ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Киев. Успенская Киево-Печерская лавра. Церковь Спаса Преображения на Берестове.

Храм Спаса на Берестове


Киев. Успенская Киево-Печерская лавра. Церковь Спаса Преображения на Берестове
Церковь. Действует.  
Престолы:Спаса Преображения, Владимира равноапостольного, Космы и Дамиана Римских
Год постройки:Между 1113 и 1125.
Адрес:
Киев, ул. Лаврская, д. 9, корп. 4

Координаты: 50.437393, 30.554748
Проезд:на метро до остановки "Арсенальная", далее автобусом № 24, 25, 38ТР, 55, троллейбус 38 и маршрутном такси №470 до остановки "Киево-Печерская Лавра"





Сортировка:

Успенская Киево-Печерская лавра. Церковь Спаса Преображения на Берестове, , Киев, Киев, город, Украина, Киевская область
Елена Громакова
13 ноября 2007
Успенская Киево-Печерская лавра. Церковь Спаса Преображения на Берестове, Спаса на Берестове<br>, Киев, Киев, город, Украина, Киевская область
Спаса на Берестове
Ольга Щербатенко
10 ноября 2006
Успенская Киево-Печерская лавра. Церковь Спаса Преображения на Берестове, , Киев, Киев, город, Украина, Киевская область
varandej
10 ноября 2012
Успенская Киево-Печерская лавра. Церковь Спаса Преображения на Берестове, Фото 1967 г. из фондов Ковровского историко-мемориального музея. Автор В.Я. Лащенко<br>, Киев, Киев, город, Украина, Киевская область
Фото 1967 г. из фондов Ковровского историко-мемориального музея. Автор В.Я. Лащенко
Елена Григорьева
1 июня 1967
Успенская Киево-Печерская лавра. Церковь Спаса Преображения на Берестове, Фото из журнала "Зодчий"<br>, Киев, Киев, город, Украина, Киевская область
Фото из журнала "Зодчий"
Андрей Агафонов
1 января 1913
Успенская Киево-Печерская лавра. Церковь Спаса Преображения на Берестове, Фасады<br>, Киев, Киев, город, Украина, Киевская область
Фасады
Алексей Кротов
.. - ..
Успенская Киево-Печерская лавра. Церковь Спаса Преображения на Берестове, Фрагмент фасада основного объёма. Источник: Лукомский Г.К. «Киев: церковная архитектура XI–XIX века; византийское зодчество; украинское барокко». Мюнхен, 1923 г.<br>, Киев, Киев, город, Украина, Киевская область
Фрагмент фасада основного объёма. Источник: Лукомский Г.К. «Киев: церковная архитектура XI–XIX века; византийское зодчество; украинское барокко». Мюнхен, 1923 г.
Елена Григорьева
1 июня 1890
Успенская Киево-Печерская лавра. Церковь Спаса Преображения на Берестове, Вид с востока. Источник: Лукомский Г.К. «Киев: церковная архитектура XI–XIX века; византийское зодчество; украинское барокко». Мюнхен, 1923 г.<br>, Киев, Киев, город, Украина, Киевская область
Вид с востока. Источник: Лукомский Г.К. «Киев: церковная архитектура XI–XIX века; византийское зодчество; украинское барокко». Мюнхен, 1923 г.
Елена Григорьева
1 июня 1890
Успенская Киево-Печерская лавра. Церковь Спаса Преображения на Берестове, Рис. из журнала "Всемирная Иллюстрация".<br>, Киев, Киев, город, Украина, Киевская область
Рис. из журнала "Всемирная Иллюстрация".
Андрей Агафонов
1 января 1885
Успенская Киево-Печерская лавра. Церковь Спаса Преображения на Берестове, Фото из книги Грабарь И.Э. "История русского искусства" М. 1910-1914.<br>, Киев, Киев, город, Украина, Киевская область
Фото из книги Грабарь И.Э. "История русского искусства" М. 1910-1914.
Андрей Агафонов
??
Успенская Киево-Печерская лавра. Церковь Спаса Преображения на Берестове, , Киев, Киев, город, Украина, Киевская область
Алексей Кротов
5 января 2013



