ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Переславль-Залесский. Церковь Сошествия Святого Духа.

Духовская церковь


Переславль-Залесский. Церковь Сошествия Святого Духа
Церковь.  Утрачена.  
Престолы:Духа Святого Сошествия, Адриана и Наталии
Год постройки:Между 1788 и 1799.
Год утраты:1932
Ссылки: Ссылка на temples.ru 
Адрес:
Ярославская область, город Переславль-Залесский, улица Большая Протечная

Координаты: 56.732384, 38.855255






Карта и ближайшие объекты


Приблизить
Отдалить
Развернуть



Статьи


Елена Григорьева
 

Церковь во имя Святого Духа была одноглавой и одноэтажной, с пристроенной трёхъярусной колокольней и расписанная внутри «живописными картинками на масле». Её возвели по просьбе прихожан в 1788 году на месте сожженного в Смутное время одноименного мужского монастыря, некогда располагавшегося напротив восточного пролома городского вала. Духовская церковь просуществовала в Переславле вплоть до первой трети ХХ века, а теперь на её месте стоит просторный деревянный одноэтажный дом.

«Переславль-Залесский. Уничтоженные церкви города».


Юрий Верещагин
 
Юрий ВерещагинАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)  11 мая 2024

«…На месте, где теперь стоит приходская церковь во имя Сошествия Святого Духа, в древности существовал мужской монастырь того же имени. Время основания этого монастыря неизвестно, но он был уже в 1586 году; игуменом тогда в нём был некто Марк. В 1611 году литовцы, бывшие в Переславле под предводительством Сапеги, весь монастырь выжгли и, вероятно, за недостатком средств к существованию, по просьбе Духовского игумена Мисаила, указом царя Михаила Феодоровича этот монастырь был приписан к Никитскому монастырю; там приказано было жить игумену Мисаилу и заботиться о постройке храма.

Вблизи Духовского монастыря расположена была подмонастырская слободка, в которой по переписным книгам 1677 года насчитывалось: квасоваров и огородников 13 дворов и 1 двор церковного дьячка.

В 1702 году Духовская церковь и монастырь имели следующий вид:

Церковь во имя Сошествия Святаго Духа, деревянная рублена клетцы об одной главе, глава обита чешуёю деревянною, крест на ней опаян белым немецким железом; церковь и олтарь и паперть крыты тёсом.

В церкви царские двери, на них писан образ Благовещения Пресвятыя Богородицы и евангелисты и двери писаны красками; — по правую сторону царских дверей: образ Спасов месной, писан красками, под образом пелена крашенинная кирпичной цвет, опушена крашениною лазоревою, подложена крашениною синею; перед образом подсвешник деревянной резной с блоки, золочён; образ Сошествие Святаго Духа месной, на нём писан на одной дске образ Пресвятыя Богородицы со апостолы и евангелисты, писаны красками, на образе Пресвятыя Богородицы венец с каруною серебряной, под образом пелена камчатая мелкотравная алой цвет, подложена крашениною; образ Отечество месной, писан красками, пред образом лампада медная лощатая лужёная; — по левую сторону царских дверей: образ Пресвятыя Богородицы Одигитрия, писан красками в киоте деревянном, киот выкрыт красками, по киоту убрусы полотняные, под образом пелена дороги полосатые, крест нашит киндяк белой, подложена крашениною, перед образом свеща восковая росписана красками, на ней налеп жестяной с шайданы; на северных дверях благоразумный разбойник, писан красками; образ Николая чудотворца месной, писан красками, на образе убрус полотняной с шёлком; образ великомученика Никиты и образ преподобнаго Никиты писаны на одной дске красками, перед образами подсвешник жестяной; — над царскими дверьми и над местными образами деисус, в деисусе Спасов образ, всего 14 образов, писаны красками, промеж ими столбцы росписаны красками, перед Спасовым образом лампада жестяная прорезная, под нею кисть нитяная; — в олтаре престол оболочен крашениною, крест нашит круживо мишурное, на престоле покров кумачной красной, опушен крашениною, подложен полотном; жертвенник, оболочен крашениною, спереди выбойка бумажная пёстрая; на престоле евангелие печатное в десть, оболочено бархатом красным, в средине Распятие и евангелисты серебряные золочёны; крест благословенной, на нём Распятие Господне и оклад серебряной золочён; другой крест, на нём Распятие Господне писано красками; за престолом образ Пресвятыя Богородицы Знамения, на другой стороне образ Николая чудотворца, писаны красками, перед образом лампада жестяная небольшая; сосуды церковные оловянные: потир, дискос, лжица, 3 блюдца, все оловянные; пелены: пелена отлас жёлтой опушена отласом зелёным, подложена киндяком лазоревым; 2 пелены тафтяные вишнёвые, опушены тафтою жёлтою, подложены киндяком, ветхи; у царских дверей завеса крашенинная кирпичной цвет; 2 кадила медных; 2 подсвешника выносных деревянных; — ризы отлас жёлтой, оплечье золото с серебром, опушены камкою красною, подложены крашениною; ризы отласные мелкотравные цветные алые, оплечье бархат золотной, опушены тафтою красною, ветхи гораздо; подризник отласной цветной по белой земле, оплечье и нарукавники отлас золотной по красной земле, опушены тафтою красною, подложен кумачём красным; подризник киндяшной чёрной, оплечье и нарукавники отлас цветной по лазоревой земле, опушен и подложен крашениною; епатрахель бархатная красная, подложена крашениною, ветха; двои поручи отласные цветные, ветхи; пояс нитяной; — книга псалтырь печать московская в пол-десть ветха; книга часовник святцы печать московская в пол-десть; книга апостол печать московская в десть; книга минея общая с празники и с святцы печать московская в десть; книга шестоднев печать московская в десть; 2 треоди цветныя, да постныя; налой сгибной обит кожею; книга канонник печать московская в четверть; книга требник печать московская в четверть; книга служебник печать московская в пол-десть.

