ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Кострома. Церковь Спаса Нерукотворного Образа в рядах.

Церковь Спаса в рядах


Кострома. Церковь Спаса Нерукотворного Образа в рядах
Церковь. Действует.  
Престолы:Спаса Нерукотворного Образа, Покрова Пресвятой Богородицы
Год постройки:1766. В 1803-1808 пристроен тёплый придел в честь Покрова Пресвятой Богородицы.
Ссылки: Официальный сайт 
Адрес:
Костромская область, г. Кострома, Красные ряды

Координаты: 57.765678, 40.925391



Сортировка:

Церковь Спаса Нерукотворного Образа в рядах, , Кострома, Кострома, город, Костромская область
KotelnikovR.
26 сентября 2020
Церковь Спаса Нерукотворного Образа в рядах, , Кострома, Кострома, город, Костромская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Дмитрий Лоптев
4 сентября 2019
Церковь Спаса Нерукотворного Образа в рядах, , Кострома, Кострома, город, Костромская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Евгений Ермаков
10 августа 2018
Церковь Спаса Нерукотворного Образа в рядах, Вид с противоположного берега Волги<br>, Кострома, Кострома, город, Костромская область
Вид с противоположного берега Волги
JuNe
11 июля 2005
Церковь Спаса Нерукотворного Образа в рядах, Вид с северо-востока<br>, Кострома, Кострома, город, Костромская область
Вид с северо-востока
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Валерий Долженко
13 апреля 2024
Церковь Спаса Нерукотворного Образа в рядах, , Кострома, Кострома, город, Костромская область
Altaets
15 апреля 2021
Церковь Спаса Нерукотворного Образа в рядах, , Кострома, Кострома, город, Костромская область
KotelnikovR.
26 сентября 2020
Церковь Спаса Нерукотворного Образа в рядах, , Кострома, Кострома, город, Костромская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Дмитрий Лоптев
3 сентября 2019
Церковь Спаса Нерукотворного Образа в рядах, , Кострома, Кострома, город, Костромская область
zoi4ik
19 мая 2010
Церковь Спаса Нерукотворного Образа в рядах, , Кострома, Кострома, город, Костромская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Василий Шелёмин
4 октября 2005
Церковь Спаса Нерукотворного Образа в рядах, Фото В.В. Лелецкого<br>, Кострома, Кострома, город, Костромская область
Фото В.В. Лелецкого
Андрей Агафонов
1 апреля 1991
Церковь Спаса Нерукотворного Образа в рядах, , Кострома, Кострома, город, Костромская область
Алексей Кротов
22 сентября 2021
Церковь Спаса Нерукотворного Образа в рядах, , Кострома, Кострома, город, Костромская область
Алексей Кротов
22 сентября 2021
Церковь Спаса Нерукотворного Образа в рядах, , Кострома, Кострома, город, Костромская область
Алексей Кротов
22 сентября 2021
Церковь Спаса Нерукотворного Образа в рядах, , Кострома, Кострома, город, Костромская область
Алексей Кротов
22 сентября 2021
Церковь Спаса Нерукотворного Образа в рядах, , Кострома, Кострома, город, Костромская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Дмитрий Лоптев
3 сентября 2019
Церковь Спаса Нерукотворного Образа в рядах, , Кострома, Кострома, город, Костромская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Евгений Ермаков
28 августа 2019
Церковь Спаса Нерукотворного Образа в рядах, Окно апсиды храма<br>, Кострома, Кострома, город, Костромская область
Окно апсиды храма
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Евгений Ермаков
10 августа 2018
Церковь Спаса Нерукотворного Образа в рядах, , Кострома, Кострома, город, Костромская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Евгений Ермаков
10 августа 2018
Церковь Спаса Нерукотворного Образа в рядах, , Кострома, Кострома, город, Костромская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Евгений Ермаков
10 августа 2018
Церковь Спаса Нерукотворного Образа в рядах, , Кострома, Кострома, город, Костромская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Евгений Ермаков
10 августа 2018
Церковь Спаса Нерукотворного Образа в рядах, Колокольня церкви Спаса Нерукотворного Образа в рядах.<br>, Кострома, Кострома, город, Костромская область
Колокольня церкви Спаса Нерукотворного Образа в рядах.
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Евгений Ермаков
10 августа 2018
Церковь Спаса Нерукотворного Образа в рядах, , Кострома, Кострома, город, Костромская область
Юрий Моченов
15 июля 2015
Церковь Спаса Нерукотворного Образа в рядах, , Кострома, Кострома, город, Костромская область
zoi4ik
19 мая 2010
