ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Воронеж. Церковь Рождества Христова на Придаче.


Воронеж. Церковь Рождества Христова на Придаче
Церковь. Действует.  
Престолы:Рождества Христова, Иоанна Богослова, Николая Чудотворца, Феодора Стратилата, Сергия Радонежского
Год постройки:не позже 1856.
Адрес:
г. Воронеж, ул. Димитрова, 51

Координаты: 51.673725, 39.251317
Проезд:в строну ВАТУ по Димитрова. Транспорт любой, идущий через ост. Димитрова



Сортировка:

Церковь Рождества Христова на Придаче, , Воронеж, Воронеж, город, Воронежская область
Валерий Чудинов
10 декабря 2023
Церковь Рождества Христова на Придаче, , Воронеж, Воронеж, город, Воронежская область
Валерий Чудинов
17 апреля 2022
Церковь Рождества Христова на Придаче, , Воронеж, Воронеж, город, Воронежская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Артем Меньшиков
19 ноября 2015
Церковь Рождества Христова на Придаче, , Воронеж, Воронеж, город, Воронежская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Артем Меньшиков
15 сентября 2011
Церковь Рождества Христова на Придаче, , Воронеж, Воронеж, город, Воронежская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Артем Меньшиков
15 сентября 2011
Церковь Рождества Христова на Придаче, , Воронеж, Воронеж, город, Воронежская область
Валерий Чудинов
14 апреля 2024
Церковь Рождества Христова на Придаче, , Воронеж, Воронеж, город, Воронежская область
Валерий Чудинов
14 апреля 2024
Церковь Рождества Христова на Придаче, , Воронеж, Воронеж, город, Воронежская область
Валерий Чудинов
14 апреля 2024
Церковь Рождества Христова на Придаче, , Воронеж, Воронеж, город, Воронежская область
Валерий Чудинов
14 апреля 2024
Церковь Рождества Христова на Придаче, , Воронеж, Воронеж, город, Воронежская область
Валерий Чудинов
14 апреля 2024
Церковь Рождества Христова на Придаче, , Воронеж, Воронеж, город, Воронежская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Артем Меньшиков
15 сентября 2011
Церковь Рождества Христова на Придаче, , Воронеж, Воронеж, город, Воронежская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Артем Меньшиков
15 сентября 2011
Церковь Рождества Христова на Придаче, , Воронеж, Воронеж, город, Воронежская область
Валерий Чудинов
14 апреля 2024
Церковь Рождества Христова на Придаче, , Воронеж, Воронеж, город, Воронежская область
Валерий Чудинов
14 апреля 2024
Церковь Рождества Христова на Придаче, Часовня<br>, Воронеж, Воронеж, город, Воронежская область
Часовня
Валерий Чудинов
14 апреля 2024



Карта и ближайшие объекты


Приблизить
Отдалить
Развернуть



Статьи


Артем Меньшиков
 
Артем МеньшиковАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)  20 сентября 2011

Церковь Рождества Христова на Придаче

Слобода Придача вошла в состав Воронежа не так давно, лет семьдесят назад. Ее имя сохранилось в памяти, к тому же оно упоминается в названиях рынка и товарной станции. Происхождение наименования слободы объясняется принадлежностью этой земли жителям города Воронежа. Первоначальный смысл был таков: придача - от «придать», то есть «добавить». Служилые казаки получили за рекой прибавочную, дополнительную землю к своим прежним владениям. Е.А. Болховитинов повествовал о ранней истории слободы следующее. Поселение на левом берегу реки Воронеж существовало с начала XVII века. В документах 1616 года есть упоминание о том, что размещенные на ногайском (левом) берегу реки для защиты крепости от татарских набегов казаки сбежали. Их место заняли «разных чинов» люди, поверстанные в однодворцы. За службу они получили земельные наделы. По сведениям за 1798 год, там насчитывалось 2168 человек, в ведомости значились приказные служители, посадские люди, мещане, однодворцы и экономические (государственные) крестьяне.

Во второй половине XVIII века на Придаче появились корпуса суконной мануфактуры, принадлежавшей известной далеко за пределами Воронежа семье промышленников Тулиновых. Каменные строения в приречной части целое столетие исправно производили грубое сукно для армейских мундиров и шинелей, то есть, как бы мы сейчас сказали, работали на государственный заказ. К моменту крестьянской реформы на Придаче насчитывалось 336 дворов, где проживали 2380 человек.

