ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Воронеж. Церковь Рождества Пресвятой Богородицы.

Пятницкая церковь, Рождество-Богородицкая церковь


Воронеж. Церковь Рождества Пресвятой Богородицы
Церковь. Не действует.  
Престолы:Рождества Пресвятой Богородицы
Год постройки:1761.
Адрес:
г. Воронеж, ул. Кости Стрелюка, 11/13

Координаты: 51.659054, 39.207142



Сортировка:

Церковь Рождества Пресвятой Богородицы, Вид с юго-запада<br>, Воронеж, Воронеж, город, Воронежская область
Вид с юго-запада
Иванов Дмитрий
29 сентября 2013
Церковь Рождества Пресвятой Богородицы, В перестроенном зданиисегодня трудно узнать православный храм<br>, Воронеж, Воронеж, город, Воронежская область
В перестроенном зданиисегодня трудно узнать православный храм
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Артем Меньшиков
26 сентября 2021
Церковь Рождества Пресвятой Богородицы, Фрагмент южного фасада<br>, Воронеж, Воронеж, город, Воронежская область
Фрагмент южного фасада
Иванов Дмитрий
29 сентября 2013
Церковь Рождества Пресвятой Богородицы, Фрагмент южного фасада<br>, Воронеж, Воронеж, город, Воронежская область
Фрагмент южного фасада
Иванов Дмитрий
29 сентября 2013
Церковь Рождества Пресвятой Богородицы, Фрагмент северного фасада<br>, Воронеж, Воронеж, город, Воронежская область
Фрагмент северного фасада
Иванов Дмитрий
29 сентября 2013
Церковь Рождества Пресвятой Богородицы, Фрагмент северного фасада<br>, Воронеж, Воронеж, город, Воронежская область
Фрагмент северного фасада
Иванов Дмитрий
29 сентября 2013
Церковь Рождества Пресвятой Богородицы, , Воронеж, Воронеж, город, Воронежская область
Иванов Дмитрий
19 августа 2008
Церковь Рождества Пресвятой Богородицы, , Воронеж, Воронеж, город, Воронежская область
Иванов Дмитрий
19 августа 2008
Церковь Рождества Пресвятой Богородицы, , Воронеж, Воронеж, город, Воронежская область
Иванов Дмитрий
19 августа 2008
Церковь Рождества Пресвятой Богородицы, , Воронеж, Воронеж, город, Воронежская область
Иванов Дмитрий
19 августа 2008
Церковь Рождества Пресвятой Богородицы, , Воронеж, Воронеж, город, Воронежская область
Иванов Дмитрий
19 августа 2008
Церковь Рождества Пресвятой Богородицы, , Воронеж, Воронеж, город, Воронежская область
Иванов Дмитрий
19 августа 2008
Церковь Рождества Пресвятой Богородицы, источник: https://rustemple.narod.ru<br>, Воронеж, Воронеж, город, Воронежская область
источник: https://rustemple.narod.ru
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Артем Меньшиков
??
Церковь Рождества Пресвятой Богородицы, источник: https://rustemple.narod.ru<br>, Воронеж, Воронеж, город, Воронежская область
источник: https://rustemple.narod.ru
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Артем Меньшиков
??
Церковь Рождества Пресвятой Богородицы, источник: https://rustemple.narod.ru<br>, Воронеж, Воронеж, город, Воронежская область
источник: https://rustemple.narod.ru
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Артем Меньшиков
??
Церковь Рождества Пресвятой Богородицы, источник: https://rustemple.narod.ru<br>, Воронеж, Воронеж, город, Воронежская область
источник: https://rustemple.narod.ru
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Артем Меньшиков
??



Карта и ближайшие объекты


Приблизить
Отдалить
Развернуть



Статьи


Иванов Дмитрий  28 марта 2008

Маленькую церковку, которая стояла на углу современных улиц Кости Стрелюка и Володарского, как и некоторые другие, я называю не строго церковным, а принятым среди прихожан именем. Главный престол ее посвящался Рождеству Богородицы, и церковь, следовательно, в документах писалась Рождество-Богородицкой.