Церковь Спаса Нерукотворного Образа в рядах, , Кострома, Кострома, город, Костромская область
JuNe
17 марта 2006
Церковь Спаса Нерукотворного Образа в рядах, , Кострома, Кострома, город, Костромская область
JuNe
10 марта 2005
Церковь Спаса Нерукотворного Образа в рядах, , Кострома, Кострома, город, Костромская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Дворядкин Дмитрий
17 сентября 2004
Церковь Спаса Нерукотворного Образа в рядах, , Кострома, Кострома, город, Костромская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Павел
5 мая 2003
Церковь Спаса Нерукотворного Образа в рядах, , Кострома, Кострома, город, Костромская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Павел
5 мая 2003
Церковь Спаса Нерукотворного Образа в рядах, , Кострома, Кострома, город, Костромская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Павел
5 мая 2003
Церковь Спаса Нерукотворного Образа в рядах, , Кострома, Кострома, город, Костромская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Павел
5 мая 2003
Церковь Спаса Нерукотворного Образа в рядах, Роспись свода и венчание иконостаса<br>, Кострома, Кострома, город, Костромская область
Роспись свода и венчание иконостаса
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Валерий Долженко
13 апреля 2024
Церковь Спаса Нерукотворного Образа в рядах, Роспись свода<br>, Кострома, Кострома, город, Костромская область
Роспись свода
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Валерий Долженко
13 апреля 2024
Церковь Спаса Нерукотворного Образа в рядах, Внутреннее убранство придела Покрова Пресвятой Богородицы.<br>, Кострома, Кострома, город, Костромская область
Внутреннее убранство придела Покрова Пресвятой Богородицы.
Анатолий Вениаминов
15 июня 2019
Церковь Спаса Нерукотворного Образа в рядах, , Кострома, Кострома, город, Костромская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Евгений Ермаков
10 августа 2018
Церковь Спаса Нерукотворного Образа в рядах, , Кострома, Кострома, город, Костромская область
JuNe
3 февраля 2005
Церковь Спаса Нерукотворного Образа в рядах, http://нэб.рф/catalog/000199_000009_003803088/viewer/<br>, Кострома, Кострома, город, Костромская область
http://нэб.рф/catalog/000199_000009_003803088/viewer/
Андрей Агафонов
1 января 1913
Церковь Спаса Нерукотворного Образа в рядах, Фото нач. ХХ века.<br>, Кострома, Кострома, город, Костромская область
Фото нач. ХХ века.
Алексей Кротов
1 октября 1910
Церковь Спаса Нерукотворного Образа в рядах, Фото с сайта Eto.Retro.ru  Церковь Спасса слева.<br>, Кострома, Кострома, город, Костромская область
Фото с сайта Eto.Retro.ru Церковь Спасса слева.
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Жукова Анна
??
Церковь Спаса Нерукотворного Образа в рядах, Фото с сайта Eto.Retro.ru  Церковь Спасса справа.<br>, Кострома, Кострома, город, Костромская область
Фото с сайта Eto.Retro.ru Церковь Спасса справа.
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Жукова Анна
??
Церковь Спаса Нерукотворного Образа в рядах, Фото начала 20-го века.<br>, Кострома, Кострома, город, Костромская область
Фото начала 20-го века.
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Жукова Анна
??
Церковь Спаса Нерукотворного Образа в рядах, Фото начала 20-го века.<br>, Кострома, Кострома, город, Костромская область
Фото начала 20-го века.
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Жукова Анна
??
Церковь Спаса Нерукотворного Образа в рядах, Фото с сайта gradkostroma.ru Церковь Спасса справа.<br>, Кострома, Кострома, город, Костромская область
Фото с сайта gradkostroma.ru Церковь Спасса справа.
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Жукова Анна
??
Церковь Спаса Нерукотворного Образа в рядах, Фото начала 20-го века.<br>, Кострома, Кострома, город, Костромская область
Фото начала 20-го века.
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Жукова Анна
??
Церковь Спаса Нерукотворного Образа в рядах, , Кострома, Кострома, город, Костромская область
Юрий Моченов
15 июля 2015
Церковь Спаса Нерукотворного Образа в рядах, , Кострома, Кострома, город, Костромская область
Алексей Кротов
14 марта 2015
Церковь Спаса Нерукотворного Образа в рядах, Фото В.Б.Никольского<br>, Кострома, Кострома, город, Костромская область
Фото В.Б.Никольского
Виктор Судариков
1 июля 2005
Церковь Спаса Нерукотворного Образа в рядах, , Кострома, Кострома, город, Костромская область
Ирина
16 октября 2004



