ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Киев. Успенская Киево-Печерская лавра. Собор Успения Пресвятой Богородицы.


Киев. Успенская Киево-Печерская лавра. Собор Успения Пресвятой Богородицы
Собор. Действует.  
Престолы:Успения Пресвятой Богородицы
Год постройки:Между 1996 и 2000.
Адрес:
Украина, Киевская область, Киев, ул. Лаврская, 9.

Координаты: 50.435123, 30.557122
Проезд:на метро до остановки "Арсенальная", далее автобусом № 24, 25, 38ТР, 55, троллейбус 38 и маршрутном такси №470 до остановки "Киево-Печерская Лавра"





Сортировка:

Успенская Киево-Печерская лавра. Собор Успения Пресвятой Богородицы, , Киев, Киев, город, Украина, Киевская область
Anna Kudryavtseva
16 октября 2012
Успенская Киево-Печерская лавра. Собор Успения Пресвятой Богородицы, , Киев, Киев, город, Украина, Киевская область
Anna Kudryavtseva
16 октября 2012
Успенская Киево-Печерская лавра. Собор Успения Пресвятой Богородицы, , Киев, Киев, город, Украина, Киевская область
Margarita
23 августа 2012
Успенская Киево-Печерская лавра. Собор Успения Пресвятой Богородицы, , Киев, Киев, город, Украина, Киевская область
Полина
7 октября 2006
Успенская Киево-Печерская лавра. Собор Успения Пресвятой Богородицы, , Киев, Киев, город, Украина, Киевская область
Михаил Владимиров
27 августа 2005
Успенская Киево-Печерская лавра. Собор Успения Пресвятой Богородицы, , Киев, Киев, город, Украина, Киевская область
Сергей Самусенко
1 августа 2005
Успенская Киево-Печерская лавра. Собор Успения Пресвятой Богородицы, Успенский собор с Большой Лаврской колокольни<br>, Киев, Киев, город, Украина, Киевская область
Успенский собор с Большой Лаврской колокольни
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Василий Шелёмин
9 октября 2004
Успенская Киево-Печерская лавра. Собор Успения Пресвятой Богородицы, , Киев, Киев, город, Украина, Киевская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Павел
10 сентября 2004
Успенская Киево-Печерская лавра. Собор Успения Пресвятой Богородицы, , Киев, Киев, город, Украина, Киевская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Павел
10 сентября 2004
Успенская Киево-Печерская лавра. Собор Успения Пресвятой Богородицы, , Киев, Киев, город, Украина, Киевская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Павел
10 сентября 2004
Успенская Киево-Печерская лавра. Собор Успения Пресвятой Богородицы, , Киев, Киев, город, Украина, Киевская область
Андрей Агафонов
1 февраля 1992
Успенская Киево-Печерская лавра. Собор Успения Пресвятой Богородицы, , Киев, Киев, город, Украина, Киевская область
Anna Kudryavtseva
16 октября 2012
Успенская Киево-Печерская лавра. Собор Успения Пресвятой Богородицы, Успенский собор<br>, Киев, Киев, город, Украина, Киевская область
Успенский собор
екатерина
8 сентября 2006
Успенская Киево-Печерская лавра. Собор Успения Пресвятой Богородицы, , Киев, Киев, город, Украина, Киевская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Василий Шелёмин
9 октября 2004
Успенская Киево-Печерская лавра. Собор Успения Пресвятой Богородицы, Успенский собор. Часть восточной стороны<br>, Киев, Киев, город, Украина, Киевская область
Успенский собор. Часть восточной стороны
Священник Владимир
.. - ..
Успенская Киево-Печерская лавра. Собор Успения Пресвятой Богородицы, Левая сторона фасада Успенского собора<br>, Киев, Киев, город, Украина, Киевская область
Левая сторона фасада Успенского собора
Священник Владимир
.. - ..
Успенская Киево-Печерская лавра. Собор Успения Пресвятой Богородицы, Успенский собор. Восточная сторона<br>, Киев, Киев, город, Украина, Киевская область
Успенский собор. Восточная сторона
Священник Владимир
.. - ..
Успенская Киево-Печерская лавра. Собор Успения Пресвятой Богородицы, Новый семитонный Колокол Всех Святых для для Свято-Успенского собора.<br>, Киев, Киев, город, Украина, Киевская область
Новый семитонный Колокол Всех Святых для для Свято-Успенского собора.
Алексей Александров
1 августа 2012
Успенская Киево-Печерская лавра. Собор Успения Пресвятой Богородицы, , Киев, Киев, город, Украина, Киевская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Павел
10 сентября 2004
Успенская Киево-Печерская лавра. Собор Успения Пресвятой Богородицы, Фрагмент стены Успенского собора (11века)<br>, Киев, Киев, город, Украина, Киевская область
Фрагмент стены Успенского собора (11века)
Лера
30 июля 2004
Успенская Киево-Печерская лавра. Собор Успения Пресвятой Богородицы, Фотография, на которой видны руины Успенского собора; фотограф Лоренс Манфи (Lawrence Monthey), архив университета Висконсин-Мэдисон, США<br>, Киев, Киев, город, Украина, Киевская область
Фотография, на которой видны руины Успенского собора; фотограф Лоренс Манфи (Lawrence Monthey), архив университета Висконсин-Мэдисон, США
Алексей Кротов
1 мая 1959
Успенская Киево-Печерская лавра. Собор Успения Пресвятой Богородицы, Собор после взрыва. Фото 1942 г. с аукциона e-bay.de<br>, Киев, Киев, город, Украина, Киевская область
Собор после взрыва. Фото 1942 г. с аукциона e-bay.de
Михаил Мещанинов
26 мая 1942
Успенская Киево-Печерская лавра. Собор Успения Пресвятой Богородицы, Собор после взрыва. Фото 1942 г. с аукциона e-bay.de<br>, Киев, Киев, город, Украина, Киевская область
Собор после взрыва. Фото 1942 г. с аукциона e-bay.de
Михаил Мещанинов
22 мая 1942
Успенская Киево-Печерская лавра. Собор Успения Пресвятой Богородицы, Собор после взрыва. Фото 1941 г. с аукциона e-bay.de<br>, Киев, Киев, город, Украина, Киевская область
Собор после взрыва. Фото 1941 г. с аукциона e-bay.de
Михаил Мещанинов
6 ноября 1941
Успенская Киево-Печерская лавра. Собор Успения Пресвятой Богородицы, Собор после взрыва. Фото 1941 г. с аукциона e-bay.de<br>, Киев, Киев, город, Украина, Киевская область
Собор после взрыва. Фото 1941 г. с аукциона e-bay.de
Михаил Мещанинов
5 ноября 1941
Успенская Киево-Печерская лавра. Собор Успения Пресвятой Богородицы, Собор после взрыва. Фрагмент. Фото 1941 г. с аукциона e-bay.de<br>, Киев, Киев, город, Украина, Киевская область
Собор после взрыва. Фрагмент. Фото 1941 г. с аукциона e-bay.de
Михаил Мещанинов
4 ноября 1941
Успенская Киево-Печерская лавра. Собор Успения Пресвятой Богородицы, , Киев, Киев, город, Украина, Киевская область
Николай М
3 ноября 1941
Успенская Киево-Печерская лавра. Собор Успения Пресвятой Богородицы, Собор незадолго до взрыва. Фото 1941 г. с аукциона e-bay.de<br>, Киев, Киев, город, Украина, Киевская область
Собор незадолго до взрыва. Фото 1941 г. с аукциона e-bay.de
Михаил Мещанинов
31 августа 1941
Успенская Киево-Печерская лавра. Собор Успения Пресвятой Богородицы, Лепной декор портала западного фасада. Фото 1920-х г.г.<br>, Киев, Киев, город, Украина, Киевская область
Лепной декор портала западного фасада. Фото 1920-х г.г.
Елена Григорьева
1 июня 1920
Успенская Киево-Печерская лавра. Собор Успения Пресвятой Богородицы, Декор окна западного фасада. Фото 1920-х г.г.<br>, Киев, Киев, город, Украина, Киевская область
Декор окна западного фасада. Фото 1920-х г.г.
Елена Григорьева
1 июня 1920
Успенская Киево-Печерская лавра. Собор Успения Пресвятой Богородицы, Фото с сайта http://www.iwm.org.uk/collections/item/object/205330597<br>, Киев, Киев, город, Украина, Киевская область
Фото с сайта http://www.iwm.org.uk/collections/item/object/205330597
Андрей Агафонов
1 января 1918
Успенская Киево-Печерская лавра. Собор Успения Пресвятой Богородицы, Почтовая карточка с видом Успенского собора. Приблизительная датировка: с 01.07.1910 г. по 01.07.1914 г.<br>, Киев, Киев, город, Украина, Киевская область
Почтовая карточка с видом Успенского собора. Приблизительная датировка: с 01.07.1910 г. по 01.07.1914 г.
Алексей Кротов
1 июля 1911
Успенская Киево-Печерская лавра. Собор Успения Пресвятой Богородицы, Рис. из журнала "Зодчий"<br>, Киев, Киев, город, Украина, Киевская область
Рис. из журнала "Зодчий"
Андрей Агафонов
1 января 1902
Успенская Киево-Печерская лавра. Собор Успения Пресвятой Богородицы, Фото из книги Грабарь И.Э. "История русского искусства." т.2 М 1910.<br>, Киев, Киев, город, Украина, Киевская область
Фото из книги Грабарь И.Э. "История русского искусства." т.2 М 1910.
Андрей Агафонов
1 января 1900
Успенская Киево-Печерская лавра. Собор Успения Пресвятой Богородицы, Фото из книги Грабарь И.Э. "История русского искусства." т.2 М 1910.<br>, Киев, Киев, город, Украина, Киевская область
Фото из книги Грабарь И.Э. "История русского искусства." т.2 М 1910.
Андрей Агафонов
1 января 1900
Успенская Киево-Печерская лавра. Собор Успения Пресвятой Богородицы, Фото из книги Т. Геврик "Втраченi архiтектурнi памятки Киева." Киев 1991<br>, Киев, Киев, город, Украина, Киевская область
Фото из книги Т. Геврик "Втраченi архiтектурнi памятки Киева." Киев 1991
Андрей Агафонов
1 января 1900
Успенская Киево-Печерская лавра. Собор Успения Пресвятой Богородицы, Фото из книги Т. Геврик "Втраченi архiтектурнi памятки Киева." Киев 1991<br>, Киев, Киев, город, Украина, Киевская область
Фото из книги Т. Геврик "Втраченi архiтектурнi памятки Киева." Киев 1991
Андрей Агафонов
1 января 1900
Успенская Киево-Печерская лавра. Собор Успения Пресвятой Богородицы, Фото из книги Т. Геврик "Втраченi архiтектурнi памятки Киева." Киев 1991<br>, Киев, Киев, город, Украина, Киевская область
Фото из книги Т. Геврик "Втраченi архiтектурнi памятки Киева." Киев 1991
Андрей Агафонов
1 января 1900
Успенская Киево-Печерская лавра. Собор Успения Пресвятой Богородицы, Раскрашенная фотокарточка с подписью 8964. Киев, Лаврская церковь<br>, Киев, Киев, город, Украина, Киевская область
Раскрашенная фотокарточка с подписью 8964. Киев, Лаврская церковь
Алексей Кротов
1 июня 1896
Успенская Киево-Печерская лавра. Собор Успения Пресвятой Богородицы, Часть стереопары конца XIX в. из коллекции издательства «ВАРТО»<br>, Киев, Киев, город, Украина, Киевская область
Часть стереопары конца XIX в. из коллекции издательства «ВАРТО»
Елена Григорьева
1 июня 1890
Успенская Киево-Печерская лавра. Собор Успения Пресвятой Богородицы, Рис. из журнала "Нива"<br>, Киев, Киев, город, Украина, Киевская область
Рис. из журнала "Нива"
Андрей Агафонов
1 января 1888
Успенская Киево-Печерская лавра. Собор Успения Пресвятой Богородицы, Фото нач.ХХ века. Альбом «Виды Успенской Киево-Печерской Лавры» http://andcvet.narod.ru/ANL/01/sam.html <br>, Киев, Киев, город, Украина, Киевская область
Фото нач.ХХ века. Альбом «Виды Успенской Киево-Печерской Лавры» http://andcvet.narod.ru/ANL/01/sam.html
Т.
??
Успенская Киево-Печерская лавра. Собор Успения Пресвятой Богородицы, Успенская Киево-Печерская лавра.Собор Успения Пресвятой Богородицы.Уцелевший юго-восточный придел Иоанна Богослова после взрыва храма  3 ноября 1941года (фото из архива автора.5.01.1978г)<br>, Киев, Киев, город, Украина, Киевская область
Успенская Киево-Печерская лавра.Собор Успения Пресвятой Богородицы.Уцелевший юго-восточный придел Иоанна Богослова после взрыва храма 3 ноября 1941года (фото из архива автора.5.01.1978г)
Александр Момент
5 января 1978



