ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Пермь. Церковь Воздвижения Креста Господня в Язовой.


Пермь. Церковь Воздвижения Креста Господня в Язовой
Деревянная церковь.  Утрачена. (вся деревянная архитектура в каталоге →
Престолы:Воздвижения Креста Господня
Год постройки:не позже 1919.
Год утраты:Не установлен.
Адрес:
Россия, Пермский край, г. Пермь, мкрн. Вышка-2 (Язовая)

Координаты: 58.058716, 56.340389 (приблизительно)
Реальное положение объекта на местности может отличаться от указанного на 100-200 метров, а в отдельных случаях и больше. Если вам известны более точные координаты объекта - пожалуйста, сообщите нам.




Церковь Воздвижения Креста Господня в Язовой, на горе церковь Архив Меньшиковой В.М. Мотовилихинский р-н, Язовая<br>, Пермь, Пермь, город, Пермский край
на горе церковь Архив Меньшиковой В.М. Мотовилихинский р-н, Язовая
Александр Владимирович (Мальцев)
1 сентября 1940
Церковь Воздвижения Креста Господня в Язовой, https://vk.com/albums192767690?z=photo192767690_457298759%2Fphotos192767690<br>, Пермь, Пермь, город, Пермский край
https://vk.com/albums192767690?z=photo192767690_457298759%2Fphotos192767690
Александр Владимирович (Мальцев)
1 января 1927
Церковь Воздвижения Креста Господня в Язовой, https://issuu.com/yandex0784/docs/<br>, Пермь, Пермь, город, Пермский край
https://issuu.com/yandex0784/docs/
Александр Владимирович (Мальцев)
1 января 1927



Карта и ближайшие объекты


Приблизить
Отдалить
Развернуть



Статьи


Марина Зуйкова  28 июля 2020

История мотовилихинского поселка Вышка-2 уходит корнями в первое десятилетие ХХ века. Именно тогда над быстрой и хладной речушкой Язовой, на взгорье, поставили свои дома ее первые поселенцы. Приметное, красивое место облюбовали они для жительства. Отсюда, с высокой горы, видны были и губернский город с золотыми маковками Спасо-Преображенского и Петропавловского соборов, и красавица Кама, и закамские леса. Внизу, у подножия горы, шел Соликамский тракт, вдоль которого располагалось небольшое поселение Малая Язовая, возникшее в конце ХIХ — начале ХХ века. Впрочем, в те давние времена Язовая и Вышка-2 представляли собой единое целое. Жили здесь простые труженики, в основном рабочие Мотовилихинского пушечного завода. Они вели свое хозяйство, а помимо этого занимались землепашеством, извозом. У некоторых обывателей Язовой было и собственное дело: кожевенное, швейное, кирпичное, мукомольное. Мил и живописен был этот сельский уголок с добротными и крепкими избами. Наши предки строили их на века и при этом не забывали о внешнем облике жилища, стараясь украсить свои избы резными наличниками, изящной мансардой или уютным палисадом.

Однако не только к внешнему, но и к внутреннему, душевному ладу стремились наши предки. Не стоит город без святого, а село без храма — в истине этой они были убеждены. А потому и порешили: в Малой Язовой должен быть свой храм. Свято-Троицкая церковь завода Мотовилихи, в приходе которой они состояли, находилась от Язовой в трех верстах. Путь вроде бы и недалекий, но все-таки хотелось иметь храм рядом, на своей родной земле, чтобы в любое время, когда попросит душа, прийти туда и помолиться. А еще велика была потребность жителей Язовой в школе, где могли бы обучаться здешние ребятишки. Школы в ту пору — церковно-приходские и земские — были сосредоточены в Мотовилихе, и практически все они были переполнены.

Вопрос о строительстве в Мотовилихе, в селении Малая Язовая, церкви-школы в первые годы прошло вике живо обсуждался. Вот что по этому поводу осенью 1904-го писала газета «Пермский край»: «Из года в год повторяется тот прискорбный факт, что весьма значительному числу мальчиков и девочек приходится оставаться за стенками школ. То же самое случилось и ныне, когда целым сотням детей было отказано в приеме главным образом за недостатком мест в существующих училищах. Потому нельзя не приветствовать стремления построить под так называемой Вышкой церковь или часовню-школу, где могли бы получать образование дети этой местности, тянущейся несколько верст».