Карта и ближайшие объекты


Приблизить
Отдалить
Развернуть



Статьи


Валерий Бондаренко  24 февраля 2010

Церковь Спаса Преображения на Берестове

Село Берестово — загородная резиденция киевских князей (свое название оно получило от окружавшего его березового леса). Здесь почил равноап. вел. кн. Владимир (1015; пам. 15/28 июля). «Повесть временных лет» говорит о храме свв. Апостолов на Берестове, где служил автор «Слова о Законе и Благодати», священник Иларион, ставший митрополитом Киевским (в 1051 г.). Под 1072 г. упоминается Спасский монастырь. В княжение Владимира Мономаха(1113-1125 гг.) в обители воздвигли каменный храм в честь Преображения Господня.

После разорения Киева в 1240 г. Спасский монастырь пришел в запустение. В 1640-1644 гг. Преображенский храм (от него к тому времени сохранилась лишь западная часть) был восстановлен как приходской тщанием свт. Петра Могилы, митрополита Киевского (1647, пам. 31 декабря/ 13 января). Были устроены приделы во имя св. Владимира и свв. Космы и Дамиана.

С 1908 г. храм перешел в ведение Лавры, но службы в нем не совершались. В советское время храм превратили в музей. Богослужение возобновлено в 1992 г.

http://angela.org.ua/


Елена Григорьева
 
Елена Григорьева  24 августа 2020

Храм Преображения Господнего на территории возле Киево-Печерской Лавры - уникальный памятник архитектуры и живописи XI-XIX в.в. Имеет сложную строительную историю. Соборная церковь Спасского монастыря была одним из оригинальнейших древнерусских сооружений. Время ее постройки не определено в письменных источниках и является предметом дискуссии. Первое летописное упоминание о монастыре датировано 1072, последнее - 1231 г. Наиболее распространенная гипотеза связывает основание каменного храма с периодом киевского княжения Владимира Мономаха (1113-1125), поскольку здесь были похоронены трое его потомков: дочь Евфимия (1138), сын Юрий Долгорукий (1157) и внук Глеб Юрьевич (1171). Три каменных саркофага с погребенными захоронениями действительно были найдены археологами.

Однако технологические особенности здания указывают на несколько более раннее время - последние десятилетия ХI ст. Вероятно, каменный собор был заложен сразу после сожжения монастыря половцами в 1096 г. Кстати, Владимир Мономах вполне мог быть причастным к его сооружению, даже не будучи на то время киевским князем.

На сегодня от первоначального храма сохранился только чрезвычайно развитый нартекс с остатками лестничной башни и маленького придельного храмика. На этой основе построена нынешняя церковь. Лицевая поверхность стен, в отличие от других построек конца ХI - начала XII в.в., сложена только из кирпича, без использования природного камня, которым забутована середина стены. Фасады украшены выложенными из кирпича крестами, поясом меандра и очень своеобразной системой декоративных ниш. Над западным входом в древний храм сохранились отпечатки трехлопастного свода притвора-тамбура.

Основной объем сооружения представлял собой трехапсидный храм с центральным куполом на четырех столбах. С запада к нему прилегал нартекс, в боковые участки которого были удачно вкомпанованы северный придел с тремя апсидками и аркосолием, и лестничная башня (лестница выломана в XVII в.). Хоры имели необычную для киевских сооружений высоту - более 10 м. Вероятно, этому соответствовала и общая высота храма. Перед каждым из трех входов в храм были построены небольшие притворы. Существует несколько попыток реконструировать первоначальный вид сооружения. По наиболее радикальной реконструкции, свод самого храма имел трехлопастную форму, но это кажется сомнительным. Такая система сводов получила распространение с конца XII в. и считается собственно древнерусским изобретением.