Карта и ближайшие объекты


Приблизить
Отдалить
Развернуть



Статьи


Вадим кр
 
Вадим кр  19 декабря 2016

Главным храмом комплекса является Успенский собор – одно из самых древних сооружений Лавры. Великая церковь Успения Богородицы Печерского монастыря была заложена в 1073 г. игуменом Феодосием, но он скоропостижно скончался, поэтому снова к строительству приступили только в 1075 г. Возведение заняло всего 2 года, что было невероятно быстро для столь масштабного здания. Согласно легенде, ширину и длину храма обозначили в 20 и 30 «поясов» – это изделие, выполненное из чистого золота, было подарено монахам варягом Шимоном в честь начала строительства. Через несколько лет после окончания работы зодчих приезжие художники из Константинополя оформили церковь мозаиками и фресками на полу и стенах. Храм венчался единственным куполом, диаметр которого составлял почти 9 метров, основные нефы были выполнены из мрамора.

За всю историю собора ремонтные и реставрационные работы в нем проводились несколько раз. Впервые – после разрушительного нападения половцев, а потом – после землетрясения в начале 13 века. По преданию, в результате этого природного катаклизма храм расступился на четыре части. Через три столетия в соборе были возведены величественный иконостас и несколько часовен.

Успенский собор почти полностью уничтожили взрывом в 1941 г., восстановили его только в 2000 г. Сегодня каждый гость Киево-Печерской Лавры может увидеть в специальной ротонде большой обломок древней стены храма. До момента разрушения строения в 20 веке в нем насчитывалось более 300 захоронений князей, святых и значимых людей разных эпох. Многие из надгробий представляли большую ценность, поскольку были произведениями искусства знаменитых мастеров. В современном Успенском соборе попытались восстановить самые первые фрески и узоры, тонкая роспись максимально приближена к оригинальной.


Александр Богданов
 
Александр БогдановАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)  27 февраля 2018

Главный храм Киево-Печерской Лавры — Великая Печерская церковь (Успенский собор) находится напротив Святых врат, посреди центральной площади Верхней Лавры. Этот «небеси подобный» храм, один из древнейших в Киевской Руси, занимает особое место в жизни Православной Церкви и в отечественной культуре. С его созданием открылась новая страница истории древнерусского зодчества и иконописи.

По свидетельству прп. Нестора Летописца, каменная церковь Успения в Печерском монастыре была заложена по благословению прп. Антония св. игуменом Феодосием и епископом Михаилом в 1073 г. Время разрушало этот храм, преображало и воссоздавало вновь, как незыблемую святыню Православия.

Вот как повествует Печерский Патерик о создании Великой церкви. Матерь Божия направила из Константинополя в Киев греческих зодчих, явившись им во Влахернском храме со словами: «Хочу церковь Себе построить на Руси в Киеве: повелеваю же вам — возьмите золото себе на три года и идите на возведение ее... Прииду же и Сама увидеть церковь, и в ней хочу жить... Моим именем хочу назвать ее, — и, вручив икону Успения Божией Матери, добавила: — Она наместной да будет». Выйдя из храма, зодчие на облаке увидели изображение великолепной церкви, а когда построили ее, так и называли долгое время — «небеси подобною». В этом явлении и благословении Пресвятой Богородицы отражена глубокая связь Православной Руси с Византией как преемницей и источником благодати Апостольской Церкви.

Основание и строительство храма сопровождались многими чудесными событиями, являющими Божию милость и заступление Матери Божией, небесной покровительницы Киево-Печерской Лавры. Место для строительства храма было указано божественными знамениями по молитвам прп. Антония. Землю и сто гривен золота для строительства церкви пожертвовал киевский князь Святослав. Большой вклад в строительство сделал варяжский воевода Шимон (в крещении Симон). Гонимый соплеменниками, однажды он молился в домовой церкви у родового образа Распятия и услышал голос, повелевший ему идти на Русь, взяв с собой пояс и венец от Распятия. Шимон снарядил корабль и отплыл в неведомую землю. В море судно настигла штормовая буря, и, теряя надежду на спасение, варяг взмолился к Богу. Он увидел в небесах неземной красоты церковь и вновь услышал голос свыше, предсказавший ему, что сейчас он останется невредим, а в будущем сподобится участвовать в строительстве этой церкви, где и будет погребен. В откровении ему были сообщены размеры храма, который надлежало построить, и указана мера — пояс Спасителя.