Проект на постройку в Язовой церкви-школы был составлен еще в 1902 году. В его разработке принимали участие Свято-Троицкая церковь Мотовилихи, представители пушечного завода. Духовная консистория направила этот проект в строительный отдел Пермского губернского правления на рассмотрение и утверждение. К документам прилагался план местности, где собирались построить церковь-школу. Согласно плану ее намеревались возвести рядом с Соликамским трактом между рекой Малая Язовая и ключиком, примерно там, где ныне располагается школа № 51. Однако первоначально этот проект не был одобрен: «не имеется 20-саженного разрыва от церкви-школы до обывательских усадеб» — значилось в документе. Позднее, в апреле 1904 года, когда с некоторыми изменениями (теперь вместо церкви-школы решено было строить часовню-школу) проект вновь направили в Пермское губернское правление, строительное отделение «нашло возможным таковой одобрить, с тем чтобы постройка производилась под наблюдением правоспособного техника».

Однако осуществиться проекту часовни-школы в Язовой было не суждено. Здесь, рядом с Соликамским трактом, через некоторое время построили обычную школу, где стали учиться дети Язовой и ее окрестностей. Так одна проблема была решена. И теперь предстояло построить храм. Но прежде следовало решить вопрос: где поставить часовню — в низовой части Язовой или на взгорье? Чувствовали люди, что место на Вышке чудное, благостное, потому и решили построить часовню именно там.

Начало 1900-х в целом можно назвать временем расцвета церковного строительства в Мотовилихе. Именно и этот период были возведены Рождество-Богородицкая церковь в Запруде, Никольский храм за рекой Ивой. И вот примерно в 1906-1907 годах трудами благочестивых предков наших на Вышке-2 возникла церковь-часовня Воздвижения Креста Господня. Как и всегда было на Руси, строили храм Божий всем миром. Известно, что основные средства на строительство церкви-часовни дал мотовилихинский обыватель Василий Корнилов, о котором мы расскажем чуть ниже.

Крестовоздвиженская часовня – деревянная, но при этом просторная и добротная, с тремя золочеными куполками, увенчанных крестами, – собирала на службы жителей Язовой, Вышки-2, Балмошной. Первоначально (вероятно, до 1919 года) она была приписана к Свято-Троицкой церкви завода Мотовилихи, которая, как заботливая мать, взращивала и опекала этот приход, направляя туда на служение добрых пастырей. Именно они, священники Свято-Троицкого храма, совершали здесь богослужения, проводили беседы, во время которых объясняли пастве истины Священного Писания, давали религиозно-нравственные наставления.

О том, как проходили в нашей часовне духовно-нравственные беседы, рассказывает один из архивных документов – Отчет о внебогослужебных собеседованиях в приходе Свято-Троицкой церкви Мотовилихинского завода за 1913 г. Процитируем отрывок из него: «В Крестовоздвиженской часовне беседы в отчетном году вел штатный диакон Леонид Пономарёв (позднее — священник, который около 20 лет будет служить в этом храме настоятелем. — Авт.) по средам каждой седмицы… Эти беседы предварялись служением молебнов с чтением акафиста при общем народном пении, для чего в часовню вместе с отцом диаконом приезжали по очереди священники Свято-Троицкой церкви. Часовня, вмещающая в себя до ста человек, всегда была до тесноты полна слушателями. Отрадно была видеть ту охоту, с которой беседы посещались детьми школьного возраста».

