ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Воронеж. Церковь Иоанна Богослова.

Богословская церковь, Иоаннобогословская церковь


Воронеж. Церковь Иоанна Богослова
Церковь.  Утрачена.  
Престолы:Иоанна Богослова, "Всех скорбящих Радость" иконы Божией Матери, Андрея Первозванного
Год постройки:Между 1748 и 1759.
Год утраты:Не установлен.
Ссылки: Ссылка на temples.ru 
Адрес:
г. Воронеж, угол ул. Чернышевского и ул. Софьи Перовской (Находилась на углу ул. Богословской и ул. Большой Успенской)

Координаты: 51.661188, 39.216543



Церковь Иоанна Богослова, фото начало 20 века с http://rustemple.narod.ru/<br>, Воронеж, Воронеж, город, Воронежская область
фото начало 20 века с http://rustemple.narod.ru/
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Александр Качалин
1 января 1901
Церковь Иоанна Богослова, фото начало 20 века<br>, Воронеж, Воронеж, город, Воронежская область
фото начало 20 века
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Александр Качалин
1 января 1901
Церковь Иоанна Богослова, В настоящее время из-за давности лет трудно узнать храмовое место. Крупные камни-булыжни, вероятно, остатки фундамента храма. Кроме того, на небольшой глубине земляного грунта можно еще найти остатки фундаментов церковных построек.<br>, Воронеж, Воронеж, город, Воронежская область
В настоящее время из-за давности лет трудно узнать храмовое место. Крупные камни-булыжни, вероятно, остатки фундамента храма. Кроме того, на небольшой глубине земляного грунта можно еще найти остатки фундаментов церковных построек.
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Артем Меньшиков
14 мая 2022



Карта и ближайшие объекты


Приблизить
Отдалить
Развернуть



Статьи


Александр Качалин
 
Александр КачалинАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)  1 сентября 2015

Апостолу Иоанну Богослову была посвящена церковь на берегу реки Воронеж. Основание церкви относится к 1676 году, когда часть приречных дворов воронежцев решила отделиться от церкви Успенского мужского монастыря. Рязанский митрополит Иосиф (тогда собственная епархия еще не была учреждена) разрешил построить помимо существовавшей монастырской приходскую церковь Успения Пресвятой Богородицы с приделом во имя апостола Иоанна Богослова. В благословенной грамоте упоминался уже и священник, отец Василий. Как предполагал архимандрит Димитрий (Самбикин), в 1676 году началось строительство не всей церкви, а только придела, который десять лет спустя превратили в главную церковь; тогда же был достроен новый алтарь во имя иконы Богоматери «Всех скорбящих радости». В Переписной книге Воронежского уезда за 1678 год храм упомянут так: «В Успенской слободе на посаде ж церковь Иоанна Богослова, у церкви поп Василий Терентьев».

Наверное, постройка не пришлась по душе окрестным обитателям, и они ее продали на своз в пригородную Троицкую слободу. Осталось неизвестным, почему желание жителей тамошней слободы иметь собственный храм переменилось и они отказались от его строительства. Здание перепродали в село Богословское, где он стоял еще в конце XIX века. Вместо него горожане построили у реки новую, тоже деревянную, церковь, сгоревшую несколько десятилетий спустя. В ночь с 9 на 10 мая 1748 года в Воронеже произошел сильный пожар. В пепел превратилась вся приречная часть города, Немецкая слобода, жилые дома и казенные здания, почти все деревянные храмы. В том же 1748 году началось строительство каменной церкви. Прежде всего наскоро был устроен придел во имя иконы Скорбящей Божией Матери, освященный 25 октября 1748 года. Через десять лет была достроена и стала действовать вся церковь Иоанна Богослова, освященная 25 сентября 1759 года.

В 1799 г. расширили придел в честь иконы Пресвятой Богородицы «Всех скорбящих радости» (праздник установлен в память об исцелении от этого образа сестры патриарха Иоакима, Евфимии), для работы был употреблен кирпич от разобранной тесной колокольни. Ее же к 1807 году возвели вновь. Звонница стояла отдельно, не соединяясь с трапезной, была четырехъярусной и намного выше самого храма. В нижнем этаже разместились кладовая и лавка.