Божий Промысл приводит варяга к преподобному Антонию. Перед битвой с половцами старец сказал Шимону, что русичи потерпят поражение, но сам он останется в живых, а кроме того, подтвердил предсказания о том, что построена будет в Печерской обители церковь, в которой по кончине упокоится Шимон. Возвратившись из неудачного похода, Шимон отдал преподобному венец и пояс и рассказал все, что стало известно ему из откровений о строительстве «небеси подобной» церкви.

По молитвам преподобного Антония Господь чудесными знамениями указал место будущего храма. В 1075 г. начались основные строительные работы. В разбивке плана церкви и закладке фундамента принимали участие призванные Богородицей византийские зодчие. Как повествует Патерик, денег, врученных Царицей Небесной на строительство, было «на три лета». Вчерне возведение храмового строения к 1077 г. было закончено.

В период игуменства Стефана вокруг Успенской церкви были построены новые келии. Здесь образовался большой «новый» монастырь, поскольку сюда была переведена из пещер братия. Завершалось строительство Успенской церкви в игуменство прп. Никона, ставшего настоятелем монастыря в 1078 г. В 1083 г. пришли из Царьграда иконописцы, чудесно нанятые прпп. Антонием и Феодосием, а греческие купцы, бывшие свидетелями этого чуда, пожертвовали мозаику на украшение храма. Трудясь пять лет над росписью церкви, иконописцы стали свидетелями дивных чудес: Господь помогал братии украшать церковь, как прежде помогал ее строить. Согласно предсказанию Божией Матери, они приняли здесь постриг и остались в монастыре.

В 1088 г., спустя пятнадцать лет после основания, церковь была готова к освящению. Она отличалась необыкновенным величием и красотой наружного и внутреннего убранства. Ее стены и иконостас блистали золотом и разноцветной мозаикой и были украшены множеством икон, пол выложен узорами из камня разных пород, глава храма позолочена, а крест на куполе выкован из золота. Недаром современники называли ее «боголепной» и «небеси подобной». Освящение Великой лаврской церкви, также сопровождаемое многими знамениями благоволения Господня, состоялось в 1089 г. и было приурочено к празднику Успения Пресвятой Богородицы.

Ни одна церковь в древней Руси не была столь почитаема, как соборная Великая церковь Печерской обители. Все главные святыни Лавры всегда хранились в Великой церкви. Долгое время считалось, что древние части Великой Печерской церкви, ввиду множества реконструкций и перестроек, не сохранились. Однако в результате исследований XIX и XX вв. были обнаружены фрагменты, относящиеся к XI в. Так, на плинфах собора были найдены не только отдельные буквы кириллицы, но и целые слова и фразы. На стенах сохранились изображения крестов, надписи и рисунки, сделанные мастерами-строителями по сырому раствору.

Во время археологических раскопок престола в 1963 г. были обнаружены фрагменты горшка, в котором находились завернутые в ткань частицы мощей. Там же были найдены плитки и кусочки смальты XI в. Эго все, что осталось от престола XI в. после реконструкций 1729, 1755 и 1893 гг. В кирпичной кладке основания престола 1729 г. был обнаружен шиферный столп, вкопанный в землю. Возможно, это часть «краеугольного камня», заложенного при закладке храма. Раскопки у основания этого камня показали, что он вкопан в грунт в XI в. Были найдены и остатки жертвенника. Было найдено также большое количество фрагментов первоначального пола из шиферных плит, инкрустированных кусочками смальты. При восстановлении собора в 2000 г. отдельные фрагменты пола были оставлены для осмотра.

В воспоминаниях Павла Алеппского есть описания мраморных колонн древней алтарной преграды. По преданию, части первоначального иконостаса были использованы при реконструкции церквей Ближних пещер.

Греческие мастера — архитекторы, мозаисты и иконописцы — с благословения игуменов Стефана и Никона создали монастырскую строительную артель и иконописную мастерскую, которые занимались благоукрашением не только Успенского Печерского собора, но и храмов Михайловского Златоверхого монастыря, Кловской Влахернской обители преподобного Стефана и других храмов. В 1951 г. на территории Лавры археологами была обнаружена древняя мозаичная мастерская.

До разрушения Успенского собора в 1941 г. из древних частей храма наружу выступали только алтарные апсиды, сохранившиеся целиком (кроме южной, которая была переделана в литовский период, вероятно, князем Симеоном Олельковичем). Главная апсида в древности имела рельефные изображения Богородицы и стоящих по ее сторонам Архангелов: части этих рельефов хранились в лаврской ризнице. На алтарной стене от древности уцелел крестик с буквами ІС. ХС. НИ. КА. Древними оставались средняя глава и купол над Иоанно-Предгеченским приделом.

Первоначально Великая лаврская церковь имела один полусферический купол. Предтеченский храм, стоявший когда-то отдельно, тоже имел купол приплюснутой полусферической формы. На месте нынешних боковых приделов и паперти находилось несколько часовен, пристроенных в XIII-XVI вв. Перед церковью Иоанна Предтечи была часовня Ельцов, за Предтеченской церковью — часовня Трех святителей, за ней, ближе к алтарю — часовня Иоанна Богослова, а в юго-восточном углу — часовня князей Корецких (во имя св. первомученика архидиакона Стефана). Святитель Петр Могила для симметрии с северной стороной пристроил с южной стороны еще две часовенки и поставил четыре новых купола. В конце XVII в. боковые часовни были объединены и образовали нынешние приделы с двумя алтарями (на плане 1695 г. они уже указаны); в состав северного придела, посвященного святому первомученику Стефану, вошла и древняя Предтеченская церковь; западные часовни были заменены папертью с четырьмя входными дверями. К началу XVIII в. вся древняя церковь была застроена, фасад ее приобрел барочные формы. Окна и двери были декорированы наподобие матерчатых драпировок. В 1470 и 1722-1729 гг. церковь возобновлялась.

О первоначальном внутреннем убранстве храма можно судить по описаниям, приведенным в летописях, «Печерском Патерике», «Синопсисе» и в воспоминаниях очевидцев. В них описываются, прежде всего, поражавшие своей красотой мозаики из «позлащенных камней», фрески и мраморные облицовки стен и пола. В древности церковь была «мусиею (мозаикой) сложена не токмо по стенам, но и по земле».

Расписывали Успенскую церковь греческие иконописцы. К сожалению, ни древняя живопись, ни более поздняя не сохранилась. Приведенное в Патерике житие прп. Алипия дает нам возможность узнать и о содержании росписей, и о чудесных явлениях, свидетелем которых он был. Когда иконописцы украшали алтарь мозаикой, внезапно на горнем месте чудесно изобразился лик Богородицы и из него вылетел голубь и летал «к образу Спасову» и к изображениям святых мучеников Артемия, Полиевкта, Леонтия, Акакия, Арефы, Иакова и Феодора, частицы мощей которых были вручены строителям Матерью Божией во Влахерне и положены в основание храма. Белый голубь перелетал от одного образа к другому, садясь святым то на руку, то на главу, и подлетев, наконец, к наместной иконе Богоматери, скрылся за этой иконой.

Павел Алеппский, видевший мозаики Великой церкви в XVII в., описывает находившийся в алтаре образ Богородицы, подобный Киево-Софийскому. Под ним — образ Христа в окружении апостолов (Евхаристия), а на западной стене церкви — образ Успения, мозаичный пол в алтаре и мраморный мозаичный цоколь вокруг кафедры. В XVIII в. мозаики были заменены росписью, впоследствии неоднократно обновлявшейся. Несмотря на изданный в 1722 г. запрет на аллегории в церковной живописи, в Успенской церкви они изобиловали. За престолом, наряду с другими сюжетами, был изображен Иисус Христос, распятый на ветвях дуба, около жертвенника — Агнец, Пеликан, — все в духе барочной украинской иконописи. Среди авторов этого времени известен С. Каменский. Реставрация росписи 1772 г. производилась Захарией (Голубовским). Продолжил эти работы в 1843 г. академик Ф. Солнцев. В 1893 г. собор был заново расписан группой художников под руководством В. Верещагина. В настоящее время предприняты попытки росписи на хорах восстановленного Успенского собора.

