Храмовый комплекс Преображенского женского монастыря, состоящий из летней Преображенской и тёплой Введенской церквей, располагается на восточной окраине города, в непосредственной близости от городского кладбища с церковью Жён-Мироносиц, в значительном удалении от исторического центра. В первой половине ХVII века здесь находился Михайло-Архангельский монастырь, который сгорел в страшном городском пожаре 1672 года. Кроме деревянного храма, в обители были кельи и ограда. И вот наступает золотой период расцвета Соликамска! По всему городу на месте деревянных храмов строятся новые, но уже в камне. Решено было восстановить на этом месте женский монастырь. Средства на создание женской обители и на строительство двух храмов (тёплого и холодного) выделила Евдокия Никифоровна Щепоткина, вдова солепромышленника Щепоткина. Грамота на постройку была выдана вятским архиепископом в 1683 году. Были закуплены кирпичи, составлен план строительства и стройка закипела. Но при строительстве храма в 1686 году возник конфликт между заказчицей и исполнителем работ в лице Логина Корсакова. В своей челобитной Щепоткина обвиняла Корсакова в том, что работы ведутся не по чертежу и уговору. Решение по данному вопросу осталось неизвестным, но вероятно у заказчицы были основания для недовольства, так как в следующем 1687 году обрушился верх недостроенной церкви. Наблюдением за продолжением возведения храма было поручено выбранному из посадских людей Никите Третьякову. Он же по приказу воеводы Нарышкина должен был ведать сбором средств "на строение новодевича монастыря". Да "на те деньги лесу всякого купить да плотников наймовать" для устройства иконостаса во вновь построенном храме. Всё это затянуло строительство и церковь была закончена только в 1690 году. А освящена она была в 1692 году, 6 сентября. Позднее монастырь, в число строений которого входила Преображенская церковь, был обнесён деревянной оградой, над которой возвышались главки храма и его шатровая колокольня.
Преображенская церковь провожала ехавших в Сибирь и встречала возвращавшихся оттуда колокольным звоном. После упразднения монастыря и перевода сестёр в Уфу в 1765 году, Преображенская церковь, как и её спутница - тёплая Введенская церковь, обращены в приходские храмы. После закрытия Преображенской церкви в начале 1930-х годах храм был разграблен, а иконостас разобран. Часть икон была спрятана прихожанами по домам, часть уничтожена. Всё убранство церкви было утрачено. С началом войны горисполком постановил приспособить здание Преображенской церкви "для военных нужд". Церковь передали гаражу Межрайторга, который устроил в стене здания проём для въезда грузовых автомобилей. Ворота были прибиты на месте, где раньше находился декоративно украшенный портал. В феврале 1942 года помещение бывшей церкви было передано эвакуированному в Соликамск Камышинскому военному аэросанному училищу. Помещение они использовали в качестве гаража для аэросаней. После войны бывший храм занимали постоянно сменяющиеся организации. В 1950-е годы произведена научная реставрация здания, восстановлены утраченные детали, заложены проёмы в стенах. В 1980-х годах храм реставрировался Пермской научно-реставрационной организацией "Росреставрация" под управлением Гершена Давидовича Канторовича.
С 1991 года церковь, одна из первых в Соликамске, вновь стала действующей. Этот храм при относительной простоте декоративных форм, например, в сравнении со строившимся в те же годы Троицким собором и Богоявленской церковью, привлекает гармоничностью, живописностью силуэта. Храм бесстолпный пятиглавый. Четверик несколько увеличен в ширину. Трапезная квадратная в плане, чуть уже основного объёма самого храма. Апсида алтаря полукруглая. Украшением церкви служит невысокая шатровая колокольня, устроенная по схеме восьмерик на четверике. Гармоничны и рисунок арок звона, и слухи, устроенные в плоскости шатра. Барабаны с луковичными главками сложной формы - глухие. У них основания - декоративные кокошники. Кровля - четырёхскатная, под её свесами разместились ложные закомары, по три на узких сторонах и по четыре на широких сторонах четверика. Под закомарами проходит декоративный карниз, который прорезается килевидными фронтончиками оконных наличников. Декор храма заметно беднее, чем у центральных церквей города, однако благодаря удачным пропорциям храм выглядит очень изящно. С южной стороны храм имеет крыльцо на массивных столбах. Поблизости находится небольшая зимняя церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы, строительство которой завершилось в 1713 году. Приземистая постройка довольно проста по архитектуре, но интересна яркой деталью - это единственная церковь города, сохранившая деревянный лемеховый купол, причём весьма внушительных размеров. Благодаря ему храм выглядит необычно, совмещая в себе черты каменной и деревянной храмовой архитектуры.
Журнал "Православные Храмы. Путешествие по Святым местам". Выпуск №75, 2014 г. и сайт http://preobragenie.prihod.ru