«…Церковь во имя Рождества Христова существовала издревле внутри города (то есть внутри крепости), на осадном дворе Данилова монастыря. Это была единственная приходская церковь, существовавшая в городе. Время первоначального основания её неизвестно; в патриарших окладных книгах под 136 (1628) годом она записана так: «церковь Рождества Христова, в городе, Данилова монастыря, дани четыре алтына, пять денег, десятильничих гривна». По писцовым книгам того же года она значится «древяной клецки», при ней поп Фома, а вблизи её слободка Рождественская, в которой были: 1 двор монастырский, бобылей на оброчной земле 8 дворов. Но в приход к этой церкви входили жители не одной монастырской слободки, как это видно из писцовых книг 161 (1653) года, в которых показано при Рождественской церкви в приходе 97 дворов, а в переписных книгах 1703 года даже 150 дворов.
В начале XVIII века здесь была ещё отдельная тёплая церковь во имя Николая Чудотворца, которая в 1729 году уже обветшала и за ветхостью служить в ней стало невозможно, также и святой антиминс оказался ветхим. Очевидно, существовала эта церковь с давних лет. В 1732 году вместо неё устроена была новая деревянная же церковь и освящена в честь того же святителя.
В 1797 году вместо этих двух деревянных церквей вкладчицей дворянкой девицей Самсоновой и другими доброхотными дателями начат постройкою каменный храм, который и был закончен в следующем 1798 году. Устроены были в нём два престола: главный в честь Рождества Христова, а придельный во имя Николая Чудотворца. Наружный вид храма сохраняется без существенных изменений и доселе, внутри же он был обновляем не однажды.
Утварью, ризницей, святыми иконами и богослужебными книгами церковь снабжена вполне достаточно. Из святых икон сравнительно древние: Нерукотворённого Спаса и Тихвинская икона Божией Матери. Главные храмовые иконы в серебряных ризах с украшениями из жемчуга. На богослужебных сосудах сохранилась надпись: «1712 года месяца сентября въ 20 день построены сiи сосуды къ церкви Рождества Христова и Тихвинской Богородицы (вероятно, это был придел при Рождественской церкви) выборные целовальники Андрей Яковлевъ, да Сидоръ Ивановъ на сборные деньги при священнике Герасиме»... Других священных предметов старины с надписями не сохранилось.
Церковные документы хранятся в целости: копии с метрических книг с 1796 года, исповедные росписи с 1811 года.
Причта по штату положено: священник, дьякон и псаломщик. На содержание его получается: а) процентов с причтового капитала (10 721 р.) — 429 р.; б) арендной платы с лавки в гостином дворе 60 р.; в) от служб и требоисправлений 498 р., всего 987 р. в год. Для причта близ церкви есть особый каменный дом.
Церкви принадлежит капитал 1 152 р.; на содержание церковного дома, школы и сторожа есть капитал 3 250 р.
В приходе по клировым ведомостям числится 165 душ мужского пола и 185 женского; все православные.
При церкви в особом церковном доме помещается церковно-приходская школа, открытая в 1889 году; учащихся в 1893 году было 35 мальчиков и 21 девочка. На содержание учителя школы диакона внесён капитал 750 р., процентами с коего он пользуется…»
Из книги: Добронравов В.Г. «Историко-статистическое описание церквей и приходов Владимирской епархии: Переславский уезд», стр. 37-38. http://pki.botik.ru/books/iso-vol2.pdf