В домонгольское время иконостасами на Руси служили мраморные либо деревянные преграды, состоявшие из колонок-столбиков с находящимися между ними низкими парапетами и опиравшегося на колонки архитрава. В традиции того времени иконы еще не размещались между колоннами на парапетах. В центре преграды находились Царские врата. Иконы, водруженные на архитрав, составляли второй ярус и формировали деисисный чин. Наместная икона, благословленная Божией Матерью и принесенная из Царьграда, находилась в центре, над алтарными столпами, поддерживавшими фриз с карнизом и выполнявшими функцию Царских врат. В этой преграде находился и тот чудесный образ, с которым произошло чудо на глазах прп. Алипия. Здесь же, по-видимому, со стороны алтаря был подвешен золотой венец и золотой пояс варяга Шимона, увезенные позже Владимиром Мономахом в Суздаль. Древний иконостас сохранялся, вероятно, до 1482 г., а может быть, и до XVI в., когда князем Константином Острожским был устроен новый шестиярусный иконостас, известный по копии, отлитой по благословению Московского Патриарха Никона. В 1896 г. его верхние ярусы были сняты в подражание первоначальной низкой алтарной преграде.

До 1941 г. в Успенском соборе стоял иконостас времен гетмана Скоропадского (1708-1722 гг.), имевший большую художественную ценность. Икона Успения, Печерских святых и другие покрывались роскошными ризами. Вокруг икон были сделаны рамы из звезд. Царские врата были кованые из серебра с позолотой. Все это — работы лаврских ювелиров, славившихся наряду с живописцами и резчиками.

Кроме главного Успенского престола, в Великой церкви имелись еще пять приделов: три внизу — св. ап. Иоанна Богослова (справа, единственный сохранившийся после взрыва 1941 г.), св. первомученика архидиакона Стефана (слева) и св. Иоанна Предтечи (в северо-западном углу), и два на хорах — св. ап. Андрея Первозванного (справа) и Преображения Господня (слева). В приделе Иоанна Богослова был прорезной иконостас с картинами жития апостола Иоанна, любимого ученика Христова.

До взрыва 1941 г. на северной наружной стене древними оставались части Иоанно-Предтеченской церкви, объединенные в XVII в. с основным храмом. Купол над этой частью храма, как и своды самой церкви были древними. В XVII в. Предтеченский храм был разделен на два этажа, и верхняя его часть присоединена к хорам Великой церкви. В прежнем храме Иоанна Предтечи иконостас был той же работы, что и в Троицкой церкви на Святых вратах и в боковых нижних приделах Великой церкви. Перед иконостасом святителем Петром Могилой были положены мощи святой девы Иулиании, княжны Ольшанской. Княжна почивала в открытой раке, так что можно было видеть ее белое благообразное лицо, одежды, шейную золотую гривну и наушницы. Мощи св. девы Иулиании пострадали в пожаре 1718 г. и в настоящее время находятся в закрытой раке в Ближних пещерах. Во время последнего восстановления Успенского собора Предтеченский придел приобрел вид отдельного храма внутри Великой церкви. В нем были собраны все найденные во время реконструкции останки, прежде погребенные в соборе под спудом.

Над Царскими вратами иконостаса главного престола в драгоценной раме помещалась величайшая лаврская святыня — икона Успения Пресвятой Богородицы, по преданию. принесенная в Киев в 1073 г. греческими мастерами, которым во Влахернском храме ее вручила Пресвятая Богородица. На иконе Успения Божия Матерь изображена почивающей на одре, перед которым стоит Евангелие (оно покрывало отверстие в середине доски, где хранились частицы мощей семи святых мучеников, положенные по благословению Пресвятой Богородицы храмоздателями в основание церкви). У главы Божией Матери стоят шесть апостолов и среди них Петр с кадилом в руке; у ног Ее - пять апостолов, а святой апостол Павел припадает с левой стороны к ногам Богородицы. Посредине изображен Спаситель, держащий в пеленах душу Богородицы, а вверху, около головы Его, — два ангела с белыми убрусами. Икона была вставлена в раму, вмонтированную в большой металлический круг. На прочных шелковых шнурах чудотворная икона спускалась ежедневно по окончании утрени и литургии для благоговейного целования богомольцами.

Древний престол Великой церкви был из кирпича. Первоначально он был покрыт мраморной доской, а в 1744 г. обложен серебром. На жертвеннике находился золотой крест с частицами крови Христа, столба бичевания и вервия от столба бичевания. Иконостас этой части храма был также «страстной», т. е. имел иконы, изображающие страдания Спасителя. Справа от иконостаса, у южной стены главного придела Великой церкви, хранился серебряный ковчег с главой святого равноапостольного князя Владимира, а слева, в небольшой нише — мощи первого митрополита Киевского Михаила, крестившего киевлян и сыновей кн. Владимира. Свт. Михаил был сподвижником князя и вместе с ним много потрудился в деле крещения и христианского просвещения русского народа. Он скончался в 991 г. и был погребен в Десятинной церкви, устроенной св. кн. Владимиром. Отсюда его мощи были перенесены: около 1107 г. — в Ближние пещеры, а в 1730 г. — в Великую лаврскую церковь, где мощи двух великих просветителей Руси оказались рядом.

У южной стены главного придела Великой церкви помещался гроб прп. Феодосия, игумена Печерского (мощи его в 1240 г., ввиду нашествия Батыя, были сокрыты), а напротив него, в северо-западном углу, в киоте — частицы мощей всех Печерских святых. Недалеко от этого места на выступе стены находилась икона прп. Антония, пред которой, по преданию, стоял на молитве во время служб свт. Димитрий Ростовский. В память об этом позже здесь была установлена икона свт. Димитрия Ростовского.

В приделе св. первомученика архидиакона Стефана около иконостаса в серебряной раке хранилась часть его мощей — указательный палец. Эта святыня была принесена из молдавского Нямецкого монастыря Романским архиепископом Пахомием, жившим в Лавре на покое в начале XVIII в. В настоящее время эта святыня находится в Крестовоздвиженском храме в резной деревянной раке. В том же Стефановском приделе, у алтаря Предтеченской церкви, находился спуск в подземелье, где были похоронены выдающиеся деятели Церкви и государства. Здесь почивали нетленные мощи свт. Павла (Конюскевича), митрополита Тобольского и Сибирского. Святитель Павел учился в Киевской Духовной Академии, был пострижеником Лавры. Выйдя на покой, пожелал возвратиться в Лавру, где и скончался 4 ноября 1770 г. При взрыве Успенского собора в 1941 г. рака и нетленные мощи святителя пострадали.

Под полом Великой церкви были погребены останки многих русских князей, гетманов, киевских воевод, митрополитов, епископов и архимандритов. Древний притвор, в котором находилась гробница Константина Острожского, также служил местом погребения. Здесь после прп. Феодосия в древности хоронили князей, затем — представителей литовских фамилий и многих мужей, прославившихся духовными и государственными подвигами, таких как свт. Петр Могила, архимандриты Иннокентий Гизель, Елисей Плетенецкий, Павел Берында и др. В старину их гробницы, имевшие сверху надгробия с эпитафиями, были накрыты покровами с вышитыми на них портретами.

В Иоанно-Богословском приделе у северной стены возле иконостаса находилась чудотворная икона Божией Матери, называемая Игоревской. Это название икона получила оттого, что перед нею молился в последние минуты своей жизни св. благоверный князь Игорь. Он принял схиму в Киевской обители во имя св. мученика Феодора и был убит возмутившимися киевлянами в 1147 г. Икона эта древнего греческого письма. Перед нею особенно усердно молились богомольцы, претерпевшие какие-либо несчастья. В 20-е годы XX в., незадолго до закрытия и разграбления монастыря безбожной властью, икона была отреставрирована и покрыта новой ризой. В этом же приделе, на южных дверях иконостаса, находилась чтимая икона свт. Николая Чудотворца с частицей мощей. У южной стены Богословского придела, в нише, у иконостаса, в особой раке хранились частицы мощей св. Иоанна Предтечи, свв. пророков, апостолов, святителей, мучеников и других святых — греческих, сербских, молдавских и русских, а также около 80 других святынь.