В 1857 году на фабрике (ее хозяином к этому времени стал наследник Тулиновых, Филипп Николаевич Вигель) произошло волнение работных людей. Из 650 казенных мастеровых 350 составляли женщины. Недовольные тяжелыми условиями труда, они отказались выходить к прядильным станам. Случилось не что иное, как забастовка, первая в Воронеже, и Придаче впору гордиться социальным приоритетом. Среди зачинщиц стачки документы выделяют работниц Екатерину Земцову и Анну Постухину. Работу фабрика уже не возобновила: в 1862 году мастеровых освободили от крепостной зависимости, и они не согласились остаться у Вигеля даже в качестве наемных рабочих.

Каменным корпусам не суждено было долго пустовать. Ф.Н. Вигель продал их военному ведомству, и в них разместились сначала арестантские роты, а потом дисциплинарный батальон. Эта штрафная воинская часть была известна во всей России своей жестокой дисциплиной. В 1905 году здесь вспыхнуло восстание. «18 ноября, во второй половине дня, город облетела весть о том, что восстал дисциплинарный батальон в пригороде Воронежа и слобода Придача, где находились казармы батальона, захвачена восставшими.

Придача находилась довольно далеко от центра города и соединялась с ним большим Чернавским мостом через реку Воронеж и дамбой длиной около полутора километров с несколькими мостами через протоки и небольшие водоемы. Последний мост находился возле самой Придачи, расположенной на слегка возвышенном месте», - это из воспоминаний участника революционного движения И.В. Шаурова (1964), нашего земляка. Выступление подавили силой, но батальон все же вскоре расформировали.

Читателям, надеюсь, стало ясно, что среди пригородных слобод Придача играла довольно заметную роль. Добавлю еще, что в 1909 году здесь проживали 5011 человек, имелось волостное правление с местной администрацией. В 1930 году Придача вошла в городскую черту Воронежа.

На Придаче ранее всех левобережных пригородных поселений появилась церковь. До строительства собственных храмов к ней были приписаны жители слобод Монастырщенки и деревни Отрожки. Деревянный храм во имя Рождества Христова возведен на Придаче примерно в 1680 году. Дважды он перестраивался - в 1745 и 1773 годах. Столетие для жизни деревянной церкви - срок вполне почтенный, поэтому неудивительно, что постройка обветшала, ей не помогал никакой ремонт. В 1785 году прихожане начали строить каменную церковь «в прежнее наименование», освятили ее 22 марта 1795 года.

Полвека спустя и этот храм придаченцам показался тесным и маловместительным. Новая каменная церковь «очень красивой архитектуры» была завершена к осени 1856 года. Храм стал многопрестольным: обширные концы слободы желали иметь персональных небесных покровителей и посвященные им празднества. В трапезной существовали приделы во имя евангелиста Иоанна Богослова и святого чудотворца Николая Мирликийского. В ряд с главным алтарем стали алтари приделов во имя преподобного Сергия Радонежского и святого великомученика Феодора Стратилата. Этот последний придел появился в 1880-е годы.

Грек Феодор, отличавшийся красотою, храбростью и умом, был воеводой и градоправителем Гераклеи Понтийской. Став приверженцем новой религии, он ревностно распространял христианство. Феодор подвергся гонениям со стороны царя Ликиния и после жестоких мучений был «усечен мечом» 8 февраля. Позднее, при византийском императоре Иоанне Цимисхии, в конце X века мощи святого перенесли в Константинополь и воздвигли в его честь великолепный храм. Родной город воеводы Евхаит был наименован Феодорополем. Святой Феодор Стратилат проходил по православным святцам как один из покровителей воинов.

Пригородная церковь, находившаяся в мастеровой слободе, и сама отличалась от воронежских: помимо 66 десятин земли ей принадлежали две кузницы и каменная лавка. Кстати, и улица, проходившая рядом, называлась Кузнечной. Доходы от промыслов шли на содержание причта, как и проценты с мизерного капитала в четыреста рублей. Вот уж действительно священник сельского прихода своей жизнью оправдывал народную поговорку: «С трудов праведных не наживешь палат каменных».