В трапезе по правую сторону месных образов: образ Пресвятыя Богородицы всем скорбящим радость, писан красками; образ Сошествие Святого Духа, писан красками, на нём 2 венца серебряных золочёны, ветхи; пред образами подсвешник деревянный; по левую сторону образ святых жён мироносиц, писан красками, пред образом подсвешник деревянный; — в олтаре и в церкви и в трапезе 3 окончины слудяных ветхи.

В том монастыре спереди ограда рублена с клетками, ворота дощаные; на монастыре келья — братии нет; ограда огнила и развалилась. При монастыре поп Андрей; из Никитского монастыря даётся вино и ладан; попу даётся из монастырских житниц месячного хлеба 6 четвертей ржи в год. [1 259 л] К монастырю приписаны: Духовская слободка, в 25 дворов бобыльских, и Грачковская слободка, 18 дворов бобыльских.1

Из этой описи видно, что уже в 1702 году монастырь фактически не существовал: братии в нём не было в богослужение отправлял особый священник; поэтому переход Духовской церкви из монастырской в приходскую был совершенно естественный; переход этот совершился около половины XVIII века, но ранее 1764 года. Приход первоначально образовали жители Духовской и Грачковской слободок, в конце же XVIII века сюда присоединены были некоторые из прихожан упразднённой Екатерининской церкви.

В 1788 году преосвященный Феофилакт, последний епископ Переславский, по просьбе прихожан и священника Ивана Ильина разрешил постройку каменной церкви вместо деревянной, в честь того же праздника. Из этой грамоты видно, что при Духовской церкви в то время существовала другая тёплая церковь в честь святых мучеников Адриана и Натальи. Когда построена была эта церковь, сведений не сохранилось, но, очевидно, после 1702 года, потому что в вышеприведённой описи её не упоминается.

Придельная церковь была устроена и освящена в 1796 году, а настоящий храм в 1799 году; тогда же построена и каменная колокольня. С того времени церковь сохраняется без существенных изменений.

Престолов в церкви в настоящее время два: в холодной в честь Сошествия Святого Духа на апостолов и в тёплой в честь святых мучеников Адриана и Наталии. Иконостас холодной церкви современен самой церкви; на царских дверях резное изображение тайной вечери.

Утварью, ризницей, святыми иконами и богослужебными книгами церковь снабжена достаточно. Из святых икон более древни храмовые иконы: Сошествия Святого Духа и святых Адриана и Натальи и икона Распятия Иисуса Христа. Из напрестольных крестов два с частицами святых мощей: в одном 53 частицы, а в другом 6 частиц; кресты эти, по преданию, приложены в 1799 году.

