ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Киев. Успенская Киево-Печерская лавра. Церковь Всех Святых.


Киев. Успенская Киево-Печерская лавра. Церковь Всех Святых
Церковь. Не действует.  
Престолы:Всех Святых
Год постройки:1690.
Адрес:
Киев, ул. Лаврская, 11.

Координаты: 50.436326, 30.556149
Проезд:на метро до остановки "Арсенальная", далее автобусом № 24, 25, 38ТР, 55, троллейбус 38 и маршрутном такси №470 до остановки "Киево-Печерская Лавра"





Сортировка:

Успенская Киево-Печерская лавра. Церковь Всех Святых, , Киев, Киев, город, Украина, Киевская область
Алексей Кротов
5 января 2013
Успенская Киево-Печерская лавра. Церковь Всех Святых, , Киев, Киев, город, Украина, Киевская область
Алексей Кротов
5 января 2013
Успенская Киево-Печерская лавра. Церковь Всех Святых, Всехвсятская надвратная церковь<br>, Киев, Киев, город, Украина, Киевская область
Всехвсятская надвратная церковь
екатерина
8 сентября 2006
Успенская Киево-Печерская лавра. Церковь Всех Святых, , Киев, Киев, город, Украина, Киевская область
Михаил Владимиров
27 августа 2005
Успенская Киево-Печерская лавра. Церковь Всех Святых, , Киев, Киев, город, Украина, Киевская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Павел
10 сентября 2004
Успенская Киево-Печерская лавра. Церковь Всех Святых, Всехсвятская надвратная церковь - фрагмент фасада<br>, Киев, Киев, город, Украина, Киевская область
Всехсвятская надвратная церковь - фрагмент фасада
екатерина
8 сентября 2006
Успенская Киево-Печерская лавра. Церковь Всех Святых, , Киев, Киев, город, Украина, Киевская область
Anna Kudryavtseva
16 октября 2012
Успенская Киево-Печерская лавра. Церковь Всех Святых, «Церковь Всех Святых. Южный фасад. Аркада. Экономические ворота». Открытка 1964 г.<br>, Киев, Киев, город, Украина, Киевская область
«Церковь Всех Святых. Южный фасад. Аркада. Экономические ворота». Открытка 1964 г.
Елена Григорьева
1 июня 1964
Успенская Киево-Печерская лавра. Церковь Всех Святых, Фото 1941 г. с аукциона e-bay.de<br>, Киев, Киев, город, Украина, Киевская область
Фото 1941 г. с аукциона e-bay.de
Михаил Мещанинов
29 августа 1941
Успенская Киево-Печерская лавра. Церковь Всех Святых, Фото нач.ХХ века. Альбом «Виды Успенской Киево-Печерской Лавры» http://andcvet.narod.ru/ANL/01/sam.html <br>, Киев, Киев, город, Украина, Киевская область
Фото нач.ХХ века. Альбом «Виды Успенской Киево-Печерской Лавры» http://andcvet.narod.ru/ANL/01/sam.html
Т.
??
Успенская Киево-Печерская лавра. Церковь Всех Святых, Фото из книги Грабарь И.Э. "История русскаго искусства".М 1910-1913<br>, Киев, Киев, город, Украина, Киевская область
Фото из книги Грабарь И.Э. "История русскаго искусства".М 1910-1913
Андрей Агафонов
??
Успенская Киево-Печерская лавра. Церковь Всех Святых, Фотоснимок с почтовой раскрашенной фотокарточки нач. ХХ века.<br>, Киев, Киев, город, Украина, Киевская область
Фотоснимок с почтовой раскрашенной фотокарточки нач. ХХ века.
Алексей Кротов
??



Карта и ближайшие объекты


Приблизить
Отдалить
Развернуть



Статьи


Александр Богданов
 
Александр БогдановАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)  24 августа 2011

Церковь Всех Святых на Экономических воротах Киево-Печерской лавры, 1696-1698 гг.

Построена одновременно с монастырскими стенами. В 1718 г. пострадала от пожара, сгорели все деревянные конструкции. Восстановлена в 1718 — 1727 гг. В XVIII в. к южной стороне церкви пристроена аркада, установлен иконостас. В 1903 г. из трапезной палаты перенесены два мраморных с мозаичными изображениями кио- та и установлены на северной и южной стенах церкви [120]. В 1904 г. произведен капитальный ремонт с позолотой глав куполов. В 1906 г. расписан интерьер учениками Лаврской живописной школы (под руководством худож. И. С. Ижакевича).