Внутреннее оформление храма было характерным для домонгольского времени. Стены были покрыты фресковой живописью, от которой сохранилась большая композиция "Чудесный лов рыбы", нетипичная как по манере и композиции, так и по размещению на западной стене нартекса, над входом в церковь. Эта фреска была неожиданно обнаружена в 1970 г. под живописью XVII в. На фасадах храма обнаружены несколько граффити XII-XVII в.в.

После 1240 г. церковь опустела и разрушилась, но когда именно - неизвестно. Какие-либо упоминания о ней отсутствуют вплоть до XVII в. Однако есть основания считать, что храм впервые отстроили еще в XV или XVI в., после чего он был во второй раз разрушен. На такую мысль наводит изображение на плане Кальнофойского, напечатанном в 1638 г., ранее известной реставрации Петра Могилы. Храм изображен с готическим ступенчатым фронтоном и полуразрушенным алтарем, который по расположению соответствует современному. Действительно, можно заметить, что кладка в нижней части алтарных стен отличается от кладки XVII в., первоначальные окна в алтаре переделаны. Выдвигалось предположение, что первая реставрация осуществлена средствами князя Семена Олельковича приблизительно одновременно с Успенским собором (1470). Тогда второе разрушение церкви Спаса можно связать с нападением Менгли-Гирея 1482 г.

В 1630 г. Петр Могила, на то время архимандрит Печерский, выменял "Спасский угол" с полуразрушенной церковью у униатского митрополита Иосифа Рутского, отдав за него лаврское имение в Старом городе. Могила считал, что Спасская церковь построена Владимиром Святославовичем и поэтому относился к ней с особым пиететом. Однако отстройку удалось осуществить лишь в 1640-1643 г.г. Стенопись храма, законченная 16 ноября 1644 г., выполнили приглашенные Могилой с Афона греческие мастера.

Реставрация Петра Могилы заключалась в пристройке к древнему нартексу трех граненых алтарей, причем главный алтарь возведен с использованием древних (вероятно XV в.) стен. Он перекрыт нервюрным сводом, окна стрельчатые. Это единственный в Киеве сохранившийся образец поздней готики. Левый алтарь, пристроенный к помещению древнерусского придела, был посвящен св.Владимиру. Правый, переделанный из бывшей башни - свв.Косьме и Дамиану. С запада была пристроена деревянная двухъярусная колоколенка. Над центральной частью и главным алтарем высились два шатровых купола.

Редким памятником поздней византийской живописи является ансамбль фресок, о выполнении которого "перстами греков" торжественно сообщает надпись над входом в церковь. Главной чертой этой стенописи является подчеркнутая каноничность. Исключение составляет ктиторский портрет Петра Могилы над аркой главного алтаря. Лицо прославленного архиерея написано в реалистической манере. Могила изображен на коленях, с моделью отстроенного храма, которую он подносит Христу. Это один из лучших портретов в украинском искусстве того времени.

Во время строительства Печерской крепости в 1706 г. древнему храму угрожала реальная перспектива превратиться в фундамент одного из бастионов. К счастью, кто-то объяснил Петру I значение этого памятника, и царь приказал "обвести" церковь крепостным валом. Однако близкое соседство земляной насыпи, без должного отведения влаги, почти три столетия наносило ущерб ее стенам.

Следующей перестройке Спасская церковь подверглась в середине XVIII в. В 1752 г. вместо деревянной колокольни с запада был пристроен каменный притвор с небольшим деревянным ярусом для колоколов. Храм получил типичную для украинского барокко крестовую форму и был завершен пятью куполами. Иконостас для церкви соорудил в 1760 г. Степан Ковнир.

В 1813-1814 г.г. архитектор Андрей Меленский пристроил к западному притвору трехъярусную ампирную колокольню. Одновременно на средства купца Федора Рябчикова проведен значительный ремонт. В 1863-1867 г.г. древние фрески были "обновлены" масляными красками, после чего их пришлось расчищать и реставрировать в 1906-1914 и 1935 г.г. Архитектурная реставрация древнерусской части, с которой была снята поздняя штукатурка, проведена в 1909-1913 г.г. под руководством Петра Покрышкина. В следующем году были полностью раскопаны фундаменты разрушенной части древнерусского храма. В результате всех перестроек Спас на Берестовом превратился в настоящую энциклопедию архитектурных и художественных стилей.