В церковной ограде были погребены протоиерей из Острогожска Андрей Федоров и старец Авраамий, перекрестившийся мусульманин-турок, замечательный своей строго подвижнической жизнью. Их могилы были целы в конце позапрошлого столетия. К северо-востоку от церкви, у развилки дорог на Отрожку и на Усмань, находилось Придаченское кладбище. В 1920-1930-е годы, когда в Воронеже закрылись Чугуновское и Новостроящееся кладбища и еще не действовало Коминтерновское, здесь хоронили всех горожан. В 1940 году на этом кладбище была погребена Христа ради юродивая Феоктиста Михайловна Шульгина, в 1966 году ее прах перезахоронен на Левобережном кладбище. Сохранялся Придаченский погост до 1960-х годов. С началом строительства высотного здания проектного института могилы были снесены, надгробия исчезли, часть территории ушла под котлован, часть под сквер.

Из священников Придаченской Рождественской церкви сохранились упоминания об отце Петре, рапортовавшем в 1732 году епархиальному начальству о ветхости храма. Священник Герасим Андреев в 1777 году был благочинным десяти церквей Воронежского уезда. В 1805 году в храме служили два священника - Стефан Архипов и Тимофей Смирнов, диаконом был Стефан Самбикин, были еще два дьячка и два пономаря. В приходе вместе с соседними деревнями числилось 415 домов, 2467 человек. В документах 1830-х годов упоминается весь причт: священник Феодор Чекалин, диакон Иаков Иванов сын Фомин да диакон Михаил Автономов сын Бондаренко.

В летописи епархии церковь отмечена в 1847 году: 16 февраля здесь торжественным и пышным молебном встречали прибывшего из Новочеркасска нового владыку, архиепископа Игнатия (Семенова). И второй случай: 6 декабря 1898 года оставшийся нам неизвестным ученик шестого класса Воронежской семинарии произнес проповедь в день тезоименитства Государя Императора. Событие это было бы вполне рядовым и не заслужившим упоминания, если бы не одно обстоятельство: проповедь сочинил выдающийся русский мыслитель Николай Федорович Федоров (1829-1903), живший в то время в нашем городе.

Автор предполагал, что его текст будет опубликован в «Воронежских епархиальных ведомостях», но этого не произошло. Известно лишь, что в проповеди речь шла об «умиротворении»: в августе 1898 года царское правительство выступило с инициативой европейского разоружения. Философ надеялся, что Николай II в наступающем году сможет сделать очередные шаги в избранном направлении. Кстати, из переписки Николая Федорова явствует, что в этот день он присутствовал на богослужении в храме. Церковь Рождества Христова на Придаче, таким образом, становится одним из мемориальных мест, связанных с именем великого россиянина.

В 1896 у церкви выстроена каменная одноэтажная школа, работы обошлись в пять тысяч рублей. По Клировой ведомости 1911 года в храме значатся: священники Иоанн Скрябин (с 1880 года) и Митрофан Романовский (с 1902 года), дьякон Иоанн Баженов (с 1905 года), псаломщики Димитрий Тростянский (с 1900 года) и Иоанн Курбатов (с 1910 года). Старостой Рождественской церкви был крестьянин Николай Асьминин. Приход в самой Придаче насчитывал 548 домов и 2812 человек населения.

Жизнь общины и храма в первые десятилетия текущего столетия не стала достоянием гласности. Одно ясно: 1917 год оказался для церкви рубежным. 31 октября 1932 года облисполком утвердил протокол областной комиссии по церковным делам. Формулировку стоит привести целиком, не меняя безграмотного стиля и пунктуации: «Учитывая многочисленное ходатайство граждан слободы Придача высказавшихся 2215 человек и наказ избирателей о закрытии церкви и переоборудовании таковой под клуб-театр, на что райсовет имеет соответствующие средства и принимая во внимание имеющиеся две церкви одного направления, расположенные в 3 километрах, где верующие могут отправлять религиозные обряды, решение райсовета о закрытии церкви и переоборудовании последней под клуб-театр утвердить». Упомянутые церкви «одного направления», которые осенью 1932 года еще действовали, находились в слободе Монастырщенка и в селе Отрожка.

Клуб-театр, похоже, ненадолго задержался в церкви, если вообще был там открыт, а не выдвигался просто как повод для ее ликвидации. В предвоенные годы культовое сооружение использовалось под промышленные нужды. В 1941 году проводились капитальный ремонт и переоборудование здания под прядильную фабрику. Очевидно, результатом этого ремонта стало уничтожение верхних ярусов купола и колокольни, сводов трапезной и превращение оставшегося строения в промышленный цех. В мае 1944 года церковь упоминается в решении горсовета: ремонтная база № 31 освободила помещение хлопкопрядильной фабрики и его возвращали горпромкомбинату. Но обстоятельства изменились, и осенью 1944 года Рождественский храм использовался под общежитие военнопленными немцами, которые восстанавливали завод № 16.