Не только священники, но и простые миряне принимали самое деятельное участие в жизни Крестовоздвиженской часовни на Вышке. При храме Святой Троицы в 1914 году было создано сестричество, объединявшее добродетельных женщин, которые во славу Божию творили дела любви и милосердия, оказывали нравственную поддержку там, где случилось горе. В обязанности сестер милосердия, среди которых наверняка были и жительницы Язовой, входила забота о6 опрятности Свято-Троицкого храма. Немало радели они и о благоустройстве Крестовоздвиженской часовни на Вышке-2, следили здесь за чистотой и порядком. Каждому, кто жил на этой земле, Крестовоздвиженская церковь была дорога. И каждый почитал великим благом внести свою, пусть небольшую, но искреннюю лептy в ее созидание и благоустройство. Быть может, внешне церковь наша выглядела скромно, но — стоило войти туда – и ощущение теплоты, намоленности, несказанной светлости сразу передавалось человеку…

На одном из снимков, сохранившемся в Государственном архиве Пермской области (ГАПО), запечатлен интерьер Крестовоздвиженского храма. Мы видим светлый резной иконостас, а перед ним, на амвоне, – Распятие со страдающим Господом. Возле Христа скорбно склонили головы Пресвятая Дева Мария и святая равноапостольная Мария Магдалина. Повсюду иконы – изображения на многих из них вполне различимы. Вот Пресвятая Богородица со Своим Предвечным Младенцем, преподобный Сергий Радонежский, игумен земли Русской, вот образ Всех Святых…

Здесь, пред святыми образами, молились предки наши обо всех живых м от жития земного отошедших православных христианах, о сродниках своих, ближних и дальних. В великие Господни праздники верующих в церкви было особенно много. Со всей округи стекался в Крестовоздвиженскую часовню православный люд. Совершались крестные ходы. По воспоминаниям старожилов, в праздник Крещения Господня на речке Малой Язовой, которая в ту пору была и чище, и значительно шире, устраивалась иордань, в ней освящалась вода, после чего каждый мог окунуться в холодные, но благодатные крещенские воды.

В первые десятилетия своей истории Вышка-2 была селением небольшим (в 1930-е годы здесь насчитывалось всего 20-30 домов), и потому все ее жители были друг другу как родные: если радость у кого – радость это общая, если горе – то горе на всех… Недалеко от храма, через овражек, было кладбище. Там похоронены первые жители Вышки, наши деды и прадеды. Кладбище просуществовало до середины 40-х годов прошлого века. Это место общей памяти было, как рассказывают старожилы, красивым и тихим. Впрочем, приметно оно и сегодня. На пологих склонах высокой горы, возле поля, прозванного в народе футбольным, еще видны небольшие холмики – могилы наших предков. Они почти сравнялись с землей, и иной раз, глядя на них, невольно задумаешься: а ведь когда-то на могилках этих стояли православные кресты, на кладбище приходили люди, чтобы поклониться праху почивших родственников, быть может, в Троицу или на Радоницу служились здесь молебны, панихиды…

Вот так – памятуя о прошлом, молясь о настоящем – и жили наши предшественники. И пусть не знали они наук многих, зато сердцем были просты и открыты. Средоточием жизни был для них храм. Постигая здесь главную жизненную премудрость – истину Христову, они всю жизнь следовали ей, руководствовались ею и четко осознавали, что есть грех, а что добродетель. И потому были мудрее нас, вроде бы образованных и много знающих…

Более 30 лет служила народу Божию Крестовоздвиженская церковь на Вышке, сначала как часовня, а затем как самостоятельный церковный приход. Более 30 лет изо дня в день отворяла она двери для прихожан своих, которые шли сюда, что укрепиться духовно, испросить поддержки и заступничества у святых, в храме этом незримо пребывающих… Но в 1937 году храм на Вышке-2 был закрыт.

Июль 1938 года. В Крестовоздвиженской церкви уже год не совершаются службы[12], но храм еще жив, он еще дышит, он будто ждет, что вот-вот войдут сюда люди и он вновь наполнится церковным пением, теплыми молитвами прихожан. И хотя в храме еще присутствует то убранство, которое так заботливо создавали матушка Павла и прихожане, он постепен­но приходит запустение. В мае 1938 года комиссия горкомхоза составит акт о состоянии церкви на тот момент и документально освидетельствует, что она нуждается в ремонте: «Требуется смена половых балок ввиду их ветхости, железная кровля пришла в негодность, и ее требуется сменить с заменой железа на 50% и покрасить, помещение требует побелки».