Лаврская ризница в древности располагалась на хорах. Здесь же хранились и свитки с планами постройки Великой церкви, чудесно доставленные из Влахерны и «блюдоми на память таковому чудеси». По этим планам строили Успенские храмы в Ростове и Суздале. Ризница Лавры была необычайно богатой. Главное место в ней занимали священная утварь и облачения — из парчи, кованые золотом, украшенные алмазами и драгоценными камнями. В ризнице хранились также дорогие митры, например, кованая золотом, с алмазами, изумрудами, рубинами, сапфирами и жемчугом митра свт. Петра Могилы; напрестольные кресты, например, золотой крест с частью Животворящего Древа и землей от гроба Господня, подаренный гетманом Мазепой; чаша императрицы Анны Иоанновны; чаша гетмана Мазепы с хризолитами, аметистами и топазами; наперсные кресты свт. Петра Могилы (с гравировкой); дарохранительницы прорезной киевской работы; оклады Евангелий: один пожертвован Петром и Иоанном Алексеевичами в 1639 г.; второй — царицей Марфой Матвеевной и др. Кроме названного, в ризнице хранился клад, найденный в тайнике Великой церкви во время ремонта 1898 г., а также медаль с портретом кн. Константина Константиновича Острожского, которая отличалась особой красотой и тонкостью работы и считалась одним из лучших произведений европейского ювелирного искусства. К киевским ювелирам приезжали учиться мастера из других городов. Пользовалась известностью и лаврская мастерская, поставлявшая изделия из золота и серебра во все пределы русской земли. Древних ценностей в ризнице Лавры сохранилось мало — барельефы Богородицы, вероятно, украшавшие некогда внешнюю стену главной апсиды; фрагменты мозаик, части запрестольного места со следами инкрустации, несколько икон XVII—XVIII вв., образцы кирпичей XI в. и некоторые другие.

Революция 1917 г., принесшая с собой разорение и осквернение Лавры, уничтожила большую часть ее уникальных святынь. 1 января 1930 г. монастырь был закрыт. Еще в 1922 г. на его территории было устроено так называемое «Музейне містечко». Большая часть лаврских святынь была разворована, остальное — конфисковано и передано в качестве экспонатов атеистическому музею, цинично названному «Историко-культурным заповедником». Многие из них исчезли бесследно. В годы фашистской оккупации была утрачена чудотворная икона Успения Пресвятой Богородицы, находившаяся в Успенском соборе до его варварского уничтожения в годы войны. После взрыва 1941 г. до недавнего времени на месте величественного храма стояли руины — как символ разрушительности безбожного режима. В 1988 г., когда монастырь только начал возрождаться после десятилетий богоборчества, первая литургия в праздник Успения Божией Матери состоялась при большом стечении верующих на обломках некогда «небеси подобной» церкви.

Согласно постановлению Совета Министров УССР 1991 г. «Про перелік культових будівель — визначних пам’яток архітектури, які не підлягають передачi у постійне користування релігійним організаціям», к таким памятникам были отнесены многие лаврские строения. Заказчиком работ по восстановлению Успенского собора выступила Киевская городская государственная администрация, генеральным подрядчиком — корпорация «Укрреставрация», генеральными проектировщиками — АТ «Киевгенплан», «Киевпроект» под общим руководством О.А. Граужиса. «Укрзахідпроектреставрація» разработала концепцию восстановления интерьера собора под руководством Р.И. Могитыча. Большой вклад в восстановление Великой церкви внесла Украинская Православная Церковь, в частности и сама Киево-Печерская Лавра.

21 ноября 1998 г., в день памяти Архистратига Божия Михаила, Предстоятель Украинской Православной Церкви Митрополит Киевский и всея Украины Владимир положил первый кирпич в основание вновь возрождающейся Великой церкви. 24 августа 2000 г. Блаженнейший Владимир освятил величественный храм, выросший на месте руин. При восстановлении Успенскому собору были возвращены формы и декор XVIII в. Высота храма достигает 51,7 м, высота центрального креста — 4,2 м.

Над воссозданием барочных фронтонов, которыми во второй половине XVIII в. были украшены фасады храма, работали киевские художники-реставраторы С. Баяндин и Ю. Гузенко. Образы пророков, Архангелов и преподобных Печерских написаны в свободной художественной манере, характерной для украинского барокко. Теми же авторами расписаны фасады собора. В своем проекте настенной живописи художники стремились воплотить украинскую барочную традицию. Всего на стенах собора помещено 186 композиций. Обновленный Успенский собор, как и в XVIII в., украшают 48 рипид. На позолоту рипид, крестов и куполов было израсходовано 8,514 кг сусального золота. Изразцы, как храмовое украшение, стали использоваться еще в конце X в. На восстановленном Успенском храме имеются 362 гипсовые розетки.

В интерьере храма предполагается восстановить росписи XVIII в. по акварельным рисункам академика Ф. Солнцева, сохранившимся в историческом архиве С.-Петербурга. Они послужат образцами для подборки сюжетных композиций, которые дополнят отсутствующие фрагменты. Стены интерьера планируется украсить лепными элементами: карнизами, поясами, растительными орнаментами в стиле украинского барокко. На хорах в северо-западной части восстановлено помещение библиотеки, интерьеры которой — шкафы, большой стол, кресла и пр. — также предполагается восстановить.

При воссоздании иконостаса использовались рисунки академика Солнцева, а как аналог — иконостас Троицкой надвратной церкви, резьба которого подобна той, что украшала прежний иконостас главного алтаря Великой церкви. Нынешний сосново-липовый иконостас длиной 25 м и высотой — 21 м состоит из пяти ярусов.

Восстановление Успенского собора не только как архитектурного сооружения, но и как действующего храма канонической Церкви несомненно имеет величайшее значение для всего православного мира.

Из книги «Храмы Киево-Печерской лавры». — Киев, типография Киево-Печерской Лавры, 2012. Стр.20-41


Елена Григорьева
 
Елена Григорьева  24 октября 2022

Первоначальная церковь основана преподобными Антонием и Феодосием в 1073 г. и освящена в 1089 г. Разрушенная в 1240 г. татарами, она была возобновлена на том же основании в 1470 г. князем Симеоном Олельковичем. В 1720-1723 г.г. церковь ремонтировалась после пожара, постигшего Лавру в 1718 г., и была обнесена пристройками, создателем которых вероятно был Федор Старченко.

Храм каменный, одноэтажный; древний храм византийской трехнефной конструкции; позднейшие пристройки значительно изменили весь план. Приделов в настоящее время пять, глав – семь, все грушеобразные; шесть из них восьмигранные и внутри и снаружи, главная – 12-гранная снаружи и круглая внутри, на центральной главе – изображение голубя, на парапетах медные звезды со «славами».

Снаружи храм оштукатурен и выкрашен белой краской. Внутренние стены богато украшены лепкой, живописью, позолотой, майоликой. На главном фасаде висит железная доска с изложением истории храма. Надпись на главной апсиде гласит, что церковь «капитально обновлена» в 1880 г.; имеется также отметка высоты древней кладки. В апсидах бреши: они заделаны и обведены красным пунктиром.

Апсиды главного алтаря перекрыты сферическим сводом; в алтарях приледов своды крестовые, в алтарях на хорах плоские купольные. Кровля собора из медных листов покрашеных зеленой краской.

Самая древняя часть церкви – придел Рождества Иоанна Предтечи; старые стены его выходят в придел святого архидиакона Стефана. Продолжение тех же стен оштукатурено и плохо раскрашено бесхарактерным современным орнаментом. В приделе и алтаре святого архидиакона Стефана сохранилась старинная живопись; в приделе и алтаре правой стороны (Иоанна Богослова) живопись XVIII века, во всем остальном храме – новая, довольно плохая. В приделе Рождества Иоанна Предтечи живопись обновлена года три тому назад по старому. В куполе над главным алтарем, заглушенном при последнем ремонте, сохранилась живопись по характеру такая же, как в приделе святого Стефана. Ее теперь можно видеть только с крыши.

Главный иконостас резного крашеного позолоченого дерева, пятиярусный. Однако он был разобран в 1905 г. и в настоящее время в церкви стоит лишь первый его ярус. Царские врата – серебренные, золоченые, чеканной работы. Все прочие части – в помещении 2-го яруса лаврской колокольни. Они были свалены в кучу и так пролежали около 20 лет. В 1919 г. все эти остатки были прекрасно рассортированы и описаны моим помощником Бибиковым.

Колокольня каменная, оштукатуренная, четырехярусная, построена архитекгором Шеделем (1735-1743). В плане она представляет восьмиугольник, украшенный по углам дорическими, ионическими и коринфскими колонками. Один из них пожертвован Мазепой «по обещанию своему и по родителевому повелению».

