Восстановление Успенского кафедрального собора в Костроме - проект не совсем обычный, и не только потому, что речь идёт о точном воссоздании храма, взорванного в 1934 году. В течение нескольких ближайших лет предполагается возродить не один, а два стоявших рядом собора. Вместе с ними появится и соединявшая их визуально колокольня, а также соборные дома и каменная с коваными звеньями ограда с несколькими живописными воротами и калитками, которые объединяют весь ансамбль Костромского кремля.
Архитектурный ансамбль, уничтоженный 85 лет назад богоборцами, начал складываться после опустошительного для Костромы пожара 1773 года. Прежде здешний кремль, почти полностью деревянный, походил на традиционные для Руси позднего Средневековья городские крепости. Посреди стоял соборный храм, его окружали монастыри и приходские церкви, здания казённых палат, воеводский дом, боярская слобода, жилища дворян. Сильно пострадавший в огне Успенский собор ХVI века был возобновлён, а на месте дотла сговевшего Крестовоздвиженского женского монастыря под руководством епископа Симона (Лагова) выдающийся костромской зодчий, ученик Бартоломео Растрелли Степан Воротилов выстроил тёплый Богоявленский собор и ставшую одним из костромских символов колокольню. После Отечественной войны 1812 года Костромской кремль окончательно утратил военно-фортификационные черты: с оборонительных валов убрали пушки, а вскоре и сами валы срыли.
В 1835 году оба собора - Успенский и Богоявленский - официально получили статус кафедральных. В этом качестве им не суждено было прожить и века. К счастью, архивы сохранили проектные чертежи конца ХVIII столетия, материалы по реконструкции Богоявленского собора конца ХIХ столетия и ценнейшие результаты обмеров и фотофиксаций, выполненных московскими архитекторами незадолго до разрушения ансамбля в 1934 году. По итогам многочисленных экспертных совещаний с участием представителей Министерства культуры РФ соборный комплекс кремля было решено восстанавливать по состоянию на ХVIII век, на момент работ Степана Воротилова.
Богоявленский собор вместе с четырёхъярусной колокольней во внешних габаритах уже полностью воссозданы. "Площадка возле соборов была посадским погостом. Во время строительства и предшествовавших ему археологических работ здесь обнаружены многочисленные останки знатных и богатых костромичей, - рассказывает главный инженер объекта Александр Родионов. - Сейчас они покоятся в отдельном помещении, а после воссоздания всего кремлёвского комплекса их захоронят в специальной часовне-усыпальнице". Несмотря на множество сохранившихся архивных чертежей и фотографий, археологические материалы тоже оказали неоценимую помощь зодчим. По фрагментам исторических белокаменных деталей колокольни удалось рассчитать профили и точные значения углов уступов на межъярусных свесах. Занял свои места в обоих ярусах звона полный колокольный ансамбль, а в четырёх верхних циферблатах монтируются куранты.
Сейчас усилия подрядчиков понемногу переориентируются на воссоздание Успенского собора. Главный архитектор проекта Алексей Денисов, который в конце прошлого века руководил коллективом зодчих строившегося в Москве кафедрального соборного Храма Христа Спасителя, детально прорабатывает убранство соборов и колокольни. "Наш опыт научного воссоздания и реставрации в Костроме также востребован, - говорит он. - Здесь главное событие - не только восстановление какого-то одного собора, но восстановление исторического облика, как бы сердца Костромы, архитектурной доминанты города".
В городском парке культуры и отдыха, на территории которого развёрнуты работы, находится ещё один примечательный архитектурный объект. По иронии судьбы железобетонное изваяние Ленина после достройки соборов будет указывать прямо на их кресты. Памятник "вождю мирового пролетариата" в 1928 году установили на постамент заложенного полутора десятками лет ранее мемориала 300-летию царствования дома Романовых (который так и не успели смонтировать до революции из-за разразившейся Первой мировой войны). Очевидная абсурдность расположения (и буквально анекдотическая в новом градостроительном обрамлении пространственная ориентация) скульптуры просто не оставляет городским властям иного выхода, как озаботиться вопросом столь своеобычного соседства.
Из журнала: "Журнал Московской Патриархии". - Выпуск №1, январь 2020 г./Строительство новых кафедральных соборов