До 1889 г. Спас использовался как приходская церковь Дворцовой части. Известно, в частности, что здесь в 1825 г. состоялось венчание будущего декабриста князя Сергея Волконского с дочерью генерала Марией Раевской. С 1908 г. храм перешел в ведение Лавры, но службы в нем не проходили. После сооружения церкви Александра Невского его передали религиозной общине единоверцев, а в 1913 г., когда построили единоверческий храм Иисуса Сладчайшего, Спас на Берестовом вернули православным.

В советское время храм превратили в музей. В 1932 г. церковь Спаса на Берестовом, отобранную у церковной общины, открыли для посещений экскурсантов как объект "Всеукраинского музейного городка".

Богослужение было возобновлено в 1992 г. Настоятелем храма являлся архимандрит Тихон (Софийчук). С 2002 г. Спасо-Преображенский храм находится на реставрации. В настоящее время службы совершаются на улице, у входа в храм, в связи с закрытием храма "на ремонт ". В июле 2010 г. был поврежден ураганом центральный Крест храма.

18 января 2013 г., по благословению Блаженнейшего Митрополита Киевского и всея Украины Владимира, наместник Свято-Успенской Киево-Печерской Лавры митрополит Вышгородский и Чернобыльский Павел в сослужении епископа Бородянского Варсонофия освятил отреставрированный крест центрального купола храма Спаса на Берестове. Во время реставрации специалисты сняли старый позолотный слой с поверхности креста, исправили его каркас, изогнутый при падении, изготовили и установили утраченные декоративные элементы и основу для крепления креста на макушке, а также нанесли слой сусального золота.

http://churchs.kiev.ua


Елена Григорьева
 
Елена Григорьева  12 октября 2022

Церковь каменная, одноэтажная, построенная в XI в. Разрушенная в эпоху татарского нашествия, она в 1638 г. была возобновлена митрополитом Петром Могилой, который заново возвел алтарную часть с двумя пристройками приделов, а также западный притвор. В настоящее время древние части церкви оставлены в виде типичной «полосатой» (чередование слоев камня и кирпича) кладки, пристройки же XVII века оштукатурены и обелены известью.

Церковь не имеет куполов; пять барочных восьмигранных, сильно приплюснутых глав сидят на небольших глухих восьмигранных же барабанах, украшенных поясом из живописных изображений и расположенных непосредственно на перекрытиях четырех концов греческого креста (план церкви) и средней его части. Последняя выделена глухим восьмигранником, доходящим до конька крыши, благодаря чему центральная глава несколько возвышается над остальными.

В 1910 г. академиком архитектуры П.П. Покрышкиным была произведена подбутка фундаментов и ремонт всей кровли. Предметы, найденные при раскопках во время этих работ, как то: куски штукатурки с фресками, стеклянная и гончарная посуда и прочее, сложены в помещении пономарни, вправо от главного алтаря. Внутри церкви открыта живопись, местами древняя, местами XVII века; мозаики нет.

Над папертью возвышается каменная, трехъярусная колокольня, построенная в 1814 г., крытая полусферическим куполом с весьма характерным для позднего времени шпилем.

Ограды и кладбища при церкви не имеется.

Лукомский Г.К. «Киев: церковная архитектура XI-XIX века; византийское зодчество; украинское барокко». Описание некоторых церквей (Составлено по материалам церковных описей выполненных архитектурной секцией «отдела искусств» Народного комиссариата просвещения в 1919 г.). - Мюнхен, 1923 г.


