ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Воронеж. Церковь Петра и Павла.

Крестовоздвиженская церковь


Воронеж. Церковь Петра и Павла
Церковь.  Утрачена.  
Престолы:Петра и Павла
Архитектурный стиль:Барокко
Год постройки:Между 1758 и 1765.
Год утраты:1960
Ссылки: Ссылка на temples.ru 
Адрес:
г. Воронеж, перекресток улиц Цюрупы и Каляева

Координаты: 51.67294, 39.220657



Церковь Петра и Павла, источник:http://bvf.ru/<br>, Воронеж, Воронеж, город, Воронежская область
источник:http://bvf.ru/
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Артем Меньшиков
??



Карта и ближайшие объекты


Приблизить
Отдалить
Развернуть



Статьи


Артем Меньшиков
 
Артем МеньшиковАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)  17 июля 2015

Улочки Вайцеховского (прежде Вигелевская) и Цюрупы (прежде Сахаровская, потом Петропавловская) сходятся к улице Каляева (прежде: вторая Петропавловская) под острым углом, и трудно поверить, что на стесненном пространстве между ними мог поместиться церковный двор. И тем не менее это так: почти два века здесь стояла церковь. Сейчас никаких зримых примет ее на местности обнаружить невозможно, следы сохранились лишь в старых публикациях и архивных документах.

Официально церковь именовалась Крестовоздвиженской, но в обиходе употреблялось ее более раннее имя, по которому и улица Цюрупы прежде была Петропавловской... Петропавловская церковь в Воронеже была построена в 1730 году и освящена 26 февраля 1731 года. Ее приход составляли казенные мастеровые суконной мануфактуры Максима Сергеевича Тулинова (1682 - после 1763), расселившиеся от Поповорыночной улицы (ныне улица Степана Разина) до Акатова монастыря.Первоначально церковь была деревянной, она находилась между усадьбами промышленников Сахаровых и Тулиновых, ближе к пересечению с теперешней улицей Каляева. В 1758 году сколотивший большое состояние фабрикант начинает строительство на свои средства каменной церкви немного выше прежней. Тулиновы на протяжении многих десятилетий жертвовали большие суммы на ремонт и благоустройство храма, который, по сути дела, стал для них родовым духовным очагом. В августе 1765 года св. епископ Тихон Задонский освятил церковь в честь апостолов Петра и Павла. Придел в трапезной предназначили Димитрию, митрополиту Ростовскому, незадолго перед тем канонизированному (вторично освящен 17 сентября 1805 года).

Из «Синодика купцов Елисеевых» видно, что в XVIII веке у Петропавловской церкви были похоронены купцы Глумовы, Титовы, Клочковы, Сахаровы. Здесь же, неподалеку от собственного жилья, находили вечный покой и сами Тулиновы: в октябре 1763 года - Ирина Борисовна, жена фабриканта Василия Максимовича; в сентябре 1771 года - ее невестка Елизавета Федоровна. А похороны молодого хозяина мануфактуры произвели впечатление на весь город: «1764 года мая 3 дня представися раб Божий воронежский купец и суконной фабрики содержатель Иван Васильев сын Тулинов и погребен сего ж мая 5 дня в день Преполовения Господня в приходе верховных апостолов Петра и Павла Преосвященным епископом Тихоном со всеми соборными и приходскими священниками, а жития его было от роду 31 год; гроб был покрыт голубым цветным штофом; крышка - малиновым глазетом; а на погребении было народу так много, что хотя в большом ходу столько и не возможно было одному человеку проминовать, чтобы не плакать о таких честных людях в г. Воронеже, нельзя сказать, чтоб был кто с таким состоянием жил, как он, упокойник; а на который день он погребен, тот день и рождение его, да и того ж дня покойная матушка его Ирина Борисовна была именинница, а во гроб положен в голевом кофейном кафтане».

В 1801 году церковь сменила своего небесного покровителя. Богатый и набожный купец Семен Андреевич Аникеев преподнес храму крест, в котором находились частицы ризы и древа Креста Господня и мощей 86 святых угодников. Ради такого ценного дара церковь переосвятили в честь Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня, алтарь же Петра и Павла перенесли во второй придел и освятили 26 января 1802 года. Храм стал именоваться Крестовоздвиженским. Новая реликвия завоевала уважение верующих: со всего города приглашали священников с чудотворным крестом для водосвятных молебствий...

