ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Переславль-Залесский. Церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы.

Введенская церковь в Рыбацкой слободе


Переславль-Залесский. Церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы
Церковь.  Утрачена.  
Престолы:Введения во храм Пресвятой Богородицы, Рождества Иоанна Предтечи
Год постройки:Между 1698 и 1706.
Год утраты:1930 (снесена)
Ссылки: Ссылка на temples.ru 
Адрес:
Ярославская область, город Переславль-Залесский, улица Правая Набережная, в районе д. 126

Координаты: 56.73602, 38.829659
Проезд:На берегу Плещеева озера возле устья реки Трубеж



Церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы, Рыбная слобода. Фото начала ХХ в. ГУК ЯО «Переславский музей-заповедник»<br>, Переславль-Залесский, Переславский район и г. Переславль-Залесский, Ярославская область
Рыбная слобода. Фото начала ХХ в. ГУК ЯО «Переславский музей-заповедник»
Елена Григорьева
1 июня 1915
Церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы, Вид с Плещеева озера. Фотография из семейного архива семьи Елховских (1914-1935г.), http://40s.pereslavl.ru<br>, Переславль-Залесский, Переславский район и г. Переславль-Залесский, Ярославская область
Вид с Плещеева озера. Фотография из семейного архива семьи Елховских (1914-1935г.), http://40s.pereslavl.ru
Елена Григорьева
1 июня 1914
Церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы, Шестое воскресенье после Пасхи, праздник водосвятия на реке Трубеж, 1900-1920 г.г., ГУК ЯО «Переславский музей-заповедник»<br>, Переславль-Залесский, Переславский район и г. Переславль-Залесский, Ярославская область
Шестое воскресенье после Пасхи, праздник водосвятия на реке Трубеж, 1900-1920 г.г., ГУК ЯО «Переславский музей-заповедник»
Елена Григорьева
1 июня 1900
Церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы, Шестое воскресенье после Пасхи. Праздник водосвятия у церкви. Фото конца XIX - начала ХХ в., 1895-1910 г.г.<br>, Переславль-Залесский, Переславский район и г. Переславль-Залесский, Ярославская область
Шестое воскресенье после Пасхи. Праздник водосвятия у церкви. Фото конца XIX - начала ХХ в., 1895-1910 г.г.
Елена Григорьева
??



Карта и ближайшие объекты


Приблизить
Отдалить
Развернуть



Статьи


Юрий Верещагин
 
Юрий ВерещагинАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)  25 апреля 2024

Церковь Введения Пресвятой Богородицы живописно возвышалась на правом берегу в устье реки Трубеж и в комплексе с сохранившейся до наших дней церковью Сорока мучеников создавала изумительный по своей красоте пейзаж. Но еще ранее, в конце XVII века, Введенский храм был частью существовавшего здесь архитектурного ансамбля одноименной женской обители, упраздненной в 1764 году по указу императрицы Екатерины II.

Введенскую церковь закрыли в 1929 году, а через несколько лет разобрали. Уцелевшие до наших дней резные царские врата главного ее иконостаса и икона «Введение во храм» ХVI столетия являются одними из наиболее ценных экспонатов в коллекции Переславского музея-заповедника.

По материалам сайта "Туристический Переславль"

Введенская церковь, конец ХVII – нач. ХVIII вв. (tourismpereslavl.ru)


Юрий Верещагин
 
Юрий ВерещагинАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)  25 апреля 2024

"...Церковь в честь Введения Пресвятой Богородицы стоит на берегу озера Плещеева при устье р. Трубежа на конце так называемой Переславской рыбацкой слободы.

Рыбацкая слобода в Переславле исстари находилась во владении великих князей Московских. В первый раз о ней упоминается в актах XVI века. В 1506 году великий князь Василий Иванович в уставной грамоте переславским рыболовам пишет: пожаловал старосту рыболовля Гридку и всех рыболовей Переславских стольнича пути. Кто у них волостель наш ни будет и он у них ходит по сей нашей грамоте. А наместницы наши Переславские и их тиуны приставов на них не дают ни в каких делех и не судит их ни в чём опричь одного душегубства и вобчих дел. А кто имет рыбу ловити на моём озере на Переславском неводом или сетью или бредником — мой ли кто великаго князя или митрополичь или боярской или монастырской и те все потянут в мою поварню великаго князя с моими рыболови во всякие протори. А дают мне оброк на мой дворец с году на год.

Эта жалованная грамота была подтверждена великим князем Иваном Васильевичем, царём Фёдором Ивановичем и Борисом Годуновым. По писцовым книгам 1562 года в рыбацкой слободе по берегам реки Трубежа и в переулках: Мишатине, Писцове, Шурмине и на Филипповской улице было всех рыболовных дворов 99, два двора волостелины, 21 двор пустой да 40 мест пустых. Рыбных ловцов было 98 человек. С рыболовенных дворов велено было ямские деньги и за посошные люди и за всякое городовое и засечное дело платити им на большой дворец. А оброку давать рыболовам царю и великому князю за щуки, за закорные и за сельди 4 рубли и 20 алтын с деньгою, да им же давати на дворец невод сто сажен, да две матицы. Да рыболовам же ловити сельди на царя и великаго князя сельди безурочно, да на царя ж ловити им на полёдной ловле две ночи, на царицу — ночь, на полёдчика ночь, да на стольника ночь, да на дву наместников по ночи. Да рыболовам же дано круг озера Переславскаго от воды берегу суши по 10 сажен для пристанища, где им неводы с сети вешати...