Церковь кирпичная оштукатуренная двухъярусная пятикупольная, в плане представляет собою равноконечный крест с прямоугольной пристройкой с восточной стороны. Главы грушевидные с перехватом. В композиции и решении внутреннего пространства зодчий применил традиционный прием украинской народной архитектуры. Снаружи церковь украшена разнообразной формы нишами, картушами, поясками, окна обрамлены наличниками, стены завершены развитым многопрофильным карнизом. В пластике фасадов видны черты, характерные для русской архитектуры XVII в., что указывает на влияние русского зодчества. В первом ярусе сделан проезд Экономических ворот, по сторонам которого небольшие помещения для привратников. Проезд перекрыт коробовым сводом. В церковь, расположенную на втором ярусе, через аркаду ведет крытая галерея с широкой лестницей из дуба. Аркада перекрыта сводом, покрыта двускатной крышей с фронтоном на торце, украшенным лепным растительным орнаментом, характерным для форм украинского барокко XVIII в. Интерьер расписан сюжетной и орнаментальной масляной живописью. Иконостас из липы резной трехъярусный позолоченный в стиле раннего барокко с остатками ренессансных форм.

В 1958—1959 гг. реставрирована. Были заменены деревянные конструктивные элементы. Все главы покрыты медью и позолочены, восстановлен декор фасадов. В 1968—1973 гг. проведены исследования и реставрация интерьера (под руководством И. П. Дорофиенко). В результате исследований была выявлена первоначальная орнаментальная клеевая роспись XVII в. в нише южной части церкви, на западной стене и на панели в алтарной части. Всехсвятская церковь является одним из лучших памятников украинского зодчества и может быть отнесена к шедеврам мировой архитектуры.

Из книги «Памятники градостроительства и архитектуры Украинской ССР», том 1, стр.57-58


Евгений Карпухин
 
Евгений Карпухин  12 декабря 2011

О первоначальном виде храмовой живописи нет никаких сведений. Церковь Всех Святых, как и большинство строений монастыря, пострадала во время пожара 1718 г., но вскоре была восстановлена. Храм расписали только после капитального ремонта в 1906 г. художники и ученики лаврской иконописной школы под руководством Ивана Сидоровича Ижакевича. Эскизы всех росписей разрабатывал лично И.Ижакевич, ему помогали иконописцы и самые одаренные ученики. Система росписей построена таким образом, что большинство фигур святых размещена на оконных откосах. На стенах храма доминирует декоративный элемент.

Живописные композиции в храме расположены с соблюдением традиционных требований. Изображение на темно-синем фоне в главном куполе Христа-Пантократора является доминирующим. В левой руке Он держит открытую книгу с надписью: "Азъ єсмь Свьтъ мира", десница приподнята для благословения. Как Вседержитель Мира, Он окружен небесными силами - серафимами. Их изображения также размещены в боковых куполах, в центре каждого свода на одном уровне написано слово "Свят", которым серафимы прославляют Бога. Ближе к Христу - на парусах по традиции изображены евангелисты, но в церкви Всех Святых изображены лишь два евангелиста: на юго-западном парусе - святой Марк со львом, на северо-западном парусе изображен святой Лука с его символом быком. Два других паруса прикрыты иконостасом. На арках в кругах на золотом фоне находятся лики апостолов. Фигуры апостолов размещены на арках, так как они символизируют опору церкви. Фигуры печерских святых на оконных откосах храма изображены попарно, в зависимости от их рода деятельности или места, которое они занимали в истории монастыря. Так в юго-восточном оконном проеме изображены прп. Никола Святоша и Прохор Лебедник. Далее, по кругу изображены - прп. Нестор Летописец, Исаакий Затворник, Моисей Угрин и Иоанн Многострадальный, Марк Пещерник, Авраамий Трудолюбивый, Леонтий и Геронтий - канонархи Печерские, прп. Иеремия и Матфей Прозорливый, Иоанн и Феофил Печерские. На оконных откосах северной части храма - изображения врачей прп. Агапита и Дамиана, иконописцев Григория и Алипия, диаконов Ахилы и Анастасия. Завершают круг фигуры прп. просфорников Спиридона и Никодима. По обеим сторонам входа в церковь в полный рост размещены изображения киевского князя Владимира и составителей славянской азбуки свв. Кирилла и Мефодия. На стене алтарной части, закрытой иконостасом, размещены изображения основателей Киево-Печерского монастыря прпп. Антония и Феодосия, первых игуменов монастыря прп. Никона и Варлаама, а также прпп. Тита, Кукши, Игнатия, Поликарпа. Живопись интерьера церкви отмечается богатством цветной гаммы, выдержанной в холодных тонах. Все картины и орнаменты написаны масляной краской, широкими мазками.

