ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Вятка (Киров). Троицкий Александро-Невский монастырь. Церковь Троицы Живоначальной в Макарье.


Вятка (Киров). Троицкий Александро-Невский монастырь. Церковь Троицы Живоначальной в Макарье
Церковь. Действует.  
Престолы:Троицы Живоначальной, "Взыскание погибших" иконы Божией Матери, Макария Желтоводского
Архитектурные стили:Барокко, Вятская школа
Год постройки:1770.
Архитектор:Никита и Данила Горынцевы с артелью
Ссылки: Ссылка на портале prihod.ru 
Адрес:
Россия, Кировская область, г. Киров, ул. Проезжая, д. 27

Координаты: 58.613493, 49.750012





Сортировка:

Троицкий Александро-Невский монастырь. Церковь Троицы Живоначальной в Макарье, Вид с юго-запада<br>, Вятка (Киров), Вятка (Киров), город, Кировская область
Вид с юго-запада
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Валерий Долженко
9 марта 2024
Троицкий Александро-Невский монастырь. Церковь Троицы Живоначальной в Макарье, Вид с севера.<br>, Вятка (Киров), Вятка (Киров), город, Кировская область
Вид с севера.
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Дмитрий Лоптев
9 марта 2024
Троицкий Александро-Невский монастырь. Церковь Троицы Живоначальной в Макарье, , Вятка (Киров), Вятка (Киров), город, Кировская область
Вадим Павлов
18 августа 2023
Троицкий Александро-Невский монастырь. Церковь Троицы Живоначальной в Макарье, Продолжаются ремонтные работы. Вид с северо-запада.<br>, Вятка (Киров), Вятка (Киров), город, Кировская область
Продолжаются ремонтные работы. Вид с северо-запада.
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Дмитрий Лоптев
18 апреля 2019
Троицкий Александро-Невский монастырь. Церковь Троицы Живоначальной в Макарье, , Вятка (Киров), Вятка (Киров), город, Кировская область
Алексей Кротов
3 октября 2016
Троицкий Александро-Невский монастырь. Церковь Троицы Живоначальной в Макарье, , Вятка (Киров), Вятка (Киров), город, Кировская область
Алексей Кротов
3 октября 2016
Троицкий Александро-Невский монастырь. Церковь Троицы Живоначальной в Макарье, , Вятка (Киров), Вятка (Киров), город, Кировская область
Алексей Кротов
3 октября 2016
Троицкий Александро-Невский монастырь. Церковь Троицы Живоначальной в Макарье, , Вятка (Киров), Вятка (Киров), город, Кировская область
Большой Вова
20 июля 2015
Троицкий Александро-Невский монастырь. Церковь Троицы Живоначальной в Макарье, , Вятка (Киров), Вятка (Киров), город, Кировская область
А.Токарев
1 мая 2013
Троицкий Александро-Невский монастырь. Церковь Троицы Живоначальной в Макарье, , Вятка (Киров), Вятка (Киров), город, Кировская область
А.Токарев
1 мая 2013
Троицкий Александро-Невский монастырь. Церковь Троицы Живоначальной в Макарье, , Вятка (Киров), Вятка (Киров), город, Кировская область
А.Токарев
1 мая 2013
Троицкий Александро-Невский монастырь. Церковь Троицы Живоначальной в Макарье, , Вятка (Киров), Вятка (Киров), город, Кировская область
А.Токарев
1 мая 2013
Троицкий Александро-Невский монастырь. Церковь Троицы Живоначальной в Макарье, , Вятка (Киров), Вятка (Киров), город, Кировская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Дмитрий Лоптев
21 апреля 2013
Троицкий Александро-Невский монастырь. Церковь Троицы Живоначальной в Макарье, , Вятка (Киров), Вятка (Киров), город, Кировская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Дмитрий Лоптев
21 апреля 2013
Троицкий Александро-Невский монастырь. Церковь Троицы Живоначальной в Макарье, , Вятка (Киров), Вятка (Киров), город, Кировская область
gudin
15 октября 2005
Троицкий Александро-Невский монастырь. Церковь Троицы Живоначальной в Макарье, , Вятка (Киров), Вятка (Киров), город, Кировская область
gudin
15 октября 2005
Троицкий Александро-Невский монастырь. Церковь Троицы Живоначальной в Макарье, , Вятка (Киров), Вятка (Киров), город, Кировская область
gudin
15 октября 2005
Троицкий Александро-Невский монастырь. Церковь Троицы Живоначальной в Макарье, , Вятка (Киров), Вятка (Киров), город, Кировская область
gudin
15 октября 2005
Троицкий Александро-Невский монастырь. Церковь Троицы Живоначальной в Макарье, Троицкая церковь (1775)<br>, Вятка (Киров), Вятка (Киров), город, Кировская область
Троицкая церковь (1775)
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Василий Шелёмин
19 июля 2005
Троицкий Александро-Невский монастырь. Церковь Троицы Живоначальной в Макарье, , Вятка (Киров), Вятка (Киров), город, Кировская область
Большой Вова
25 мая 2020
Троицкий Александро-Невский монастырь. Церковь Троицы Живоначальной в Макарье, , Вятка (Киров), Вятка (Киров), город, Кировская область
Большой Вова
8 сентября 2018
Троицкий Александро-Невский монастырь. Церковь Троицы Живоначальной в Макарье, , Вятка (Киров), Вятка (Киров), город, Кировская область
Большой Вова
27 августа 2018
Троицкий Александро-Невский монастырь. Церковь Троицы Живоначальной в Макарье, , Вятка (Киров), Вятка (Киров), город, Кировская область
Алексей Кротов
3 октября 2016
Троицкий Александро-Невский монастырь. Церковь Троицы Живоначальной в Макарье, Восстановленные ворота Троицкой церкви<br>, Вятка (Киров), Вятка (Киров), город, Кировская область
Восстановленные ворота Троицкой церкви
Dmitry Zonov
19 января 2014
Троицкий Александро-Невский монастырь. Церковь Троицы Живоначальной в Макарье, Фото Людмилы Васильковой<br>, Вятка (Киров), Вятка (Киров), город, Кировская область
Фото Людмилы Васильковой
Дмитрий Васильков
4 января 2008
Троицкий Александро-Невский монастырь. Церковь Троицы Живоначальной в Макарье, , Вятка (Киров), Вятка (Киров), город, Кировская область
Алексей Кротов
3 октября 2016
Троицкий Александро-Невский монастырь. Церковь Троицы Живоначальной в Макарье, Троицкая церковь с.Макарья. Конец 1980-х гг. Восстановление ограды и ворот. Из личного архива.<br>, Вятка (Киров), Вятка (Киров), город, Кировская область
Троицкая церковь с.Макарья. Конец 1980-х гг. Восстановление ограды и ворот. Из личного архива.
Брат Евгений
1 января 1988
Троицкий Александро-Невский монастырь. Церковь Троицы Живоначальной в Макарье, Троицкая церковь в начале 1980-х гг. Из книги И.В. Беровой "Прогулки по старой Вятке" (Киров, 1995). <br>, Вятка (Киров), Вятка (Киров), город, Кировская область
Троицкая церковь в начале 1980-х гг. Из книги И.В. Беровой "Прогулки по старой Вятке" (Киров, 1995).
Брат Евгений
1 января 1980
Троицкий Александро-Невский монастырь. Церковь Троицы Живоначальной в Макарье, Дореволюционое фото храма. Видны церковные ворота (Жемчужина вятского барокко) Источник http://tornado-84.livejournal.com<br>, Вятка (Киров), Вятка (Киров), город, Кировская область
Дореволюционое фото храма. Видны церковные ворота (Жемчужина вятского барокко) Источник http://tornado-84.livejournal.com
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Дмитрий Анисимов
??
Троицкий Александро-Невский монастырь. Церковь Троицы Живоначальной в Макарье, Фото 40-х годов ХХ века. Церковные ворота уничтожены. Источник http://tornado-84.livejournal.com<br>, Вятка (Киров), Вятка (Киров), город, Кировская область
Фото 40-х годов ХХ века. Церковные ворота уничтожены. Источник http://tornado-84.livejournal.com
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Дмитрий Анисимов
??
Троицкий Александро-Невский монастырь. Церковь Троицы Живоначальной в Макарье, Храм после реставрации 1975-1976 гг. Расписан в стиле дымковской игрушки. Источник http://tornado-84.livejournal.com<br>, Вятка (Киров), Вятка (Киров), город, Кировская область
Храм после реставрации 1975-1976 гг. Расписан в стиле дымковской игрушки. Источник http://tornado-84.livejournal.com
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Дмитрий Анисимов
??