Карта и ближайшие объекты


Приблизить
Отдалить
Развернуть



Статьи


Анонимный участник  15 августа 2006
Бесстолпный пятиглавый одноапсидный храм, кирпичный, отштукатуренный. Обширная трапезная частично встроена в корпус Красных рядов, в связи с чем имеет неправильной формы план с выступающим с севера приделом, увенчанным главкой. Колокольня, построенная С.А.Воротиловым, выполнена в духе позднего барокко, особенно это ярко выражено в верхних ярусах колокольни.

Игорь Стрельников
 
Игорь Стрельников  18 декабря 2012

Церковь в честь Происхождения Честных древ Животворящего Креста Господня (Всемилостивого Спаса) в рядах. Согласно Костромской писцовой книге 1628 года в "новом городе" Костромы, где располагался торг, находились "места церковные Всемилостиваго Спаса происхождение Честнаго Креста и Рождества Пречистыя Богородицы". В 60-х годах 18 века попечением купца Стефана Семёновича Белова здесь был возведён каменный Спасский храм в традициях архитектуры допетровского времени - пятиглавый, бесстолпный, одноапсидный - освящение которого состоялось в 1766 году.

В начале 90-х годов 18 века при постройке Гостиного двора (Красных рядов) церковь оказалась во внутреннем пространстве рядов; одновременно, по-видимому, имевшуюся прежде колокольню разобрали, а взамен её над юго-западными воротами выдающийся зодчий С.А. Воротилов в 1792-1793 годах воздвигнул новую колокольню в стиле позднего барокко. В 1803-1808 годах к храму пристроили тёплый придел в честь Покрова Пресвятой Богородицы. В начале 20 века причт храма состоял из священника и псаломщика. Из церковных святынь костромичами особенно почитались храмовая икона Происхождения Честных древ Животворящего Креста Господня - древнего письма,богато украшенная золотом,серебром,жемчугом и драгоценными камнями и местночтимый образ святых мучеников и исповедников Гурия, Самона и Авива.

В 1929 году Спасская церковь была закрыта,с 1930 года в церковном здании размещался антирелигиозный музей. С конца 30-х годов, после разрушения храмовых глав и колокольни,Спасская церковь использовалась как складское помещение. В 1974-1976 годах главы и колокольня были воссозданы (авторы проекта - архитекторы Л.С. Васильев и В.С. Шапошников), однако кресты на храме установили лишь в 1992 году. В 1986 г. в Спасской церкви размещался выставочный зал историко-архитектурного музея-заповедника.

В середине 2000-х годов церковь передана Костромской епархии. К храму приписана часовня во имя св.Александра Невского,находящаяся в Центральном парке Костромы.

Сайт прихода: spasa.prihod.ru По материалам сайта прихода и книги "Костромские Святыни", Кострома, 2002 г., стр.122-123


Игорь Стрельников
 
Игорь Стрельников  10 марта 2013

Церковь Спаса в Рядах принадлежит к интереснейшим храмовым постройкам Костромы середины XVIII в., выполненным еще полностью в традициях предшествующего зодчества XVII в. Это бесстолпный пятиглавый одноапсидный храм, кирпичный и оштукатуренный. Основной двусветный четверик с низким полукружием алтаря завершен четырехскатной кровлей с луковичными главами на восьмигранных глухих барабанах. Обширная трапезная частично встроена в корпус Красных рядов, в связи с чем имеет неправильной формы план с выступающим с севера приделом, увенчанным главкой. Декор фасадов состоит из своеобразных полуколонок с филенчатым основанием и импостом, поставленных с отступом от углов четверика, пояса поребрика над цоколем, многополочного карниза и трех архивольтов у кокошников с каждой из сторон. Такие же колонки, но очень укороченные, расположены между окон на апсиде. Необычны для Костромы наличники оконных и дверных проемов с лучковыми перемычками, явно тяготеющие к архитектурным памятникам Галича того же времени: они имеют форму рамки с полуколонками и треугольными фронтонами. Барочный характер лишь у барабанов глав с филенками на узких раскрепованных диагональных гранях, нишами с арочным обрамлением – на основных, и карнизом с сухариками.