Специальной ограды храм не имеет, так как находится на общем лаврском дворе. По фасаду храма и внутри на стенах находятся медные доски, свидетельствующие о погребении целого ряда выдающихся деятелей, в том числе князя Острожского, митрополита Петра Могилы, фельдмаршала Румянцева-Задунайского. Этому последнему в правом приделе у задней стены воздвигнут памятник, мраморный, в классическом стиле. В притворе на левой стороне находится замечательный памятник князю Острожскому, в стиле позднего возрождения.

Лукомский Г.К. «Киев: церковная архитектура XI-XIX века; византийское зодчество; украинское барокко». Описание некоторых церквей (Составлено по материалам церковных описей выполненных архитектурной секцией «отдела искусств» Народного комиссариата просвещения в 1919 г.). - Мюнхен, 1923 г.


Елена Григорьева
 
Елена Григорьева  28 декабря 2023

Если верить ранним летописям, то в 1067 году Печерский монастырь посетил воевода Симон. Чудом уцелевший в побоище на Алте, варяжский князь вручил Антонию и Феодосию золотой венец и пояс. Эти вещи стали не только первыми монастырскими ценностями, но и основой возведения нового храма. Через шесть лет князь Святослав собственноручно выкопал ров, заложив камень в основание церкви Успения Богородицы. Во времена его правления в обитель поступал неистощимый поток средств, поэтому само начало и быстрый темп строительства не удивительны. Однако историк Берлинский отнес начало строительства к «чудесному провидению, благодаря которому в Печерский монастырь прибыли из Греции камнесечцы с планом и великим количеством денег». Ни Антонию, ни Феодосию не удалось увидеть освящение храма. Отец-основатель скончался вскоре после его закладки, а игумен сошел в могилу на следующий год. Святые угодники обрели покой в местах своего проживания: могилы Антония и Феодосия стали первыми погребениями в Ближних и Дальних пещерах.

Каменный храм Успения Богородицы (Успенский собор) был завершен в 1089 году и сохранился до наших дней, хотя в сильно измененном виде. Цареградские художники украсили его фресками и мозаиками, о которых велеречиво повествуется в синопсисе: «Сия церковь великия преизящным благолепием вне и внутрь украшена, вся от злата муссиею, сиречь каменьями позлащенными и узорами и пестротами различными предивно бяше испещрена и иконами прекрасно выписана». Помост церковный, видимо, покрывала каменная резьба; одну из позолоченных глав венчал крест, вылитый из чистого золота.

В 1096 году Печерский монастырь сильно пострадал от нашествия половцев, но благодаря княжеским пожертвованиям отстроился довольно быстро. Монахи возвели новые церкви и решились наконец огородить обитель частоколом. Через столетие в основном сложился архитектурный ансамбль сооружений, определивший всю дальнейшую планировку. Главный собор высился на приднепровском холме, господствуя над окружающей местностью. Став центром архитектурной композиции, он образно связал отдельные части монастыря, а именно Верхнюю и Нижнюю лавры.

Увенчанный единственной главой, Успенский собор является совершенным образцом древнерусского крестово-купольного шестистолпного храма. Первые строители использовали знакомый прием смешанной кладки с плинфой, поочередно укладывая полосы большемерного плоского кирпича и необработанных камней. Последние затирались светло-красным известковым раствором с последующей штукатуркой.

В плане храм имел форму вытянутого с востока на запад прямоугольника, дополненного с одной стороны тремя гранеными апсидами. Пары массивных опор разделяли внутреннее пространство по подобию наружного членения пилястрами. Арки, державшие своды и барабан купола, соединяли столбы со стенами и между собой. Своды поперечного нефа немного возвышались над покрытием продольных помещений, а максимальная высота сооружения достигала 43 м. Придел с хорами располагался в западной части здания. Изначально наверх поднимались по лестничной башне, но после татаромонгольского нашествия она перестала существовать, и вход был устроен снаружи, между стеной собора и крещальней Иоанна Предтечи.

Фасады собора завершались арками; на ровных плоскостях стен четко выделялись оконные проемы и кромки уступчатых ниш. Граненые апсиды были украшены тонкими полуколоннами из фигурного кирпича. Декором верхней части центральной апсиды служили лента поребрика и фриз с орнаментом меандр. Оформленные в виде порталов входы в храм находились с севера, юга и запада.

Главный храм Киево-Печерской лавры отличался от культовых построек времен Ярослава не только размерами, но и архитектурой. Заметно удлиненный барабан и высокий купол придавали ему лаконичный силуэт с единственной главой как основной композиционной деталью. Упомянутое в синопсисе «преизящное благолепие», видимо, являлось художественным оформлением собора. Центральную алтарную апсиду украшала мозаика с изображением Богоматери. Внутреннюю поверхность купола по традиции покрывала мозаичная икона Христа Вседержителя. Согласно церковным канонам на парусах помещались образы евангелистов, а на стенах местные художники изобразили лики мучеников, мощи которых покоились под фундаментом стен. В росписи Успенского собора участвовал молодой, тогда еще не успевший прославиться Алимпий, обучавшийся у греков живописи и мозаичному искусству.

Полы алтаря украшала единственная напольная мозаика. В остальных помещениях для этой цели были использованы красные шиферные плиты с инкрустацией смальтой. Роскошное убранство собора составляли иконы в серебряных с позолотой окладах, или ризах, как их называли в церковном обиходе. В первой четверти XIII века в центре главного зала установили чеканную раку с мощами Феодосия. На изготовление художественно оформленной гробницы киевские мастера израсходовали 50 гривен золота и 500 гривен серебра.

В 1230 году киевлянам пришлось испытать великое бедствие – землетрясение, во время которого «великая церковь расступися на полы и падеся верх». Несмотря на полное разрушение купола, южной стены и апсиды, монахи восстановили собор, вскоре вновь разрушенный, но уже не природой, а воинами Батыя.

После смерти Юрия Долгорукого киевский престол поочередно занимали потомки волынского князя Давида – Изяслав и сын его Мстислав, изгнанные из столицы наследником покойного князя Андреем Георгиевичем. Прозванный Боголюбским за свое религиозное рвение, о церкви он заботился больше, чем о государстве и людях. Начало его княжения в 1159 году ознаменовалось присвоением печерскому игумену Акиндину звания архимандрита. Сам монастырь был освобожден от подчинения митрополии и стал называться лаврой. В переводе с греческого языка это слово означает «улица или благоустроенный городской квартал». Ранее так именовали многолюдные монастыри в Палестине, а позже и на Руси.

Впоследствии термин «лавра» употреблялся по отношению к привилегированным обителям с правами, закрепленными царским указом. В отношении Киево-Печерского монастыря подобный документ составил Андрей Боголюбский и утвердил константинопольский патриарх, хотя не сразу, а по прошествии трех столетий. Подлинные монастырские документы сгорели во время пожара 1718 года. Однако их реальность подтвердили летописцы и сам факт независимого, благополучного существования обители. По желанию великого князя печерское братство пополнили монахи близлежащих и дальних монастырей: Киевского, Брянского, Пустыннониколаевского, Свинского, Черниговского и Новгородского. С давних пор обитель владела селом Лесники, где Феодосий выкопал пещеру для пребывания в пору Великого поста. За два столетия со времени основания братия воспитала около 20 представителей высшего духовенства, неизменно сохранявших почтение к родной обители. В середине XIX века в состав Киево-Печерской лавры, помимо келий, хозяйственных построек и основных культовых сооружений, входили Голосеевская и Китаевская пустыни.

Великий князь Андрей Боголюбский подарил лавре место рождения преподобного Феодосия – город Васильков вместе с окрестными селами. В 1158 году сюда перенесли и захоронили останки Анастасии, супруги князя Глеба Всеславича, завещавшего любимой обители земли и пять деревень, которые перешли к настоятелям тотчас после похорон княгини. На средства этого правителя была построена трапезная, вначале состоявшая из зала, нескольких подсобных помещений и однокупольного храма. О прилежности ее создателей можно судить из патерика, где описано землетрясение 3 мая 1230 года. В тот день монахи собрались в трапезной для того, чтобы почтить память Феодосия: «…камение дробное сверху падеся, снесено бывшю корму и питию, столы и скамьи. Но обаче вся трапезница каменна не падеся, ни верх ее». Здание почти не пострадало и, незначительно отреставрированное, почти не изменилось внешне, хотя осталось без купола.