На некоторых из богослужебных книг сохранились надписи: например, на Служебнике печати 1658 года написано: «171 (1663) г. iулiя 6 день сiя книга глаголимая служебникъ Никицкаго монастыря казённая и никому ее изъ монастыря не изънести»; а на 46 странице написано: «гор. Переславля церкви Симеона Столпника данъ сей служебникъ ставленику Пантелимону дьячку...»; на Октоихе 1750 года написано: «сiя книга гор. Переславля Залесскаго церкви Сошествiя Свят. Духа, куплена на мiрскiя сборныя деньги и быть ей въ оной церкви Божiей безвыносно, а ежели кто украдетъ или заложитъ её и тому буди Судiя Всевышнiй Господь... подписалъ священникъ Илья Ивановъ»...

Церковные документы хранятся в целости: копии с метрических книг с 1779 года, исповедные росписи с 1802 года.

С 1876 года церковь имеет особый причт, состоящий из священника и псаломщика. На содержание его получается: а) процентов с причтового капитала (6 000 р. с лишком) — 243 р.; б) от земли усадебной и сенокосной 80 р.; в) от служб и требоисправлений до 500 р., всего более 800 р. в год. Для причта устроен деревянный двухэтажный дом.

Земли при церкви: усадебной 1 884 кв. сажен; [0,9 га] на эту землю имеется данная от 1828 года, и покосной по речке Воргуше 800 сажен. [0,4 га]

В приходе по клировым ведомостям числится 121 душа мужского пола и 141 женского; все православные.

При церкви с 1885 года существует церковно-приходская школа; помещается в нижнем этаже церковного дома; учащихся в 1892—93 учебном году было 33…»

Из книги: Добронравов В.Г. «Историко-статистическое описание церквей и приходов Владимирской епархии: Переславский уезд», стр. 30-32.


Юрий Верещагин
 
Юрий ВерещагинАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)  23 мая 2024

«…На месте, где теперь стоит Духовская, в г. Переславле, приходская церковь, в давние времена был мужской монастырь того же имени. Когда и кем он основан — неизвестно. Известно только, что в 1586 году он уже существовал и игуменом в нём был Марк. В истории Российской Иерархии о сём монастыре сказано так:

Духовский с Гробли (плотины) Переславский мужеский монастырь находился в городе Переславле Залесском на посаде; в 7119 (1611) Литовцы, под предводительством Сапеги, весь монастырь сей выжгли; в 7125 (1617) Марта 23, по прошению Игумена Мисаила, приписан он был к Никитскому Переславскому монастырю, и велено оный ведать Никитскому Игумену Иову, а Духовскому Игумену Мисаилу жить в Никитском монастыре и храм строить. Для монастыря, или приходской храм строил игумен Мисаил — это неизвестно; но в 1747 году с. 103 на месте монастыря была уже приходская деревянная церковь.

Каменная в настоящем виде церковь построена прихожанами, по благословению Преосвященного Феофилакта, Архиепископа Переяславского и Дмитровского; на постройку её от него, Преосвященного Феофилакта, дана 1788 года генваря 30 дня храмозданная грамота следующего содержания:

Божиею милостию смиренный Феофилакт, епископ Переяславский и Дмитровский. По благодати, дару и власти всесвятаго и животворящаго Духа, данней нам от самого великаго архиереа Господа нашего Иисуса Христа чрез святыя и священныя Его апостолы и их наместники и преемники благословили мы епархии нашей города Переславль-Залесскаго церкви сошествия святаго Духа священника Ивана Ильина с приходскими людьми вместо оной, и другой теплой святых мученик Адриана и Наталии деревянных церквей, по разобрании первой (которую и употребить на обжиг кирпича или продать охочим людям) построить новую каменную церковь во имя сошествия св. Духа с приделом святых мученик Адраана и Наталии на том же месте, по чину грекоросийскому за наблюдательством исправности строения Переславской градской Троицкой церкви священника Марка Васильева; по построении ж оныя церкви убрать иконостасами и святыми иконами, по подобию других великороссийских церквей благолепно и благопристойно, а зборных и разномерных и в перстосложении по раскольническому, суетному мудрованию писанных икон в тех церквах отнюдь не былоб, дабы раскольники, по прошествии будущих времян, не льстили себя называть оныя старинными; а престолы и жертвенники устроить на четырех столпах; престолы высотою не менее аршина и шести вершков, а длиною по мере олтарей, дски напрестольныя по мере престолов, жертвенники такой же высоты, а шириною и длиною по мере олтарей, и чтоб церковные сосуды были серебреные и престольныя и жертвенныя одежды и священно и церковнослужительския облачения имелись шелковыя, и книгами всего церковнаго круга оныя церкви удовольствованныб, и те книги по листам на имя настоящия церкви были подписаны; в том числе были б книги: православнаго исповедания, Букварь, благовестник, евангелие воскресное толковое и духовный регламент; и когда все потребное ко освящению приуготовлено будет, тогда оные церкви и в них святые иконы и всякую церковную утварь закащику освидетельствовав описать и опись заруками своею и тоя церкви священноицерковнослужителей подать к нам при доношении, с показанием при описи и того, сколько при оной церкви приходских дворов и в них мужска пола душ, а по разсмотрении той описи, естли оная церковь и с приделом, так как вышеписано, удовольствованы будут, тогда и о освящении оных церквей, кому от нас приказано будет, имеет быть дан особливой указ, а доколе каменная церковь построена и освящена не будет, в теплой деревянной святых мученик Адриана и Наталии церкви священнослужение исправлять; по построении ж каменной и деревянную теплую разобрать и употребить на топление церкви или продать охочим людям. Чего ради вышеозначенным священнику с приходскими людьми сия наша Архиерейская рукою нашею надписанная и печатию запечатанная храмозданная граммата в царствующем великом граде Москве и дана. Лета мироздания 7296, воплощения же Божия Слова 1788 мца генваря 30-го дня, Индикта 6.