Елена Григорьева
 
Елена Григорьева  25 декабря 2023

Живописное село Берестово упоминается в летописях как место, где издревле располагалась резиденция киевских владык. Князья с дружиной, семьей и челядью занимали деревянный дворец с многочисленными постройками, скрытыми от зверей и любопытных глаз высоким частоколом. Княжеский двор прятался в густых берестовых лесах, отделенный от Киева Днепром и двумя заболоченными долинами. Крайне выгодное с точки зрения обороны, такое расположение создавало трудности в управлении страной. Вероятно, поэтому здесь постоянно жили только Аскольд и Владимир Святославич, которым требовалась защита от собственного народа. Не преодолимые для киевлян преграды нисколько не мешали внешним врагам, изредка проникавшим в эти глухие места. Так, в мае 1096 года Берестово вместе с ближайшими к столице монастырями разорили половцы. «Приде Боняк, – поведал летописец о тех трагических днях, – безбожный, шелудивый, отай, хищник, к Киеву внезапу и зажгоша болонье около града…»

В те годы Древнерусским государством управлял Святополк II (1050–1113). Киевский стол сыну Изяслава уступил преемник покойного Всеволода, черниговский князь Владимир, более известный под прозвищем Мономах. Современники отмечали робость великого князя в ратных делах и неосмотрительность в дипломатии. Эти незавидные для правителя черты вызвали междоусобицы и крайне обострили отношения с половцами. Первые годы княжения Святополка II стали для Руси временем бесконечных войн, братских раздоров и природных бедствий, подобных нашествию саранчи. Соединившись с войсками тмутараканского князя Олега, степняки разграбили Чернигов, Переславль, часть Киевского княжества, сожгли город Юрьев и лесную крепость в Берестове. Боняк успел постучать в Золотые ворота, но, вопреки поверью, двери не распахнулись, и варварам пришлось удалиться за Днепр.

Начавшееся в 1113 году восстановление Берестова продолжалось более десятилетия, а закончилось заботами Владимира Мономаха, к тому времени занявшего киевский престол. На месте сгоревшей деревянной церкви появился храм Спаса – однокупольное здание из камня с выступающими ризалитами на двух фасадах. Стены берестовской церкви были сложены типичной для местного зодчества кладкой с плинфой, оставлявшей на поверхности характерные полосы. Первые строители по традиции оштукатурили стены, оставив открытыми декоративные элементы: кресты и фризы с меандровым орнаментом.

Придерживаясь крайней простоты в отделке, мастера старались украсить фасад оригинальными деталями. Например, в средней нише церкви Спаса помещено небольшое окно. Одно из углублений на западной стороне храма немного выше соседних. Возможно, только в декоративных целях неравномерно разбросана скульптура в виде крестов.

Победы русских в борьбе с половцами воплотились в патетическом облике здания. Высота хоров в интерьере церкви Спаса достигает 10 м, что ранее никогда не встречалось в русских храмах.

В этом сооружении явно преобладали вертикальные линии, архитектурные массы тяготели к стройности, поскольку были устремлены вверх. Необычная высота вынудила создателя устроить три притвора для обеспечения устойчивости. В настоящее время еще можно увидеть след арки притвора на западном фасаде и древние строения вблизи северного и южного входов. Неплохо сохранились фрагменты деревянных лесов и дубовых перемычек окон.

На одной из стен остались фрагменты огромной фрески, представляющей евангельскую сцену «Третье явление Христа по воскресении на Тивериадском море». Её содержание не противоречит канонам, хотя образы заимствованы из неизвестных, видимо раннехристианских, источников: четыре апостола в лодке и один, плывущий к берегу навстречу Иисусу Христу. Судя по известным иконографическим схемам, художник изобразил Петра, Фому, Якова, Иоанна и Нафанаила из Каны. Картина наполнена светом, простором и воздухом. Голубое небо сливается с мягким синим фоном, занимая почти половину живописного поля. Легкость прозрачных красок усилена золотистыми силуэтами рыбаков, белой фигурой Христа, а также изображением воды, написанной в охристых, серых и синих тонах.