Строительная хроника Богословской церкви на этом не заканчивается. Около 1820 г. в трапезной появился придел во имя апостола Андрея Первозванного. В 1860 году на средства старосты Дмитрия Анохина соорудили новый иконостас для главного алтаря. Цеховой Тихон Тарасович Шахов († 1848) завещал на его устроение сто рублей серебром. В 1864 году церковную усадьбу опоясала каменная ограда. С восточной стороны церкви, против главного алтаря, находилась каменная часовня, устроенная над колодцем, в который впадал родник. Часовня с колодцем появились в 1847 году вследствие божественного видения одной из прихожанок.

Как и при всех приходских церквах, у Иоанна Богослова существовало небольшое кладбище. «Синодик купцов Елисеевых» упоминает там несколько погребений купцов Нечаевых, Сахаровых, Чеботаревых, а также мелких чиновников губернской канцелярии, которая находилась тогда в приречной части города. Вот несколько записей: «1764 года апреля 15 дня представися раб Божий Воронежской губернской канцелярии секретарь Роман Григорьев сын Пахомов, то есть об святой неделе и погребен в приходе Иоанна Богослова в субботу об святой неделе Преосвященным Тихоном епископом; гроб был покрыт кофейною парчею, из которой сшит саккос в соборе». В 1921 г. у алтаря церкви еще сохранялась на каменном фундаменте чугунная плита с текстом: «Под сею доскою телеса умерших родителей Воронежской канцелярии секретаря Романа Григорьева сына Пахомова». Особо торжественными, с участием всего городского духовенства, были похороны купца Нечаева: «1759 года генваря 6 дня представися раб Божий воронежский купец Стефан Федоров сын Нечаев и погребен в приходе святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова сего ж генваря 10 дня Преосвященным епископом Кириллом со всеми соборными и приходскими священниками, а гроб был покрыт зеленым люстрином, а жития его было от роду 90 лет».

Из числа священников Богословской церкви (а в ней с 1818 года были два штата) в анналах остался белорус Спиридон Ильич Шимкевич (1775-1830), беженец из Могилева, оказавшийся в наших краях в дни наполеоновского нашествия. С 1820 г. и до конца жизни был иереем Богословской церкви. Сын его Федор (1802-1843), преподававший одно время философию в духовной семинарии, стал крупным ученым-лингвистом. Составленный им «Корнеслов русского языка, сравненного с главнейшими славянскими наречиями и с двадцатью четырьмя иностранными языками» был удостоен Демидовской премии в 1842 году. Возможно, к той же фамилии принадлежал и настоятель Алексеевского Акатова монастыря, викарный епископ, а затем глава Воронежской епархии в 1923-1926 годах митрополит Владимир (Шимкович). По ревизии 1815 года в Богословском храме служили: священник Иаков Иванович Климентов (ок. 1774 - 1824), священник на диаконском месте Ермил Ефимович Ефимов (ок. 1779 - после 1827), диакон на дьячковской вакансии Михаил Борисович Демидов (ок. 1789 - после 1827), пономарь Михаил Иванович Перов (ок. 1779 - после 1827). В 1809 году «отослан за непорядочные поступки в военную службу» прежде служивший здесь пономарь Антон Яковлевич Ключанский. В XVIII в. в церкви долго священствовал протоиерей Иоанн Симеонов (ок. 1729 - 1811), в 1800 году он вышел за штат.

Священник Александр Смирнов 22 сентября 1824 года внес в метрическую книгу Богословской церкви запись о рождении днем ранее у «мещанина Савелия Евтеева сына Никитина от жены его Параскевы Ивановой сына Ивана». При крещении восприемниками младенца от купели были купец Федор Тимофеев сын Бухонов и коллежская регистраторша Елизавета Финогенова дочь Кутянская. Семья будущего поэта жила тогда в начале тихой Богословской улочки недалеко от церкви. Случайно уцелевшая метрическая книга Богословской церкви за 1814-1817 годы дает нам статистику жизни прихода: число браков за эти годы колебалось от 5 до 15, рождений от 41 до 75, смерти от 15 до 60. Наиболее неблагоприятными для жителей были 1822 год (5 браков, родились 61 человек, умерли 60) и 1824 год (10 браков, родились 55 человек, умерли 56).