Придел во имя святых мучеников Адриана и Наталии устроен и освящён в 1796 году сентября 9 дня, а настоящий храм во имя сошествия святого Духа освящение совершал Успенского собора священник, Переславского Духовного училища надзиратель Антоний Кудрявцев. Антиминсы на обоих престолах священнодействованы тем же Преосвященным Феофилактом; на престоле придельной церкви в 1778 году генваря 6 дня, а на престоле настоящей в 1785 году июля 6 дня.

Церковь устроена наподобие равностороннего греческого креста, и существует в том самом виде, в каком первоначально была устроена, кресты на ней четвероконечные; на настоящей — крест обит медью, а на придельной медный; оба вызолочены. Алтари в устройстве своём не представляют ничего замечательного; престолы не отделены от жертвенников стенами, и горние места не имеют возвышений, а престолы сеней.

Иконостасы нового устройства; в настоящей церкви столярный, в три яруса, с колоннами и с резьбою, вызолочен по серебру около 1800 года за 2 000 р. ассигнациями, а в придельной пилястровый в один ярус, с колоннами же, позолочен в 1831 году за 3 800 р. ассигнациями. Позолоту последнего иконостаса производил г. Шереметьева крестьянин Дмитрий Дмитриев Мочалин. 1885 года июля 13 дня позолота на обоих иконостасах во многих местах повреждена молниею; громовой удар был в колокольню; в простенке у полиелейного колокола отшибло угол; отсюда молния бросилась в церковь и опалила иконостасы, не сделав никаких других повреждений в церкви. Царские двери в обоих алтарях сплошные; но в верхних частях есть прорези, наподобие оконных рамок, в них вставлены разноцветные стёкла; на нижней части царских дверей настоящей церкви изображена Тайная Вечеря, где Спаситель и Апостолы вырезаны на дереве в сидячем положении, а вверху Господь Саваоф резные же в сиянии.

Колокольня каменная на двух столпах и постройкою соединена с церквию, с западной её стороны в 1833 году по обе её стороны, северную и южную, сделаны деревянные на каменном с. 106 фундаменте под железною кровлею пристройки для хранения в них рухляди церковной, а в 1868 году устроен рундук из белого камня и над ним железный навес. Большой колокол весом в 214 пудов 28 фунтов, приобретён в 1847 году, на него обменян прежний колокол в 108 пудов и придано деньгами 1 630 рублей серебром. Вокруг его вылита следующая надпись:

Вылит сей колокол в городе Переславле-Залесском к церкви сошествия святаго Духа 1847 года января 25 дня при священнике Михаиле Васильеве Скабовском старанием старосты церковнаго купца Степана Евдокимова Кириллова с сыновьями, со вклатчиком купцом Алексеем Петровичем Столбовым и с помощию приходских людей. Лит в Ярославле на заводе мастера Ярославскаго купца Семёна Дмитрева Чарышникова. Содержатель завода Иван Перфильевич Оловянишников Мануфактур-Советник и почётный гражданин, Ярославский 2-й гильдии купец.

В языке при сём кококоле 8 п. 12 ф., пожертвован прихожанином мещанином Васильем Коняевым. Во втором колоколе 66 п. 27 ф., вылит 1838 года июля 30 дня при том же священнике Скабовском старанием ж того ж Степана Евдокимова Кириллова. В третьем колоколе 27 п. 4 ф., вылит в одно время с большим колоколом.