Карта и ближайшие объекты


Приблизить
Отдалить
Развернуть



Статьи


Dmitry Zonov
 
Dmitry Zonov  21 января 2014

Церковь Св. Троицы в слободе Макарьевской Вятского уезда Вятской губернии (ныне в черте города Кирова) - яркий памятник вятского барокко - была построена в 1768-1775 гг. на месте обветшавшего деревянного храма середины ХVII века. Деревянная церковь имела один престол, освященный во имя преп. Макария Желтоводского (отсюда и название села - Макарьевское). Жители богатой пригородной слободы, стоящей на оживленной дороге из Вятки в Слободской, уже в то время могли позволить себе строительство каменного храма, что значительно повышало репутацию Макарья среди вятских сел. Своим обликом церковь настолько пришлась по душе вятскому народу, что впоследствии она служила образцом при постройке других сельских храмов. Заслуга в этом принадлежит строителям храма - артели каменщиков во главе с устюжанами Никитой и Данилой Горынцевыми. В 1772 году в храме была освящена теплая (зимняя) его часть, с двумя престолами - в честь иконы Пресв. Богородицы «Взыскание погибших» и преп. Макария Желтоводского. Главный Троицкий престол был освящен после отделки летнего храма и возведения иконостаса летом 1775 года.

В 1880-е годы храм был отремонтирован, при этом с северной стороны к паперти храма была пристроена небольшая палатка, а старинная ограда храма была перестроена с нарушением стилевого единства. Но в целом дореволюционный ремонт Троицкой церкви был осуществлен с достаточно бережным отношением к старине, первоначальный облик храма не претерпел каких-либо существенных изменений. В 1940-м году храм был закрыт и превращен в сельский клуб. Уничтожены были церковные ворота (жемчужина вятского барокко) и многие детали интерьера храма. В 1975-76 гг. церковь была частично восстановлена силами Кировской научно-реставрационной мастерской, при этом фасадам храма была возвращена первоначальная полихромная окраска, остатки которой были обнаружены при реставрационных работах.