Церковь Рождества Богородицы известна в Воронеже с начала XVII века, она упоминается деревянной в Писцовых книгах 1628 года. Уже тогда ее изредка именовали Пятницкой по приделу. В описании города 1666 года ближайшая к церкви проезжая башня называлась Пятницкой. Храм находился за пределами крепости, на посаде, в центре тогдашнего базара. Со всех сторон его окружали лавки, рыбные и мясные ряды, близ колокольни — красные ряды. Первая церковь действовала до 1738 года. В это же лето была сооружена новая церковь, тоже деревянная (хотя иногда упоминается, что она была уже каменной). В 1746 году старый храм продали и увезли в Елец, на его месте в конце минувшего века размещалась усадьба купца Абрамова. Вторую церковь поблизости от прежней сооружали на средства богача-фабриканта Феодосия Миновича Постовалова. Долго жить ей было не суждено: она сгорела в пожаре в ночь с 9 на 10 мая 1748 года. Наследники купца Постовалова решили строить долговечный каменный храм, который освятили 26 ноября 1761 года. Здесь тоже имелся придел в честь святой мученицы Параскевы Пятницы, давший расхожее название всей церкви. В сентябре 1772 года был освящен еще один придельный алтарь — «в честь воспоминания бывшего Знамения и чудес от иконы Пресвятой Владычицы нашей Богородицы в великом Новеграде».

В 1825 году Пятницкая церковь капитально перестраивалась — были расширены окна, сломана внутренняя стена, отделявшая отапливаемую часть от холодной, вместо чугунных полов настелили деревянные, пристроили паперть. В 1864 году на средства Капканщиковых и Кряжовых интерьер нефа и трапезной отделали под мрамор, подновили придельные иконостасы, вся церковь стала теплой. Больше в дореволюционные годы изменений ее облика не затевали. Древность храма обусловила относительное его богатство. Облачениями из ризницы пользовались даже при архиерейском служении в Митрофановском монастыре. Особо чтимыми были иконы с изображением Девы Марии — Казанская и Владимирская иконы Божией Матери, Знамения Богоматери. Обширной была и библиотека, где хранилось первопечатное Евангелие 1654 года, огромный фолиант 1759 года весом в 2 пуда и миниатюрное, «хорошего письма» рукописное Священное писание 1780 года. Ежегодно причт проводил несколько торжественных церемоний: крестный ход 8 сентября, панихиду по всем умершим прихожанам 31 декабря и панихиду по «храмосоздателю» Феодосию Постовалову и всем благотворителям храма 3 мая. В 1740-1770-е годы в ограде Пятницкой церкви погребали «именитых граждан». В здешнем приходе жили купцы Елисеевы, Григорий Наумович и его сын Яков, которые с 1737 года и до конца века составляли скорбную летопись об умерших в городе. Церковь Рождества Богородицы довольно часто упоминается в их Синодике. «Синодик купцов Елисеевых» сообщил и о трагедии, произошедшей, очевидно, при ремонте храма: «1764 года сентября 9 дня оборвалась колокольня Пятницкая и ушибла Андрея каменщика до смерти того же часу».

За три века жизни церкви в ней сменились десятки священников. С 1747 года в течение семнадцати лет служил отец Филипп Алексеев (1718—1764), прозывавшийся по храму еще Рождественским: он погребен в своем приходе епископом Тихоном I. По мнению Д. И. Самбикина, самых величественных похорон за весь XVIII век удостоился дьякон Иван Пятницкий, умерший 19 сентября 1764 года. Его отпевание совершал владыка Тихон с участием шести архимандритов, представлявших высшее духовенство епархии без изъятия, и всех городских священников. Основанием для таких почестей служила в высшей степени благочестивая жизнь дьякона, известная святителю Тихону. Пятьдесят лет был настоятелем Петр Алексеевич Семенов, служивший при одиннадцати епископах. Сама его кончина произвела глубокое впечатление на верующих: «1779 года генваря 22 дня во время заутрени представися раба Божия Стефанида Родионовна, попа Петра Пятницкого попадья, жития ей было от роду 76 лет; сего ж числа под 23 в 3 часу сполуночи представися и священник Петр Пятницкий и оба едва не в один день скончалися; сего ж 24 и погребение обоих их было вместе преосвященным Тихоном епископом на Чижовке у Предтечи». Отец Василий состоял у Рождества Богородицы только два года. В 1866-1872 годах в Пятницкой церкви служил Дмитрий Иванович Самбикин. Позже он стал ректором духовной семинарии, а земную обитель покинул в сане архиепископа Казанского и Свияжского.