Росписи в четверике церкви Спаса в Рядах реставрированы частично, только на своде. Реставрационные работы проводила бригада художников-реставраторов КСНРПМ: А.М.Малафеев, Е.В.Ильвес, Е.И. Марев, Е.В. Рыбцов, Г.Б. Губочкин, искусствовед Е.В. Кудряшов. Росписи исполнены не ранее конца XIX в. (1880-е гг.). Характер письма, композиционное решение картин-панно свидетельствуют о работе мастера, имеющего академическую выучку, опытного в стенном письме. Скорее всего, это кто-то из большесольских мастеров: Е.С. Сорокин или Г. Демидов, работы которых встречаются в церквях Костромской округи. Живопись свода исполнена в комбинированной технике: орнаменты – клеевая, композиции – масляная живопись. В центре свода в круге изображен Саваоф, благословляющий двумя руками. Орнаментальные композиции из завивающихся побегов образуют раму вокруг центра и спускаются по углам свода, образуя равноконечный крест. Ниже орнаментов до карниза в двойных арках изображены попарно летящие ангелы с атрибутами Страстей Господних, скрижалями Завета и весами. Ангелы развернуты спиной друг к другу, фланкируя по сторонам каждую из тематических композиций. Их атрибуты имеют смысловое значение, соответствующее сюжету картины-панно. Пышные и одновременно суховатые орнаменты и фигуры ангелов выполнены в технике гризайли, имитирующей лепной декор (клеевая живопись).

Контраст освещенных частей орнамента и теней гризайли смягчен розовым тоном теней, переходящих в розовый фон арок с фигурами ангелов. Таким же серовато-охристым тоном с розовыми притенениями и белильными светами написана фигура Саваофа. Композиции свода в верхней части имеют килевидное завершение, образованное орнаментальной рамкой. Сюжеты композиций связаны с крестным путем Христа: на северном лотке – Поцелуй Иуды, на западном – Суд Пилата, на южном – Несение креста, на восточном – панорама Иерусалима как фон для креста-распятия с предстоящими (навершие иконостаса). Тема Креста Господня – главная в системе росписи свода, что связано с посвящением главного престола. Иконографически в основе композиций – картины известных европейских художников, но скорректированные в соответствии с характером и местоположением в системе росписи. Масляная живопись корпусная, плотная. Фон композиций – темный (ночное небо), на нем рельефно выступают фигуры живописных панно. Поздний академизм живописи, сохраняя стереотип лиц, фигур, уже не столь театрален, больше внимания уделяется эмоциональной связи между группами персонажей.

Граница свода отмечена развитым карнизом, также написанным в технике гризайли. Ниже карниза, над простенками окон второго света, в овалах были изображены митрополиты московские Иона и Алексий, а на противоположной стене – князь Александр Невский и равноапостольная Мария Магдалина. Вместе с композициями на стенах четверика они оставлены под набелом. Иконостас утрачен. Декор трапезной не сохранился. Снаружи в полукружьях кокошников имеются остатки графьи живописных композиций, фрагментарная сохранность заставила оставить их под побелкой.

Колокольня, построенная С.А.Воротиловым, выполнена в духе позднего барокко. Ее трехъярусный объем, кирпичный и оштукатуренный, состоит из трех четвериков и купола, завершенного шпилем на многоярусном восьмигранном основании. Барочные формы особенно ярко проявились в верхних ярусах колокольни. Второй ярус – с ромбическими нишами на раскрепованных боковых частях по сторонам большого полуциркульного проема; третий – с парными колоннами по краям арок звона, поставленными на постаменты и завершенными раскрепованным антамблементом с сухариками и дентикулами в карнизе. Купол прорезан круглыми люкарнами с фронтонами у обрамлений, возвышающиеся над ним три поставленные друг на друга восьмерика последовательно уменьшаются в размерах. Внутри колокольни второй ярус перекрыт крестовым сводом, а третий – восьмигранным куполом на тромпах.