Стены в церкви расписаны живописным письмом, в придельной церкви расписаны в 1837 году за 200 р. ассигнациями живописцами: переславским купцом Егором Васильевым Гусевым и мещанином Васильем Коняевым, а в настоящей в 1851 году за 800 р. ассигнациями писал тот же купец Гусев. Сумма на сей предмет употреблена была церковная.

Икон древнее половины XVII столетия нет. К сему времени знатоки живописи относят икону — Распятие Иисуса Христа, стоящую в придельной церкви на столбе с западной его стороны, при входе в церковь. К сему же времени с достоверностью можно относить и храмовые иконы сошествия святого Духа на апостолов и — святых мучеников Адриана и Наталии. Это тем более достоверно, что после сожжения в 1611 году монастыря литовцами, при начале постройки вновь храма, в 1617 году, первее всего позаботились о написании храмовых икон, кои с того времени доселе неизменно находятся в церкви.

Из крестов замечательны два серебряных вызолоченных креста, с мощами разных Святых; в одном из них, мерою около 3 вершков, находится 53 частицы; а в другом — в 1,5 вершка — 6 частиц. Крест сей пожертвован старушкою, родственницею рыбака Щевягина. По преданию, она принесла его в церковь в день её освящения, сентября 24 дня 1799 года, и положила его на тумбу старосты церковного и скрылась, никому не сказав ни слова…»

Церковно-приходская летопись города Переславля-Залесского церкви сошествия Святого Духа // Владимирские епархиальные ведомости (часть неофициальная). — 1886.

Церковно-приходская летопись города Переславля-Залесского церкви сошествия Святого Духа (botik.ru)


Юрий Верещагин
 
Юрий ВерещагинАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)  23 мая 2024

На месте, где теперь стоит Духовская, в г. Переславле, приходская церковь, в давние времена был Духовской мужеский монастырь. Когда и кем он основан — неизвестно, только в конце XVI века, именно в 1586 г., он уже существовал, и игуменом в нём был Марк. В 1611 г. литовцы, под предводительством Сапеги, монастырь этот весь выжгли; в 1617 г., марта 23 дня, по прошению игумена Мисаила он приписан был к Переславскому Никитскому монастырю и велено ведать Никитскому игумену Иову, а Духовскому игумену Мисаилу жить в Никитском монастыре и храм строить. Монастырский или приходский храм строил игумен Мисаил — это неизвестно; но в 1747 г. на месте монастыря была уже приходская деревянная церковь.

Каменная в настоящем виде Духовская церковь, с приделом во имя святых великомучеников Адриана и Наталии, построена прихожанами в 1788 г., по благословению преосвященного Феофилакта, архиепископа Переславского и Дмитровского. Церковь — нового устройства, но в ней доселе сохранились некоторые вещи, оставшиеся от времени существования монастыря: это несколько икон, книг и деревянный осмиконечный напрестольный крест. Ко времени существования монастыря, именно к началу XVII ст., знатоки живописи относят икону распятие Иисуса Христа, стоящую в придельной церкви на столбе, с западной его стороны, при входе в церковь; к сему же времени с достоверностию можно относить и храмовые иконы Сошествия святого Духа на апостолов и святых великомучеников Адриана и Наталии. Это тем более достоверно, что после сожжения в 1611 г. монастыря литовцами, при начале постройки в 1617 году храма вновь, первее всего, вероятно, позаботились о написании храмовых икон, кои с того времени доселе неизменно находятся в церкви.

К древним книгам, оставшимся в церкви от монастыря, относятся служебник и евангелие. Служебник напечатан при царе Алексее Михайловиче, благословением и повелением Никона патриарха в 1658 г., в 6-й год патриаршества его; на нём по листам написано: «171 (1663) г., июля в 6-й день, сия книга, глаголимая служебник Никитцкаго монастыря казенная и никому ее из монастыря не из нести». А на 46 странице написано: «г. Переславль-залескаго церкви Симеона Столпника дан служебник сей ставленнику дьячку (?) Пантелеимону». Евангелие в 1/4 листа напечатано в 1668 г. при царе Алексие Михайловиче, по благословению Иоасафа, патриарха Московского.