В 1884-1886 годах архимандрит Димитрий издал четырехтомный «Указатель храмовых празднеств в Воронежской епархии», где содержатся сведения по истории всех церквей края. Без этого труда практически были бы невозможны современные публикации о воронежских храмах, да и наша книга вряд ли бы состоялась. По своим размерам и стилю Пятницкая церковь имела много общего с Тихвино-Онуфриевской. Ю.И. Успенский считал в ее ансамбле наиболее древней колокольню. Она стояла «отдельно от храма и возвышалась по середине двух-этажного, почти без окон, здания, служащего для нее большим цоколем. Два этажа колокольни, аналогичной конструкции, представляют из себя четверик с мало усеченными углами; грани отсека прячутся в круглые полуколонны, а в углу четверика перед усеченной плоскостью свободно стоит грузная колонна, поддерживающая углы верхнего карниза. Открытые полуциркульные арки для звона украшены рустом в нижнем этаже и полуколоннами в верхнем. На верху выгнутая барочная крыша и четыре слуха, также с выгнутыми верхами. Все увенчано главкой на восьмиугольном барабане. Сооружение производит впечатление какой-то незаконченности и тяжеловесности. Самый храм представляет из себя высокий четверик с крышей, переходящей из четырехскатной в купол, и увенчанный барабаном с главкой. Вся отделка храма уже чисто ампирная: и худосочный портик с ионическими колонками у входа в храм, и орнаменты полуциркульных окон и карнизов. Особенно хороша паперть, напоминающая своей конструкцией здание лютеранской кирхи в Воронеже и заставляющая невольно предполагать одного и того же зодчего того и другого сооружения».

Доказательств участия архитектора Фридриха Карла Древица, автора возведенной в 1811-1819 годах Мариннокой кирхи, в перестройке Пятницкой церкви нет никаких. Известно, что единственные башенные часы в Воронеже были установлены на колокольне Смоленского собора в XIX веке. Но, оказывается, еще в XVIII веке подобные часы были на Пятницкой церкви, а в 1790 году прапорщик Матвеев «с рабочими людьми» снял их оттуда. Приход Пятницкой церкви в 1880-е годы насчитывал около 400 человек. Были два «подцерковных» каменных дома для причта. На жалованье ему шли проценты с банковского капитала и плата за исполнение треб. В подробной описи драгоценных предметов Пятницкой церкви, составленной в декабре 1918 года протоиереем Василием Горьковским, значился серебряный и позлащенный оклад пятидесяти святых икон весом 7 пудов 17 фунтов и 82 золотника, двенадцать серебряных лампад вместе потянули на 7 фунтов 58 золотников, оклад одиннадцати святых Евангелий весил 23 фунта 20 золотников. Судьба серебра и святых икон потерялась во мгле времени. О послереволюционной судьбе церкви подробных сведений нет.

Закрыли ее в начале 1930-х годов, когда напротив на улице Володарского началось строительство здания для ОГПУ. Стройка считалась секретной, прилегающие улицы были перекрыты высоченными заборами, и уцелеть в таких условиях религиозная община не могла. В эти годы здание занимала слесарная мастерская. Во время минувшей войны колокольня и храмовая часть были разрушены, а двухэтажное основание звонницы сохранилось. Мало кто знает, что часть церкви цела, она находится во дворе Военторга № 769 по улице Кости Стрелюка и используется под склад. С улицы Володарского, где когда-то был вход в церковь, ее закрыл двухэтажный дом с новейшей пристройкой, где расположились ОВИР и архив ЗАГС. Само же управление Военторга к храму отношения не имеет: это швейная мастерская, построенная женским благотворительным обществом в 1883 году по проекту архитектора А.М. Баранова. Вряд ли остатки церкви пригодны для возобновления богослужений, но само их существование служит напоминанием о трехвековой истории Пятницкой церкви.

http://vrnchurch.narod.ru/cer2.html


Галина КлимочкинаАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)  9 февраля 2017

Церковь Рождества Богородицы, или Пятницкая находится близ Митрофанова монастыря, за время своего существования подвергалась многим достройкам и перестройкам, однако, все-таки сохранились данные, позволяющие установить, какие именно масти сооружения относятся к рассматриваемой нами эпохе.

История Пятницкой церкви такова: «каменная церковь построена вместо деревянной в 1738 г., она сгорела в 1748 г., потом обновлена и освящена в 1761 г. В 1826 г. в церкви были произведены капитальные перестройки: увеличены окна, уничтожены оконные ставни и, наконец, пристроена новая паперть.

