Среди монастыря находится Успенский собор. Время первоначального основания этого собора неизвестно; в настоящем своем виде он существует со времени преосв. Амвросия, епископа Переславского: он распространил его пристройкою алтаря и двух приделов: на южной стороне - во имя Благовещения Пресвятой Богородицы, а на северной - во имя Рождества Пресвятой Богородицы. Внутренние украшения собора, начатые при епископе Амвросии, были закончены при епископе Феофилакте на средства, испрошенные у императрицы Екатерины II. С того времени соборный храм сохраняется без существенных изменений.
Наружный вид храма квадратный; пристроенные к нему алтарь и придел не нарушают плана, потому что по высоте они ниже церкви и приделы являются как бы папертями. Алтарь при храме троечастный; средняя часть его полукруглая пристроена во всю ширину храма, а боковые части, в виде башен, пристроены к приделам. В северной башне устроен жертвенник, а в южной - ризница.
В средней части устроено величественное горнее место на высоте 7 ступеней; на нем архиерейское седалище. От горнего места по обеим сторонам в высоте 3 ступеней устроены седалища для священников, отделанные деревянной позолоченною решеткою. Пред ними 12 аналогийцев, на коих, по преданию, служившие с архиереем священники в первый день Пасхи читали Евангелие.
Антиминсы на главных и придельных престолах освящены епископом Феофилактом. Иконостас в стиле рококо - работы прошлого столетия с резными изображениями ангелов. Царские двери резные, на них вырезаны изображения 12 апостолов, сидящих за трапезой, над вратами в сиянии вырезана Богоматерь. Стены храма украшены живописью прошлого столетия. В приделе Рождества Пресвятой Богородицы погребен преосв. Геннадий, епископ Переславский.
Из древних икон в Успенском соборе сохранились: икона Успения Божией Матери, писанная, по преданию, в XIV в., внизу киоты надпись: «образ сей остался после обветшания старинного иконостаса, бывшего еще при архимандрии в Горицком монастыре, когда московского князя Дмитрия Иоанновича Донского, супруга Евдокия Дмитриевна, в 1359 г. столь украсила всю обитель, что около времен преп. Димитрия Прилуцкого, в сей обители постриженного и постившегося, именовалась лаврою Горицкою»; особым уважением в народе пользуется также икона Казанской Пресвятой Богородицы, но время происхождения ее не известно. Прочие иконы работы XVIII ст. Из напрестольных крестов замечательны: серебряный крест, приложенный дьяком царицы Прасковьи Федоровны, Матфием Ивановичем Могилевским в 1697 г.; другой такой же крест приложен в 1641 г. архимандритом Псковского Печерского монастыря Рафаилом. Замечательна вышитая золотом и серебром и унизанная жемчугом плащаница, приложена она в 1698 г. стольником Иваном Ивановичем Бутурлиным и женою его Аксиньей Петровной. В числе рукописей сохранились два синодика, писанные полууставом.
Богослужение в Успенском соборе совершается только в летнее время по воскресеньям и праздничным дням; зимою богослужение совершается в теплой Богоявленской церкви, что под колокольнею.
Добронравов В. Г. «Историко-статистическое описание церквей и приходов Владимирской епархии». Выпуск 2, г. Владимир. Типо-Литография В. Паркова, 1895 г.