Особое впечатление производит интерьер церкви с открытым и освещенным до самого верха подкупольным пространством. Внутреннее строение храма своей конструкцией соответствует внешнему делению строения на пять камер. Каждой камере в храме соответствует свое подкупольное пространство. Свод алтарной части значительно приподнят кверху, где его восьмигранный проем соединяется со световым барабаном. Центральная часть храма вверху ограничена четырьмя соединенными между собой арками. Вместе с парусами они образуют круглое отверстие, переходящее в световой барабан цилиндрической формы. Интерьер церкви дополняют два мраморныхмозаичныхкиота, установленные на южной и северной стенах. Киоты были выполнены в начале XX ст. киевским мраморных дел мастером Иваном Антоновичем Дрекслером для Трапезной церкви, но в 1902 г. по требованию Духовного собора перенесены в церковь Всех Святых. Иконы для них написал академик живописи В.Фартусов. На одной иконе изображен Иоанн Предтеча, а на другой - прп. Иоаникий Великий.

Украшением церкви Всех Святых является резной позолоченный иконостас - образец декоративно-прикладного искусства XVIII ст. Иконостас в церкви символизирует наше единение с Богом, в то же время отдаляет нас от алтаря- символа Царства Небесного. Первый иконостас храма сгорел во время пожара 1718 года. В 1741 р. Илларионом Сповольским и Солофеилом Никитичем в лаврской мастерской была закончена работа над новым трехъярусным иконостасом. Он оформлен в стиле раннего барокко с остатками ренессансных форм.Из конструктивного строения видно, что этот иконостас был изготовлен не для церкви Всех Святых, а был перенесен из какой-то другой церкви. Он состоит из трехярусов, разделенных между собою карнизами, которые поднимаются над Царскими вратами полукругом или заломами. Резное обрамление икон напоминает закругленный сверху оконный проем. Выделяется нижний, цокольный ряд иконостаса, где использованы классические архитектурные формы. Колонки между иконами украшены изображением виноградной лозы. К алтарной части церкви из иконостаса ведут трое дверей с трехгранным завершением, характерным для народной украинской архитектуры. Средние - Царские врата - по размерам более высокие и широкие, чем боковые - диаконские двери. Они состоят из двух створок, вырезанных из деревянных досок, украшенных ажурным орнаментом в виде акантовой листвы и гроздей винограда. Правая створка увенчана короной. Над Царскими вратами расположен резной ажурный полукруг с образом Спаса Нерукотворного. На диаконских дверях вместо фигур архистратигов изображены фигуры двух венценосных святых - византийский император Константин и киевский князь Владимир Святославич. В начале в иконостасе было 52 иконы, но во время Второй мировой войны они были утеряны и осталось всего 36.


Елена Григорьева
 
Елена Григорьева  24 августа 2020

Одно из лучших сооружений стиля "мазепинского" барокко конца XVII в., находящееся на территории Киево-Печерской Лавры, признанный шедевр украинской архитектуры. Церковь Всех Святых над Экономическими воротами сооружена в 1696-1698 г.г. на средства гетмана Ивана Мазепы, герб которого украшал северный фасад над воротами (недавно восстановлен). Церковь сооружал неизвестный по имени, но гениальный зодчий, которому, по стилистическим признакам, безусловно принадлежат Георгиевский собор Выдубицкого монастыря, Феодосиевская церковь и некоторые другие здания.

Храм возведен над боковыми хозяйственными воротами монастырских стен. Через них преимущественно завозили продукты и строительные материалы. Однако сооружение производит возвышенное, торжественное впечатление. Оно построено по обычной схеме крестообразных пятичастных церквей, но отличается безукоризненными пропорциями, соотношением масс и красивым очертанием пирамидального силуэта. В низком первом ярусе устроены ворота проезда. Лестница на второй ярус ведет с юга к западному входу в церковь. Первоначально она была открытая либо имела крышу на деревянных столбах. Помещение церкви очень хорошо освещено благодаря большому количеству окон в стенах и в пяти световых барабанах куполов. Под полом в слое песка установлены ряды пустых кувшинов, которые играют роль резонаторов звука. Фасады очень пластично декорированы лопатками, карнизами и наличниками окон. Своеобразной "визитной карточкой" зодчего являются удивительные волюты в завершении лопаток - они закручены не наружу, а внутрь.