В 1987 году, накануне празднования 1000-летия Крещения Руси, было принято решение о возвращении храма общине верующих. Троицкая церковь была восстановлена для богослужений в очень короткие сроки. Весь внешний декор Троицкой церкви (как и других старинных вятских храмов) выполнен из обтесанного красного кирпича. В 1988-89 гг. были восстановлены и старинные барочные ворота (по проекту арх. Е. Скопина).

Источник: http://arch-heritage.livejournal.com/1387489.html


Алексей Кротов
 
Алексей Кротов  27 ноября 2019

В 1768 году тридцать человек "города Устюга посадских каменщиков и Устюжского уезда" крестьяне Никита Горынцев с сыном, Егор Шубин, Иван Курбатов, Дмитрий Прошутин и другие явились в Хлынов для работ при кафедральном соборе. Однако духовные власти предпочли "подрядить" вятских каменщиков, согласившихся работать за менее высокую плату. Тогда-то, очевидно, и предложили жители села Макарье Хлыновского уезда Никите Горынцеву и его сыну Даниле, оставшихся не у дел, возглавить артель местных каменщиков при строительстве храма в их селе. В обязанности "подрядчика", стоявшего во главе артели каменщиков, входили и организация строительных работ, от него в большой мере зависело и формирование художественного облика здания. Выходец из Устюжского уезда Двинской трети деревни Онисовой черносошный крестьянин Никита Горынцев слыл опытным зодчим, который "... чрез долговременную опытность в постройке и даже сочинении планов приобрел немалое искусство". Раскинувшееся вдоль дороги на Слободской старинное село было основано в 1646 году предприимчивым слободским священником Митрофаном Коршурниковым.

Документов, подтверждающих постройку в селе храма, не сохранилось, хотя 15 апреля 1646 года Патриархом Московским и всея Руси Иоасафом была дана грамота на строительство деревянного храма во имя прп. Макария, Желтоводского чудотворца. По каким-то причинам построить деревянный храм здесь Митрофану не удалось, зато спустя шесть лет, в 1652 году о постройке церкви начал ходатайствовать его сын Елисей, в то время бывший священником Вознесенского собора в Слободском. Разрешение на строительство церкви в селе Макарье, где "на большой Слободской дороге стоит часовня", было выдано Патриархом Никоном храмозданной грамотой от 19 августа 1652 года, а в 1656 году последовала грамота от царя Алексея Михайловича об отводе земли под строение. Также государь пожаловал новому приходу 43 десятины 1575 сажен земли, в том числе 33 десятины сенокосной, 3 - пахотной и 7 - под лесом. Оживлённый тракт способствовал быстрому росту села, развитию здесь торговли и различных художественных промыслов. Деревянная, пришедшая в ветхость церковь, уже не могла удовлетворить нужды прихода. Селу требовался новый храм. 22 мая 1698 года по благословению архиепископа Вятского и Великопермского Ионы вблизи Макарьевской церкви заложили новую, деревянную, во имя Живоначальной Троицы. Спустя чуть более полувека со дня освящения деревянного храма начинается строительство каменного сооружения.

По храмозданной грамоте от 31 июня 1768 года от Преосвященного Варфоломея, в селе Макарье закладывается каменный храм. Для финансирования работ на первоначальном этапе были использованы 400 рублей из казны Троицкой церкви села Волковское. Заготовкой материалов и денежными вопросами руководил староста церкви отставной вахмистр Василий Трушков. К маю 1772 года два престола в трапезной вновь построенной церкви были готовы к освящению. Южный, в честь иконы Божией Матери "Взыскание погибших", освящён 25 июля 1772 года; северный, во имя прп. Макария Желтоводского и Унженского освящён 1 ноября 1772 года. Главный престол во имя Пресвятой и Живоначальной Троицы освящён позже - 25 июля 1775 года. Одновременно или вскоре после возведения храма была сооружена и ограда с великолепными трёхчастными воротами. 18 октября 1924 года отдел по делам музеев Главнауки Наркомпроса РСФСР составил список памятников церковного зодчества Вятской губернии для постановки на учёт и охрану. Троицкая церковь в этот список не попала. Но поскольку она была занята обновленческим духовенством, поддерживаевым советской властью, здание храма не было разрушено: в нём был размещён сельский клуб.

Листки страховой оценки 1910 года сохранили ценное для нас описание Троицкой церкви того времени. Это была каменная церковь, выбеленная снаружи, покрытая железом, покрашенная зелёной масляной краской, кресты и главки были позолочены. Внутри стены местами украшены живописью, пол из белого камня. Иконостас Троицкого придела почти 13 метров высотой. Иконостасы боковых приделов - около 3 метров. Перед перепрофилированием под культурное заведение иконостасы были демонтированы, следы которых вскоре затерялись. Иконостас в открывающийся храм после многих лет забвения привезли из Великорецкого. Он не подходил по размеру, поэтому его разложили на прихрамовой территории, где и "подгоняли" до нужных габаритов.