Крестовоздвиженская церковь на окраине города ждала заботливых рук, она надеялась, что рассеется ее одиночество. Но власти в это время поднимают вопрос о ее закрытии. В архивных документах мы читаем:«По вопро­су закрытия Вышинской церкви проведено 67 общих собраний трудящихся граждан, проживающих в Молотовском районе. Присутствовало трудящихся граждан на собраниях 96% от числа общего населения, голосовало за предложение закрытия церкви 100% от числа присутствующих на собрании. Против – нет».

В 1939 году ходатайство президиума Молотовского райсовета о закрытии Крестовоздвиженской церкви на Вышке-2 было удовлетворено, а затем оргкомитет Президиума ВС РСФСР по Пермской области вынес решение: здание церкви передать под детские ясли. Теперь храм закрылся уже официально. И больно было видеть верующим, как сбрасывали кресты с храма, как рушили купола, звонницу, как исчезали из Дома Божия иконы и церковная утварь. Спустя два года после смертного приговора, объявленного отцу Леониду, был вынесен приговор Крестовоздвиженской церкви, обрекший ее на долгие годы поругания и забвения. Вскоре, в 1940 году, в помещении церкви был открыт магазин, а в 1943-м здесь разместилось общежитие лесобазы. Пройдет еще несколько лет, и здание храма превратится в типичный коммунальный барак.

Верующие Вышки очень скорбели об утраченном храме и неоднократно направляли в различные государственные инстанции письма-ходатайства с просьбой о возвращении храма. Вот цитата из письма 1938 года, направленного в Пермский областной комитет Совета народных и крестьянских депутатов: «Просим Вас (в письме верующие обращаются к некоему товарищу Трофимову. – Авт.) разрешить богослужения в нашей маленькой церкви, находящейся на окраине г. Молотова, на 2-й Вышке, для обслуживания престарелых людей, так как нет ни одной церкви в Мотовилихе, а население большое, и старым не по силам ездить в церковь в Молотов. С 27 июля 1937 года с арестом священника мы лишены богослужения. <…> Просим Вас, товарищ Трофимов, разрешите работать церкви для нас, отживающих свой век, воспитавших сынов Отечеству, закаленных в вере в Бога, благоволите дожить нам в тихой духовной радости».

Это письмо подписали более 40 человек, причем жители не только Вышки-2, но и поселков Балмошная, Запруд, КамГЭС, Язовая, 1-я Вышка. Примечательно еще и то, что люди эти самого разного возраста. Есть среди них верующие 60-70 лет, есть и совсем молодые, которым от 19 до 30 лет. Однако просьбу верующих мирян власти отклонили.

Другую попытку возвратить церковь жители Вышки предпримут уже в 1944 году, во время Великой Отечественной войны, когда люди особенно нуждались в утешении и добром напутственном слове. А где еще можно выплакать свою боль, поделиться тревогой, обрести через покаяние внутренний мир и надежду, как не в храме – Доме Божием?! Но и на этот раз ходатайство верующих мирян будет отклонено. В решении исполнительного комитета Молотовского областного Совета депутатов трудящихся будет сказано: «Здание часовни в 1941 году передано обллесозагу, последним переоборудовано под общежитие рабочих обллесозага. В ходатайстве группы верующих в передаче им бывшего здания часовни отказать».

В 1946 году с просьбой об открытии церкви жители Вышки-2 обратились к преосвященному Иоанну, архиепископу Молотовскому и Соликамскому: «Просим Его высокопреосвященство Иоанна, архиепископа Молотовского и Соликамского, открыть церковь в Молотовском районе на Вышке-2, так как она не нарушена и стоит совершенно свободна. Просим не отказать в нашей просьбе».

Тогда, в 1940-х гг., храм так и не вернули верующим...

http://pisateli-za-dobro.com/new/siloyu-kresta-tvoego.html



Комментарии и обсуждение


Ваш комментарий будет первым.