С того времени уже не столь почетный киевский престол редко занимал наследник умершего князя. Старинный обычай предлагать великое княжение правителям других городов в XIII веке стал нормой. Вошли в традицию захваты власти, нередко сопровождаемые битвами у стен столицы. Беспокойство княжеского дворца передавалось городу, тяжелое состояние которого усугублялось природными катаклизмами: засухой, пожарами и землетрясениями. Междоусобицы не прекращались, невзирая на бедствия и страхи. Народ догадывался, а князья точно знали, что с востока на Русь надвигаются татары, в то время как северные земли опустошают осмелевшие литовские князья.

Полчища кочевников подошли к Киеву в декабре 1239 года. По мнению Берлинского, хан Батый уничтожил русскую столицу, будучи «огорчен упорным сопротивлением киевлян. Ни пол, ни возраст, ни достоинство не были варварами уважаемы. Монастыри, храмы, дворцы, публичные строения и частные домы – все было ниспровергаемо, сжигаемо, так, что едва малая часть убежавших жителей, скрываясь по лесам и вертепам (потаенным местам), могла избегнуть смерти и плена. Сии остатки, согнанные потом татарами в город, составляли несчастных граждан, взирающих на свое отечество». Столь же скорбные чувства испытывали иноки Киево-Печерской лавры, видя руины, еще недавно бывшие процветающим монастырем. «Все строения были разметаны и преданы огню, имение церковное расхищено, златокованый крест снят, да и самая церковь, лишенная благолепия, была по велению Батыя до самых нижних окошек разломана и в таком бедственном состоянии пребывала до восстановления через 230 лет. Убежавшие от смерти монахи, скрываясь по горам и лесам от преследований татарских, собирались по учрежденному благовесту, то есть по медленному ударению в колокол, в один оставшийся целым придел, где тайно отправляли славословие Божие. Такое употребление благовеста перед всезвоном и поныне в монастырях в обычае, а в Печерской лавре другого звона и не бывало вовсе».

Вплоть до конца XV века упоминаний об Успенском соборе не содержалось ни в одном письменном источнике. Будучи местом встречи остатков братии, покинутая обитель продолжала служить кладбищем, где хоронили представителей высшего духовенства.

Потомство Рюрика занимало киевский стол около 450 лет, после чего древняя столица досталась чужеземцам. Запуганный татарами народ добровольно сдал город литовцам после того, как перестал надеяться на помощь своих князей. В 1320 году киевляне вместе с митрополитом дружно присягнули литовскому князю Гедимину как законному государю. Фактически захватившего Киев католика чествовали иконами и торжественным пением. Тот со своей стороны обещал сохранить свободу вероисповедания, оставить в силе прежние законы, не запрещать православные обряды, чем продемонстрировал доброту и обрел верных подданных в городе, который больше никогда не стал столицей Русского государства.

Успенский собор был восстановлен на средства князя Симеона Олельковича в 1470 году, что отмечено в надписи на пьедестале скульптурной группы, созданной в честь этого знаменательного события. Судя по документам, к началу XVII века лавра обрела прежнее влияние и, как всегда, располагала огромными средствами. Из описи, составленной весной 1593 года для архимандрита Никифора Тура, можно представить богатства монастыря, если только в его главном храме находилось 8 евангелий в серебряных с золотом окладах, а также 34 иконы в ризах, украшенных венцами, драгоценными камнями, подвесками из древних гривен и новых золотых монет. Среди множества серебряной утвари писарь выделил голубя над жертвенником и слуцкие миски, далее перечислив кубки, бокалы, кувшины, чаши, дискосы, звездицы, блюдца, копья, а также кресты различного размера и назначения. Созданные в мастерских Киева, почти все описанные предметы имели историческую и художественную ценность.

Внешний вид Успенского собора можно представить по гравюрам изданий лаврской типографии. К тому времени он стал многоглавым и дополнился тремя часовнями. Афанасий Кальнофойский, запечатлевший храм в 1638 году, назвал их церквями Иоанна Богослова, Трех святителей и Стефана.

Существование последней подтвердили археологи, обнаружившие следы древнего храма в поселении Клов. Полностью разрушенный во времена татаромонгольского нашествия, он принадлежал к типу греческих культовых построек с огромным куполом на восьми опорах. С востока просторное помещение перекрывалось тремя апсидами; с юга и севера располагались узкие боковые нефы, а с запада композицию интерьера завершал широкий придел. На выбор архитектурного образца повлияли грекофильские пристрастия игумена Стефана, которые затем послужили поводом для отстранения его от руководства Печерской лаврой. После ссоры с митрополитом изгнанник поселился в урочище Клов, где учредил монастырь с церковью Святой Богородицы, построив здание по примеру одного из константинопольских храмов.

В 1579 году реставрационные работы в Успенском соборе проводились на пожертвования князя Константина Острожского. Созданный в XVI веке иконостас не сохранился, но через столетие на его месте появилось другое сооружение, где наглядно выразились достижения киевского искусства послемонгольской поры. Однако и тому творению не довелось порадовать взор современников: иконостас-копия сгорел в апреле 1718 года. От пожара сильно пострадало и само здание, которое в очередной раз отстроили и богато украсили.

Крупные формы Успенского собора подчеркивала небольшая однокупольная крещальня Иоанна Предтечи, построенная ранее с северной стороны напротив притвора. По архитектуре и значению она являлась настоящим храмом. За неимением апсид их роль играли ниши в толще стены, придававшие зданию вид башни. Тонкие полуколонны на восточном фасаде усиливали впечатление легкости храма, его устремленности ввысь. По сходству с Успенским собором на стенах крещальни резко выделялись проемы окон; барабан купола столь же изящно завершался арками.

Устройством интерьеров Успенского собора занимались киевские мастера. Взамен погибшего иконостаса на средства гетмана Ивана Скоропадского был заказан новый, также пятиярусный, поднявшийся на высоту 22 м. Нижний ряд украшали 16 малых и больших полуколонн с резными коринфскими капителями. В декоре иконостаса заметно влияние стиля украинского барокко, к тому времени окончательно утвердившегося в местном искусстве. Основные черты этой оригинальной манеры воплотились во многих церквях Киева, поэтому выбор исполнителей нового иконостаса пал именно на киевских резчиков. Печерские настоятели не ошиблись, заказав исполнение алтарного входа ювелиру М. Юревичу: серебряные, покрытые сложным позолоченным орнаментом Царские врата изумляли всех, кто находился в храме. Создание иконостасов в других алтарях собора стало заслугой духовно-светского союза, а именно сницаря мастерской лавры И. Сповольского и свободного художника И. Сницара из Василькова. Среди уникальных работ последнего – резные кафедры для настоятеля и проповедника.

Со временем древняя церковь оказалась в центре храма. В отсутствие первоначальной живописи здесь была помещена чудотворная икона Успения Божией Матери, чудесным образом полученная греческими художниками во Влахернском храме и принесенная ими в Киев. По преданию, именно ей перед гибелью молился легендарный князь Игорь. Под алтарем Стефановского придела сформировалась усыпальница, где обрели вечный покой архимандрит Пётр Могила, митрополит Варлаам Ясинский, киевский генерал-губернатор П.А. Румянцев-Задунайский. Здесь же находились мощи первого киевского митрополита Михаила и нетленная голова Владимира Святославича. В ризнице издавна хранились ценные экземпляры евангелий, серебряная и золотая утварь, парадные облачения.

В библиотеке на хорах, помимо полок с книгами, находился архив лавры. Прежнее книгохранилище сгорело в 1718 году, и его местоположение осталось неизвестным.

Сверкающая резьба иконостаса усиливала впечатление от живописи, щедро украшавшей стены, арки, паруса и своды Успенского собора. Богатое убранство в основном сохранилось до конца XIX века, когда старую настенную роспись заменили новой, исполненной в византийском духе академиком В.П. Верещагиным и простым художником Г.И. Поповым.

Почти все имевшиеся в соборе произведения прикладного искусства являлись предметами, изготовленными по заказу настоятелей, или дарами высокопоставленных благодетелей монастыря: царей, графов, гетманов, казацких начальников. Среди множества уникальных вещей особого внимания заслуживает серебряное блюдо с мотивами охоты. Как известно, выпускникам художественных школ надлежало исполнить по выбору массовую сцену или сцену охоты. Подобные эпизоды часто встречаются в украинских гравюрах, на гобеленах, в стенных росписях некоторых украинских дворцов, например замка Олельковичей.

Во время Второй мировой войны Киев оккупировали немецкие войска. Фашисты разграбили почти все городские храмы, не обойдя главного собора Киево-Печерской лавры. В ноябре 1941 года храм был взорван, и к тому моменту многие его ценности находились в Германии. После освобождения Украины люди вернулись в монастырь, расчистили руины, но восстанавливать святыню не решились. В первые мирные годы на пепелище появились ученые, собрали наиболее ценные обломки и законсервировали объявленный научным объект.