В 1842-1847 годах настоятелем Богословского храма был отец Павел Эсманский (1808-1863), ставший позднее кафедральным протоиереем в Смоленском соборе. В 1851-1885 годах в церкви служил протоиерей Феодор Никонов (1822-1885), публиковавший историко-церковные статьи и редактировавший «Воронежские епархиальные ведомости». В течение двадцати лет церковным старостой был купец Дмитрий Анохин (1807-1878). Революционную годину в храме Иоанна Богослова встречали священники Иоанн Иоаннович Путилин (с 1887 года) и Петр Никанорович Таиров (с 1893 года) и псаломщики Евгений Попов (с 1897 года), Евфимий Перепелицын (с 1908 года) и Александр Автономов (упомянут в 1900 году).

Приход здесь был небольшим - 58 дворов, 184 души мужского пола и 191 душа женского пола. В ограде храма стояла каменная богадельня, где призревались y восемь-десять стариков на добровольные пожертвования верующих. Сама церковь не имела ни земли, ни домов для причта. В конце 1918 года священники Иоанн Путилин и Петр Таиров и псаломщик А. Метальников составили весьма краткий отчет о наличии в церкви предметов с содержанием золота и серебра. Иконы в нем не значились вовсе, а числились напрестольные кресты (84 и 72 золотн. серебра), сосуд с ажурной резьбой с прибором (360 золотников), кадила да лампады.

В архитектурном отношении церковь Иоанна Богослова не представляла особого интереса, никто из исследователей воронежской старины не уделил ей внимания. Чертежи не сохранились, есть лишь изображения разного времени на открытках и послевоенных фотографиях. Строение имело размеры 34 на 18 аршин (24 на 13 метров), храмовая часть была низкой, боковые фасады украшали портики. Над окрестными частными домишками возвышалась колокольня со строгими фасадами. Четыре ее яруса свечой устремлялись вверх. Церковь стояла на бойком месте, на пересечении нескольких улиц — Богословской (ул. Чернышевского), Большой Богоявленской (улица 25 Октября), Большой Успенской (улица Софьи Перовской) и Вознесенской (улица Таранченко).

В начале 1930-х годов церковь закрыли. Снаряды и бомбы ее, укрытую в приречье, почти миновали. В 1944 году в здании значилась ремонтная мастерская Волго-Донского пароходства, возможно, она была там и в прежние тридцатые годы. На рубеже 1950-1960-х годов храмовую часть и трапезную взорвали, уцелела на десятилетие только отдельно стоявшая звонница. В начале 1970-х годов, когда начали прокладку теплотрассы от ТЭЦ вверх по Большой Богоявленской, взорвали и ее. Церковная усадьба так и осталась незастроенной: место не очень удобное. Если копнуть землю на этом пятачке, можно сразу наткнуться на фундаменты церковных построек - в глубине земли они избежали превратностей судьбы.

Главной достопримечательностью Богословского храма считалась икона праведной Богородицы «Всех скорбящих Радость». Икона была «весьма древней живописи», начало ее чествования восходило ко времени пребывания в Воронеже Петра Великого. В 1835 году икону покрыли 14-фунтовой позлащенной ризой со множеством драгоценных каменьев. Икона участвовала во многих крестных ходах, ее брали для молебнов городские торговцы в магазины и лавки, жители в свои дома. В Ильинской и Пятницкой церквах имелись сделанные с этой иконы копии.

Литература: А.Н. Акиньшин "Храмы Воронежа". Д. Самбикин "Указатель храмовых празднеств в Воронежской епархии. 1881-1884". П. Никольский "Справочная книга для духовенства Воронежской епархии. 1900"


Галина КлимочкинаАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)  16 мая 2017

Существовавшая ранее Богословская церковь в г. Воронеже. Первоначальное основание этой церкви относят к 1676 г. Благословенная грамота Рязанского митрополита Иосифа на построение в Воронеже в Успенской слободе церкви в честь Успения Пресвятой Богородицы с приделом св. Иоанна Богослова имеет отношение именно к Богословской церкви, а не к Успенской церкви. Дозволение дано строить церковь эту на новом месте, а не на прежнем, где с 1616 г. была Успенская монастырская церковь. При том назначено этой церкви быть приходскою: «в приходе у той церкви быть, которые дворы от монастыря подале 60 дворов, а покамест та новая церковь построится, служить священнику в монастыре и жеребей иметь по прежнему».

Побуждением к постройке новой и именно для жителей Успенской слободы церкви были несогласия, возникшие между монастырской братией и приходским церковным причтом из-за требоисправлений, чему подтверждением служат жалобы тех и других св. Митрофану.