В 1703 году бургомистр г. Переславля хотел привлечь рыболовов к охране Переславской флотилии, а стольник Андрей Борщов произвести среди них набор в солдаты, — но ловцы подали челобитную Императору Петру I, в коей объясняли, что они люди скудные и одинакие, на его великаго Государя обиход и на обиход Св. Патриарха ловят рыбу в озере и возят к Москве на своих и наёмных подводах, а подлёдных сельдей платят по 45 000 в год и больше; да как бывает в Переславль его государское пришествие, рыбные ловцы в те числа служат ему поголовно все... Сверх того платят ямских, полоняничных, на молотьбу богородицкаго хлеба по 7 руб. 32 алтына 4 деньги... Житьё их подле озера и р. Трубежа на берегах в самых грязных и топких местах, огородов, скотиннаго выпуска, пашенной земли и сенных покосов нету... Кормятся они остаточною рыбою, которая остаётся от государскаго обихода, и походячими торжишками и лавками самыми скудными.

Великий Император внял просьбе и повелел: «за многую службу и за работу и за скудость и за разоренье из рыбных ловцов в солдаты не брать и дворцовой всякой рыбной и селёдной ловли не остановить».

Эта историческая рыбацкая слобода существует и в настоящее время на том же месте, где была искони, и доселе рыбная ловля на озере Плещееве составляет единственное занятие её жителей. Самою ценною рыбой является переславская сельдь.

На месте нынешней приходской церкви до 1764 года существовал женский монастырь. Время основания этого монастыря неизвестно; сведения же о существовании в нём Введенской церкви восходят к началу XVII столетия; в патриарших окладных книгах под 136 (1628) годом отмечено: «церковь Введения Пречистыя Богородицы, на посаде, дани шесть алтын, пять денег, десятильничих гривна». В писцовых книгах 161 (1653) года при этой церкви значится «двор попов, дьяконов, да в монастыре 7 келий стариц, в приходе 70 дворов». В 206 (1698) году устроена была здесь новая придельная церковь и освящена в честь Рождества Иоанна Предтечи, а в 1706 году устроена была и главная церковь, освящённая также в честь Введения Пресвятой Богородицы. Нужно думать, что это были каменные церкви, так как о перестройке церкви в течение XVIII столетия не упоминается, и в ведомости о переславских церквах за 1799 год о Введенской каменной церкви сказано, что она построена с давних лет.

В переписных книгах 1703 года при Введенской церкви показано: поп Герасим Козьмин, дьякон Филимон Петров, в приходе 85 дворов; сенных покосов за монастырём на берегу озера копны на 3, [0,3 га] а пашни церковной нет. В 1713 году наместницей монастыря была старица Феодулия. В 1729 году придельный храм при Введенской церкви «весьма обветшал и служить (при нём стало) невозможно», поэтому вместо него устроен был придел с правой стороны главной церкви и освящён в честь того же праздника.

В 1764 году Введенский женский монастырь был упразднён и церковь обращена в приходскую.

Церковь до настоящего времени сохранила и со-вне и внутри архитектурные особенности XVIII века. Престолов в ней два: в главном храме в честь Введения Пресвятой Богородицы, в приделе в честь Рождества Иоанна Предтечи. Иконостас старого устройства, царские двери резные.

Утварью, ризницей, святыми иконами и богослужебными книгами церковь снабжена достаточно. На некоторых предметах сохранились надписи, свидетельствующие о существовании здесь монастыря. Так, на антиминсе придельной церкви написано: «священнод?йствованъ преосвященнымъ Амвросiемъ, епископомъ Переславскимъ и Дмитровскимъ 1756 г. апреля въ 11 день. Вчинися сей антиминсъ во храмъ честнаго и славнаго Пророка Предтечи и Крестителя Iоанна, рождества его, что въ пределе Переславскаго Введенскаго девичьяго монастыря». На Минее месячной: «1718 г. далъ сiю книгу въ Переславль-Залесскiй, в рыбную слободу, въ церковь Введенiя Пр. Богородицы, въ девичiй монастырь рыбной слободы рыбникъ Гаврило Михайловъ Щипусинъ ради поминовенiя души его бывшаго работника». Подобная же надпись от 1755 года находится и на колоколе.

Церковные документы хранятся в целости: копии с метрических книг с 1797 года, исповедные росписи с 1801 года.

Причта по штату положено: священник и псаломщик. На содержание его получается: а) процентов с причтового капитала (2 391) — 93 р.; б) от служб и требоисправлений с лишком 200 р., всего до 300 р. в год. Церковь имеет капитал 1 132 р. Церкви же принадлежит луг за озером Плещеевым, который сдаётся причтом за 5 р. в год. Церковных домов для причта нет.

В приходе по клировым ведомостям числится: 110 душ мужского пола и 122 женского; все православные.

Из книги Добронравова В.Г. «Историко-статистическое описание церквей и приходов Владимирской епархии: Переславский уезд», стр. 19-20. http://pki.botik.ru/books/iso-vol2.pdf



Комментарии и обсуждение


Ваш комментарий будет первым.