В 1988 году по благословению архиепископа Вятского и Слободского Хрисанфа Троицкая церковь вновь была освящена. Ежегодно сюда приходят паломники всероссийского Великорецкого крестного хода, отсюда жители Вятки провожают чудотворный список Великорецкой иконы Святителя Николая на берега реки Великой. За изгибом дороги, на фоне голубизны неба и зелени деревьев, уже 250 лет величественно возвышается этот грациозный храм, эффектно вписываясь в окружающую невысокую застройку. Стремительный взлёт башнеобразного ярусного венчания и вертикаль колокольни свободно разворачиваются в пространстве, стягивая к себе все перспективы равнинного ландшафта. Это единственный памятник архитектуры середины ХVIII столетия на Вятке, не подвергавшийся позднее перестройкам и дошедший до нашего времени в первоначальном виде. Как мы помним, в то время, в этом регионе очень активно строились храмы в стиле "Вятского барокко". Троицкий храм, не исключение, он, как видно, определил самобытный и красочный язык стиля "Вятского барокко" - местного архитектурного стиля, вобравшего в себя своеобразно интерпретированные формы столичной архитектуры середины ХVIII века, старые традиционные мотивы и элементы петербургского зодчества, дополненные новым репертуаром приёмов, выработанных на землях Великого Устюга.

Самобытность архитектурного орнамента, впитавшего колорит и художественные приёмы, веками складывавшиеся в вятских народных промыслах, зодчий органично включает в систему декоративных мотивов архитектурной пластики. Учитывая известную стабильность в решении композиционных задач при возведении культовых зданий местными каменщиками, по Троицкой церкви можно судить о традициях объёмно-планировочного построения всех выстроенных храмов в этом стиле. Зал зимнего храма буквально залит потоками света, льющегося через окна последовательно уменьшающихся восьмериков завершения. Трапезная, выстроенная в одну линию со стенами главного храмового объёма, играет второстепенную роль в силуэтном абрисе, являясь связкой между четвериком и колокольней. Стройный столп колокольни гордо возносит восьмерик барабана и лёгкий шпиль. Декоративная орнаментика Макарьевской церкви сочетается с ордерными формами членения. Нижний ярус храма, расчленённый гладкими пилястами, сочетается с барочной пластичностью верхнего, оформленного полуколонками коринфского ордера. Элементы классического ордера зодчий трактует согласно древнерусскому их пониманию, как декоративных, соединяя воедино элементы коринфского и ионического ордеров. Центральные колонны верхнего яруса завершены интересной деталью чисто местного изобретения - "султанчиком". Стены экстерьеров сильнее перегружены в верхней части: колонны, "султанчики", восьмиугольные окна в тимпанах лучковых фронтонов, "бровки" наличников с "хохолком" в завершении, "рушники", балясины, сочный карниз. Нижний же ярус имеет более скромный набор декоративных элементов: наличники, завершённые сандриками, включающими ряд балясинок, пилястры на постаментах с ширинкой. Неравномерность декоративной нагрузки по ярусам нарушает технику стены. Зодчий, используя ордерные мотивы, стремится к метрической организации декоративной структуры здания.

С сайтов: www.nauka.relis.ru/И. В. Берова "Вятское барокко" и www.thram-m.ru


Елена Григорьева
 
Елена Григорьева  21 марта 2021

О церкви Троицы Живоначальной древнего с. Макарья, 1861 г.: Построена сия церковь в 1770 г. тщанием прихожан при пособии доброхотных пожертвований. Зданием каменная с таковой же колокольней, обнесена кругом каменною оградой, которой одна сторона с железной решеткой, крепка. Престолов в ней три: в настоящем холодном храме - во имя живоначальной Троицы и два в теплом храме: с правой стороны в имя Божией Матери взыскания погибших, с левой во имя прп. Макария

Причта положено издавна по штату: священник, диакон, дьячок и пономарь. Из священноцерковнослужителей собственные домы имеют священник, дьячок. Диакон и пономарь проживают в квартире. На содержание священноцерковнослужителей ни жалования от правительства, ни оклада от прихожан определенного не получают, а содержатся добровольною платою за требоисправления. Содержание посредственно.

Земли на продовольствие священноцерковнослужителей во время генерального межевания по положению указа, состоявшемся 1822 г., как пашенной, так и сенокосной не нарезано, а только имеются прикладные сенные покосы, лежащие около села: а) Перминиха, приложена секретарем Перминовым, на что им. акт и б) Модениха неизвестно от кого и когда приложена. Сверх сих покосов на продовольствие священноцерковнослужителей 1656 г. царем Алексеем Михайловичем пожаловано 43 дес. земли, которая с 1844 г. состоит во владении, но план на оную еще не прислан.

Здания принадлежащие сей церкви: каменный дом в церковной ограде.

В приходе сей церкви находится 2 часовни: Гарцинская, зданием деревянная и при Талицком заводе г.г. Машковцевых зданием деревянная.

Ближайшие церкви: с северной стороны Бобинская в 10, с востока Волковская 11, с юга Никулицкая в 4, с запада вятские градские церкви в 4 верст.

Опись церковного имущества с 1855 г. Церковные метрические книги с 1801 г. Исповедные росписи с 1802 г.

ЦГАКО ф. 237 оп. 70 д. 418 лл. 1-2 об.

