной 2 м сложены из большого ломаного камня на известковом растворе с примесью речного песка, но без привычной для тех времен цементовки. Кладки выложены по характерной для киевской архитектуры системе чередования рядов дикого камня с рядами плоского кирпича-плинфы на известковом растворе с примесью цементовки. Причем ряды выступавших над поверхностью кирпичей чередовались с утопленными рядами, прикрытыми раствором.

При княжении Всеволода, возможно, с целью придания сооружению черт придворного храма, к его западной части достроен нартекс с крестиной с правой стороны и башней с винтовой лестницей – с левой. Лестница вела на 2-й этаж нартекса, центральная часть которого была, по-видимому, предназначена для князя. Достройка нартекса стала известна только благодаря основательным исследованиям храма под руководством архитектора Р. Быковой в 1967-1968 г.г. На основании этих исследований установлены также два этапа постройки собора: 1070-1073 и 1080-1088 г.г. Семилетний перерыв был связан с ожесточенными ссорами киевских князей и половецкими нападениями.

Стены храма были расчленены лопатками и прорезаны высокими оконными проемами, украшенными фресками. Окна имели дубовые ставни. Храм был перекрыт сводами с внекомарным устройством кровли. На наружных и внутренних поверхностях стен обнаружены выполненные в технике граффити древние надписи, поминальные кресты, фигурные изображения (кипарисовые листья, охотничьи животные – пардусы, которые содержались в княжеских зверинцах, от чего и происходит название близлежащей территории – Зверинец).

В интерьере храма обнаружены фрагменты фресок орнаментального характера (северная стена притвора), а также первоначальный пол, который в центральной части состоял из шиферных плит (в главной нефти инкрустированных смальтой), а в алтарной части была, пожалуй, из майоликовых плит.

На южной стене храма расположена старейшая в Украине (1070-1088 г.г.) фресковая композиция "Страшный суд" (20,4 кв.м), перекрытая рисованием такого же сюжета XVIII ст. На стенах церкви остались фрагменты живописи XVIII и XIX ст. ("Христос на троне", "Архангелы Гавриил и Михаил" и т.д.).

В свое время обращал на себя внимание один из лучших в Украине за изяществом резьбы иконостас во 2-м ярусе храма, перенесенный сюда в 1799 г. из церкви св. Даниила, расположенная на 2-м этаже монастырской колокольни. Этот иконостас, по преданию, подарила монастырю жена гетмана Даниила Апостола.

Согласно результатам раскопок, проведенных под руководством М. Каргера (1945 и 1958 г.г.), с юго-восточной стороны к церкви в древнерусские времена прилегало прямоугольное в плане здание, учитывая прочность фундаментов, имело, возможно, башнеобразный характер . Ниже фундаментов обнаружен пещерный ход, очевидно, неизвестный строителям этого сооружения. Это приводит к мысли о более раннем происхождении монастыря. С северо-востока у собора размещались склепы с восемью захоронениями домонгольского времени в шиферных саркофагах.

Подножие горы, на которой располагался собор, активно подмывалось протекавшим тогда рядом Днепра. Это постоянно угрожало смещением. Чтобы уберечь церковь от разрушения, князь Рюрик Ростиславович в 1199 г. решил закрепить склоны. Для этого он пригласил архитектора Петра Милониг, который и выстроил каменную подпорную стену под Михайловской церковью. Стена поражала смелостью инженерного замысла, и летопись назвал ее "свершенным чудом". Она выдержала несколько веков, но в конце концов во времена упадка монастыря в 1560-е г.г. воды Днепра завалили ее. Это привело к разрушению апсидной части Михайловского собора. Сооружение долго стояло в запустении, потому что еще в грамоте 1639 г. отмечено, что в соборе св. Михаил весь пол и верх разрушены.

К восстановлению собора энергично приступил известный деятель православия митрополит Петр Могила. Но средств хватило только на кладку апсиды до высоты хоров. Выше собор был восстановлен в дереве, оштукатурен, а внутри разрисован. В таком виде он просуществовал до 1760 г., когда в результате пожара сгорела деревянная часть, а в стенах появились трещины. Отстроить церковь в кирпиче было поручено архитектору М. Юрасову. Отстроен в течение 1766-1769 г.г. храм превратился из шестистолпного в четырехстолпный. От половины высоты достроен в кирпиче апсида, выстроен свод, устроен баня. Здание стало двухэтажным. На 1-м этаже разместилась церковь св. архистратига Михаила, на 2-м – церковь Благовещения. В таком виде собор сохранился и до наших дней.

Эти строительные преобразования с раскрытием на основании исследований 1977-1978 г.г. первоначальных форм наглядно обнаружены на фасадах нынешнего сооружения. Древнейшая сохранившаяся ее часть (западная стена нартекса, части северной и южной стен) членится лопатками в соответствии с внутренним членением храма. Плоскости стен прорезаны двумя рядами высоких узких окон с многоступенчатыми (на западном фасаде) нишами.

Восточная часть с куполом выполнена в присущем XVIII в. барочном ордере с применением пилястр и больших окон в типичном для тех времен обрамлении. Все строение охватил многоступенчатый карниз XVIII в., срезавший древнерусские внекомнатные завершения фасадов.

Лаконичность архитектурных средств придает в общем-то небольшому сооружению выразительную монументальность.

«Достопримечательности архитектуры и градостроительства Украины». – М.: «Техника», 2000г., перевод с украинского.