Создатель берестовской росписи построил великолепную композицию. Масштаб и расположение героев таковы, что фигуры воспринимаются в натуральную величину, хотя на самом деле они достигают 2,5 м. Воссоздавая канонические образы, художник написал жанровую сцену: позы естественны, движения непринужденны, герои показаны в правдоподобной ситуации, и только сведущие могут заподозрить в ней евангельское событие. Тем не менее бытовые подробности не заслоняют главного – явления воскресшего Христа. Несмотря на жанровый характер, роспись не лишена монументальности, которую заказчики требовали от такой живописи. Ученым не удалось определить имена и происхождение создателей фрески. Однако по своеобразию письма можно предположить, что в Берестове работал живописец киевской школы. Во всяком случае только в русской художественной среде могло возникнуть столь совершенное по технике и передовое по замыслу произведение.

Храм Спаса на Берестове долгое время служил фамильной усыпальницей. Первым здесь был похоронен Владимир Мономах, а в 1157 году место рядом с отцом занял киевский князь Георгий Владимирович. Во времена Золотой Орды чудом уцелевший притвор храма использовали в качестве часовни. Теперь невозможно определить, с какой целью монахи забелили чудесные фрески, но их наличие оставалось тайной до той поры, когда восстановлением культовых построек в окрестностях Киева занялся Пётр Могила. В 1640-х годах его стараниями была заново отстроена Десятинная церковь и восстановлена западная часть церкви Спаса на Берестове.

При восстановлении храма митрополит и его мастера отнеслись к остаткам очень бережно. Сохранившуюся западную часть храма с востока дополнила граненая апсида, с запада – большой притвор, который придал постройке вид украинской крестчатой пятикупольной церкви. Новые фрески появились благодаря совместным усилиям местных живописцев и мастеров с Афона. Покрыв штукатуркой уцелевшие части храма, художники заново расписали стены, не подозревая, что под слоем побелки скрываются древние картины. В их работе ощущался отголосок утраченного византийского искусства. Фрески вписались в новый интерьер, поскольку мастера смогли согласовать их с архитектурой здания.

Место старинного купола занял готический звездчатый свод, покрытый, как и стены, изысканной живописью в духе итальянского Ренессанса. Оригинальным решением выделяется сцена «Благовещение»: канонически застывшие фигуры, обычный столик и кувшин с цветами, выписанными с поразительным натурализмом. Второстепенная героиня из сцены «Рождество Христово» вызывает в памяти образ повивальной бабки, которую художник изобразил вполне земной женщиной в платке и платье с короткими рукавами. На других фресках представлены пастухи в шляпах и обычной пастушеской одежде.

Особого внимания заслуживает фреска на входной стене, где к ногам сидящего на троне Христа припадает Пётр Могила. Изображение митрополита можно отнести к выдающимся произведениям украинской живописи. Его портрет создал, несомненно, киевский мастер, подобный тем, о которых Алеппский писал, что они «владеют большим мастерством в изображении человеческих лиц с законченным сходством». Живописец обнаружил свой талант в моделировке лица, скупыми, но точными мазками показав широкую седую бороду, выпуклый лоб, нос с аристократической горбинкой, печальный взгляд человека, страдающего неизлечимой болезнью. Глубина характеристики, воспроизведение искренних человеческих чувств, виртуозная передача душевного состояния в портрете Петра Могилы свидетельствуют о том, что украинские живописцы уже в XVII веке владели реалистическими художественными средствами.

По материалам книги Елены Грицак «Памятники древнего Киева». - М.: «Вече», 2004 г.



Комментарии и обсуждение


В конце ХVІІІ ст. Степан Демьянович Ковнир на свои средства поставил и позолотил новый иконостас. В 1865-1867 гг. во время реставрационных работ под руководством П. Лошкарева был установлен новый деревянный позолоченный одноярусный иконостас, украшенный иконами старого письма с изображениями Спасителя, Богоматери, Преображения Господнего и св.кн. Владимира.

В начале XX ст. (1907 г.) в храме было два иконостаса: первый главный, деревянный, одноярусный простого исполнения с позолотой, второй - в южном приделе, также деревянный, четырехъярусный. На южном иконостасе, в нижнем ярусе размещались иконы Спасителя, Богоматери, св. Козьмы и Дамиана.

12 декабря 2011, Евгений Карпухин.