Церковь была сильно повреждена во время пожара 1718 г., но уже к 1721 г. ее капитально отремонтировали, пристроив с востока помещение ризницы, а с запада - закрытый притвор со ступенями. Около 1742 г. к притвору с южной стороны пристроено крыльцо в виде небольшой аркады с фронтоном. Аркада выполнена в формах, характерных для творчества Йоганна Шеделя, а фронтон отличается чудесной лепкой. Тогда же в церкви установлен трехъярусный иконостас, переделанный лаврскими резчиками Иларионом и Солофеилом из иконостаса какой-то другой церкви - он не совсем подошел по размеру. Резьба этого иконостаса достаточно слабая, много икон наместного и деисусного чинов утеряны. На северных и южных дверях вместо архангелов или архидиаконов написаны император Константин Великий и киевский князь Владимир Святославич.

В 1903 г. в церковь перенесены из Трапезной два мраморных киота с мозаичными изображениями. В 1904 г. проведен капитальный ремонт, позолочены купола. Новая стенопись выполнена в 1906 г. учениками Лаврской иконописной мастерской под руководством Ивана Ижакевича. Она отличается повышенной декоративностью и преобладанием орнаментальных мотивов, что обусловлено стилистическим влиянием модерна.

http://churchs.kiev.ua


Елена Григорьева
 
Елена Григорьева  30 декабря 2023

В последнее десятилетие XVII века киевских владык охватила, казалось, утраченная жажда созидания. Страстью подобного рода особенно удивил гетман Мазепа. Историк Берлинский, будучи истинным патриотом, отзывался о воспитаннике польского короля весьма неучтиво: «Нет опаснейшей и ненавистнейшей в обществе твари той, которая умеет стыдные свои пороки или властолюбивые происки скрывать под завесой доброжелательства, благовидной пышности и ревностного благочестия». В отличие от интеллигенции народ не задумывался над причинами широкой благотворительности гетмана, поэтому искренне радовался новым храмам и обновленным монастырям. На средства Мазепы возродилась София Киевская, был переправлен на ровное основание сползающий с косогора Пустыннониколаевский монастырь, а печерские монахи отгородились каменным забором и освятили очередной храм.

Благодаря лукавой набожности гетмана 550-саженная ограда дополнилась церковью Всех Святых на Экономических воротах. Построенная русским зодчим, «каменных зданий художником» Д.В. Аксамитовым, она существует и поныне. Ее оригинальная архитектура поразила воображение великого украинского поэта Тараса Шевченко, нарисовавшего здание во время пребывания в обители.

Крестчатое в плане здание имеет четыре пятигранных выступа, украшенные пилястрами с капителями, не относящимися ни к одному из признанных ордеров. Над каждым выступом, как и над центром постройки, возвышаются купола на восьмигранных барабанах. В декоре белоснежных фасадов использованы мотивы русского каменного зодчества, щедро дополненные фантазией местных умельцев. Пластическое богатство стен придает храму живописность, одновременно подчеркивая четкость и стройность форм. Входом в храм служит лестница с площадкой, которая прекрасно освещается большими, полукруглыми сверху окнами.

Роспись стен появилась здесь только в XX веке и была исполнена учениками лаврской живописной школы во главе с прекрасным художником И. С. Ижакевичем. В росписях использован нарядный украинский орнамент. У южной и северной стен стояли мраморные мозаичные киоты – художественно оформленные стенды для установки особо чтимых икон. Они предназначались для Трапезной церкви, но, видимо, были настолько хороши, что по распоряжению Духовного собора перешли в более презентабельную церковь Всех Святых. Ранее их место занимали деревянные киоты с резными позолоченными рамами и карнизами.

Первый иконостас сгорел в 1718 году, надолго оставив пустовать святое место. Спустя 30 лет сницари лаврской мастерской Илларион Сповольский и Солофеил Никитич закончили работу над новым трехъярусным сооружением, украшенным в манере раннего барокко. Мастера обработали нижний ярус иконостаса резными и гладкими полуколоннами, установив их по бокам иконных рам с полуовалами вверху. Царские врата с короной на правой двери поражали ажурной сквозной резьбой. На обеих створках имелись медальоны с изображением евангелистов и сцены Благовещения. Над Царскими вратами был оставлен резной полукруг, позже заполненный росписью с образом Спаса.

Поместив на дверях иконостаса полнофигурные изображения князя Владимира Святославича и византийского императора Константина, художники отступили от правил церковной живописи. Неизвестно, чем вызвано столь явное нарушение канонов, но равноапостольные личности, изображенные вместо архангелов или архидиаконов, украшали иконостас со времени его устройства. Современные искусствоведы рассматривают живопись всехсвятского иконостаса как основу для изучения и более глубокого понимания украинского барокко – одного из самых известных национальных стилей в мировом изобразительном искусстве.

По материалам книги Елены Грицак «Памятники древнего Киева». -М.: «Вече», 2004 г.



Комментарии и обсуждение


Ваш комментарий будет первым.