Елена Григорьева
 
Елена Григорьева  21 ноября 2022

Соборный храм Выдубицкого монастыря - выдающийся памятник архитектуры XI-XVIII в.в. Около половины конструкций первоначальной постройки сохранилось в восстановлении XVIII века.

1070 г. князем Всеволодом Ярославичем в своем фамильном монастыре был заложен каменный собор Чуда Архангела Михаила в Хонех. Храм, построенный по случаю рождения у Всеволода младшего сына Ростислава, был освящен только в 1088 г. митрополитом Иоанном III с епископами Лукой белгородским и Исайей ростовским, за игумена Лазаря. Однако с этой даты нельзя делать вывод, что строительство длилось 18 лет. Существует много примеров, когда полностью законченные построением древнерусские храмы многие годы ожидали “архиерейского” освящения.

Первоначальный архитектурный образ собора во многом остается загадочным. Понятно только, что он отличался своеобразием. Дата закладок свидетельствует, что возводили его не печерские мастера, прибывшие из Царьграда тремя годами позже, а другие, связанные непосредственно с князем Всеволодом и, возможно, с переяславской архитектурной школой.

Выдубицкий собор был храмом типа "вписанного креста" с одним центральным куполом на четырех подпорках, с нартексом, в северное членение которого мастерски вписана башня с винтовой лестницей на хоры. Ширина храма 15 м, первоначальная длина неизвестна. Проблематичным остается устройство алтаря, от которого не осталось даже фундамента. Однако гипотезу Михаила Каргера, что собор имел дополнительную пару столбов перед апсидами, опровергают результаты последних археологических исследований. Нет оснований также предположить Натали Логвин о завершении храма пятью куполами.

Архитектурные формы сооружения выражают руку не очень искусного мастера – например, он ошибся в высоте расположения окон, и ему пришлось домуровать подоконник. Интересно, что нижний ярус нартекса и башню с винтовой лестницей возводил другой, более опытный зодчий. При этом по тождеству использованных им форм можно утверждать, что это был кто-нибудь из мастеров Успенского собора Печерского монастыря.

Архитектурно-археологическими исследованиями установлено, что нартекс с лестничной башней начали строить несколько позже основного ядра: строителям пришлось разобрать часть только что сооруженной западной стены, чтобы свет попадал в нартекс. Но закончены все части собора одновременно, поскольку хоры устроены не только над нартексом, но и над западными угловыми участками наоса (собственно храма). К юго-восточному углу собора в XI в. было пристроено помещение усыпальницы. Вероятно, здесь хоронили игуменов монастыря, поскольку о княжеских захоронениях в Выдубицком храме нет ни одного упоминания.

Снаружи Михайловский собор не был оштукатурен, о чем свидетельствуют сохранившиеся на его фасадах граффити древнерусского времени (одно из них связывают с лицом бывшего печерского игумена Стефана). Внутренняя отделка состояла из фресковой стенописи, фрагменты которой сохранились в южном членении нартекса, мозаичного пола и шиферных резных плит парапета хоров.

Место, выбранное для постройки собора, было необычным – прямо над речной стремянкой. В XII в. бытовала даже легенда, что ангел удерживает этот храм от падения с помощью золотой веревки, привязанной к его кресту. Однако одной надежды на небесную защиту оказалось мало, и уже в конце XII в. сооружению грозило разрушение от оползня, подмывавшегося Днепром.

Этой беде помог во время своего княжения в Киеве Рюрик Ростиславич. 10 июля 1199 г. за счет этого князя было торжественно заложено до сих пор невиданное сооружение – подпорная стена, которая должна была поддерживать склон холма, на котором возведен храм. 24 сентября того же года строительство было завершено. Выдубицкая стена прославила имя ее строителя Милонига-Петра и вдохновила игумена Моисея произнести поэтический панегирик князю-основателю, впоследствии внесенный в летопись.

Милониговая стена поддерживала собор более трехсот лет. Ее остатками можно считать фундаменты пристроек, обнаруженные у северного фасада. Но, в конце концов, где-то в первой половине XVI в., когда монастырь находился в упадке, восточная часть церкви рухнула в реку. Разрушенный храм впервые отстроен в 1555 г. при игумене Клименте Старушиче, но неизвестно, какой вид он тогда получил.

Следующую реставрацию связывают с деятельностью митрополита Петра Могилы, в 1630-е г.г. отобравшего монастырь от униатов. Во времена Могилы здание было переделено на два этажа с сохранившимися до сих пор сводами. Алтарная часть и баня были сооружены из дерева. В верхней церкви расположился алтарь в честь Благовещения, а в нижней – Михайловский. Храм был заново расписан.

Деревянные пристройки середины XVII ст. сгорели в 1760 г. вместе с ризницей и монастырской библиотекой. В 1766-1769 г.г. архитектор Михаил Юрасов отстроил церковь, соорудив каменный алтарь и баню. Храм получил выразительные признаки стиля барокко.

В 1920-1930-х г.г. принадлежал УАПЦ. После ареста 1934 г. последнего настоятеля отца Павла (Высочанского) храм был закрыт. Его использовали как военный состав, после войны здесь находилась часть фондов Центральной научной библиотеки, с 1975 г. – фонды Института археологии. 1991 г. храм передан УПЦ КП.

Собор неоднократно исследовался, а в 1974-1981 г.г. был отреставрирован. На стене храма в 1982 г. установлена мемориальная доска архитектору Милонигу.

Выдубицкий монастырь. Михайловский собор, 2008 г., перевод с украинского.



Комментарии и обсуждение


Ваш комментарий будет первым.