В 1646 г. 15 апреля Иоасафом, патриархом Московским, дана храмозданная грамота на построение храма (первого) в честь Преподобного Макария Желтоводского. Таковая же грамота дана 19 августа 1652 г. патриархом Московским Никоном. Впоследствии, кроме Макарьевской церкви, построена была другая церковь во имя Св. Троицы.

В 1768 г. возбуждено ходатайство о сооружении, вместо обветшавшей деревянной Троицкой церкви, вновь каменной во имя Святой Троицы с приделом в честь Св. Макария.

Настоящая церковь каменная, построена в 1770 г. по храмозданной грамоте от 31 июня 1768 г. Престолов в церкви ныне три: главный - Троицкий, освящен 25 июля 1775 г., два в трапезной церкви - правый в честь иконы Божией Матери «Взыскание погибших», освящен 25 июля 1772 г., левый в честь Св. Преподобного Макария Желтоводского, Унженского Чудотворца, освящен 1 ноября 1772 г. По построении каменной церкви в 1775 г. старую деревянную церковь разрешено разобрать (дело архива Вятской духовной консистории 295/1775).

В 1848 г. вятским епархиальным начальством разрешено старую ветхую деревянную церковь (?) перенести на кладбище, каковая и была перенесена и освящена в июне месяце того же года во имя Живоносного Источника Божией Матери (дело архива Вятской духовной консистории 10/1848).

В.И. Шабалин, архивариус Вятской духовной консистории. «Краткая история об открытии приходов и о построении церквей Вятской епархии»; Дела архива Вятской духовной консистории: 35/1761, 137/1768, 136/1772 (освящение приделов), 295/1775 (разобрание деревянной церкви). Есть еще общие дела. Метрические книги с 1749 г. Примечание. История Вятского края Васильева и Бехтерева, с. 216, Примечание: 394. Вятские епархиальные ведомости 1866 г. № 6. Труды Вятской ученой архивной комиссии 1910 г., I вып., III отд. с. 47, 48. Дело архива Вятской духовной консистории 137/1768. Приложение. Храмозданные грамоты 1646, 1652, 1768 г.г.


Алексей Кротов
 
Алексей Кротов  29 декабря 2023

История создания Троицкой церкви села Макарье ведет свое начало с середины XVII в. и связана с именами вятской священнической династии Кошурниковых. Данный ими обет послужил началом строительства храма во имя преподобного Макария Желтоводского чудотворца. В «Благословенной грамоте» патриарха Московского и всея Руси Иоасафа от 15 апреля 1646 г. в ответ на просьбу священника города Слободского Митрофана Кошурникова, указано: «…Бил нам челом с Вятки Слободскова города поп Митрофан, а сказал, обещался де тот Митрофан воздвигнути против Хлынова города за рекою за Вяткой близко мельниц Рязанцова с братьями, да Филипповых детей Котельникова, подле речку Салтановку на пустом месте храм … и аз … попа Митрофана Кошурникова пожаловал, благословил, велел ему на новый храм лес ронить и в том лесу … на пустом месте воздвигнуть новый храм…»

По неизвестным причинам, строительство церкви не состоялось, а вместо нее была выстроена часовня. Через несколько лет, в 1652 году с аналогичной просьбой к патриарху Никону обратился сын Митрофана Кошурникова – священник Вознесенской церкви города Слободского Елисей. Полученной храмозданной грамотой от 19 августа 1652 г. прошение священника было удовлетворено, а через три года, 11 октября 1655 г., царь Алексей Михайлович пожаловал «строителю попу» Елисею 43 десятины 1515 сажень земли на содержание церковного причта. По данным вятского архивариуса Василия Ивановича Шабалина строительство деревянной церкви во имя Макария Желтоводского было завершено в 1658 г. Указом епископа Вятского и Великопермского Александра в июне того же года к церкви были приписаны прихожане «…Бобинского и Волковского стану и по мельницам мельники и бобыли…»

В самой ранней клировой ведомости села Макарье за 1741 г., находящейся на хранении в Центральном государственном архиве Кировской области, сведений о священноцерковнослужителях Кошурниковых нет, но благодаря Митрофану и Елисею Кошурниковым на вятской земле появился храм во имя преподобного Макария Желтоводского чудотворца, давший название новому селу Макарье. Пастырское служение Кошурниковых продолжила династия Левашевых. На 1741 г. в клировой ведомости указаны: поп Симеон Прокопьев сын Левашев, 47 лет; сын его Никита, 20 лет, «в славянолатинской школе»; дьячек Василей Прокопьев сын Левашев, 44 лет; дети его Василей, 18 лет, «в славянолатинской школе»; Иван, 4 лет; пономарь Петр Прокопьев сын Левашев, 36 лет; сын его Иван, 8 лет; умершего попа Якова Левашева сын Володимер, «определен в Слобоцкой к Николаевской церкви в пономари; взятого в солдаты дьячка Федота Усольцова дети Сидор, 8 лет, Кирило, 7 лет». Чуть позже Никита Семенов сын Левашев был рукоположен на свободную должность диакона, о чем свидетельствует запись в клировой ведомости за 1749 г. На долю уже священника Никиты Левашева пришлось строительство на месте обветшавшей деревянной новой каменной церкви.