Спустя несколько лет после превращения церкви в Крествоздвиженскую, в 1805 году была построена трехъярусная 27-метровая колокольня. На протяжении XIX века интерьер храма неоднократно изменялся: подновлялся иконостас, переписывалась роспись стен, появлялись новые иконы. Шесть из них были написаны в 1876 году местным изографом М.И. Боковым (1828-1884). В 1897 году в здании появилось водяное отопление, около двух тысяч рублей на эти цели пожертвовал купец Митрофан Кабаргин (1837-1913), староста прихода. В конце позапрошлого века живший по соседству Кабаргин как бы подхватил эстафету благотворительности по отношению к Петропавловской церкви, выпавшую из рук угасшего рода Тулиновых. Похоже, и в 1832 году намечались какие-то ремонтные работы; по этому случаю архитектор Семен Соколов «снял с натуры» план и фасад существующей церкви, послуживший основой для позднейшей иллюстрации.

В 1893 году при храме было учреждено попечительство, оказывавшее материальную помощь малосостоятельным прихожанам за счет частных пожертвований. В 1895 году открылась одноклассная приходская школа, несколько лет спустя для нее было построено специальное помещение. Школьные расходы покрывал в основном все тот же Митрофан Кабаргин. В 1916 году занятия вели священник отец Феодосии Игнатов и учительница М.М. Львова.

Штат церкви состоял из трех человек. Сорок четыре года в ней прослужил (с 1792 года) протоиерей Петр Семенович Кутепов, пять лет - его сын Симеон. В 1805 году приход насчитывал 140 дворов, где проживали 525 душ мужского пола и 636 женского. С 1842 года вплоть до начала XX века у Петра и Павла утвердилась священническая династия Лукиных - Орловых. Более чем за семьдесят лет сменилось всего три человека: с 1842 по 1871 год служил протоиерей Иоанн Лукин (1808-1876), до 1893 года - зять его Александр Орлов (1831-1898), затем сын последнего Николай Орлов (1855-1910).

В 1906 году в приходе насчитывалось 68 дворов и около 400 человек здесь регулярно исповедывались и причащались. В 1911 году приход немного вырос: 85 домов, 450 прихожан. Здесь служили священник Феодосии Игнатов и псаломщик Михаил Кмита. Церковь по городским меркам была довольно бедной: она не имела в своем владении никаких построек, ни домов для причта, ни земли, а на жалованье священнику, дьякону и псаломщику шли банковские проценты с капитала в шестнадцать тысяч рублей. Храм окружала каменная ограда протяженностью более двухсот метров. От прежде обширного погоста в 1910-е годы налицо было только четыре могилы - тулиновского зятя фабриканта Филиппа Вигеля (1805-1877), священников Иоанна Лукина и Александра Орлова и генерала от инфантерии Павла Юнеева (1826-1907).

О самой Петропавловской церкви, памятнике архитектуры XVIII века, рассказывал в 1922 году искусствовед Юрий Успенский: «Церковь представляет из себя в плане сложный латинский крест, боковые части которого образуют низенькие пристройки с портиками классического характера, быть может, несколько поздней обработки. Интересен главный неф церкви обычного для Воронежа характера: на большом четверике стоит стройный восьмерик, покрытый выгнутой, барочного типа, крышей. На крыше стоит изящный восьмериковый барабан, отделанный по углам пилястрами с небольшими выгнутыми волютами; барабан увенчан стройной главкой. Алтарная пристройка пятигранного типа также увенчана маленькой главкой. Маленькая главка имеется и на трапезной, и эти две главки вместе с большой главой главного нефа, расположенные в одну линию, являют традиционное малороссийское трехглавие и свидетельствуют о том, что и во второй половине XVIII века малороссийские влияния не потеряли своей силы в Воронеже.

Главной особенностью храма являются наличники его окон. Сложный, замысловатый рисунок широких наличников, очевидно, свидетельствует о намерении зодчего придать особую выразительность оконным пятнам».

В революционные бури власть нашла время, чтобы учесть драгоценные металлы в чужих карманах. В конце 1918 года священник Феодосии Игнатов составил подробнейшую опись по своему храму, включив не только всю утварь, но и указав вес риз каждой из 28 икон. Шесть наиболее значимых икон содержали в окладе 107 фунтов 6 золотников серебра. Значилось в перечне и Евангелие, окованное в серебро, вес его (с бумагой) равнялся 24 фунтам. В 1921-1922 годах значительная часть ценностей была изъята под маркой помощи голодающим крестьянам Поволжья.