Неизвестно в каком году была построена новая Успенская церковь с приделом Иоанна Богослова, но доказательством посвящения первого храма в честь Успения Божией Матери представляются древние иконы Спасителя и Успения Богоматери, находящиеся в Богословской церкви на столбах, эти иконы, говорят, были местными в древней Успенско-Богословской церкви.

Не позже 1686 г. Успенская церковь была переименована в Богословскую, вероятно, потому, что прихожане этой церкви – крестьяне Успенского монастыря вблизи своих домов имели уже монастырскую в то же наименование церковь, а потому существование двух храмов, посвященных одному и тому же празднику, казалось неудобным.

Может быть, на переименование из Успенской в Богословскую послужило почитание чудотворной иконы Богоматери Всех скорбящих Радости, бывшей в этом храме, и прихожане ново-Успенской церкви при возобновлении или значительной перестройке решились главный престол посвятить св. апостолу Иоанну Богослову, а бывший придел Богословский – Богоматери Всех скорбящих Радости.

Вторая деревянная церковь в честь Иоанна Богослова была в XVII ст., как видно из надписи по листам пролога – подал сию книгу в церковь св. Иоанна Богослова в 1686 г. поп Ермил. Эта церковь, существовавшая с 1686 г. была продана жителям Терновой (Троицкой) слободы, а по мнению других, она была передана в собственность Воронежских преосвященных, так как стояла в Троицкой архиерейской роще, откуда вскоре была продана жителям села Богословского.

На место этой была построена (год построения неизвестен) новая деревянная церковь в честь св. апостола Иоанна Богослова, которая 10 мая 1748 г. сгорела. В том же году на ее месте начата постройкою новая каменная, и прежде был устроен придел в честь Божией Матери Всех скорбящих Радости, этот придел был освящен 25 октября 1748 г.

Настоящая же церковь была построена и освящена 25 сентября в 1759 г. Не позже 1820 г. устроен с левой стороны в трапезной придел в честь св. апостола Андрея первозванного. При сей церкви отдельно построена в 1807 г. очень высокая каменная колокольня о 4-х этажах, она гораздо выше церкви, в нижнем этаже колокольни находятся кладовая и лавка. До 1807 г. была колокольня также каменная; в 1749 г. по распоряжению преосвящ. Мефодия, епископа Воронежского, она была разобрана и кирпич был употреблен на устройство придела Божией Матери Всех скорбящих Радости.

Богословская церковь впоследствии была распространена; в 1860 г. церковным старостою Дмитрием Анохиным был устроен новый иконостас в главном алтаре, церковь была вновь оштукатурена и расписана священными изображениями. В 1853 г. были устроены каменные ворота. Длина церкви 34 арш., ширина 18 арш.; в 1864 г. построена каменная ограда.

С восточной стороны против алтаря в ограде каменная часовня, покрытая железом; часовня эта устроена над колодцем, вода которой истекает из-под главного алтаря. Устроен этот колодезь в 1847 г., вследствие видения во сне одной женщине, болевшей глазами. Ей повелелось идти к Богословской церкви, против алтаря поднять камень и умыть лицо свое водою из находившейся под камнем лужи. По исцелении своем женщина рассказала об этом о. П. Эсманскому. Слух об этом распространился по городу и на месте этой лужи выкопан был колодезь, устроена часовня, в которой находятся иконы Божией Матери Всех скорбящих Радости, св. Митрофана и Тихона. В 1861 г. эта часовня устроена в самой ограде, а до того времени она находилась среди улицы и ею затруднялся проезд мимо алтаря Богословской церкви. Главную святыню Богословского храма составляет местно чтимая чудотворная икона Божией Матери Всех скорбящих Радости.

В ограде Богословской церкви находится богадельня, в которой призреваются от 8 до 10 человек, содержится на добровольные пожертвования. Первоначально при этой церкви был один штат, затем в 1818 г. прибавлен второй штат. Прихожан при этой церкви свыше 300 душ. Земли усадебной и пахотной нет. Причт получает % с капитала в 1870 руб., в пользу церкви % с 600 руб.

«Указатель храмовых празднеств в Воронежской епархии» выпуск 1, Воронеж. Типография В. И. Исаева, 1884 г.



Комментарии и обсуждение


Ваш комментарий будет первым.