Полученная в 1768 г. церковным причтом храмозданная грамота ознаменовала начало строительства. Помимо этого, секретарь провинциальной канцелярии Аверкий Перминов передал в число церковных земель на содержание церковного причта «прикладные сенные покосы», получившие название «Перминиха». Позднее к Макарьевской церкви отойдут «сенные покосы» «Лопата» и «Диакониха­-Левашиха», навсегда вписав в историю церкви имена крестьянина деревни Ивановской Макарьевской (Пластининской) волости Григория Тимофеевича Порошина и псаломщика Михаила Семеновича Левашева.

В 1770 г. каменный трехпрестольный храм был выстроен. Спустя два года 25 июля 1772 г. освящен его правый предел во имя Божией Матери «Взыскание погибших», а 1 ноября 1772 г. – левый во имя Макария Желтоводского чудотворца. Самобытность архитектурного орнамента, впитавшего колорит и художественные приёмы, веками складывавшиеся в вятских народных промыслах, зодчий органично включает в систему декоративных мотивов архитектурной пластики. Учитывая известную стабильность в решении композиционных задач при возведении культовых зданий местными каменщиками, по Троицкой церкви можно судить о традициях объёмно-планировочного построения всех выстроенных храмов в этом стиле. Зал зимнего храма буквально залит потоками света, льющегося через окна последовательно уменьшающихся восьмериков завершения. Трапезная, выстроенная в одну линию со стенами главного храмового объёма, играет второстепенную роль в силуэтном абрисе, являясь связкой между четвериком и колокольней. Стройный столп колокольни гордо возносит восьмерик барабана и лёгкий шпиль.

Декоративная орнаментика Макарьевской церкви сочетается с ордерными формами членения. Нижний ярус храма, расчленённый гладкими пилястрами, сочетается с барочной пластичностью верхнего, оформленного полуколонками коринфского ордера. Элементы классического ордера зодчий трактует согласно древнерусскому их пониманию, как декоративных, соединяя воедино элементы коринфского и ионического ордеров. Центральные колонны верхнего яруса завершены интересной деталью чисто местного изобретения - "султанчиком". Стены экстерьеров сильнее перегружены в верхней части: колонны, "султанчики", восьмиугольные окна в тимпанах лучковых фронтонов, "бровки" наличников с "хохолком" в завершении, "рушники", балясины, сочный карниз. Нижний же ярус имеет более скромный набор декоративных элементов: наличники, завершённые сандриками, включающими ряд балясинок, пилястры на постаментах с ширинкой. Неравномерность декоративной нагрузки по ярусам нарушает технику стены. Зодчий, используя ордерные мотивы, стремится к метрической организации декоративной структуры здания. Своим обликом церковь настолько пришлась по душе вятскому народу, что впоследствии она служила образцом при постройке других сельских храмов на Вятской земле. Заслуга в этом принадлежит строителям храма - артели каменщиков во главе с устюжанами Никитой и Данилой Горынцевыми.

Освящение главного (центрального) придела во имя Живоначальной Троицы состоялось 25 июля 1775 г. Об этом событии свидетельствует запись под номером 1149, сделанная в Журнале Вятской духовной консистории от 13 июля 1775 г.: «По доношению села Макарьевского Троицкой церкви священника Никиты Левашева с причетниками и старосты церковного Василия Трушкова о освящении в том селе каменной холодной в наименование Живоначальной Троицы церкви самим Его Преосвященством на оном резолюция Его Преосвященства учинена. Заготовить что к освящению потребно сего месяца к 25 дня». По указу епископа Лаврентия (Барановича) в новую Троицкую каменную церковь в том же году был выдан освященный антиминс на белом атласе.

Старая деревянная Макарьевская церковь с колокольней в соответствии с указом Вятской духовной консистории от 14 мая 1775 г. была разобрана и использована «на топление церковной печи и на обжег церковного казенного кирпича». В 1778 г. по указу епископа Вятского и Великопермского Лаврентия (Барановича) село Макарье вошло в состав сухопутного маршрута Великорецкого крестного хода. С этого времени тысячи паломников наполняли это село в день празднования чудотворного образа Святителя Николая. В 1797 г. церковь и расположенное рядом с ней древнее кладбище обнесли глухой каменной оградой, переходящей со стороны дороги в железную решетку. Значительно позднее в 1880 г. на средства членов приходского попечительства скат ограды был покрыт железом.

В 1880-е гг. храм был отремонтирован, при этом с северной стороны к паперти храма была пристроена небольшая палатка, а старинная ограда храма была перестроена с нарушением стилевого единства. Но в целом дореволюционный ремонт Троицкой церкви был осуществлен с достаточно бережным отношением к старине, первоначальный облик храма не претерпел каких-либо существенных изменений. На пожертвования того же попечительства в 1872 г. к северной стороне паперти церкви пристроена усыпальница, а 16 августа 1881 г. на кладбище заложили ­Александро-Невскую каменную часовню, освященную 16 августа 1884 г. Она стала третьей, приписанной к Троицкому храму, после Гарцинской и Талицкой. Главной святыней возведенной часовни стал список с иконы Нерукотворного Образа Спасителя, находившейся в Вятском Спасском соборе. Надпись на ней, сделанная на металлической дощечке, гласила: «Икона сия устроена во всегдашнее молитвенное воспоминание о Благочестивейшем Государе Императоре Александре II, мученически скончавшем[с]я от руки злодеев 1 марта 1881 года». Необходимо отметить, что подлинник иконы по указу царя Алексея Михайловича в середине XVII века перенесли для поклонения в Москву, а главная башня московского кремля в честь чудотворного образа получила название Спасской.