К эпохе 1738-1760 гг. принадлежит колокольня храма. Эта колокольня стоит отдельно от храма и возвышается по середине двухэтажного, почти без окон, здания, служащего для нее большим цоколем. Два этажа колокольни аналогичной конструкции представляют из себя четверик с мало усеченными углами; грани отсека прячутся в круглые полуколонны, а в углу четверика перед усеченной плоскостью свободно стоит грузная колонна, поддерживающая углы верхнего карниза. Интересный мотив, но исполненный грубовато и тяжело. Несколько позднее тот же мотив разрабатывался учениками Растрелли в Введенской церкви и более красиво, более легко.

Открытые полуциркульные арки для звона украшены рустом в нижнем этаже и полуколоннами в верхнем. На верху выгнутая барочная крыша и четыре слуха, также с выгнутыми верхами. Все увенчано главкой на восьмиугольном барабане. Сооружение производит впечатление какой-то незаконченности и тяжеловесности.

Самый храм представляет из себя высокий четверик с крышей, переходящей из четырехскатной в купол и увенчанной барабаном с главкой. Вся отделка храма уже чисто ампирная: и худосочный портик с ионическими колонками у входа в храм, и орнаменты полуциркульных окон и карнизов.

Особенно хороша паперть, напоминающая своей конструкцией здание лютеранской кирки в Воронеже и заставляющая невольно предполагать одного итого же зодчего того и другого сооружения. Отделка церкви и трапезной, устройство паперти относятся к 1825 г., чем и объясняется ее стиль. Колокольня Пятницкой церкви является образцом барокко Анненского стиля в Воронеже.

Ю.И. Успенский «Старый Воронеж». Профтехшкола, 1922 г.


Галина КлимочкинаАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)  14 мая 2017

Церковь, более известная под названием Пятницкой, существует в Воронеже с 1628 г., но был ли в ней престол главный или придельный в честь Рождества Пресвятой Богородицы – неизвестно.

Существующая каменная Рождество-Богородицкая церковь, начатая постройкою не позже 1740 г. владельцем суконной фабрики Феодосием Миновичем Пустоваловым, освящена 26 ноября 1761 г. В ней устроен придел в честь Параскевы Пятницы. В 1765 г. церковь эта, как видно из описи ее, имела алтарь в длину 7 арш. и ширину 9 арш.; в настоящей церкви ныне в длину 12 арш. трапеза и в ширину 10 арш. Разделялась она на холодную, где был главный престол, и теплую, где был сначала один придел на правой стороне в честь св. муч. Параскевы, а 1771 г. был устроен другой на левой стороне придел сначала св. муч. Никиты, а затем в честь Знамения Божией Матери, освященный 2 сентября 1772 г.

В 1825 г. в церкви были произведены капитальные постройки: окна были распространены, ставни к ним уничтожены; внутренняя стена, разделявшая холодную от теплой церкви, уничтожена; чугунные полы заменены деревянными; пристроена была новая паперть. В 1864 г. на средства прихожан Канканщикова, Кряжова и др. настоящая церковь была разделена под мрамор, и вся церковь сделана теплою; в 1867 г. под мрамор была отделана и трапезная, возобновлены придельные иконостасы.

Иконостас из 6 ярусов, в нижнем ярусе все иконы в серебряных позлащенных ризах, по нескольку таковых икон и в придельных иконостасах. Из икон замечательны: свято чтимая и почитаемая за чудотворную икона Божией Матери Всех скорбящих; икона Казанской Богоматери, весьма древняя, обе в серебряных позлащенных ризах; икона Владимирской Божией Матери в серебряной позлащенной ризе, перенесенная из упраздненных круглых торговых рядов; Покрова Божией Матери, Знамения Богоматери, Воскресения Христова, Владимирской Божией Матери и пр. Кассиана, все они в серебряных позлащенных ризах.

Ризница этой церкви весьма богата множеством церковных облачений; в былое время из нее брали для архиерейского служения в собор. При церкви довольно значительная библиотека; при ней в 1866-72 гг. существовала благочинническая для городского духовенства библиотека. Земли подцерковной 29 дес. Есть церковные для причта каменные дома. Церковный причт получает % с капитала в 1620 руб. Прихожан более 400 душ, все в г. Воронеже.

«Указатель храмовых празднеств в Воронежской епархии» выпуск 1, Воронеж. Типография В. И. Исаева, 1884 г.



Комментарии и обсуждение


История церкви, информация и фотографии - http://vif-vrn.ru/viewtopic.php?t=282

31 декабря 2017, serg16.