Интересным образцом торговых зданий Костромы первой третий XIX в. являются Мелочные ряды, выстроенные в стиле позднего классицизма. Это четыре одноэтажных кирпичных и оштукатуренных корпуса с подвалами, поставленные внутри Красных рядов. Два из них имеют более крупные Г-образные в плане объемы, вытянутые вдоль продольной оси двора, а два других – короткие прямоугольные, расположенные, наоборот, по поперечной оси. Все корпуса двусветные и окружены по периметру колоннадой в уровне первого света в виде деревянного навеса на колоннах. Тосканские колонны с постаментами, базами и капителями, установленные на общих с корпусами стилобатах, поддерживают антамблемент и плоское перекрытие навеса. На стенах корпусов им отвечают пилястры с широкими дверными проемами между ними (часть их заложена позднее), ведущими в лавки. Над скатной кровлей навеса стены корпусов рустованные и прорезаны большими полуциркульными окнами второго света с замковыми камнями и завершены карнизом. Кровля корпусов четырехскатная, вальмовая. Внутри корпуса сохранили лишь поперечные стены, разделяющие их на ряд отдельных помещений. Некоторые из помещений подвала перекрыты коробовыми сводами и сводами Монье.

Информация из энциклопедии "Памятники истории и культуры Костромы"/ сайт: enckostr.ru


Галина КлимочкинаАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)  6 марта 2014

Спасская церковь в Гостином ряду каменная, с каменной колокольнею. Построена в 1766 году иждивением костромского купца Стефана Семеновича Белова. Ограда частью каменная, частью деревянная. Престолов два: во имя Всемилостивого Спаса и в честь Покрова Пресвятой Богородицы.

Постоянные средства церкви: капитал в 725 руб. 61 коп. и три полулавки. Земли при церкви 325 кв. сажень.

Причт: священник и псаломщик, жалование причт от казны не получает. Для обеспечения причта имеется капитал в 4001 руб. 40 коп., проценты с которого получается 154 руб. 5 коп. С трех полулавок, принадлежащих Спасской церкви, арендной платы в пользу причта 382 руб. 50 коп. Священник и псаломщик живут в церковных домах, которые требуют капитального ремонта.

Усадебной земли в пользовании причта 634 кв. сажени, план и межевые книги на причтовую землю переданы в Правительствующий Сенат при деле, возникшем в 1850 г. о застроении этой земли посторонними лицами.

Прихожан при Спасской церкви муж. пола 103, жен. пола 143, большая часть прихожан занимается торговлей и ремеслами.

«Краткие статистические сведения о приходских церквах Костромской епархии». Справочная книга, Кострома, Губернская типография. 1911 г.

Церковь каменная, с каменною колокольнею и оградою, построена в 1766 г. иждивением костромского купца Стефана Белова. Престолы: во имя Иисуса Христа Спасителя и в честь Божией Матери празднования ее Покрова.

Причт состоит из священника, диакона, дьячка и пономаря. Земли при церкви 325 кв. сажень, на которую план и межевая книга имеются. Земли, приложенной в церковь мещанином Николаем Херовым на Павловской улице, считается 634 кв. сажени. Прихожан муж. пола 129, жен. пола 150, дворов 27. В пользу причта получаются проценты с капитала 175 руб.

Церкви принадлежат: две каменные полулавки в гостином дворе с погребом и полулавка под колокольнею, с коих выгоды поступают в пользу церкви; каменная полулавка, с которой выгоды, согласно с волею вкладчика мещанина Шапошникова, поступают в пользу церкви и церковного причта по равным частям; каменная полулавка в холщевой линии, с которой выгоды поступают в пользу церковного причта; каменная келья в церковной ограде.


Елена Григорьева
 
Елена Григорьева  29 января 2020

Колокольня церкви Спаса в рядах

Как многие города старой России с их невысокой застройкой и широким пространством площадей, Кострома имела ряд архитектурных вертикалей в виде церквей и колоколен, достаточно внушительных, чтобы уравновесить протяжённость по горизонтали окружающих их строений, создать динамичный силуэт города и быть высотными ориентирами в архитектурно-пространственном объёме площадей и улиц. С неподражаемым чувством контраста и гармонии старые мастера находили наиболее эффектные места их размещения, придавая им подлинно градообразующие свойства. Одной из вертикалей старого костромского центра были церковь Спаса в Красных рядах и колокольня при ней, построенные разновременно, но составляющие единое целое.