В церкви хранятся 2 серебряных вызолоченных креста с мощами разных святых, в одном из них находятся 53 частицы, а в другом 6 частиц. На первом, на задней стороне, вырезана следующая надпись: «Построен сей крест Господень со святыми мощами моление Переславля-залескаго государевы дворцовой рыбной слободы рыбнаго ловца Андрея Владимирова сына Сщелягина». По преданию, крест сей принесён в церковь около 1800 г. тайно, одной старушкой, родственницей Сщелягина. Что заставило её принести сей крест в эту именно церковь — неизвестно. Может быть, это был дар или жертва старушки в новопостроенную церковь.

Приход называется Духовским по храму, на православном исповедании Петра могилы (издание 1744 г.), хранящемся в церкви, по листам подписано: «сiя книга катихизисъ Переславля залесскаго церкви Сошествия св. Духа, что в вотчине Переславскаго Никитскаго монастыря, в Духовской слободке». Эта слободка была около Духовского монастыря; в ней жили крестьяне, принадлежавшие к Духовскому монастырю; по приписке же его к Никитскому она вошла в состав вотчины сего последнего. По обращении монастыря в приходскую церковь крестьяне эти и стали быть первыми её прихожанами. В Духовской слободке, в улице, называвшейся в старину Положимоловскою, была деревянная церковь во имя святой великомученицы Екатерины. В 1771 г. церковь сия ещё существовала и священником в ней был Сергей Иосифов. По упразднении и приписке её к Троицкой церкви некоторые из прихожан её перечислены к Духовскому приходу.

В 1779 г. приход составляли: 1) бывого владения Переславского Никитского монастыря крестьяне Духовской слободы и бывого владения катедрального Горицкого монастыря крестьяне Чернорецкой слободы, 2) купцы, а с 1786 г. мещане. В 1805 г. в приходе было 47 дворов, а в 1865 г. 28 дворов, значит, в 60 лет приход сократился на 19 дворов. Это сокращение объясняется тем, что некоторые прихожане переселились на жительство в другие города; два таких дома из Духовского прихода и теперь известны в Москве. В 1868 г. в приходе числится 28 дворов, из них два купеческих, прочие все мещанские. В старину, по уверению старожилов, принадлежала к Духовскому приходу деревня Грачки, Докука тож, отстоящая от города не более версты и состоящая из 10 дворов крестьян; ныне она принадлежит к Вознесенскому приходу. Когда и по какому случаю она отошла от Духовского прихода — старожилы не помнят.

Из бывших прихожан достоин памяти купец Алексей Петров Столбов, умерший в 1848 г. Он был городским головой и делал много пожертвований в свою приходскую церковь и в Переславский Данилов монастырь, где он и погребён. Более значительные его пожертвования в церковь известны: плащаница, стоившая около 500 р. серебром, устроенная в 1845 г.; священническое облачение, всё шитое серебром; серебряные вызолоченные сосуды в 4,5 фунта; иконы в серебряных вызолоченных ризах и более 1 500 р. серебром деньгами. Из наличных прихожан особенно отличается усердием к храму Божию церковный староста, купец М. М. Шаланин. С небольшим в 5 лет устроил в церкви чугунный пол, стоивший около 600 р., приобрёл 4 подсвечника в 240 р., священническое облачение в 150 р., железный сундук для хранения в нём ценных церковных вещей в 80 р., пожертвовал 2 деревянных лавки в 200 р. и произвёл много других исправлений более чем на 500 рублей, так что всех его пожертвований в храм было до 2 000 рублей.

Устроенный на болотистом и топком месте очень прочно и средней величины, святой Духовский храм внутри украшен благолепно и снабжён всеми принадлежностями более чем в достаточном количестве прихожанами. Из 4 напрестольных евангелий два обложены серебром и вызолочены, в одном из них серебра весу 8 фунтов и 14 золотников, потиров 3, все они серебряные и вызолоченные, в одном из них весу 6 фунтов и 48 золотников; 3 серебряных вызолоченных напрестольных креста, местные 4 иконы в настоящей церкви в серебряных и вызолоченных окладах, лучших священнических облачений 15; жаль только, что позолота на иконостасах повреждена во многих местах молниею. 1855 г., июля в 13 день, был удар молнии в колокольню; на северной стороне её отшибло угол, отсюда молния бросилась в церковь и опалила иконостасы, не сделав никаких других повреждений в церкви.

Архангельский П. В. Церковь сошествия святого Духа в г. Переславле / Владимирские губернские ведомости (часть неофициальная). — 1876. Церковь сошествия святого Духа в г. Переславле (botik.ru)



Комментарии и обсуждение


Ваш комментарий будет первым.