Все эти события оказались не концом, а лишь началом тяжелых испытаний. В конце 1920-х годов храмы в Воронеже закрывали один за другим. Летом 1929 года пошли слухи об изъятии у верующих Петропавловской церкви. Священник Василий Сребрянский решил направить в органы власти петицию от своих прихожан с просьбой не трогать общину и не лишать ее молитвенного здания. Он обошел большинство домов в округе и собрал сотни подписей в поддержку ходатайства. Не знаю, каково пришлось «подписантам», но батюшку Василия весь август 1929 года таскали на допросы, хорошо хоть не в ОГПУ, а в милицию, но обвиняли-то все равно в контрреволюции.

Церковь все же один год продержалась; ее закрыли по решению облисполкома в январе 1931 года и передали под «культпросветнадобности»: для школы фабрично-заводского ученичества маслозавода. Наверное, не очень уютно чувствовали себя юные «фабзайчата» в громадном промерзшем храме. Продержались они тут все тридцатые годы или церковь перешла еще в одни руки - я не знаю. В годы Великой Отечественной войны постройка была сильно повреждена, и хотя с 1944 года в ней находились жилые квартиры, в конце 1950-х годов ее снесли. На этом месте вырос пятиэтажный жилой дом по улице Цюрупы напротив воинской части; часть его занята служебными помещениями.

С использованием материалов из книги Акиньшин А.Н. «Храмы Воронежа», изд-во «Кварта».


Галина КлимочкинаАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)  15 мая 2017

Существовавшая ранее церковь Петропавловская в г. Воронеже. Церковь, известная под названием Петропавловской, по мнению некоторых так наименованная, потому что прежде был освящен придел в честь св. апостолов Петра и Павла, а затем и самый храм в честь Воздвижения креста, но это неверно.

Первоначальная деревянная церковь была построена при императоре Петре I, неоднократно посещавшем Воронеж с 1696 по 1709 гг., и по его распоряжению. Прихожанами этой церкви были «казенные мастеровые» на сукновальной фабрике Тулинова и жили они близ Петропавловской церкви до Акатова монастыря и по другую сторону к семинарии, отсюда и название местности под Семинар. горою «суконная слободка».

Первая Петропавловская церковь, вероятно, была мала и ветха, а потому в 1730 г. фабрикантом Тулиновым была построена новая в то же наименование св. апостолов Петра и Павла и освящена 26 февраля 1758 г. Эта церковь находилась за алтарем нынешней церкви с левой стороны, так как недалеко от церковной ограды на этом месте находится уцелевший самородный камень с изображением креста и надписью, что «на сем месте был престол». В 15 саженях от этого места, где ныне дом священника Орлова, было кладбище, а известно, что в старину вокруг церкви бывали приходские кладбища. Не видно, чтобы в обеих Петропавловских церквах были приделы.

В 1758 г. на место деревянной, начата была постройкой каменная церковь с приделом и 21 августа 1765 г. св. Тихон I освятил ее в честь св. апостолов Петра и Павла; Петропавловскою она называется до конца XVIII ст.

Переименована в Крестовоздвиженскую эта церковь не ранее 1801 г. по следующему побуждению. Именитый купец С. А. Аникеев, прихожанин Петропавловской церкви, известный своей набожностью, посещая св. места в России и на востоке, собирал частицы мощей святых, а затем заказал в Москве серебряный позлащенный крест, в котором были помещены эти частицы. По возвращении в Воронеж эту святыню (крест с мощами) Аникеев пожертвовал в свою приходскую церковь.

Крест этот был вставлен в икону и впоследствии, не ранее 1801 г., при возобновлении Петропавловской церкви определено было посвятить главный престол в честь Воздвижения креста, а иконостас бывшей Петропавловской церкви был перенесен в придельный храм. Крест величиною в длину 7 вершков, в ширину 4 ½ вершка… имеет восемь концов и вставлен в местную храмовую икону. Этот крест пользуется глубоким уважением не только у прихожан, но и у жителей г. Воронежа. Нередко священников этого храма приглашали в дома с крестом с мощами для водосвятных молебствий.

В Петропавловской церкви замечательны: местно чтимая икона Тихвинской Божией Матери в позлащенной ризе и украшенная жемчугом; икона Лоретской Божией Матери замечательная оригинальностью изображения и украшениями. В нынешней Крестовоздвиженской церкви в трапезной два придела: на правой стороне – св. апостолов Петра и Павла и на левой – св. Димитрия, митрополита Ростовского.

При сей церкви положен один штат, прихожан при церкви считается до 800 душ и все живут в г. Воронеже. Причт, кроме добровольных пожертвований за требы, пользуется % с капитала, положенного разными благотворителями и прихожанами за поминовение их родных.

«Указатель храмовых празднеств в Воронежской епархии» выпуск 1, Воронеж. Типография В. И. Исаева, 1884 г.



Комментарии и обсуждение


Ваш комментарий будет первым.