Помимо попечительского совета, состоявшего главным образом из прихожан Троицкой церкви, с середины XIX века в клировые ведомости Троицкой церкви села Макарье стали вносится сведения о «вечных вкладах», завещанных жертвователями за их вечное поминовение. Так, в 1864 г. крестьянин деревни Богородской Григорий Ионин Посаженников в своем духовном завещании «…отписал в пользу церкви два билета пятипроцентных Государственного банка по пятисот руб[лей] каждый…» К 1907 г. этот список пополнился именами 34 граждан, в числе которых священники, гражданские чины, отставные солдаты, вдовы, душеприказчики. Вклад на содержание храма и церковного причта был внесен представителями торгового дома «Ф. и А. Долгушины и компания» Федором Ивановичем Долгушиным и его сыном Михаилом Федоровичем Долгушиным, занимавшихся кожевенным производством. Их пожертвования были сделаны в 1899 г. и 1904 г. в сумме 500 и 200 рублей соответственно. Кроме того, Федор Иванович Долгушин с 1890 по 1897 гг. исполнял обязанности церковного старосты, за что несколько раз поощрялся вятским епархиальным начальством и Священным Синодом.

Из священно-церковнослужителей и членов их семей в список жертвователей в разное время внесены иереи Вятского Кафедрального собора Алексий Васнецов и Макарьевской церкви Михаил Вифанский, просфорница, девица Евгения Томилова, а также дочь дьячка Ивана Михайловича Левашева девица Антонина Ивановна Левашева. В 1889 г. штат Троицкой церкви был расширен, введены должности вторых священника и псаломщика. Так, в клировой ведомости Троицкой церкви села Макарье за 1915 г. значатся: священник Александр Александрович Аммосов, 45 лет, священник Сергий Николаевич Вахрушин, 23 лет, диакон Николай Михайлович Мышкин, 28 лет, диакон, ­псаломщик Израиль Сергиев Левитский, 49 лет, псаломщик Николай Иоаннов Орлов, 45 лет. В связи с революционными событиями 1917 г. по договору с Макарьевским Советом рабочих и крестьянских депутатов от 13 марта 1919 г. Троицкая церковь была передана в ведение общины верующих Макарьевской волости Вятского уезда. Опись церковного имущества, приложенная к договору, включала 200 позиций, в том числе: «…иконостас пятиярусный, деревянный золоченый – 1, в нем икон в серебряных ризах – 3, икон в медно­золоченых ризах – 5, икон живописных – 46, клейм живописны – 22; иконостас двухъярусный, деревянный, золоченый – 1, в нем икон в серебряных ризах – 4, икон в металлических ризах – 1, икон живописных – 11, клейм живописных – 29». Помимо предметов для богослужения и церковной утвари в описи имеются сведения о церковной библиотеке, включавшей 282 книги религиозно­нравственного содержания.

В соответствии с постановлением ВЦИК «Об изъятии церковных ценностей» в 1922 г. со старинных икон Троицкой церкви были сняты «…Риза среброзлащеная кованая с тремя венцами весом восемь фунтов с образа Живоначальн[ой] Троицы. … Риза с венцом сереброзлащенная кованые весом семь фунтов шестьдесят три золотника с образа преподобного Макария. ...Венец сереброзлащенный низкой пробы весом восемь золотников с образа Богоявления Господня». Решением Кировского облисполкома от 22 июля 1940 г. № 1204 «…ввиду того, что Макарьевская церковь пришла в ветхость – грозит обвалом и учитывая, что здание находится на расстоянии 500 – 600 метров от аэродрома и препятствует нормальному производству полетов…» Троицкую церковь в селе Макарье закрывают, а здание передают Кировскому горсовету «на слом». Вынесенное решение не было осуществлено, вместо него 8 июля 1942 г. Кировский горисполком принимает новое. В нем говорилось: «…Для более полного и рационального использования здания церкви считать необходимым снести колокольню и верхнюю часть над главным корпусом здания до основания крыши. Разборку указанной части здания и полученный от разборки кирпич передать заводу № 266…». Спустя 35 лет Кировский горсовет вернулся к вопросу Троицкой церкви. Он инициирует поставить здание бывшей церкви в поселке Макарье на учет и охрану, как памятник архитектуры XVIII века, редкое художественное произведение народного искусства. Решением Кировского облисполкома от 11 августа 1975 г. № 511 предложение Кировского горисполкома и Управления культуры облисполкома было принято. Троицкую церковь в поселке Макарье включили в списки памятников архитектуры местного значения.