Здание церкви, построенное в 1766 г., принадлежит к той эпохе в истории Костромы, когда территорию нынешней центральной площади (бывшей Сусанинской) ещё занимал Новый город с бревенчатой оградой и башнями, а место Красных рядов – кладбище, носившее название Лазаревского и упразднённое с началом строительства Красных рядов в конце ХVIII в. Одновременно с рядами над их проездом в сторону Волги была возведена колокольня. В противоположность церкви, ещё выдержанной в традициях допетровской архитектуры (закомары четверика, пятиглавие), колокольня при надлежит к раннему классицизму и, не считая проезда внизу, отмеченного снаружи четырёхколонным римско-дорическим портиком с фронтоном, имела четырёхъярусную строго центрическую композицию: четырёхугольное основание с четырьмя большими полуциркульными проёмами; ярус звона над ним, с высокими арочными проёмами, фланкированными спаренными тосканскими колоннами, с раскрепованным над ними антаблементом; по-барочному выгнутую кровлю с люкарнами и лёгкий венчающий фонарь со шпилем.

Располагаясь на оси проезда, начинающегося от портика Присутственных мест, проходящего сквозь каре Красных рядов, продолжающегося затем в крутой лестнице пролома Пряничных рядов и далее – между аркад рядов Рыбных, колокольня создавала ряд эффектных перспектив; лёгкий, идиллический силуэт её, замыкавший перспективу двора Красных рядов с убегающими вдаль тосканскими колоннадами Мелочных рядов, при рассматривании с противоположной стороны преображался, приобретая свойства истинной величавости. Двигаясь от Волги между аркадами Рыбных рядов, зритель видел её высоко вознесённой над южным фасадом Пряничных рядов; по мере приближения к рядам колокольня постепенно исчезла из поля зрения; затем наступал кульминационный момент восприятия: попав в тёмное пространство пролома Пряничных рядов, он – зритель – поднимался по широкой лестнице, на последних ступенях которой в течение нескольких мгновений мрак сменялся светом, и прямо перед ним представал величественный портик с возносящейся в небо колокольней. Силе впечатления способствовал сильный ракурс, обусловленный низким уровнем горизонта. Поднявшись на верхнюю ступень лестницы, зритель видел сквозь арку проезда глубокий двор Красных рядов, колоннады Мелочных рядов и, совсем вдали, сквозь арку проезда дальнего плана, портик Присутственных мест.

Не менее значительной была роль колокольни в ансамбле центральной площади. Здесь она перекликалась с вертикалью каланчи, и смотрящему на колокольню с запада или севера (со стороны Больших Мучных рядов и каланчи) казалось, что она занимала среднее место между аркадами рядов – Красных и Пряничных, стягивая их в единый ансамбль.

В 30-е гг. XX в., подобно соборному ансамблю, венчавшему холм Костромского кремля, и многим другим, большим и малым церквам – вместе с гражданскими постройками, собственно, и составляющими художественно-исторический центр города, – колокольня церкви Спаса в рядах была сломана, сама церковь обезглавлена и обращена в склад. Ансамбль центра Костромы и силуэт города со стороны Волги были безмерно обеднены.

Исследование и обмер остатков колокольни на чердаке рядов, сопоставление их с фотографиями 1908 г., изображающими её в разных ракурсах и с разных расстояний (метод обратной перспективы), позволило составить предлагаемый проект её реставрации. При более детальном обследовании чердака Красных рядов, проведённом уже после выполнения проекта, была найдена перильная решётка (одна из четырёх), стоявшая в основании венчающего фонаря, её размеры (1 х 2 аршина) совпали с проектными.

Настоящим проектом предусматривается восстановление только колокольни церкви Спаса в рядах, вопрос о восстановлении здания церкви отложен до проведения исследования её в натуре. Основная масса кладки должна быть сделана в силикатном кирпиче; в красном кирпиче (но хорошего качества) выполняются тёсаные карнизы и пояски; модульоны карнизов, из соображений большей долговечности, должны быть белокаменными. Здание армируется железными связями, из железа выполняются каркас кровли и венчающего шпиля. Стены колокольни снаружи и изнутри оштукатуриваются, карнизы, архивольты и пояски вытягиваются по шаблонам. Внутри колокольни должны быть восстановлены открытые лестницы. Готовое здание покрывается известковой побелкой, кровля и шпиль колокольни окрашиваются медянкой, крест, яблоко и конус под ним золотятся.

Одновременно с колокольней необходимо восстановить фронтон на дворовом фасаде рядов, над проездом под колокольню.

Высота сооружения от земли до верха креста – 42 м, высота восстанавливаемой части – 33 м, ширина стороны основания колокольни – 8,8 м.

Пояснительная записка к проекту восстановления колокольни церкви Спаса в рядах. Текст датирован 12 ноября 1968 г. Архив ОАО «Костромареставрация». Публикуется впервые.