Сейчас церковное здание занимает ремонтный завод «Автозапчасть» (ул. Димитрова, 51). Не зная этого заранее, вряд ли кто сумеет рассмотреть за высоким забором остатки храма. Да и как узнать его в краснокирпичном ремонтном цехе; фотографировать цех не было смысла, представления о церкви снимок все равно не даст. Изображений же той поры, когда храм Рождества Христова действовал и имел благолепный вид, разыскать не удалось, поэтому его и нет среди иллюстраций к этой книге. Из Страховой описи 1916 года известно лишь, что храм вместе с колокольней имел длину в 25 сажень (53 м), ширину 8 сажень 1 аршин (18 м), высоту - 5 сажень (10,5 м), колокольня в три с половиною яруса, ее высота до карниза - 14 сажень (30 м). Церковь венчал один купол о 12 окнах.

http://www.vidania.ru/


Александр Качалин
 
Александр КачалинАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)  17 апреля 2017

Придаченская церковь в Воронеже — одна из самых старых, кирпичное здание — постройки далекого 1856 года. Если верить местной прессе, деревянный храм на этом месте был возведен в 1680 году и дважды (в 1745 и 1773 гг.) его обновляли и перестраивали, а в 1785 году в слободе Придача здесь же заложили каменную церковь. Так что возраст, на самом деле, у церкви солидный.

Этот старый храм на улице Димитрова, которая во времена его постройки носила название Кузнечной, имел раньше завершенный вид. Однако верхний ярус здания с куполом и колокольней снесли вскоре после закрытия церкви в первые годы советской власти. Как и многие религиозные сооружения в то время, храм Рождества Христова на Придаче использовался в культурно-производственных целях. О судьбе церкви Успения Пресвятой Богородицы на Ленинском проспекте в Воронеже полтора года назад я уже писал. В здании же этой церкви в 30-х годах прошлого века размещался клуб-театр. Затем помещение было отдано под прядильную фабрику.

В октябре 2015 года в соцсетях появились фотографии разрушения экскаватором апсиды храма. Буквально в течение одного-двух дней работы по сносу были приостановлены. А еще через некоторое время в местных СМИ написали, что старинная церковь на Димитрова и прилегающая к ней территория безвозмездно переданы строительной компанией в собственность Воронежской епархии.

http://vervekin.ru/hram-rozhdestva-hristova-voronezh-pridacha-dimitrova.html


Галина КлимочкинаАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)  9 июля 2017

Церковь Рождества Христова в пригородной слободе Придаче с приделами, в ряд с главным алтарем, по правую сторону – св. вмч. Феодора Стратилата, по левую - преп. Сергия, в трапезной – на правой стороне – апостола и евангелиста Иоанна Богослова, на левой - св. и чудотворца Николая, каменная, очень красивой архитектуры, с колокольнею, построена в 1856 г. на месте прежде бывшей, освящена 26 октября 1856 г.

Земли 66 дес.; причт получает % с 400 руб. капитала; церкви принадлежат две кузницы и одна каменная лавка.

В ограде, близ церкви, погребены Острогожского собора протоиерей Андрей Федоров и старец Авраамий, перекрещенный из турок, замечательный своей строго подвижнической жизнью. Прихожан 1860 душ муж. пола, в приходе еще деревня Отрожки. Первоначальными поселенцами слободы Придачи были казаки.

Церковь в слободе существовала с начала XVIII ст., так как в описи церквей Воронежской епархии в 1720 г. упоминается Рождественская церковь, что в Придаче. В 1732 г. при сей церкви был священник Петр и церковь, по его доношению, была уже ветха. В 1777 г. при преосвящ. Иоанникии в Рождественской церкви слободы Придачи был священник Герасим Андреев и он проходил должность благочинного и определен был на место священника Орлова Романа Ивановича, отказавшегося от должности «по одиночеству».

«Указатель храмовых празднеств в Воронежской епархии» выпуск 2, Воронеж. Типография В.И. Исаева, 1884 г.



Комментарии и обсуждение


Уже и реставрация идет, и дореволюционное фото Владимиром Елецких найдено.

9 августа 2019.