В марте 1987 г. Кировский горсовет рассмотрел заявление группы верующих, в котором они просят зарегистрировать их общину, но получают отказ. Основанием отказа служит тот факт, что в Кирове уже действовала община Серафимовской церкви и регистрация новой не целесообразна. Кроме того, в здании храма функционировали сельский клуб и библиотека, выселение которых требовало поиска новых помещений. В октябре того же года верующие направили в горсовет новое заявление и получили положительное решение. С 8 октября 1987 г. регистрация религиозной общины стала возможной, а Троицкий храм стал первым в истории новой России, переданным Русской православной церкви. Восстановительные работы храмового комплекса Троицкой церкви заречной части города Кирова начались с воссоздания часовни на территории храма. Решением от 30 сентября1988 г. Кировский горсовет предписал церковному приходу разработать ее проект и представить на рассмотрение градостроительного Совета при управлении архитектуры и градостроительства. В том же году по благословению архиепископа Вятского и Слободского Хрисанфа каменная Троицкая церковь была освящена, возобновилась ее литургическая жизнь. Пережив второе рождение храм вновь стал местом духовного единения, сердцем заречной части городского микрорайона, сохранившего в своем лице имя преподобного Макария Желтоводского чудотворца.

В 1971 г. издательством "Искусство" в серии "Дороги к прекрасному" была выпущена книга искусствоведов Бориса Гнедовского и Эллы Добровольской "Дорогами земли Вятской". В книге была упомянута и Троицкая церковь слободы Макарье: "Ее высокая стройная колокольня видна из Кирова с берегового откоса городского сада. Церковь так хороша, что с трудом верится, что она до сих пор не вошла в число памятников, охраняемых государством. Это великолепный образец того ярусного храма, который в ХVIII в. был широко распространен в Великом Устюге, Тотьме, Лальске, на Вычегде. Здесь, на Вятке, он получил как бы новую "оранжировку" декоративного убранства, которая в этом храме выражена с наибольшей полнотой. Ни в одном из вятских памятников мы не увидим такой пышности и изысканности каждой детали..." В 1975-76 гг. церковь была частично восстановлена силами Кировской научно-реставрационной мастерской, при этом фасадам храма была возвращена первоначальная полихромная окраска, остатки которой были обнаружены при реставрационных работах. Храм стал выглядеть как большая Дымковская игрушка. С этого времени фотографии Троицкой церкви стали появляться в туристических буклетах и в наборах открыток, посвященных городу Кирову.

Шло время, и в 1987 г., накануне празднования 1000-летия Крещения Руси было принято решение о возвращении храма общине верующих. Троицкая церковь была восстановлена для богослужений в очень короткие сроки. В дни освящения храма в город Киров приезжала даже комиссия Сената США, дабы удостовериться, что действительно в российской провинции был открыт православный храм. Тогда же возникла добрая традиция - в праздник Св. Троицы вятский архиерей совершает богослужение в Троицкой церкви слободы Макарье. Троицкий храм стоит у оживленного Слободского тракта. При движении от города дорога сильно изгибается, и храм вдруг неожиданно выныривает на повороте. Красота и совершенство церкви заставляют обращать на нее внимание всякого прохожего и проезжего. Неоднократно я замечал, как пассажиры автобусов при приближении к храму невольно любуются его видом, хотя многие наверняка видели его более чем многократно. В их жилах течет кровь предков, создавших эту красоту. Богато украшены наличники храма. Весь внешний декор Троицкой церкви (как и других старинных вятских храмов) выполнен из обтесанного красного кирпича. Можно только подивиться фантазии и смекалке строителей храма - простых вятских мужиков.

В 1988-89 гг. были восстановлены и старинные барочные ворота (по проекту арх. Е. Скопина). На обширной храмовой территории в 1990-е гг. были размещены и постройки Вятского женского монастыря, который получил имя Александро-Невского. Вместе с жилыми корпусами в нач. 1990-х гг. здесь же была выстроена и церковь св. Александра Невского, в основных своих формах повторяющая дореволюционную часовню на Старо-Макарьевском кладбище. Первоначально церковь планировалась как часовня-баптистерий (с бассейном для крещения взрослых), но затем от этого замысла отказались, и в небольшом храме был освящен алтарь. В Александро-Невской церкви некоторое время после обретения пребывали мощи священномученика епископа Виктора (Островидова).

Не обошлось в те годы и без несчастий. В 1995 г. часть зданий, находящихся на территории храма – епархиальная типография, столярная мастерская, котельная и другие складские помещения – сгорели во время пожара. В результате погибло много хранящихся там икон и различных ценностей. Размеры ущерба оценить было невозможно. С 1994-2005 гг. на территории храма находился Свято-Троицкий Александро-Невский женский монастырь, под управлением настоятельницы игуменьи Софии (Розановой). Специально для монастыря был построен сестринский корпус с большой трапезной на первом этаже, сестринскими кельями на втором, и комнатой для гостей на третьем. Сестры несли послушание по храму и по хозяйству.

В 2005 г. решением Священного Синода был открыт Спасо-Преображенский монастырь, и сестры Александро-Невского монастыря были переведены в него на постоянное место. В том же году состоялось торжественное перенесение мощей Святителя Виктора в возвращенное Вятской епархии здание Преображенского женского монастыря. Как рассказывает отец Владимир, в 2005 г. сестры отправились крестным ходом до стен древнего монастыря в центральную часть города Кирова. В 2023 г. Троицкая церковь отметила свой юбилей – 35 лет со дня возобновления литургической жизни после долгих лет забвения!

С сайтов: https://cgako.ru/static/page-files/Храм за Вяткой рекой. К 245-летию Троицкой церкви села Макарье и https://kirovnet.ru/news/2014/09/08/История одной фотографии. Храм за Вяткой



Комментарии и обсуждение


Ваш комментарий будет первым.