Восстановление колокольни

В наш век стремительной урбанизации, затрагивающей все без исключения старые города, с особой остротой встаёт проблема сохранения их исторических центров. Именно сейчас важно сохранить и, если можно, восстановить утраченные высотные ориентиры исторических центров, зрительно объединяющие рядовую застройку, тем более что новые здания повышенной этажности подчас вплотную подступают к старым архитектурным ансамблям, а иногда и вклиниваются в них, нарушая охранные зоны.

В полной мере это относится к Костроме, старо му городу, привольно раскинувшемуся по берегам Волги. Волга – главная его «улица». К ней обращён кремлёвский холм, некогда увенчанный соборной группой, на неё ориентирована центральная городская площадь, вбирающая в себя радиальные улицы, окружённая ожерельем ампирных зданий. По пологому берегу спускаются белые аркады многочисленных торговых рядов. На Волгу смотрят обелиски Московской заставы. Плывущий по Волге издали ви дит стены и мерцающие золотом главы Ипатьевского монастыря, где разместился Историко-архитектурный музей-заповедник.

К сожалению, в 30-е годы нашего века панорама Костромы понесла огромный урон. Многочисленные церкви, лёгкими силуэтами оживлявшие её, исчезли. Самой тяжёлой потерей стало уничтожение соборного комплекса на вершине кремлёвского холма. Город, восхищавший ценителей русского искусс тва, «город-музей», при взгляде с Волги видится аморфной массой.

Из архитектурных вертикалей центра Костромы к началу 40-х годов сохранилась лишь пожарная ка ланча, которая при всей своей привлекательности и значительной высоте (тридцать два метра), всё же не способна держать массу окружающих её одно-, двухэтажных гражданских строений. Попыткой восполнить недостающие звенья ансамбля, вернуть хотя бы в некоторой степени утраченное им равновесие, стало восстановление, точнее, воссоздание колокольни церкви Спаса в рядах, предпринятое Костромской специальной научно-реставрационной производственной мастерской в начале 1974 г. и в настоящее время близкое к завершению.

Почему выбор пал именно на эту церковь? Потому, что из всех утраченных архитектурных доминант после соборного ансамбля кремля она занимала ведущее место по высоте, лёгкой обозримости со всех точек и, пожалуй, по совершенству форм. Являясь надвратной, поднятая над юго-западным порти ком Красных рядов (большого гостиного двора конца XVIII в., в виде каре, обращённого на центральную городскую площадь), она возвышалась над окружаю щей застройкой и, находя отклик в вертикали пожар ной каланчи, расположенной на противоположной стороне Сусанинской площади, пространственно её уравновешивала.

Исключительно важно значение Спасской колокольни и в ансамбле собственно рядов. Каждый губернский (и не только губернский) город России, стоящий на Волге, имел в старое время торговые ряды. Не была в этом смысле исключением и Кострома. Однако лишь в ней торговые ряды получили значение хотя и подчинённой общей планировке, но самостоятельной группы зданий. Нигде торговые ряды не сохранились так полно в своём первоздан ном виде, как здесь, поэтому не случайно в Костро ме нередки натурные съёмки фильмов из старорусского быта.

Из тринадцати сохранившихся каменных торговых корпусов, с белой аркадой галерей в качестве лейтмотива, каждый так или иначе пространственно увязан со Спасской колокольней; в большей степени, однако, это относится к Рыбным, Пряничным и Красным рядам. Построенные в разное время, но по единому замыслу, они образуют стройную, строго осевую и, тем не менее, живописную и полную контрастов архитектурную композицию.

Чтобы представить значение колокольни в этом ансамбле, лучше всего пройти к Рыбным рядам и, следуя от Волги вверх по берегу, подняться к Пряничным и далее – к Красным рядам. В начале пути, двигаясь между параллельными фасадами Рыбных рядов с их арочными галереями, мы видим впереди высокую стену Пряничных рядов. Они поставлены поперёк линии движения и замыкают перспективу. Аркада в основании их волжского фасада более при земистая, чем в Рыбных рядах, композиционно объединяет здания, в то же время она образно выражает несомую ею нагрузку. Средняя её арка, обрамлённая рустом, с небольшим фронтоном на верху, отмечает вход на внутреннюю лестницу в теле Пряничных рядов. Над ними, также строго по оси, возносится лёгкая вертикаль колокольни. Её основание пока скрыто, и это побуждает к движению вперёд. Если мы войдём в затемнённый проход лестницы и поднимемся по её крутым ступеням, то станем свидетелями редкого зрелища: из сумрака лестничного коридора мы вступаем в область яркого света; величавый римско-дорический портик Крас ных рядов, видимый поначалу фрагментарно в проёме лестничного портала, по мере движения вверх стремительно раскрывается, и мы оказываемся перед Красными рядами. Портик рядов, колоколь ня над ними, мерный ритм белых аркад, расходящихся в стороны, приобретает в этот момент подлинно грандиозное звучание.