Сегодня Успенский собор Киево-Печерской лавры выглядит не намного лучше, чем в 1945 году. Немногие из уцелевших сокровищ выставлены в монастырских и киевских музеях. Среди них серебряный оклад главного престола работы Юревича, золотые и серебряные обрамления икон и книг, паникадила, подсвечники, чаши, дарохранительницы, отмеченные высококлассной отделкой и художественным вкусом старых мастеров.

По материалам книги Елены Грицак «Памятники древнего Киева». -М.: «Вече», 2004 г.


Елена Григорьева
 
Елена Григорьева  21 апреля 2024

Киево-Печерская лавра - одна из величайших святынь православия, была основана в середине XI столетия. А закладка главного храма монастыря - Успенского собора, его называли Великой церковью, состоялась в 1073 г. Но строительство собора началось только спустя два года, при игумене Стефане в 1075 году, и было завершено в 1078 г.

По преданию, строительству храма предшествовало видение, которое увидел "один варяжский князь, именем Симон", молитвами преподобного Антония Печерского спасшийся от смерти в сражении на реке Альте в 1068 году. Симон увидел "на облаке изображение будущей новой Печерской церкви, и слышал глас, повелевавший отнести к преподобному Антонию златый пояс для размера сей церкви и златый венец для украшения жертвенника".

Собор строили четыре "искусных строителя", пришедшие в Киев из Константинополя. Средства на строительство храма пожертвовали тот самый "варяжский князь Симон", а также великий князь Киевский Святослав Ярославич. Собор расписывали и украшали мозаиками византийские "иконные писцы", греческие купцы привезли из Константинополя драгоценную смальту для мозаик.

Украшение собора росписями и мозаиками продолжалось до 1089 года, после чего он был освящен. Современники, видевшие храм во времена его "молодости", называли его "небесам подобным": "Сия небеси подобная церковь преизящным благолепием внутри в снаружи украшена... Вся золотою мусию, сиречь камнями позлащенными, узорами и пестротинами различными предивно высаждена и иконами прекрасно расписана". Глава храма была вызолочена, а на нее установлен золотой крест. Великая церковь Киево-Печерского монастыря послужила образцом для ряда других построек - в Ростове, Суздале и других городах. Но увы, судьба этого замечательного архитектурного сооружения оказалась чрезвычайно трагичной.

Собор был поставлен на высоком холме над Днепром. Это был наиболее законченный образец древнерусского трехнефного крестовокупольного храма. Как в большинстве построек той поры, здесь применялась техника смешанной кладки, чередующимися полосами большемерного плоского кирпича и камней, скрепленных широкими полосами розового известкового раствора. Высота храма составляла 46,8 метра, длина - 44,7 метра, ширина с притворами - 43,6 метра. От храмовых построек эпохи Ярослава Мудрого Успенский собор отличался своим одноглавием и лаконичным, устремленным вверх силуэтом. В украшении собора фресками и мозаиками приняли участие греческие и русские мастера, в том числе - легендарный русский иконописец Алимпий и монах Киево-Печерского Григорий.

В 1230 году Успенский собор пострадал от сильного землетрясения, случившегося в Киеве: "Великая церковь расступися на полы и падеся верх". Были разрушены купол храма, южная стена и апсиды. Восстановительные работы были закончены перед самым татарским нашествием, во время которого храм снова сильно пострадал. Киевский Синопсис так описывал трагические события 1240 года: "Нечестивые варвары таранами стены каменные монастырские столкши и до основания сокрушивши, в Святую Обитель внидоша, людей всякого чина посекоша, иных плениша, и самою небеси подобную Церковь Пресвятой Богородицы Печерскую оскверниша, от всего украшения обнажиша и крест с головы церковныя златокованый сняша". По повелению Батыя Успенский собор был разрушен "по окна", была разрушена и более не восстанавливалась лестничная башня, сильно пострадал интерьер собора: были практически полностью уничтожены его внутреннее убранство, росписи и драгоценные мозаики.

После татарского погрома Киево-Печерский монастырь восстанавливался долго и трудно, а Великая церковь "233 года оставалась только в щебне". Полностью Успенский храм был восстановлен и заново освящен в 1470 году, при литовском наместнике Киева князе Семене Олельковиче. В память об этом событии в стену центральной апсиды храма был вмурован терракотовый рельеф-триптих, левая и правая части которого изображают основателей монастыря Антония и Феодосия Печерских, а центральная - образ Богоматери, повторяющий ее мозаичный образ, украшавший до татарского нашествия интерьер храма. Сейчас этот триптих вмурован в стену Большой лаврской колокольни.

Спустя год после освящения восстановленного храма князь Семен Олелькович скончался и был погребен в Успенском соборе. А в 1482 году Киев был разграблен татарами, Киево-Печерский монастырь сожжен, а Великая церковь снова сильно пострадала. Почти сто лет собор простоял "в запустении", и только в конце XVI века начал "возобновляться". В позднейшие времена Успенский собор неоднократно перестраивался. Сохранились гравюры 1661 и 1693 годов, свидетельствующие о значительных изменениях во внешнем виде храма. Немало бед наделал в храме громадный пожар 1718 года, после чего в 1723-1729 годах под руководством архитектора И. Каландина были проведены большие реставрационные работы. Тогда собор приобрел черты украинского барокко, а его стены, апсиды, фронтоны главы куполов, окна и порталы были обильно украшены лепным орнаментом. Теперь было семь куполов, а не один, как прежде, из которых центральный был вызолочен "через огонь", а главы остальных шести покрыты листовым червонным золотом. Барабан главного купола был расписан изображениями ветхозаветных царей и пророков. Наружная живопись собора последний раз обновлялась в 1824 году.

С годами менялось и внутреннее убранство собора. В 1579 году на средства князя Константина Острожского был сделан новый пятиярусный иконостас. Этот иконостас погиб в пламени пожара 1718 года, случившегося в храме, а новый, выполненный в стиле барокко, был сооружен на пожертвования гетмана Ивана Скоропадского в 1723-1729 годах черниговским мастером-резчиком Г. Петровым и иконописцами А. Глинским и С. Лубенским. Новый огромный многоярусный иконостас, произведший неизгладимое впечатление на современников, стал впоследствии образцом для подражания, и его мотивы широко использовались резчиками иконостасов множества украинских церквей, построенный в XVIII веке.

В то же время восемью мастерами Лаврской иконописной мастерской под "надзиранием" иеромонаха Захарии Голубовского были восстановлены стенные росписи собора. А на рубеже XIX-XX веков собор был расписан заново группой иконописцев под руководством художника В. П. Верещагина.

На протяжении столетий Успенский собор Киево-Печерской лавры служил усыпальницей многих знатных фамилий. В крипте собора были похоронены известный по летописям киевский воевода XI столетия Ян Вышата и сестра Владимира Мономаха, легендарная Евпраксия - былинная "Апракса-королевишна", жена германского императора Генриха IV. Здесь находились гробницы князей Скиргайло, Острожских, Олельковичей, Вишневецких, Тышкевичей, украинских церковных деятелей и просветителей Е. Плетенецкого, З. Копыстенского, митрополита Петра Могилы, ректора Киево-Могилянской академии И. Гизеля. У восточной стены собора в 1632 году был погребен П. Берында - выдающийся ученый, поэт, составивший "Лексикон славеноросский и имен толкование". Здесь же, в Успенском соборе, был похоронен великий русский полководец фельдмаршал П.А. Румянцев-Задунайский. На его могиле было установлено надгробие работы скульптора И. П. Мартоса. У стен собора погребен выдающийся русский политический деятель П.А. Столыпин.

Успенский собор имел девять престолов. В алтаре Стефановского придела бережно хранилась древняя икона Богоматери византийского письма, перед которой в последний час своей жизни молился 19 сентября 1147 года князь Игорь Ольгович, убитый восставшими киевлянами. В Трехсвятительском приделе находилась настоятельская ризница, а рядом, в особой "палате", размещалась библиотека Киево-Печерской лавры.

Многострадальный Успенский собор Киево-Печерской лавры был взорван фашистами в ноябре 1941 года. До наших дней сохранились только фрагменты собора. Давно разработан проект его восстановления. Но пока посетителей Лавры встречают только руины...

Губарева М.В., Низовский А.Ю. «Сто великих храмов мира». -М.: «Вече», 1999 г.



Комментарии и обсуждение


Ваш комментарий будет первым.