Интересна история создания собора. По преданию, в 1557 г. в Переславле на освящении одного из храмов присутствовал царь Иван Грозный в сопровождении своей супруги царицы Анастасии Романовны, которая была беременна. Вскоре после отъезда из города царица благополучно разрешилась, родив сына Федора. В благодарность Господу Иван IV велел возвести величественный каменный храм на месте существующей в то время ветхой деревянной церквушки.
Собор был построен в традиционном русском стиле: имел четыре столпа и пять луковичных куполов. Несмотря на то, что впоследствии храм неоднократно перестраивался, он во многом смог сохранить свой первоначальный облик вплоть до сегодняшнего дня, что сделало его одним из уникальных памятников архитектуры XVI века.
Немало загадок долгое время хранила в себе история собора великомученика Феодора Стратилата. Так, долгое время считалось, что над росписью стен храма работал итальянский мастер Николай Тончи. Однако впоследствии краевед из Тейкова Ивановской области М.Ю. Бутов обнаружил важные документы о том, что этот храм начинал расписывать известный живописец Тимофей Медведев.
Когда несколько лет назад реставраторы принялись за работу, их ждало еще одно важнейшее открытие. Оказалось, что собор был расписан еще в конце XVI или начале XVII в., а также в XVIII в. Об этом никто из специалистов не знал, и было принято считать, что до XIX в. Феодоровский собор расписан не был. Однако более ранние росписи были практически уничтожены одним из пожаров (монастырь несколько раз горел), а на уцелевших отразилось воздействие высоких температур, и вследствие этого произошло изменение цвета.
По словам реставраторов, частично сохранившиеся росписи храма были выполнены в 30-е г.г. XIX в., что говорит о том, что Тимофей Медведев пришел в собор уже зрелым и опытным художником. Поздние работы Тимофея Медведева отличает глубокая продуманность в стилевом решении, их можно назвать поистине уникальными достижениями монументально-декоративного искусства того времени.
В 1886 г. архитектура собора претерпела изменения: он был окружен галереями, в восточных концах которых были пристроены одноглавые приделы - в честь преподобного Серафима Саровского и Феодоровской иконы Божией Матери.
После закрытия монастыря в 1923 г. здесь располагались стройтрест, воинская часть, турбаза. Печальным последствием нецелевого использования святыни стало полное запустение собора.
После возвращения обители Русской Православной Церкви главный храм удалось спасти от разрушения. Инициатором восстановления собора стала отошедшая ко Господу игумения Варвара (Чекоткова), при которой были отреставрированы кровля, купола с крестами, северный (Феодоровской Матери Божией) и южный (преподобного Серафима Саровского) приделы, проведено отопление.
Ныне начатое матушкой святое дело продолжает настоятельница обители игумения Даниила (Севериненко). В настоящее время ведется реставрация фресок работы иконописной артели Тимофея Медведева и его сыновей и воссоздание барочного иконостаса в главном приделе собора.
В соборе находится чтимая икона великомученика Феодора Стратилата из янтаря и жемчуга.
Своими трудами и непрестанными молитвами сестры стараются внести свой вклад в восстановление жемчужины обители - собора великомученика Феодора Стратилата. Но для его возрождения в былой славе и великолепии требуются общие усилия и значительные средства.
http://feodor-monastyr.ru/ru/o-monastire/hiden/sobor-velikomuchenika-feodora-stratilata