Пройдя под колокольней, минуя стоящую справа церковь Спаса, мы попадаем в обширный двор Красных рядов. В перспективе уходящих вдаль колоннад Мелочных рядов, занимающих это пространство, виднеется арка противоположных ворот и сквозь них – четырёхколонный портик Присутственных мест с арочным окном в центре. Перед нами – строго осевая, динамичная композиция, акцентированная в средней части колокольней. Колокольня церкви Спаса – неотъемлемая часть корпуса Красных рядов и строилась вместе с ними. Первоначальный проект их, подобно проекту сосед них Больших Мучных рядов, приписывают владимирскому губернскому архитектору Карлу Клеру, но строились они под руководством С.А. Воротилова, костромского подрядчика и талантливого архитектора, прославившегося соборным ансамблем Костромского кремля.

С.А. Воротилов, начавший в 1789 г. строительство Красных рядов, существенно отступил от проекта Клера. Четырёхколонный портик в центре волжского фасада, добавленный им к зданию, задуманная им надвратная колокольня подчеркнули ось город – Волга, связали корпус рядов с примыкающими к нему площадями.

Смерть мастера в начале 1790-х годов не позволила ему завершить свой замысел. Поэтому не случайно со Спасской колокольней связывают другое имя – механика, оптика и архитектора из купцов, уроженца Костромы А. В. Красильникова, одного из талантливых самоучек. О причастности его к строительству колокольни свидетельствуют П. Свиньин, литератор и публицист первой четверти XIX в., и П.Ф. Островский, известный костромской краевед. Это же подтверждается наличием построенного к тому времени портика и утолщённых стен по сторонам проезда под колокольней, с внутренней лестницей вверх.

Облик колокольни соответствует концу XVIII в., то есть раннему классицизму с отзвуком барокко в русской провинции. Квадратный в плане нижний ярус колокольни, трактованный как основание, с четырёх сторон прорезан пологими арками; следующий вверх ярус звона – с высокими арками на каждой из четырёх сторон – декорирован пучками спаренных тосканских колонн с крепующимся антаблементом. Крепованный аттик служит переходом к барочно выгнутому криволинейному восьмилотковому куполу с люкарнами в основании восьмигранного фонаря. Фо нарь решён в виде сквозной беседки и, в свою оче редь, завершается небольшим куполом и гранёным шпилем на промежуточной восьмигранной шейке.

Трудность при восстановлении колокольни церкви Спаса в рядах состояла в отсутствии и старого проекта (что весьма обычно в реставрационной практике), и поздних обмеров. Единственными исходными материалами могли служить остатки основания колокольни на чердаке Красных рядов, а так же найдённое там же, случайно сохранившееся, зве но железного ограждения из яруса фонаря и две натурных, к счастью довольно отчётливых, фотогра фии, выполненные в 1908 г.

Сопоставление натурных остатков с фотографиями, перевод перспективного изображения в ортогональные проекции, корректировка полученных данных сопоставлением их со старыми мерами (сажени, аршины, вершки), наконец, проверка высотных измерений по старому снимку, сделанному с пожарной каланчи (почти в ортогонали), позволили довольно близко подойти к оригиналу.

В ближайшее время Спасская колокольня вновь займёт своё место в архитектурном ансамбле центра, а город получит ведущую по высоте, изящную по форме доминанту, являющуюся неотъемлемой частью ансамбля костромского центра. В послевоенные годы приведены в порядок цен тральные площади города и окружающие их торговые ряды. Высокий силуэт колокольни церкви Спаса в рядах дополнит эмоциональное восприятие архи тектурного рисунка старого русского города, расположенного на маршруте «Золотого кольца».

Публикация по тексту, помещённому в альманахе «Памятники Отечества», книга 4, М., 1979



Комментарии и обсуждение


Церковь Спаса в рядах построена в 1766г.

12 марта 2003, Борис Акулов.

Церковь 17 мая 2007 года передана Костромской епархии, ныне действующая. Ранее в здании церкви находился музей.
5 апреля 2008, damar.